Основные черты права средневековой Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 21:25, реферат

Описание работы

Право в это время еще не выделилось из религиозных и этических норм, если не считать отдельных понятий о наказаниях, которые были связаны с представлением о грехе, каре, о "божьем суде". В древнейших японских источниках они выступают в виде "семи небесных грехов" (более тяжких) и "восьми небесный грехов" (менее тяжких), за которые полагались или кара, или очищение. Становление писаного права происходило в Японии под сильным влиянием религиозно-правовой идеологии, норм китайского права. Японские государственные и правовые институты не потеряли, однако, своей специфики.

Файлы: 1 файл

право японии в средие века.docx

— 38.42 Кб (Скачать файл)

     Основные  черты права средневековой Японии

     Источники права. Для раннесредневекового  права Японии было характерно повсеместное распространение норм обычного права, действующих в тех или иных общинах или в той или иной складывающейся сословной группе.

     Право в это время еще не выделилось из религиозных и этических норм, если не считать отдельных понятий  о наказаниях, которые были связаны  с представлением о грехе, каре, о "божьем суде". В древнейших японских источниках они выступают в виде "семи небесных грехов" (более  тяжких) и "восьми небесный грехов" (менее тяжких), за которые полагались или кара, или очищение. Становление писаного права происходило в Японии под сильным влиянием религиозно-правовой идеологии, норм китайского права. Японские государственные и правовые институты не потеряли, однако, своей специфики.

     Первые  записи правовых норм, как это имело  место, например, в Конституции Сётоку-тайси 604 года, носили характер наставлений, моральных заветов правителей своим чиновникам:

     Брачно-семейное право. Неразрывная связь брачно-семейного  права с религиозной традицией  определяла стойкую преемственность  его норм в средневековом праве. Устои патриархальной семьи —  господство отца над членами семьи, мужа над женой и пр. — определили характер этих норм.

     Браки между представителями отдельных  сословий строго порицались и даже в ряде случаев преследовались по закону. Брак рассматривался как долг, выполнение которого должно служить  интересам семьи, требованиям культа предков. Целью брака было появление  мужского потомства. Браку предшествовал сговор семей жениха и невесты, не требующий согласия брачующихся, но обязательно предусматривающий согласие отца. Возраст брачного совершеннолетия в кодексах не закреплялся. Как правило, он варьировался вокруг цифр 15—16 для мужчин и 14—15 для женщин. Был распространен обычай помолвки еще не родившихся детей.

     Запрещались браки свободных с рабами, с  родственниками по мужской линии  в любой степени родства, с  лицом, носящим ту же фамилию. Запрещалась  полигамия, второй брак при жизни  первой жены признавался недействительным. У мужчин могло быть неограниченное число наложниц, права которых  определялись обычаем.

     Китайский брак не носил священного, нерасторжимого характера. Он мог быть расторгнут по обоюдному согласию супругов. Поводом для развода служили также бесплодие жены, распутство, непочтение к мужу и его родителям, болтливость, склонность к воровству, завистливый и подозрительный характер, застарелый недуг. Жена могла требовать развода, если муж покидал ее на срок более трех месяцев, продал в рабство или принуждал к аморальному поведению.

     Наследование  носило характер общего правопреемства, так как сопровождалось ответственностью наследников за долги умершего. Отдельно наследовался чин (титул, должность), если он передавался по наследству, и  имущество умершего, переходящее нисходящим родственникам по мужской линии. Замужние дочери не имели права на наследство, незамужние — получали половину доли братьев. Чин мог быть унаследован только старшим сыном жены.

     Отец  не мог лишить сына наследства, не имел права увеличить долю одного сына за счет другого. Допускалось дарение  земли только для религиозных  целей, на "добрые дела".

     Судебный  процесс в основном носил инквизиционный характер. Дело начиналось обычно с  письменной или устной жалобы потерпевшего в уездный суд. Жалоба составлялась по определенной форме, которую хорошо знали уличные писцы, сидящие  у ворот суда.

     Преследование преступника было обязанностью государства. Специальные чиновники, ответственные  за поиски преступника, должны были разыскать  его в определенный срок (по своду  законов 1690 года за один месяц). Если преступник не был найден, чиновник наказывался  палочными ударами. Просрочка в  два месяца стоила ему 30 ударов палками. Это создавало условия для "почтительно воспринимать указы", "обязательно соблюдать их", "справедливо оценивать заслуги и провинности" и т.д.

