Основное содержание и задачи курса Истории Казахстана. Источники, историография и периодизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 15:38, курс лекций

Описание работы

Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности. История казахского народа представляет собой важнейшую часть всемирной истории, поэтому ее изучение занимает важное место в формировании исторического сознания молодежи. Казахи относятся к тюркским народам, занимают среди них четвертое место по численности и входят в первую десятку по площади территории среди народов мира. Предки казахов, известные в истории под различными этнонимами, прошли сложный исторический путь. За свою долгую историю казахи внесли достойный вклад в мировую цивилизацию. Сегодня перед исторической наукой Казахстана стоят огромные и ответственные задачи.

Файлы: 1 файл

istoria_shpora.doc

— 1,002.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40.Духовная культура Казахстана в ХІХ веке. Просветители: Ч.Валиханов, А. Кунанбаев, И.Алтынсарин.  Музыкальное искусство: Курмангазы Сагырбаев, Даулеткерей Шигаев, Жаяу Муса. Важным направлением в жизни казахской литературы в XIX веке был сбор образцов фольклорного наследия и устного народного творчества, их издание, появление первых отзывов об их содержании и художественных особенностях. Прибывшие еще в начале века в Казахстан путешественники и ученные, в основном из числа русских, важное внимание уделяли изучению быта и образа жизни, истории и литературных творений казахов. Начиная с середины века, сбором и публикацией таких материалов из духовной жизни народа систематически занимались ученые исследователи: Валиханов, Радлов, Потанин и др. Валиханов стремился выделять и рассматривать в тесной связи с литературными образами устного народного творчества, созданными и переданными из поколения в поколение самими казахами. Тем самым, собирался изучать те исторические связи, которые устанавливались между соседними народами, в научных трудах Валиханова большое внимание уделяется изучению эпических произведений казахов.Ученый-тюрколог Радлов третий том своего десятитомного сборника сочинений «Образцы Казахской народной литературы тюркских племен» целиком посвятил казахскому фольклору. Он отметил, что казахи владеют большим ораторским искусством, что они щедро одарены природным талантом и, благодаря этому всегда придают значение ритму и рифме даже в обычной разговорной речи. Пораженный богатством фольклорных жанров казахского устного народного творчества, он классифицировал казахскую литературу на дидактический и эпический жанры.Музыкальная культура второй половины XIX века была периодом расцвета музыкального искусства. В это время жили и творили многие выдающиеся профессиональные композиторы – певцы и инструменталисты, произведения которых образовали народную музыкальную классику. Многие народные композиторы были для своего времени образованными, почти все владели письменностью, некоторые знали русский и арабский языки, но не зная музыкальной грамоты, они не могли записывать свои произведения. В них ярко выражены темы социального протеста, звучат призывы к борьбе с несправедливыми законами и произволом султанов, правителей. В песнях и кюях отображены мечты народа о свободе личности, о равноправии женщин. Плодотворно влияние на развитие музыкального искусства в Казахстане во второй половине XIX века оказали влияние Курмангазы, Даулеткерей, Таттимбет, Ихлас Дукенов и многие другие.Курмангазы (1806-1879гг). Сохранилось более 60 кюев.Даулеткерей (1820-1887гг). Выдающийся композитор. Все его произведения лирического содержания, ярки и выразительны.Таттимбет (1817-1860гг). Внес вклад в инструментальную музыку XIX века. Он прославился как автор и исполнитель произведений для домбры.Огромное влияние на формирование кобызовской классики оказали композиторский талант и исполнительское мастерство Ихласа Дукенова.Создателем классических кюев для сыбыза и выдающимся исполнителем был Сары Малай (1835-1885г)Крупный казахский просветитель И. Алтынсарин широко известен в истории общественной мысли, культуры и литературы казахского народа, как выдающийся педагог-новатор, организатор новых школ, этнограф, фольклорист, поэт, прозаик и переводчик произведений русских классиков, в частности басен Крылова.

