Организационно-правовые основы деятельности карательных органов. Карательные органы Российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Цель работы состоит в том, чтобы на основе изучения нормативно-правовой базы деятельности раскрыть значение карательных органов в государственном механизме Советского государства, проанализировать специфические направления их деятельности посредством сравнительноого анализа.
Исходя из этой цели, определим в качестве задач исследования:
- исследовать роль карательных органов Советского государства;
- исследовать основные направления деятельности карательных органов; проанализировать организационные основы деятельности карательных органов;
- исследовать правовую базу деятельности карательных органов;
показать структурные преобразования в карательных органах.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 47.45 Кб (Скачать файл)

Террор уже не доминировал  в практической деятельности эсеров, но террористическая деятельность партии не только не прекратилась, но и расширилась. В феврале от рук эсера С. Каляева  погиб московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович.

После выхода Манифеста 17 октября  руководство партии признало Россию конституционной страной и Боевая организация была распущена (как  оказалось, лишь на время). Но относительно умеренная политическая линия сочеталась с активным участием членов партии в Декабрьском восстании, многочисленных стачках и демонстрациях.

В конце декабря 1905-начале января 1906 г. был проведен первый съезд, официально принявший программу  партии 1902 г.

Социал-демократы признавали революцию буржуазно-демократической. Они вошли в контакт с Г. Гапоном, согласившимся включить требования социал-демократической программы-минимум в свою петицию. Эсдеки развернули агитацию и пропаганду, начали издавать первые легальные газеты (Новая жизнь), пытались руководить забастовками. Рабочие, связанные с партией, начали стачку, переросшую во Всеобщую политическую в октябре 1905 г. Осенью социал-демократы преодолели настороженное поначалу отношение к новым непартийным рабочим организациям - Советам и профсоюзам, обязав своих членов вступать в профсоюзы и внедряться в Советы.

Подъем крестьянского  движения убедил социал-демократов в  необходимости изменить очень умеренную  аграрную программу. Съезд сторонников  Ленина (апрель), названный ими III съездом  РСДРП и меньшевистская Женевская  конференция заявили о необходимости  конфискации всех помещичьих и казенных земель. Кроме того съезд принял ленинскую идею гегемонии пролетариата в буржуазной революции и принял курс на подготовку вооруженного восстания  для установления революционно-демократической  диктатуры рабочих и крестьян сразу после свержения самодержавия.

С самого начала революции  остро осознавалась необходимость  усиления единства в РСДРП. В декабре  было принято решение об объединении  двух фракций. Партийные, особенно рабочие, низы вообще не признавали и часто  не осознавали раскола. В октябрьской  стачке, декабрьском восстании большевики действовали не только вместе с меньшевиками, но и с эсерами. [3, С. 200]

Либеральные организации выступили в поддержку бастовавших рабочих Петербурга и других городов. Выросли тиражи журнала Освобождение, была создана подпольная типография в Петербурге. III съезд Союза освобождения (март) принял программу, содержавшую требования созыва Учредительного собрания, введения 8-часового рабочего дня, отчуждения помещичьих земель. Была поставлена задача объединения всех левых и демократических сил.

Союз земцев-конституционалистов  предпринимал меры по сближению с  Союзом Союзов, находившимся на либеральной  платформе. Съезд представителей земств и городов в сентябре принял программу  Союза Освобождения. Либералы пытались расширить свое влияние, разработав летом 1905 г. Устав союза рабочих. При этом освобожденцы и тем более  земцы выступали прежде всего  за легальные методы и в июле отправили  делегацию к Николаю II, не оставляя надежд на его разум и добрую волю.

С августа расширились  возможности легальной деятельности. В октябре 1905 г. либералы активно  поддержали Всероссийскую стачку, а  публикации Манифеста 17 октября наконец  организационно оформились либеральные  партии. В конце 1905-начале 1906 гг. возникло несколько десятков национальных, региональных и местных партий. Самыми крупными и значительными явились:

üКонституционно-демократическая партия - лидеры П.Н. Милюков, П.Д. Долгоруков, С.А. Муромцев (октябрь 1905 г.), имевшая леволиберальную направленность, и

üПраволиберальная партия Союз 17 октября - лидеры А.И. Гучков, Д.Н. Шипов (ноябрь 1905 г.).