     Введение  надельной системы в VII в., строгое  деление общества на ранги привело  к появлению законодательных  документов, получивших, как и в  Китае, название "кодекс". Кодексы  содержали нормы, регулирующие поземельные  отношения, обязанности и привилегии различных групп и представителей титулованного и ранжированного чиновничества, нормы уголовного (рицу) и административного (рё) права, хотя между ними четкие различия провести в праве Японии крайне трудно. Первым кодексом был кодекс "Тай-хо рё". Над составлением кодекса, как свидетельствует древняя летопись 720 года, работала комиссия из 18 человек во главе с принцем Осакабэ и представителем дома Фудзивара Фубито. В 701 году он был составлен, а в 702 году вступил в силу. Работа над кодексом продолжалась и в дальнейшем. В 718 поду он появился под новым названием "Еро рицу рё" и состоял из 953 статей (уголовный и административный кодекс годов Ёро). Введен же кодекс в действие в связи с политической нестабильностью был лишь в 757 году.

     Две версии кодекса "Тайхо" и "Ёро" представлены в исторической науке в качестве единого свода, содержащего богатейший материал о раннефеодальном государстве Японии, о нормах японского традиционного права, формально сохранивших свое значение до эпохи Мейдзи (XIX в.). Он является ярким свидетельством специфической цивилизационной черты Японии, умения японцев заимствовать достижения других культур, но не слепо, а трансформируя их, приспосабливая к историко-культурным, национальным особенностям своей страны.

     В Своде  нет деления права на частное  и публичное. Вещные, брачно-семейные, наследственные отношения приобретают  в нем публично-правовой характер, регулируются нормами уголовного и  административного права.

     Нельзя  здесь обнаружить и четкого деления  на отрасли права. Если обратиться к  содержанию "Тайхо Ёро рё", то кодекс содержит нормы как гражданского, брачно-семейного, уголовного, так и административного права, касаясь, однако, таких преступлений, которые в силу сословной принадлежности преступника или потерпевшего или иных причин не влекли за собой одного из пяти тяжких уголовных наказаний (от смертной казни до битья палками). Эти преступления были выделены в особый кодекс "Тайхо рицу рё".

     Так, Закон 1 "Тайхо Ёро рё" (всего их 30) носит название "О постах и рангах". Он содержит табель о рангах "от министров до писцов", деля их на "благородных" и "неблагородных", а посты на "высокие" и "низкие".

     Закон II этого кодекса "Об учреждениях  и штатах" устанавливает структуру  всех государственных учреждений, центральных  и местных, а также их штаты. Пространный (из 27 статей) Закон VII "О буддийских монахах и монахинях" (свидетельствующий о высшем

     Основные  черты права средневековой Япониигосударственном надзоре над буддийскими религиозными организациями, храмами и духовенством) треть своего содержания отводит преступлениям и проступкам клира, за которые назначались как светские, так и церковные наказания (епитимьи). Закон VIII, особенно ярко свидетельствующий о социально-экономических отношениях б это время, говорит о "дворе", в основном крестьянском, как о хозяйственной, организационной, военно-учетной и, главное, податной (фискальной) единице. Он затрагивает и важные правовые вопросы: о наследстве, о браке и разводе. Например, ст. 27 Закона, требующая безусловного расторжения брака лиц, находившихся в добрачных отношениях, прямо заимствована из норм конфуцианской морали ли, относящихся к нарушениям ритуала.

     Закон XIII "О преемственности и наследовании" содержит нормы о наследовании звания глав знатных домов, от чиновника  до императора (правила престолонаследия), а также об условиях законности заключаемых  ими браков.

     Большой круг уголовно-правовых норм включен  в Закон XIV "О проверке и аттестации", посвященный организации и деятельности чиновничьего корпуса, в частности  говорящий о преступлениях и  проступках чиновников, а также об особой системе наказаний за них. Закон XVII "О воинах и пограничниках" содержит правила об организации  вооруженных сил, в том числе  и о воинских преступлениях.

     Особое  значение для рассмотрения правовой системы Японии этого времени  имел Закон XXIX "О тюрьмах", касающийся широкого круга норм уголовно-процессуального  права.

     Из  содержания Свода явствует, что нормы  конфуцианской морали оказали бесспорное влияние на его содержание. Об этом свидетельствует не только приведенное  выше содержание ст. 27, но и ряд других норм, в том числе и зафиксированное  в нем общее конфуцианское  положение, требующее наказания  за любой проступок, "который не следовало совершать".

     Вместе  с тем свод — правовое произведение/а не собрание моралистических наставлений более позднего периода. Он был призван стать законодательной опорой правящего режима, укрепить его основы с помощью детально разработанной единой для Японии правовой системы. С этой целью и был проведен многосторонний пересмотр, унификация, систематизация обычно-правовых и ранее созданных законодательных норм. Не случайно японское государство этого периода (VIII—Х вв.) называют в исторической литературе "правовым", в отличие от последующей эпохи, когда под влиянием ряда исторических факторов произошло резкое падение общего значения роли закона, права как такового.