Абай Кунанбаев  родился в Чингиских горах  Семипалатинской области Абай написал  стихотворение, назидания в прозе  «Искандер», «Масгуд», «Сказание об Азили»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41.Культура Казахстана  в начале ХХ века (1900-1917 гг.): национальная политическая пресса, научное изучение Казахстана, литература (М.Дулатов, М.Жумабаев)

К началу ХХ века на территории Казахстана сформировалась новая волна просветительского движения. Это были представители прогрессивной демократической части интелигенции: А. Байтурсынов, С. Торайгыров,       М. Дулатов, М. Жумабаев и др. Главной отличительной чертой их деятельности представляется связь задач просвещения с идеями национального пробуждения казахского народа. Просветители новой буржуазной формации выступали за национальное образование, за сохранение языка и культуры. Заметный след в истории просвещения,  оставил замечательный казахский поэт  пореформенного периода Султанмахмут Торайгыров (1893-1920). За свою жизнь С.Торайгыров написал  шесть поэм, среди которых выделяется «Заблудившаяся жизнь»,   которая является лирико-философской поэмой, где основное содержание - это размышления о смысле жизни человека, о его призвании и возможностях. Большую роль в развитии казахской литературы сыграли романы С.Торайгырова «Красавица  Камар» и «Кто виноват». Помимо стихов, поэм и романов у С.Торайгырова имеются публицистические произведения.  Это такие статьи и очерки как: «Печалюсь»,  «Каковы пути и методы просвещения казахов?», «О книгах стихов на казахском языке», «Песни и их  исполнители» и др. Крупный ученый лингвист, литературовед, талантливый поэт и переводчик, деятель культуры, общественный деятель, видный педагог – просветитель Ахмет Байтурсынов (1873-1938) занимался вопросами обучения и воспитания. Байтурсынов главную задачу школы и воспитания видел в сохранении, углублении и развитии национальной самобытности, культуры, языка, литературы, духовно – нравственных традиций казахского народа. Во всех просветительских трудах Байтурсынова красной нитью проходит мысль о развитии родного языка, сохранении его чистоты, о необходимости его широкого внедрения в массовую национальную школу. Историческая значимость деятельности А.Байтурсынова заключается в том, что он создал национальную систему письменности, занимался изучением казахской духовной культуры. Особое место в творчестве великого просветителя занимал труд «Теория словесности» 1928 года издания, где собраны образцы устного народного творчества и некоторые произведения представителей казахской письменной литературы. Прогрессивные взгляды А.Байтурсынова на развитие теории воспитания и обучения, становление массовой национальной школы во многом разделял талантливый журналист и писатель, поэт – просветитель, общественный деятель и педагог Мыржакип Дулатов (1885 - 1935). Его многогранный талант проявился в различных сферах: образовании, науке, культуре. Дулатов подчеркивает, что процесс воспитания и обучения должен соответствовать национальным особенностям детей. Поэтому обучение родному языку, арифметике, труду, пению и другим предметам в казахской школе должно иметь свою специфику, психологические и методологические особенности. Дулатов выступал за народную школу. При этом он подчеркивал обязательность обучения детей народному языку. Ученый – педагог отмечал: «Материалы родного языка должны отражать дух нации, его традиции, культуру, быт народа». Поэтому казахская школа должна преследовать цель: давать учащимся не только знания, но и воспитывать их в духе народной педагогики.   Обзор развития теории духовного воспитания в рассматриваемый период был бы неполон без изучения и анализа педагогических взглядов известного писателя, педагога – просветителя Магжана Жумабаева (1893 - 1938). Он стоял у истоков педагогической науки, являлся автором первого учебника по педагогике, большого количества газетных и журнальных статей. Его работы «Родная речь в начальной школе» (1923), «Методы обучения в начальной школе» (1925), «Обучение грамоте» (1926) и многие другие заложили основы казахской этнопедагогики