Обе партии ставили своей  целью реализацию положений Манифеста 17 октября и установление буржуазного  общественного строя и парламентской  монархии. По аграрному вопросу признавалась необходимость разрушения общины и  частичной конфискации помещичьей земли. По рабочему вопросу предлагалось признание профессиональных рабочих  союзов, экономических стачек. Использоваться могли лишь легальные, прежде всего  парламентские средства борьбы. Главными различиями между двумя партиями были

более демократический характер программы кадетов (требование постепенного введения 8-часового рабочего дня, демократизация местного самоуправления и т.д.) и 

активная поддержка октябристами правительственных мер по подавлению революционного движения, прежде всего  Декабрьского восстания в Москве. В составе октябристов несколько  меньше была представлена интеллигенция, но больше было либеральных помещиков. Партию формировали также чиновники  высшего и среднего звена и  представители крупной буржуазии.

Черносотенные организации. Еще весной 1905 г. возникла Русская монархическая партия во главе с В.А. Грингмутом, а после Манифеста 17 октября во многих городах страны были зарегистрированы десятки крайне правых организаций, общим высшим органом которых формально являлся Съезд русских людей. Но единого центра создать не удалось.

Самой крупной правонационалистических  организацией явился Союз русского народа, образованный в ноябре 1905 г. и возглавлявшийся  А.И. Дубровиным и В.М. Пуришкевичем. Черносотенцы, использовали лозунг православие, самодержавие, народность, а также  терминологию славянофилов, смысл которой  был доведен до крайности. Пришедшей  с запада демократии правые противопоставляли  исконно русскую соборность, которая  сочетается с абсолютной властью  мудрого самодержца. Они требовали  освободить страну от иностранного капитала и монополий, ввести привилегии и  льготы (в том числе бесплатное образование) для русских, под которыми понимались также украинцы и белорусы.

Крайний национализм союзников  сочетался с резким антисемитизмом. Правые во всех бедах России винили евреев, планомерно стремящихся, якобы, к мировому господству, и социалистов, разжигающих революцию на еврейские  деньги. Черносотенцы требовали от правительства обеспечить выезд  евреев из России, а для его ускорения  поддержать создание еврейского государства  на Ближнем Востоке.

В аграрном вопросе черносотенцы отвергали возможность отчуждения помещичьих земель, предлагая продажу  крестьянам казенной земли, переселение  и т.п. Обещая бороться за улучшение  условий труда рабочих, они не имели конкретной программы по рабочему вопросу.

Во внешнеполитических вопросах черносотенцы оказались умереннее  либералов, писавших о необходимости  установления российского контроля над Черноморскими проливами  и т.п. Союзники, как назвали членов Союза русского народа, считали невозможной  активизацию внешней политики пока в России не будет покончено с  революционерами и их хозяевами.

Поддерживаемые правительством и полицией, черносотенцы использовали легальные и нелегальные методы борьбы, вплоть до массового и индивидуального  террора. Организуя еврейские погромы, убивая революционеров и либералов, правые имели относительно широкую  социальную базу среди части националистически  настроенных крестьян, ремесленников, рабочих (рабочей аристократии и  чернорабочих), люмпен-пролетариата. Руководство  правомонархических организаций состояло из представителей интеллигенции, предпринимателей, помещиков, духовенства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спад революции 1906-июнь 1907 гг.

 

Рабочее движение пошло на спад, хотя в ряде мест прошли новые вооруженные восстания пролетариата и даже стихийная партизанская война (в некоторых районах Прибалтики и Закавказья). Каждая новая волна забастовок в этот период была слабее предыдущей, снизилась доля политических требований, но сами стачки проходили все организованнее, ими все чаще руководили профсоюзы.

Крестьянское  движение, нараставшее медленнее, весной 1906 г. достигло своего пика. На том этапе восстания, часто принимавшие формы грабежа помещичьих имений всей общиной, прошли более, чем в каждом втором уезде, но затем, после уступок правительства и репрессий пошли на спад, пока не прекратились совсем.

ВКС, бойкотируя под влиянием эсеров выборы в 1-ю Думу, принял активное участие в выборах во 2-ю.

