Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 22:01, курсовая работа
В 19 веке Россия становится самодержавным государством. Своей численностью и военной силой Россия выходит на первое место в Европе. Для каждого государства всегда главным являлось расширение внешней политики и укрепление государственных границ. Издавна наиболее острыми для России являлись взаимоотношения с западом и востоком. Не существовало не одного правителя в России, который не вел бы войну на востоке. В период правления Николая I ближневосточный вопрос являлся основным.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основные государственные преобразования при Николае I………....5
1.1 Кодификация законов………………………………………………………...5
1.2. Крестьянский вопрос при Николае I………………………………………..8
1.3. Губернское управление при Николае I………………………………….…10
Глава 2.1. Орган политической полиции…………………………………….15
2.1. Полицейская система…………………………………………………..…...15
Заключение……………………………………………………………………….20
Библиографический список……………………………………………………..22
Оглавление.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Основные государственные преобразования при Николае I………....5
1.1 Кодификация законов………………………………………………………..
1.2. Крестьянский вопрос при Николае I………………………………………..8
1.3. Губернское управление при Николае I………………………………….…10
Глава 2.1. Орган политической полиции…………………………………….15
2.1. Полицейская система……………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..22
Введение.
В 19 веке Россия становится самодержавным государством. Своей численностью и военной силой Россия выходит на первое место в Европе. Для каждого государства всегда главным являлось расширение внешней политики и укрепление государственных границ. Издавна наиболее острыми для России являлись взаимоотношения с западом и востоком. Не существовало не одного правителя в России, который не вел бы войну на востоке. В период правления Николая I ближневосточный вопрос являлся основным. Николай I вошел в историю как жесткий император, который беспощадно подавлял конфликты вооруженной силой как внутри страны, так и за ее пределами.
Но все же период правления Николая I можно считать одним из наиболее интересных в истории Российской империи. Под влиянием революций в Европе и восстанием Декабристов он пытался создать жестокое полицейское государство. В стране была жестокая цензура, а также были пресечены попытки инакомыслия. Но все было совсем не так, как хотелось Николаю I. В бюрократическом аппарате процветали взятничество и коррупция. Большое количество чиновников выходцев из Екатерининских времен, привыкшим, что вся власть находится в их руках, приводило к их некомпетентности и неграмотности.
Николаевскую Россию нередко называли Жандармом Европы. Где проявлялись первые признаки революции, сразу же проявлялась реакция со стороны России. Военные конфликты, в которые вмешивалась или сама провоцировала Россия, отнимали средства из казны. Но никакого результата не приносили. В связи с этим Российская Империи оставалась несостоятельной и отсталой на долгие годы.
Актуальность: тема данного исследования является актуальной, так как царствование Николая I - период наивысшего расцвета абсолютной монархии в её военно-бюрократической форме. Усиление и централизация бюрократического аппарата достигли при Николае I невиданных масштабов. Расходы на чиновников и армию поглощали почти все государственные средства. Казарменные порядки господствовали во всех учреждениях, гимназиях, университетах.
Объектом исследования является государственное управление при Николае I.
Предметом исследования являются государственные реформы проведенные Николаем I.
Цель исследования: исследовать государственное управление при Николае I.
Задачи исследования:
1.Показать основные государственные преобразования при Николае I.
2.Проанализировать полицейскую систему.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что российское государство прошло долгий тысячелетний путь развития и государственное управление все это время также эволюционировало и развивалось. Существенно усилилось значение высшего, императорского управления, для чего реорганизованы старые и созданы новые органы, теснее связанные с местными учреждениями, возникли новые органы местного самоуправления. Верховная власть и ее администрация в сфере государственного управления сделали немало позитивного, для того чтобы в наше время развивалось и укреплялось наше социальное, политическое общество.
Структура исследования: данная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Основные государственные преобразования при Николае I.
1.1. Кодификация законов.
О царствовании Николая I у современников остались в основном мрачные воспоминания, к числу бесспорных достижений этого времени можно отнести кодификацию законов.
Речь шла о Комиссии составления законов, которая была преобразована во II Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, менее известное, но не менее важное, чем III Отделение, занимавшееся политическим сыском. Перед II отделения была поставлена задача по кодификации разрозненного и запутанного российского законодательства. Начальником II Отделения стал М.А.Балугьянский.