Общественно-политическая деятельноть каз интеллигенции  в нач 20в. Газета «Казах», журнал «Айкын». В пропаганде идей просвещения и  образования среди разноплеменного  населения, расширении системы началного обучения позитивную роль сыграли такие органы печати, как журнал Айкап, Киргизская степная газета, Степной край, газета Казах. Представители различных партий и групп заняли различную позицию во время восстания 1916 г. Журнал Айкап (1911-1915) (издатель и редактор Мухамеджан Сералин) выражал аграрно – демократические направления идейно-политической мысли в Казахстане. В нем сотрудничали С. Сейфуллин, Б. Майлин, Б. Каратаев, С. Торайгыров, Ж. Сейдалин и др. На страницах журнала освещались проблемы аграрных отношений, просвещения и знаний, развития товарно -  денежных отношений в казахском ауле, разоблачалась колонизаторская политика царизма. Главным вопросом в журнале был аграрный вопрос, земельные отношения, оседание кочевого хозяйства, вопросы агрокультуры, изменения форм хозяйствования и тд.  Редакция журнала "Айкап" выступила против мобилизации казахов. За призывы к сопротивлению журнал был закрыт. В годы первой мировой войны национально-освободительное движение казахов оформляется в три течения, сформировавших политические партии. Вокруг газеты "Казах" (1913-1918) группируется наиболее значительная часть патриотически-настроенной интеллигенции, выступающей за автономию Казахстана и проведение в крае прогрессивных реформ демократического толка. Газета выражала идеи либерально – демократического направления..В главном, аграрном вопросе, они выступали с требованием отмены государственной собственности на землю и  передачи ее в собственность казахам, запрета продажи земли. Ратовала за эволюционное развитие общества. Журнал Айкап и газета Казах на своих страницах смогли выразить, несмотря на разногласия, сумели выразить общенациональные идеи и интересы казахского народа в условиях колониальной окраины империи. Газета ( группа) позже оформилась в партию "Алаш".Более умеренную позицию заняла редакция газеты "Казак". Хотя Миржакып Дулат и объявил Указ от 25 июня 1916 г. "кровавым", однако Алихан Букейханов и Ахмет Байтурсын, сознавая, что любое сопротивление приведет к огромным человеческим жертвам, были вынуждены 11 августа опубликовать обращение к казахскому народу. В нем говорилось, что только отправка людей на тыловые работы может спасти семьи мобилизованных и их хозяйства от полного разорения и уничтожения карателями. Весной 1917 г. во всех казахских областях стали проходить съезды, на которых обсуждалась дальнейшая судьба Казахстана. Уже в марте группа газеты "Казак" стала оформляться в политическую партию. После длительной подготовки в июле на съезде в Оренбурге было принято решение об образовании партии, выработке программы и выдвижении кандидатов в Учредительное собрание, 5 октября партия получила название "Алаш" - имя легендарного прародителя казахов. Партию Алаш возглавили лидеры национально-освободительного движения - Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатулы, Халел и Жаханша Досмухамедулы, Мухамеджан Тынышпаев, Елдос Омир, Абдулхамит Жуждыбай, Магжан Жумабай. Программа партии, принятая на съезде в декабре 1917г., включала в себя требования автономии Казахстана, всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, союзов, неприкосновенности личности, изменения аграрной политики в пользу казахов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42.Активизация общественно-политической деятельности национальной интеллигенции в начале ХХ века (А.Букейханов, А.Байтурсынов, Ж.Акпаев, Б.Каратаев и другие лидеры либерально-демократического движения).

