Опричнина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 11:23, реферат

Описание работы

Возникнув как раздел философской науки, психология в течение более чем двух тысячелетий была неразрывно связана с ней. В рамках философии было накоплено огромное количество знаний о различных психических процессах и состояниях, исследовались процессы восприятия и познания окружающего мира, эмоциональные процессы, механизмы развития психических явлений, сделаны попытки типологии людей. Биологические основыпсихического исследовались в медицинской науке. Многие знания о психическом были накоплены в астрологии, так называемых оккультных науках.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Начало опричнины4
2.Раздор с церковью6
3.Опричный террор 7
4.Итоги опричнины 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

Файлы: 1 файл

готово.docx

— 47.15 Кб (Скачать файл)

·        внутренняя деятельность имеет принципиально  то же строение, что и внешняя  деятельность, и отличается от нее только формой протекания (принцип единства внутренней в внешней деятельности);

·        для  успешного воспроизведения какого-либо действия «в уме» нужно обязательно  освоить его в материальном плане  и получить сначала реальный результат. При интериоризации внешняя деятельность, хотя и не меняет своего принципиального строения, сильно трансформируется, сокращается, что позволяет осуществлять ее значительно быстрее.

 

 

А.Н. Леонтьев о  личности

·        личность ≠ индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом  в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в  которые индивид вовлекается;

·        личность есть системное и поэтому сверхчувственное качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами. Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционирования личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида;

·        с  этой точки зрения проблема личности образует новое психологическое  измерение:

а) иное, чем измерение, в  котором ведутся исследования тех  или иных психических процессов, отдельных свойств и состояний  человека;

б) это исследование его  места, позиции в системе общественных связей, общений, которые открываются  ему;

в) это исследование того, что, ради чего и как использует человек  доставшееся ему от рождения и  приобретенное им;

·        антропологические  свойства индивида выступают не как  определяющие личность или входящие в ее структуру, а как генетически заданные условия формирования личности и, вместе с тем, как то, что определяет не ее психологические черты, а лишь формы и способы их проявления;

·        личностью  не рождаются, личностью становятся;

·        личность есть относительно поздний продукт  общественно-исторического и онтогенетического  развития человека;

·        личность есть специальное человеческое образование;

·        реальным базисом личности человека является совокупность его общественных отношений  к миру, тех отношений, которые  реализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных  деятельностей

·        становление  личности - это становление связной  системы личностных смыслов:

существуют три основных параметра личности:

1) широта связей человека  с миром;

2) степень их иерархизованности и

3) их общая структура;

·        личность рождается дважды:

а) первое рождение относится  к дошкольному возрасту и знаменуется  установлением первых иерархических  отношений между мотивами, первыми  подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам;

б) второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Второе рождение личности предполагает наличие самосознания .

Через все творчество Леонтьева  проходит борьба с натуралистическими концепциями в психологии человека, идея исторического развития человеческого  сознания. Она явилась предметом  специального анализа в статьях 1959-1960 гг. Здесь в контексте проблемы биологического и социального сформулированы понятия о трех видах опыта - индивидуальном, видовом и социальном.

На основе теории деятельности А.Н. Леонтьева в Московском университете на факультете психологии, основателем  и первым деканом которого он был, а также и в других учреждениях  проводятся исследования в общей  и в других отраслях психологической  науки - социальной, детской, педагогической, инженерной, патопсихологии, зоопсихологии  и др.

Таким образом, А.Н. Леонтьев внес огромный вклад в развитие отечественной и мировой психологии, а его идеи развиваются учеными и в настоящее время. 

 

 

 

 

2. Вклад В.С. Мерлина в развитие психологии

Вольф Соломо́нович Ме́рлин (22 января 1898, Могилёв, Российская империя — 6 апреля 1982, Пермь, СССР) — российский психолог, доктор психологических наук (1950), профессор, основатель Пермской психологической школы; ученик и последователь М. Я. Басова и А. Ф. Лазурского в теоретической и экспериментальной разработке системной методологии междисциплинарных исследований личности и и ее развития в разных видах деятельности; автор теории индивидуальных стилей деятельности и жизнедеятельности; автор и разработчик системной методологии трансдисциплинарных исследований интегральной индивидуальности.

