Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 11:23, реферат
Возникнув как раздел философской науки, психология в течение более чем двух тысячелетий была неразрывно связана с ней. В рамках философии было накоплено огромное количество знаний о различных психических процессах и состояниях, исследовались процессы восприятия и познания окружающего мира, эмоциональные процессы, механизмы развития психических явлений, сделаны попытки типологии людей. Биологические основыпсихического исследовались в медицинской науке. Многие знания о психическом были накоплены в астрологии, так называемых оккультных науках.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Начало опричнины4
2.Раздор с церковью6
3.Опричный террор 7
4.Итоги опричнины 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
· внутренняя деятельность имеет принципиально то же строение, что и внешняя деятельность, и отличается от нее только формой протекания (принцип единства внутренней в внешней деятельности);
· для
успешного воспроизведения
А.Н. Леонтьев о личности
· личность
≠ индивид; это особое качество,
которое приобретается
· личность
есть системное и поэтому
· с этой точки зрения проблема личности образует новое психологическое измерение:
а) иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных свойств и состояний человека;
б) это исследование его места, позиции в системе общественных связей, общений, которые открываются ему;
в) это исследование того, что, ради чего и как использует человек доставшееся ему от рождения и приобретенное им;
· антропологические свойства индивида выступают не как определяющие личность или входящие в ее структуру, а как генетически заданные условия формирования личности и, вместе с тем, как то, что определяет не ее психологические черты, а лишь формы и способы их проявления;
· личностью не рождаются, личностью становятся;
· личность
есть относительно поздний продукт
общественно-исторического и
· личность есть специальное человеческое образование;
· реальным
базисом личности человека является
совокупность его общественных отношений
к миру, тех отношений, которые
реализуются его деятельностью,
точнее, совокупностью его
· становление личности - это становление связной системы личностных смыслов:
существуют три основных параметра личности:
1) широта связей человека с миром;
2) степень их иерархизованности и
3) их общая структура;
· личность рождается дважды:
а) первое рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений между мотивами, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам;
б) второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Второе рождение личности предполагает наличие самосознания .
Через все творчество Леонтьева проходит борьба с натуралистическими концепциями в психологии человека, идея исторического развития человеческого сознания. Она явилась предметом специального анализа в статьях 1959-1960 гг. Здесь в контексте проблемы биологического и социального сформулированы понятия о трех видах опыта - индивидуальном, видовом и социальном.
На основе теории деятельности А.Н. Леонтьева в Московском университете на факультете психологии, основателем и первым деканом которого он был, а также и в других учреждениях проводятся исследования в общей и в других отраслях психологической науки - социальной, детской, педагогической, инженерной, патопсихологии, зоопсихологии и др.
Таким образом, А.Н. Леонтьев внес огромный вклад в развитие отечественной и мировой психологии, а его идеи развиваются учеными и в настоящее время.
2. Вклад В.С. Мерлина в развитие психологии
Вольф Соломо́нович Ме́рлин (22 января 1898, Могилёв, Российская империя — 6 апреля 1982, Пермь, СССР) — российский психолог, доктор психологических наук (1950), профессор, основатель Пермской психологической школы; ученик и последователь М. Я. Басова и А. Ф. Лазурского в теоретической и экспериментальной разработке системной методологии междисциплинарных исследований личности и и ее развития в разных видах деятельности; автор теории индивидуальных стилей деятельности и жизнедеятельности; автор и разработчик системной методологии трансдисциплинарных исследований интегральной индивидуальности.
В традициях петербургской исследовательской традиции, заложенной Бехтеревым и Лазурским, В. С. Мерлин развивал междисциплинарную научную концепцию интегральной индивидуальности, а также руководил большой группой дифференциальных психофизиологов, дифференциальных психологов, психологов высшей квалификации, работающих в десятках направлений деятельности социальных групп и общества в нескольких странах бывшего СССР.
Одно из важнейших теоретических
построений В. С. Мерлина — концепция
личности — теснейшим образом
связано с концепцией личности у
А. Ф. Лазурского, и его учеников М.
Я. Басова и В. Н. Мясищева. Книга Мерлина
«Очерк психологии личности», вышедшая
в 1959 году, была высоко оценена психологической
общественностью. Автор не только обсудил
вопрос об уникальности, неповторимости
каждой личности, но и предпринял попытку
показать истоки этой уникальности и
представить оригинальную позицию
в понимании структуры
Другое направление
В структуре темперамента он различает:
экстраверсию - зависимость психической деятельности от наличной объективной ситуации;
тревожность - предрасположение к реакции избегания в ожидании угрожающей ситуации;
реактивность - интенсивность реакции в ответ на стимул; импульсивность - скорость, с которой эмоция становится побудительной силой действия;
эмоциональную устойчивость - способность к контролю эмоций;
эмоциональную возбудимость
- интенсивность эмоциональных
ригидность - неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.