     Вместе  с кодексами среди источников права этого периода широко было представлено текущее нормотворчество  императора в виде указов и постановлений. Первые имели более самостоятельный  характер, вторые издавались в развитие административных и уголовных законов, как их практическое осмысление.

     Указы объединялись в сборники. Например, в 927 году был создан Сборник постановлений  годов Энги, вступивший в действие в 967 году. Указы все больше стали со временем оттеснять кодексы на второй план.

     Резкие  изменения в правовой сфере Японии происходят после установления сёгуната под влиянием развала единого правового пространства.

     "Рицу" и "рё" как государственные  императорские предписания теряют  свой общеяпонский нормативный характер, так как на первый план выходят морально-правовые обыкновения, гири, исходящие из соображений приличия, которые регулируют поведение индивида во всех случаях жизни: отношения отца и сына, мужа и жены, дяди и племянника. А вне семьи — отношения собственника и арендатора, заимодавца и должника, торговца и клиента, старшего чиновника и подчиненного.

     Это было связано с децентрализацией и общим ослаблением государственной  власти, падением ее легитимности, когда  в условиях военной диктатуры  бакуфу перестали существовать общепризнанные административно-судебные органы, и Министерство юстиции (наказаний), и высшая апелляционная инстанция в лице императора. Действовал прямой приказ, предписание высших низшим, в лучшем случае — норма обычного права. Эти новые порядки нашли в Японии подготовленную почву. Их идеологической базой стало конфуцианство, которое, как известно, считало право одиозным, отвергало его вместе с категоричностью судебного .решения.

     Гири  же соблюдались автоматически, под  страхом осуждения со стороны  общества "нарушений приличия", различные критерии тяжести которых были тесно связаны с сословной принадлежностью индивида.

     Так, особый кодекс норм "приличия", "кодекс чести" (букэ-хо) окончательно формируется в это время для самурайского сословия. Он был основан на требованиях абсолютной личной преданности вассала своему сюзерену, исключал саму идею прав и обязанностей юридического характера. Отношения вассала-воина и его сюзерена строились не на договорной основе, а на псевдородственных семейных началах, как отношения отца и сына. Вассал при этом не имел никаких гарантий против произвола своего господина. Сама мысль об этом считалась оскорбительной. Любое бесчестие самурая кончалось самоубийством.

     Гири  иногда скреплялись и законодательным  путем, как это имело место  в 1232 году, когда в период 1 сёгуната было создано Уложение годов Дзёэй. Закрепляя нормы самурайского "кодекса чести", уложение предусматривало жестокие наказания за мятежи и заговоры феодалов, за незаконный' захват ими земель. Упорядочивая существующие поземельные отношения, уложение устанавливало общий порядок наследования земли, в частности правило первородства.

     В целях  регулирования вассально-ленных отношений  сёгуна и его вассалов, а также других феодалов сёгунат прибегал и к изданию указов, направленных главным образом на укрепление феодального землевладения казны, правительства бакуфу. Особую заботу при этом сёгунат проявлял в отношении своих непосредственных вассалов — гокенин. В 1267 году, например, был издан правительственный указ, запрещающий продажу и заклад ленных владений гокенин, предписывающий выкуп заложенных ими земель.

     С конца XIII в. издаются специальные указы "милосердия", которые аннулируют все сделки самураев по продаже и закладу земли, их задолженность ростовщикам. Реже издаются указы, запрещающие отчуждение, деление  крестьянских хозяйств, как это имело  место в 1643 году.

     В XV—XVI вв. роль общеяпонского права упала до самого низшего предела. Каждое княжество, каждое сословие руководствовалось своими собственными установлениями, нормами обычного права, которые лишь иногда, главным образом в виде моральных заповедей, инструкций, поучений, объединялись в сборники. Одним из таких крупных сословных нормативных сборников стал Кодекс годов Кемму (1334—1338 гг.), призванный ликвидировать "смуту в стране", обеспечить стабильность политической власти сёгуна. Составленный первоначально в традициях Японии из 17 статей, этот кодекс впоследствии был дополнен рядом новых положений. Кодекс был написан в форме ответов ученых-монархов на вопросы основателя второго сёгуната Асикага. В нем признается тяжелейшее положение японских податных крестьян, терпящих произвол самураев, который называется "неискорененным обычаем". Его статьи предписывают властям пресекать практику "своевольного вторжения в чужие дома", возвращать пустующие земли крестьянам, строго карать преступников, особенно мятежников и грабителей. Особое внимание было уделено в кодексе взяточничеству и ответственности за него. В зависимости от размера взятки чиновник должен был наказываться пожизненным или временным отстранением от должности. Характерно, что этот кодекс увидел свет только в 1596 году, когда он был издан отдельной книгой.

Информация о работе Основные черты права средневековой Японии