В традициях петербургской  исследовательской традиции, заложенной Бехтеревым и Лазурским, В. С. Мерлин развивал междисциплинарную научную  концепцию интегральной индивидуальности, а также руководил большой  группой дифференциальных психофизиологов, дифференциальных психологов, психологов высшей квалификации, работающих в десятках направлений деятельности социальных групп и общества в нескольких странах бывшего СССР.

Одно из важнейших теоретических  построений В. С. Мерлина — концепция  личности — теснейшим образом  связано с концепцией личности у  А. Ф. Лазурского, и его учеников М. Я. Басова и В. Н. Мясищева. Книга Мерлина  «Очерк психологии личности», вышедшая в 1959 году, была высоко оценена психологической  общественностью. Автор не только обсудил  вопрос об уникальности, неповторимости каждой личности, но и предпринял попытку  показать истоки этой уникальности и  представить оригинальную позицию  в понимании структуры личности, взаимосвязи и влиянии ее отдельных компонентов

Другое направление исследовательской  деятельности В. С. Мерлина и его  сотрудников — дифференциальная психофизиология. Работы по темпераменту, писал в 1967 г. В. С. Мерлин, были логическим развитием его предшествующего исследования зависимости волевого акта от структуры условно-рефлекторных связей, начатого еще в лаборатории М. Я. Басова в 1929 г.: «Развивая мысли своего учителя, я на основе экспериментальных фактов пришел к выводу, что связь между нервно-физиологическими процессами имеет многозначный характер» (Материалы к совещанию, посвященному 50-летию советской психологии на Урале. Пермь, 1967). Руководствуясь этим общим принципом, в своих исследованиях по темпераменту В. С. Мерлин также стремился раскрыть многозначную зависимость между общим типом нервной системы и темпераментом. Принцип многозначной связи между типом нервной системы и типом темперамента привел его к утверждению о специфичности психологических закономерностей темперамента. В отличие от «аналитического» направления исследований, свойственного школе Б. М. Теплова («от свойств к типам»), В. С. Мерлин подвергал анализу не отдельные свойства, а определенные симптомокомплексы. Такое направление определило содержание его последующих работ: оно позволило существенно продвинуться в разработке собственно типологической проблематики. Поэтому наибольшие успехи этим коллективом были достигнуты именно в изучении психологических характеристик темперамента как психодинамического образования, обусловленного свойствами нервной системы, а затем и в выделении устойчивых типов темперамента. Поскольку в отечественной науке школой Б. М. Теплова осуществлялось систематическое и наиболее глубокое изучение свойств нервной системы человека, коллектив, руководимый В. С. Мерлиным, мог сконцентрировать свои усилия на работе по определению психологических переменных, детерминируемых этими параметрами.   В.С. Мерлин (1898-1982) разработал интегральную теорию индивидуальности, в которой выделял следующие уровни: биохимический, соматический, нейродинамический, психодинамический (уровень темперамента), свойства личности, социальные роли. Между этими уровнями существуют не однозначные, а много-многозначные связи, т.е. свойство одного уровня может быть связано с несколькими свойствами другого уровня.

В структуре темперамента он различает:

экстраверсию - зависимость  психической деятельности от наличной объективной ситуации;

тревожность - предрасположение к реакции избегания в ожидании угрожающей ситуации;

реактивность - интенсивность  реакции в ответ на стимул; импульсивность - скорость, с которой эмоция становится побудительной силой действия;

эмоциональную устойчивость - способность к контролю эмоций;

эмоциональную возбудимость - интенсивность эмоциональных переживаний; активность как поведение, направленное на определенные цели;

ригидность - неспособность  корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.

Вводя понятие индивидуального  стиля деятельности, он имел в виду, что это - своеобразная система психологических  средств, к которым сознательно  или стихийно прибегает человек  в целях наилучшего уравновешивания  своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными  условиями деятельности. Темперамент, по мнению В.С. Мерлина, нельзя изменить, т.к. он обусловлен генетически, но его, тем не менее, можно компенсировать. Наиболее известные его работы - "Очерк по теории темперамента", "Экспериментальная психология личности", "Очерк интегрального исследования индивидуальности"

 

 

 

 

 

3.Вклад В.М. Русалова в развитие психологии

 Одной из современных  и достаточно широко используемых  концепций темперамента является  теория, разработанная под руководством  В.М.Русалова в лаборатории психологии и психофизиологии индивидуальности Института психологии РАН.