В то же время именно Сперанскому, хотя он и не занял официального поста, было поручено общее "возглавление" всего дела. До самой смерти Сперанский руководил II Отделением без какого-либо юридического оформления своей нелегкой миссии. 1
Штат II Отделения состоял из 20 человек. Кроме чиновников, во II Отделение были зачислены известные ученые: профессор А.П.Куницын, преподававший в Лицее А.С.Пушкину, и профессор М.Г.Плисов - они оба были уволены из Санкт-Петербургского университета за вольнодумство и демонстративно приняты Сперанским и Балугьянским на службу, а также профессор В.Е.Клоков, действительный статский советник Цейер, коллежский секретарь Н.М. Старцов", ставший ближайшим помощником Сперанского в последние годы его жизни будущего графа, и барон Корф. На содержание II Отделения было ассигновано 37 800 рублей. Отдельной строкой финансировалось приобретение книг для II Отделения - 10 000 рублей в год.
Был подготовлен план, наметивший три главных направления:
1)создание свода всех изданных в России законов;
2)систематизация действующих законов и разработка нового кодекса.
К 1830 г. было составлено Полное собрание законов, которое включало более 30 920 нормативных актов, расположенных в хронологическом порядке, начиная с Соборного уложения 1649 г., и заканчивая Манифестом от 14 декабря 1825 г. , написанным самим Сперанским. Первое издание Полного собрания законов состояло из 40 томов законов и 6 томов приложений (алфавитно-предметный и хронологический указатели, графики, рисунки и т.д.). Забегая вперед, скажем, что сразу же началось второе, а через полвека - третье издание Полного собрания законов. Новые нормативные акты составляли тома, выходившие ежегодно. Последний том, включавший законодательство за 1913 г., вышел в предреволюционном 1916 г. Всего в Полное собрание законов, пополнявшееся до начала революции, вошло 56 томов.
Публикация Полного собрания законов стала подготовительным этапом перед составлением и изданием Свода законов, который должен был включать только действующие нормативные акты. Проверка того, является ли тот или иной акт действующим и не противоречащим другим актам, возлагалась на специальные ревизионные комитеты, образованные при министерствах и главных управлениях. Законы систематизировались не по хронологическому, как в полном собрании законов, а по отраслевому принципу. Для каждой статьи Свода законов был подготовлен комментарий, носивший значение толкования, но не имевший силы закона. Свод законов был опубликован в 1832 г. и состоял из 15 томов. За первым изданием Свода законов последовали два полных (1842, 1857) и шесть неполных (1833, 1876, 18885, 1886, 1887, 1889 гг.) изданий.2
В соответствии с идеями Сперанского Свод делился на восемь главных отделов, помещенных в 15 томах. Структура Свода была следующей:
а) центральные;
б) местные;
в) уставы о службе государственной.
III. Законы правительственных сил:
а) уставы о повинностях;
б) уставы о податях и пошлинах;
в) Устав таможенный;
г) уставы монетный, горный и о соли.
IV. Законы о состояниях:
V. Законы гражданские и межевые;
VI. Уставы государственного благоустройства:
а) уставы кредитный, торговый, промышленности;
б) уставы путей сообщения, строительный, пожарный, о городском и сельском хозяйстве, о благоустройстве в казенных селениях, о колониях иностранцев в империи.
VII. Уставы благочиния (законы полиции):
а) уставы о народном продовольствии, об общественном призрении и врачебный;
б) уставы о паспортах и беглых, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей.
VIII. Законы уголовные.
10 января 1832 г. на заседании
Государственного совета были
рассмотрены Свод законов и
Полное собрание законов. Было
принято решение ввести в
Вместе с тем кодификация права была огромным шагом вперед. Заслуги Сперанского в осуществлении этого титанического труда были бесспорны и признаны Николаем I перед лицом всех сановников на заседании Государственного совета 19 января 1833, принявшем решении о введении в действие Свода законов.
1.2. Крестьянский вопрос при Николае I.