Вопреки ожиданиям  колонизаторов, лучшая часть новой  интеллигенции встала на защиту интересов  родного народа, пройдя через мучительные  духовные происки, она выступила  против духовного порабощения и возглавила освободительное движение. 
Как свидетельствует исторический опыт, в периоды резких социальных перемен всегда отличались значительной активностью, самостоятельными инициативами интеллигенция. 
Интеллигенция, обладая обостренными социальными, интеллектуальными и нравственными чувствами поднимает вопросы о положении личности в обществе, об отношении ее к созданию нового общества. 
Главная заслуга казахской интеллигенции заключалась в том, что она вовремя разглядела начало этапа всероссийского развития, занялась поисками средств приведения в движение казахского общества, используя для этого социальные и политические свободы, предоставленные первой русской революцией, стремилась вызволить народ из патриархального-родовой отсталости, освободить от царского гнета, указать ему пути знания и прогресса, приобретения государственной независимости. 
Несомненно, это был путь трудной борьбы, сложных конфликтов и поисков. 
И на этом пути наряду с достижениями, конечно, были и ошибки и заблуждения. 
Однако порождены они были не злоумышлением по отношению к своему народу, как это трактовалось впоследствии сталинской идеологией, а естественными трудностями борьбы за облегчение жизни своего народа. 
Первая казахская интеллигенция начала XX века считала главным в своей политической деятельности, защиту как национальных, так и общественных ценностей. Она стремилась помочь своему народу в борьбе за независимость и освобождение от колониального рабства, боролась за такие общественные ценности, как право каждого человека и каждого народа за своюличную свободу и свободный доступ к достижения и завоеваниям своей человеческой культуры. 
С этой челью казахская интеллигенция, начиная с 1905 года, развивает бурную деятельность степи. 
Значительное место в деятельности казахской интеллигенции начала XX века занимали правовые проблемы, поскольку действовавшее царское законодательство грубо нарушало, ущемляло права качевого народа, что вызвало его естественный протест. 
Обладая полной информацией о бедственном положении своего народа на его исконных землях, они пытались донести до царского правительства информацию о социальных потребностях казахского народа, защитить его правовые интересы. Многие из них имели специальную юредическую подготовку, что позволяло им расширить правовые знания широких масс, обогатить и углубить их правовые знания. 
Центральное место правовой деятельности лидеров казахской интеллигенции М. Тынышпаева, Ж. Арменова, А. Байтурсынова, М. Дулатова занимал вопрос о земле. Расслоение аула, оседлый и кочевой образ жизни, необходимость образования, отношение к русской культуре, новые темы айтысов второй половины XIX начала XX столетия. Эти темы выходят за переделы узких родовых интересов, выжны для своего казахского народа. Во время айтысов акыны спорят о школе, почте, телеграфе, о торговле, о деятельности уездных начальников и волостных старшин. 
Одни защищают интересы народа, другие – баев, знати и поставленного царским правительством начальства. 
В ту пору становятся известными мастера айтыса Кемпирбай, Кулмамбет, Биржан, Сара, Суюнбай и его ученик Джамбул. Отстаивая народные интересы, Джамбул обличает баве и мулл, поет о байской кабале, ханженстве мулл. Критика Джамбула – народная критика. К началу ХХ века, юлагодаря Джамбулу и другим народным акынам, айтыс стал жанром обличительным. 
Казахская литература развивалась в тесной связи с общественно-политической жизнью России, с литературами соседних тюркских народов. В указанный период плодотворно трудились писатели Шади Жангиров, Мажтур Копеев, Макиш Калтаев, Нуржан Наушабаев. Эта группа писателей и их творчество отражали сложные противоречия своего времени. 
Поэтами, журналистами, переводчиками были Мухамеджан Сералин, Султанмахмут Торайгыров, чья деятельность нашла признание среди широких слоев казахского общества. Особое место в культуре Казахстана начала ХХ века принадлежит выдающимся поэтам, писателям и общественно-политическим деятелям – Ахмету Байтурсынову, Мыржакыпу Дулатову, Шакариму Кудайбердиеву, Магжану Жумабаеву, Жусупбеку Аймаутову, открывшим новую страницу в истории национальной культуры. 
В это же время начинается освоение новых для казахской культуры жанров искусства – драматургии, живописи, театра. 
Таким образом, общественное сознанеие Казахстана рассматриваемого периода (конец XIX – начало XX веков), было неодназначным, представляло собой сложное явление, находившееся на перепутье истории, впрочем как и общество в целом. Непримиримая борьба шла между идеологией шовинистического колониализма и идеологией свободы и независемости. 
Идеи, активно распространяемые казахской интеллигенцией, способствовали пробуждениею казахского общества, оказывали влияние на правосознание, нравственность казахского народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43.Казахстан в годы первой мировой войны. Национально-освободительное движение 1916 года в Казахстане.