Демократическое движение широких городских слоев почти полностью переключилось на выборную думскую кампанию, пытаясь использовать появившиеся легальные возможности. Борьба не прекратилась, но приняла парламентские формы.

Движение  в армии продолжалось в 1906 г. восстаниями в Кронштадте и Свеаборге (июль). В 1907 г. спорадические выступления почти прекратились.

Национальное  движение активно действовало, принимая различные формы - от вооруженного восстания до бойкотов русских школ и деятельности в Думе. В Грузии и Прибалтике действовали крестьянские вооруженные отряды. Наряду с левыми партиями во многих регионах, особенно в Финляндии, Прибалтике, Польше, на Кавказе, в Поволжье, возникали и иногда возглавляли движение либеральные национальные организации: Литовская христианско-демократическая партия, Польская народная партия и др. Национал-либералы в Польше и Прибалтике выступали за освобождение с антирусских позиций, призывая сбросить гнет России.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

Организационно-правовые основы деятельности карательных органов.

Карательные органы Российского государства.

В связи с развитием  революционного движения в России, назревани-

ем революционной ситуации главным объектом политического  сыска

становится рабочий класс  и его революционный авангард — партия

большевиков.

Царское правительство продолжало использовать сложившуюся ра-

нее систему жандармско-полицейских  органов, но создавало и новые

органы - специальную фабрично-заводскую  полицию, специальные под-

разделения полиции в  сельской местности - отряды сельской полицей-

ской стражи. Были приняты  меры, направленные на увеличение штатов

общей и политической полиции.

В 1902-1903 гг. во всех более  или менее крупных городах  России

создаются специальные органы политического сыска - охранные отде-

ления. Несколько позднее  в целях координации их деятельности были

образованы районные охранные отделения, каждое из которых руково-

дило деятельностью охранных отделений в нескольких губерниях. В

1906 г. было принято Положение  о районных охранных отделениях, а в

1907 г. - Положение об охранных  отделениях.

Общее руководство деятельностью  охранных отделений осуществлял

Особый отдел департамента полиции, созданный еще в конце XIX в.

234

Положение предусматривало  тесные контакты в деятельности охранных

отделений и жандармских  управлений, однако организационного объе-

динения этих двух систем органов  политического сыска не произошло.

Главнейшей задачей охранных отделений являлась борьба с "револю-

ционными сообществами". Решая ее, охранка активно использовала

провокацию.

Для борьбы с революционными центрами за рубежом Департамент

полиции активизировал свою заграничную агентуру. В начале XX в.

центром этого аппарата стал Париж, Российское консульство во Фран-

ции.

Заграничная агентура Департамента полиции активно сотрудничала с

соответствующими органами Франции, Англии, Германии и других го-

сударств.

Широко использовалось чрезвычайное законодательство: Положение

о мерах к охранению  государственного порядка и общественного  спо-

койствия (1881 г.) и Правила  о военном положении (1892 г.), предос-

тавлявшие широкие права  полицейским органам и военным  властям в

борьбе с революционным  движением.

В 1905 г. положение об усиленной  или чрезвычайной охране и воен-

ное положение действовали  на территории, где проживало 117 млн. че-

ловек.

Чрезвычайное законодательство России давало возможность широко

использовать военные  судебные органы и военно-уголовное  законода-

тельство. Согласно этому  законодательству судебные органы могли

применять смертную казнь  как за многие политические, так  и за обще-

уголовные преступления. Особенно много смертных приговоров было

вынесено после подавления первой русской революции, в годы реакции.

19 августа 1906 г. царское  правительство в порядке чрезвычайного

законодательства ввело  Положение о военно-полевых судах, которое

предусматривало их создание в местностях, объявленных на военном

или чрезвычайном положении. Военно-полевым судам было подсудно

любое дело, имевшее в  какой-то мере политический характер. Дело

рассматривалось в течение  двух суток без предварительного расследо-

вания.

Указ о военно-полевых  судах не был утвержден Думой  и перестал

действовать в 1907 г. После  их упразднения продолжали использоваться

военно-окружные суды, которые  мало чем отличались от военно-

полевых.

Информация о работе Организационно-правовые основы деятельности карательных органов. Карательные органы Российского государства