Исследователями были сформулированы следующие критерии темперамента:

независимость от содержания, мотива и цели поведения (стилевой аспект поведения);динамический (энергетический) аспект процесса взаимодействия человека с внешним и внутренним миром (предметным миром, другими людьми, собой);универсальность и консистентность проявления во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;раннее проявление в детстве;

устойчивость в течение  длительного периода жизни человека;высокая корреляция с общими свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т.д.);наследуемость.

          Для анализа биологической системы человека В.М. Русалов выдвинул концепцию общих и частных конституций организма человека. Согласно этой концепции, в основе темперамента лежат свойства общей конституции человеческого организма, которая рассматривается как совокупность всех частных конституций, т. е. всех физических и физиологических свойств индивида, закрепленных в его наследственном аппарате.

       Следовательно, согласно Русалову, темперамент ― это особая психобиологическая категория, охватывающая обобщенные формально- динамические аспекты всего поведения человека.

        Развиваемый подход позволяет разрешить спор о том, является ли темперамент самостоятельным образованием или нет, как соотносить между собой темперамент, интеллект, характер и личность.

       Во-первых, темперамент ― это одно из самостоятельных, независимых базальных и устойчивых динамических образований психики. Во-вторых, темперамент и характер не идентичны, поскольку их формально-динамические характеристики имеют разные аспекты обобщения, а также разное соотношение «содержательных» свойств психики. В-третьих, темперамент не идентичен личности, поскольку последняя представляет прежде всего систему ценностно- смысловых отношений человека. Темперамент, в рамках этого подхода, представляет собой совокупность таких психических черт, признаков и свойств человека, которые возникли в результате обобщения динамических, формальных, стилевых характеристик психики под влиянием устойчивых индивидуальных биологических детерминант.

         Отсюда следует, что развитие темперамента происходит по двум основаниям: 1) вслед за биологическим возрастным развитием и 2) как результат сменяющих друг друга социально организованных типов деятельности (игра, учеба, труд и т. д.), т. е. в процессе воспитания и тренировки.

          Таким образом, характеристики темперамента не столько привносят в деятельность различные оттенки, сколько задают границы, оберегают организм от чрезвычайно большого или, наоборот, чрезвычайно малого расходования энергии. Выживаемость человеческого организма в первом случае будет под угрозой из-за огромной истощаемости, а во втором ― из-за слабого, пассивного усвоения субъектом предметного мира.

Именно в этом и состоит  приспособительная, адаптивная роль темперамента в рамках данного подхода.

К настоящему времени В.М.Русалову и его коллегам в многочисленных исследованиях удалось не только экспериментально выделить теоретически ожидаемые свойства темперамента, вытекающие из структуры функциональной системы, но и найти их устойчивые комбинации. Было установлено, что в структуре психической активности существуют три относительно независимых компонента.

    Наиболее важным из них является «эргичность» (выносливость), которая соответствует «афферентному синтезу» и характеризует меру напряженности процесса взаимодействия человека-субъекта с предметной средой (в том числе и с собой) и другими людьми.

    Другой важнейшей формально-динамической характеристикой активности является «пластичность», соответствующая блоку «программирования», в которой отражается легкость (гибкость) процесса переключения с одних программ поведения на другие.

    Третий компонент психической активности ― «скорость», соответствующая блоку «исполнения», характеризует уровень координации всех подсистем организма и отражает, как быстро протекают психические процессы.

В структуре эмоциональности  был выделен только один фундаментальный  параметр ― порог чувствительности к несовпадению реального результата действия с «акцептором результата действия». В этом параметре отражается  основное свойство эмоциональности ― «впечатлительность, ранимость». Все остальные эмоциональные характеристики (радость, гнев, страх и т. д.) являются производными сочетаниями различных уровней активности и порога эмоциональной чувствительности. Например, радость представляет собой сочетание высокой психической активности и высокого порога эмоциональной чувствительности; гнев ― высокой психической активности и низкого эмоционального порога; страх ― низкой психической активности и низкого эмоционального порога и т. д.

Информация о работе Опричнина