Первая мировая  война, начавшаяся летом 1914г. сразу  же показала отсталость царской России в экономическом и техническом  отношении. Неудачи на фронтах требовали  новых ресурсов, человеческих и материальных. Нехватка рабочей силы породила кризис во многих отраслях хозяйства. Тяжело пострадала за годы войны и экономика Казахстана. Налоги выросли в 3-4 раза, в отдельных случаях в 15 раз. Был введен специальный военный налог. Продолжались злоупотребления во всех звеньях колониального аппарата. За три года войны только из Туркестанского края была вывезено 70 тыс. голов лошадей, 12,7 тыс. верблюдов, более 13 тыс. юрт. Казахи должны были бесплатно поставлять мясо, хлеб, скот и юрты войскам, следующим на фронт через территорию Казахстана. Хозяйству казахов был нанесен огромный ущерб, исчисляемый миллионами рублей. Сокращалась площадь обрабатываемых земель как казахских, так и переселенческих, в результате чего резко выросли цены на хлеб. К концу 1915 г. недовольство казахов начало нарастать. Многие волости отказывались платить налоги, участились случаи отказа от "добровольных пожертвований" и конфликтов на этой почве с местной администрацией. Призыв казахов на тыловые работы. В 1915 г. встал вопрос о непосредственном участии казахов в войне. Казахская интеллигенция через газету "Казах" предлагала использовать казахов как боевую силу в кавалерийских частях. При этом преследовались две цели: во-первых, должны были сохраняться от изъятия под переселенческие участки земли казахов, служащих в армии; во-вторых, участие в боевых действиях могло подготовить квалифицированные, закаленные и обученные военные кадры на случай образования армии независимого Казахстана. Кроме того, только таким путем казахи могли получить оружие, необходимое для борьбы с колонизаторами. Однако русское правительство не собиралось вооружать "неблагонадежных" казахов. Вместо этого было решено использовать нерусское население России на тыловых работах. 25 июня 1916 г. был опубликован указ, по которому все нерусское мужское население в возрасте 18-43 лет должно было быть "реквизировано" для работ по созданию оборонительных сооружений в районе действующей армии и на тыловые работы.  Данный указ ставил казахскую степь в крайне тяжелое положение. Призыв всего трудоспособного мужского населения подрывал экономическую базу казахского хозяйства, и без того расшатанного постоянными изъятиями земель для переселенцев. Фактически оставшиеся казахи обрекались на голодную смерть зимой 1916-1917 гг.  Начало восстания. События лета и осени 1916 г. Весть об указе 25 июня всколыхнула всю казахскую степь. Стихийные выступления против мобилизации выражались в избиении волостных управителей, уничтожении посемейных списков. Восстание в Жетысу. К концу июля-началу августа 1916г. волнения начали перерастать в восстание, постепенно охватившее почти весь Казахстан. Одним из крупнейших районов был Жетысу, где уже в июле началась вооруженная борьба против колонизаторов. Повстанцы сжигали почтовые станции, уничтожали телеграфные линии, боролись с карательными войсками. Царское правительство объявило весь Туркестанский край на военном положении. Против повстанцев направлялись карательные отряды. Одновременно царское правительство было вынуждено отсрочить призыв казахов, киргизов, уйгуров и дунган до 15 сентября. Но эта мера не остановила развитие восстания. Вооруженные столкновения повстанцев с войсками в августе 1916г. продолжались. В сентябре 1916г. произошли вооруженные столкновения восставших с царскими войсками в Лепсинском уезде. Повстанцы вели активные наступательные действия. Однако царские войска обладали огромным перевесом сил, располагали артиллерией и пулеметами. Плохо организованные и еще хуже вооруженные отряды повстанцев терпели поражение. В конце сентября произошли столкновения восставших с царскими войсками в Копальском уезде. Возле р. Вежи повстанцы дали последний бой карателям, после чего отступили в горы. Войска не решились их преследовать. К октябрю 1916г. восстание в Жетысу было