Вводя понятие индивидуального
стиля деятельности, он имел в виду,
что это - своеобразная система психологических
средств, к которым сознательно
или стихийно прибегает человек
в целях наилучшего уравновешивания
своей (типологически обусловленной)
индивидуальности с предметными
условиями деятельности. Темперамент,
по мнению В.С. Мерлина, нельзя изменить,
т.к. он обусловлен генетически, но его,
тем не менее, можно компенсировать.
Наиболее известные его работы -
"Очерк по теории темперамента",
"Экспериментальная психология личности",
"Очерк интегрального
3.Вклад В.М. Русалова в развитие психологии
Одной из современных
и достаточно широко
Исследователями были сформулированы следующие критерии темперамента:
независимость от содержания, мотива и цели поведения (стилевой аспект поведения);динамический (энергетический) аспект процесса взаимодействия человека с внешним и внутренним миром (предметным миром, другими людьми, собой);универсальность и консистентность проявления во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;раннее проявление в детстве;
устойчивость в течение длительного периода жизни человека;высокая корреляция с общими свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т.д.);наследуемость.
Для анализа биологической системы человека В.М. Русалов выдвинул концепцию общих и частных конституций организма человека. Согласно этой концепции, в основе темперамента лежат свойства общей конституции человеческого организма, которая рассматривается как совокупность всех частных конституций, т. е. всех физических и физиологических свойств индивида, закрепленных в его наследственном аппарате.
Следовательно, согласно Русалову, темперамент ― это особая психобиологическая категория, охватывающая обобщенные формально- динамические аспекты всего поведения человека.
Развиваемый подход позволяет разрешить спор о том, является ли темперамент самостоятельным образованием или нет, как соотносить между собой темперамент, интеллект, характер и личность.
Во-первых, темперамент ― это одно из самостоятельных, независимых базальных и устойчивых динамических образований психики. Во-вторых, темперамент и характер не идентичны, поскольку их формально-динамические характеристики имеют разные аспекты обобщения, а также разное соотношение «содержательных» свойств психики. В-третьих, темперамент не идентичен личности, поскольку последняя представляет прежде всего систему ценностно- смысловых отношений человека. Темперамент, в рамках этого подхода, представляет собой совокупность таких психических черт, признаков и свойств человека, которые возникли в результате обобщения динамических, формальных, стилевых характеристик психики под влиянием устойчивых индивидуальных биологических детерминант.
Отсюда следует, что развитие темперамента происходит по двум основаниям: 1) вслед за биологическим возрастным развитием и 2) как результат сменяющих друг друга социально организованных типов деятельности (игра, учеба, труд и т. д.), т. е. в процессе воспитания и тренировки.
Таким образом, характеристики темперамента не столько привносят в деятельность различные оттенки, сколько задают границы, оберегают организм от чрезвычайно большого или, наоборот, чрезвычайно малого расходования энергии. Выживаемость человеческого организма в первом случае будет под угрозой из-за огромной истощаемости, а во втором ― из-за слабого, пассивного усвоения субъектом предметного мира.
Именно в этом и состоит приспособительная, адаптивная роль темперамента в рамках данного подхода.
К настоящему времени В.М.Русалову и его коллегам в многочисленных исследованиях удалось не только экспериментально выделить теоретически ожидаемые свойства темперамента, вытекающие из структуры функциональной системы, но и найти их устойчивые комбинации. Было установлено, что в структуре психической активности существуют три относительно независимых компонента.
Наиболее важным из них является «эргичность» (выносливость), которая соответствует «афферентному синтезу» и характеризует меру напряженности процесса взаимодействия человека-субъекта с предметной средой (в том числе и с собой) и другими людьми.
Другой важнейшей формально-динамической характеристикой активности является «пластичность», соответствующая блоку «программирования», в которой отражается легкость (гибкость) процесса переключения с одних программ поведения на другие.
Третий компонент психической активности ― «скорость», соответствующая блоку «исполнения», характеризует уровень координации всех подсистем организма и отражает, как быстро протекают психические процессы.
В структуре эмоциональности был выделен только один фундаментальный параметр ― порог чувствительности к несовпадению реального результата действия с «акцептором результата действия». В этом параметре отражается основное свойство эмоциональности ― «впечатлительность, ранимость». Все остальные эмоциональные характеристики (радость, гнев, страх и т. д.) являются производными сочетаниями различных уровней активности и порога эмоциональной чувствительности. Например, радость представляет собой сочетание высокой психической активности и высокого порога эмоциональной чувствительности; гнев ― высокой психической активности и низкого эмоционального порога; страх ― низкой психической активности и низкого эмоционального порога и т. д.