В первые годы своего царствования Николай I не придавал большого значения крестьянскому вопросу. Постепенно, однако, царь и его ближайшее окружение приходили к мысли, что крепостное право таит в себе опасность новой пугачевщины, что оно задерживает развитие производительных сил страны и ставит ее в невыгодное положение перед другими странами — в том числе и в военном отношении.3
Разрешение крестьянского вопроса предполагалось вести постепенно и осторожно, рядом частичных реформ. Первым шагом в этом направлении должна была стать реформа управления государственной деревней. В 1837 г. было создано Министерство государственных имуществ, которое возглавил П. Д. Киселев. Это был боевой генерал и деятельный администратор с широким кругозором. В свое время он подавал Александру I записку о постепенной отмене крепостного права, дружил с декабристами, не зная об их заговоре. В 1837—1841 гг. Киселев добился проведения ряда мер, в результате которых удалось упорядочить управление государственными крестьянами. В их деревнях стали открываться школы, больницы, ветеринарные пункты. Малоземельные сельские общества переселялись в другие губернии на свободные земли.
Особое внимание киселевское министерство уделяло поднятию агротехнического уровня крестьянского земледелия. Широко внедрялись посадки картофеля. Местные чиновники принудительно выделяли из крестьянского надела лучшие земли, заставляли крестьян сообща, засевать их картофелем, а урожай изымали и распределяли по своему усмотрению, иногда даже увозили в другие места. Это называлось «общественной запашкой» призванной страховать население на случай неурожая. Крестьяне же увидели в этом попытку внедрить казенную барщину.
По государственным деревням в 1840—1844 гг. прокатилась волна «картофельных бунтов». Вместе с русскими в них участвовали мари, чуваши, удмурты, коми.
Помещики тоже были недовольны реформой Киселева. Они опасались, что попытки улучшить быт государственных крестьян усилят тяготение их крепостных к переходу в казенное ведомство. Еще большее недовольство помещиков вызывали дальнейшие планы Киселева. Он намеревался провести личное освобождение крестьян от крепостной зависимости, выделить им небольшие земельные наделы и точно определить размер барщины и оброка.
Недовольство помещиков и «картофельные бунты» вызвали в правительстве опасение, что с началом отмены крепостного права придут в движение все социальные группы и сословия огромной страны. Именно роста общественного движения больше всего боялся Николай I.
Реформа управления государственной деревней оказалась единственным значительным мероприятием в крестьянском вопросе за все 30-летнее царствование Николая I.
Постоянное внимание и интерес императора привлекал вопрос об улучшении быта крестьян. Интерес этот поддерживался частыми волнениями крестьян. В царствование Николая I насчитывалось свыше 500 случаев крестьянских волнений. Несколько раз Николай I учреждал секретные ("негласные") комитеты по крестьянскому делу. Они собирали сведения и материалы, писали докладные записки, составляли проекты, но все это бумажное производство оставалось лежать "под сукном", ибо сам Николай I не мог решиться на серьезную ломку существующего порядка. 4
Указ об "обязательных крестьянах" от 2 апреля 1842 г. не отменял указ 1803 г. "о вольных хлебопашцах", но владельцам (которые "сами сего пожелают") разрешалось "заключать с крестьянами своими по взаимному соглашению договоры на таком основании, чтобы помещики сохраняли принадлежащее полное право вотчинной собственности на землю, а крестьяне получали от них участки земли в пользование за установленные повинности". Указ 1842 г. носил только рекомендательный характер, нормы надела и повинности крестьян всецело завысили от помещика, который сохранял и полную власть над "освобожденным", "обязательным" крестьянином. Практическое значение этого указа было невелико - до реформы 1861 г. было освобождено несколько более 27 тысяч крестьян.
Волостное и сельское управление были построены на начале крестьянского самоуправления. Министерство графа П. Д. Киселева заботилось об удовлетворении хозяйственных и бытовых нужд крестьян: производило размежевание земель, отводило дополнительные наделы для малоземельных, устраивало ссудо - сберегательные кассы, школы и больницы. Реформа государственной деревни, проведенная П. Д. Киселевым, новая форма организации казенных крестьян (в том числе введение самоуправления) послужила образцом для устройства помещичьих крестьян по освобождении их от крепостной зависимости.
Информация о работе Основные государственные преобразования при Николае I