подавлено. Царские каратели зверски расправлялись не только с повстанцами, но и с мирным населением. Десятки казахских и киргизских аулов были уничтожены, много казахов и киргизов было убито. Преследуемые царскими войсками более 300 тыс. казахов и киргизов покинули родные места и бежали в пределы Китая, в Кульджинский край и Кашгарию. Приговорены к смертной казни 347 человек, каторжным работам - 578, тюремному заключению -129 человек, не считая расстрелянных без суда и следствия, погибших от рук карателей и кулацких отрядов. Восстание в Сырдарьинской области и Западном Казахстане. К середине июля 1916 г. массовые волнения охватили почти всю территорию Сырдарьинской области. Повстанцы расправлялись с представителями "туземной" администрации, уничтожали имущество волостных управителей, вступали в бой с полицией и царскими войсками. К началу августа восстание охватило Аулие Атинский уезд Сырдарьинской области. К концу сентября восстание в Сырдарьинской области было подавлено. Отдельные, не подчинившиеся царским властям аулы откочевали в глубь степи, в Торгайскую область. В течение июля-августа 1916г. массовые выступления казахов происходили в Уральской области и Бокеевской Орде, входившей тогда в Астраханскую губернию. Вскоре волнения охватили население Лбищенского и Уральского уездов. 11 июля в Чиликской волости Уральского уезда повстанцы напали на волостного управителя, писарей, аульных старшин. Вооруженные джигиты Кзыл-Жарской волости напали на крестьянского начальника, приехавшего на оказание помощи в мобилизации казахов на тыловые работы. В середине мая 1916г. восстанием были охвачены вся Бокеевская Орда, Темирский и Гурьевский уезды. Оно началось с протеста против указа и переросло в открытое выступление. Организационная слабость, стихийность, локальность народных волнений Уральской области облегчили царским властям их подавление к началу октября. Однако на призывные пункты казахи не явились. Восстание в Акмолинской и Семипалатинской областях. В это же время народные выступления охватили Семипалатинскую и Акмолинскую области. Восставшие уничтожали списки и избивали представителей местной царской администрации. В восстании участвовали также рабочие казахи Спасских рудников, Карсакпайского завода и Джезказганского рудника, рудников и заводов "Риддерского акционерного общества". В некоторых районах число восставших доходило до 7 тыс. Против восставших были направлены 12 кавалерийских сотен, 11 усиленных пехотных рот под командованием генерала Ягодина. В сентябре-октябре 1916г. вооруженные столкновения с карателями происходили в Зайсанском, Усть-Каменогорском, Каркаралинском, Акмолинском и Атбасарском уездах. Повстанцы Павлодарского уезда с 21 сентября по 3 октября вели бои с карательным отрядом в урочище Алабас. Сражения происходили также в урочище Кара-жар, в Акмолинском уезде и других местах. 26 сентября вблизи урочища Кожас Кокшетауского уезда вооруженные джигиты напали на казачий отряд. Через день произошло сражение в Коржункулъской волости Акмолинского уезда. В начале октября вблизи урочища Айнабулак Акмолинского уезда 2 тыс. восставших казахов дважды нападали на карательный отряд. 8 октября в районе села Алексеевки этот же отряд столкнулся с карателями, после упорных боев последние вынуждены были отступить. 29 октября вблизи р.Кипчак в Атбасарском уезде более тысячи повстанцев в течение нескольких часов сражались с царскими войсками. Несмотря на массовый героизм повстанцев, хорошо вооруженные русские войска к концу октября 1916 г. подавили восстание в Семипалатинской и Акмолинской областях. Подавлению восстания способствовало то, что повстанцы действовали разрозненно, связь между ними отсутствовала. Часть повстанцев Акмолинского и Атбасарского уездов отдельными группами ушла в Торгайский уезд и присоединилась к отрядам Амангельды. Некоторые из них действовали самостоятельно вплоть до Февральской революции 1917 г.

Информация о работе Основное содержание и задачи курса Истории Казахстана. Источники, историография и периодизация