Основные этапы отечественной историографии по истории России.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:04, реферат

Описание работы

Отечественная историография зарождается в период Средневековья. Основой исторических взглядов, как и мировоззрения в целом, в данную эпоху являлся провиденциализм, связывавший все происходящее с волей божественного провидения. Основным жанром древнерусской средневековой исторической литературы этого времени были летописи, среди которых выделяется «Повесть временных лет», составленная в начале XII века и доводившая события до 1113 г. Характерно для отечественной историографии отражение в «Повести» не только религиозных верований, но и событий политической истории, таких как происхождение государства, борьбы с иноземными врагами, отношения князей и дружины. Стиль древнерусских летописей можно охарактеризовать как событийно-перечневый.

Файлы: 1 файл

1 история.docx

— 25.40 Кб (Скачать файл)

Основные этапы  отечественной историографии по истории России.

Слово «историография» происходит от греческого «история» - разведывание, исследование прошлого и «графо» - пишу.

Отечественная историография  зарождается в период Средневековья. