Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 15:38, курс лекций
Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности. История казахского народа представляет собой важнейшую часть всемирной истории, поэтому ее изучение занимает важное место в формировании исторического сознания молодежи. Казахи относятся к тюркским народам, занимают среди них четвертое место по численности и входят в первую десятку по площади территории среди народов мира. Предки казахов, известные в истории под различными этнонимами, прошли сложный исторический путь. За свою долгую историю казахи внесли достойный вклад в мировую цивилизацию. Сегодня перед исторической наукой Казахстана стоят огромные и ответственные задачи.
После установления советской власти и образования РСФСР встал вопрос об образовании советской национальной государственности в Казахстане. Перед Казревкомом была поставлена задача - формирование территориальной целостности будущей казахской советской государственности и решение вопроса о создании Казахской советской автономии. 17 августа 1920 года СНК РСФСР рассмотрел и одобрил проект Декрета о Казахской автономии. 26 августа 1920 года ВЦИК и СНК РСФСР приняли Декрет "Об образовании Автономной Киргизской (Казахской) Советской Социалистической республики" в составе РСФСР со столицей в Оренбурге. 4-12 октября 1920 года в Оренбурге прошел Учредительный съезд Советов Казахстана. Историческим событием съезда явилось принятие "Декларации прав трудящихся Киргизской (Казахской) АССР". Она закрепила создание Казахской АССР как республики в лице Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов. 5-10 января 1924 года состоялся IV съезд Советов Казахстана, который принял Конституцию республики. В 1925 году столица республики была перенесена из Оренбурга в Кзыл-Орду, а 15-19 апреля того же года в этом городе состоялся V съезд Советов Казахской АССР, на котором впервые присутствовали представители всего Казахстана. На форуме было восстановлено исторически точное название народа - казахи, вследствие чего произошло переименование Киргизской АССР (КАССР) в Казахскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (КазАССР).Как известно, со времени присоединения Казахстана к России в первой половине XVIII века и вплоть до 1925 года казахи назывались киргизами или киргиз-кайсаками. Кроме того, было изменено название новой столицы республики: город Ак-Мечеть был переименован в Кзыл-Орду. Столица находилась в этом городе до 1929 года, затем новой столицей стала Алма-Ата (ныне Алматы). Согласно историческим данным, этот шаг был предпринят властями того времени под влиянием решений X съезда РКП (б) по национальному вопросу. В Казахстане произошли важные политические и социальные перемены, направленные на развитие казахской советской государственности. Территориальное объединение казахского народа имело огромное значение для дальнейшего объединения казахской народности в единую нацию, развития культуры и экономики Казахстана и сыграло важную роль в национальной политике республики. Объединение всех казахских земель в составе одной республики стало серьезной вехой в истории казахского народа. Несмотря на трудности того периода, оно сыграло очень важную роль в создании казахской государственности. В итоге территория Казахской АССР увеличилась почти на одну треть, население возросло почти на полтора миллиона, общая его численность достигла 5 млн 230 тысяч человек. По переписи населения 1926 года казахи составляли 61,3 процента всего населения Казахстана.Казакская АССР (Казакская Автономная Советская Социалистическая Республика, Казакстан) (территориальное образование в составе РСФСР. Существовала с апреля 1925 по декабрь 1936. С декабря 1936 года получила статус союзной республики и была выведена из состава РСФСР. Административный центр КазАССР (1933) — Алма-Ата. Появилась в апреле 1925 в результате переименования Киргизской АССР. Одновременно с переименованием республики её столица была перенесена из Оренбурга на Сырдарью, в город Ак-Мечеть, переименованный в Кзыл-Орду. А Оренбургская губерния была возвращена в непосредственное подчинение РСФСР. В мае 1927 столица республики перенесена в Алма-Ату. В августе 1928 ликвидированы все губернии Казакской АССР, а её территория разделена на 13 округов и районы. В марте 1930 Кара-Калпакская АО выведена из состава Казакской АССР и подчинена непосредственно РСФСР. В марте 1932 территория республики была разделена на шесть больших областей. В декабре 1934 небольшой участок на севере республики был передан новообразованной Оренбургской области. С принятием новой конституции СССР 5 декабря 1936 года статус Казакской АССР был повышен до союзной республики, и она была выведена из состава РСФСР, а чтобы титульную нацию республики не путали с представителями казачества, решением Сталина народу дали название казахи, а республику, соответственно, стали именовать Казахская ССР.
47.Гражданская война в Казахстане (1918-1920 гг.). Политика военного коммунизма.
Гражданская война
в Казахстане. Сущность политики «военного
коммунизма» Советов. Повод –
в мае 1918г империалисты Антанты
спровоцировали мятеж чехословацкого корпуса. Мятежники захватили
ряд городов Сибири, Урала и северо-восточного
Казахстана. 27 мая захватили Челябинск,31-Петропавловск,в
июне-Кокчетав,Акмолинск,Омск,
5 апреля партизаны
штурмом овладели Кустанаем,
-Южная группа
под командованием М.В.Фрунзе,
В Постановлении
ВЦИК от 4 апреля 1919г. была объявлена
амнистия членам правительства «АЛАШ
-ОРДА».В достижении тактики нац-ого согласия
велика заслуга просветителя и гуманиста
каз.народа А.Байтурсынова.Политика «Военного
коммунизма».Советское правительство
в годы гражданского противостяния вынужденно
проводила в жизнь мобилизационную модель
развития страны.В годы войны проводилась
политика «Военного коммунизма»(1918-1921гг.)-
Основные признаки политики «Военного коммунизма»:введение продразверстки (введена в янв.1919г.);
национализация
промышленности;централизация
А также политика «Военного коммунизма» в Каз-не проявилась:в ликвидации местных бюджетов и образования единой казны;национализации мелкой и отчасти кустарной прмышленности.
В обобщенном виде
политика «военного коммунизма»
включала в себя отмену рыночных,товарно-денежных
отношений;замену экономических стимулов
внеэкономическими,
48.Экономический кризис 1920-1922 годов. Земельно-водная реформа 1921 года.НЭП в Казахстане 1921-1928 гг.: особенности проведения и итоги.
НЭП
в Казахстане.(1921-1929)
Основой изменений служили более толерантная
по отношению к различным формам собственности
политика и осознание невозможности дальнейшего
игнорирования товарно-денежных отношений.
Начало перехода связано с 10-м съездом
Компартии (март 1921 г.). Именно на нём было
принято решение о переходе от продразвёрстки
к продналогу (фиксированный налог). Помимо
изменений в налоговой политике были предприняты
действенные акции в ряде других фрагментов
экономических отношений: финансах, кредитах,
трудовом законодательстве и т.д. Кардинальные
меры сразу же сказались на состоянии
народного хозяйства. Вскоре обозначилась
тенденция к его восстановлению.
Так, уже к концу 1925 г., уровень производства
промышленной продукции возрос по сравнению
с 1920 г. В 5-6 раз. В действие было введено
более 60% предприятий промышленности против
17% в 1921 г. Свидетельством улучшения благополучия
в экономике было развитие транспорта.
Помимо старых магистралей в действие
вступили и новые: Петропавловск-Кокчетав,
Славгород – Павлодар. Подъём наметился
и в сельском хозяйстве. В традиционно
зерновых районах Уральской, Акмолинской
и Семипалатинской областях был, достигнут
уровня 1913 года. Стала выходить из кризиса
животноводческая отрасль. В Казахстане
по сравнению с 1922 г. Поголовье скота в
1925 г. Удвоилось, постепенно восстанавливалось
кочевое скотоводство. Быстрые результаты
дал
НЭП и в Туркестане. В 1924 г. Здесь работало
уже 35 хлопкозаводов. Стоимость валовой
продукции хлопкоочистительной промышленности
за один год возросла почти на 40 миллионов
рублей. Валовая промышленность всего
Туркестана достигла 80% довоенного уровня.
Либерализация экономической жизни вызвала
некоторые изменения и в общественно-политической
сфере. В Туркестане в 1918-1919 гг. были ликвидированы
суды казиев и конфискованы вакуфные земли.
Это породило басмаческое движение, особенно
в Ферганской долине, где ислам имел традиционно
развитую инфраструктуру. В 1922 г. ТуркЦИКом
были возвращены вакуфные земли и легализованы
суды казиев. Благодаря этим акциям социальная
база басмачества стала сужаться. Политика
в отношении религии со стороны власти
в первой половине 20-х годов стала более
терпимой. Наряду с восстановлением шариатских
судов и возвращения вакуфных земель власть
официально санкционировала право на
отправление религиозных обрядов и праздников.
Еженедельным днём отдыха становилась
пятница – из-за подавляющего числа мусульман
среди жителей Туркестана. Компромиссы,
на которые в годы НЭПа власть пошла в
области конфессиональной политики, способствовали
тому, что часть мусульманских священнослужителей
стала поддерживать её акции. В январе
1924 г. Улемы Западной Бухары приняли резолюцию,
в которой говорится, что басмачи не защитники,
а отверженные враги ислама.
Духовенство поддержало и земельно-водную
реформу.Ориентация на философию НЭПа
как более позитивную модель реформирования
общества оказалась недолгой. Уже со второй
половины 20-х гг. большевистское государство,
оправившись от кризиса, начинает отходить
от идеологии НЭПа, вновь переводя политику
к более жёсткому принципу.
49.Культурное строительство в Казахстане в 20-30-е гг. ХХ века.(ликвидация безграмотности, новая советская литература)
К началу ХХ века на территории Казахстана сформировалась новая волна просветительского движения. Это были представители прогрессивной демократической части интелигенции: А. Байтурсынов, С. Торайгыров, М. Дулатов, М. Жумабаев и др. Главной отличительной чертой их деятельности представляется связь задач просвещения с идеями национального пробуждения казахского народа. Просветители новой буржуазной формации выступали за национальное образование, за сохранение языка и культуры. Заметный след в истории просвещения, оставил замечательный казахский поэт пореформенного периода Султанмахмут Торайгыров (1893-1920). За свою жизнь С.Торайгыров написал шесть поэм, среди которых выделяется «Заблудившаяся жизнь», которая является лирико-философской поэмой, где основное содержание - это размышления о смысле жизни человека, о его призвании и возможностях. Большую роль в развитии казахской литературы сыграли романы С.Торайгырова «Красавица Камар» и «Кто виноват». Помимо стихов, поэм и романов у С.Торайгырова имеются публицистические произведения. Это такие статьи и очерки как: «Печалюсь», «Каковы пути и методы просвещения казахов?», «О книгах стихов на казахском языке», «Песни и их исполнители» и др. Крупный ученый лингвист, литературовед, талантливый поэт и переводчик, деятель культуры, общественный деятель, видный педагог – просветитель Ахмет Байтурсынов (1873-1938) занимался вопросами обучения и воспитания. Байтурсынов главную задачу школы и воспитания видел в сохранении, углублении и развитии национальной самобытности, культуры, языка, литературы, духовно – нравственных традиций казахского народа. Во всех просветительских трудах Байтурсынова красной нитью проходит мысль о развитии родного языка, сохранении его чистоты, о необходимости его широкого внедрения в массовую национальную школу. Историческая значимость деятельности А.Байтурсынова заключается в том, что он создал национальную систему письменности, занимался изучением казахской духовной культуры. Особое место в творчестве великого просветителя занимал труд «Теория словесности» 1928 года издания, где собраны образцы устного народного творчества и некоторые произведения представителей казахской письменной литературы. Прогрессивные взгляды А.Байтурсынова на развитие теории воспитания и обучения, становление массовой национальной школы во многом разделял талантливый журналист и писатель, поэт – просветитель, общественный деятель и педагог Мыржакип Дулатов (1885 - 1935). Его многогранный талант проявился в различных сферах: образовании, науке, культуре. Дулатов подчеркивает, что процесс воспитания и обучения должен соответствовать национальным особенностям детей. Поэтому обучение родному языку, арифметике, труду, пению и другим предметам в казахской школе должно иметь свою специфику, психологические и методологические особенности. Дулатов выступал за народную школу. При этом он подчеркивал обязательность обучения детей народному языку. Ученый – педагог отмечал: «Материалы родного языка должны отражать дух нации, его традиции, культуру, быт народа». Поэтому казахская школа должна преследовать цель: давать учащимся не только знания, но и воспитывать их в духе народной педагогики. Обзор развития теории духовного воспитания в рассматриваемый период был бы неполон без изучения и анализа педагогических взглядов известного писателя, педагога – просветителя Магжана Жумабаева (1893 - 1938). Он стоял у истоков педагогической науки, являлся автором первого учебника по педагогике, большого количества газетных и журнальных статей. Его работы «Родная речь в начальной школе» (1923), «Методы обучения в начальной школе» (1925), «Обучение грамоте» (1926) и многие другие заложили основы казахской этнопедагогики.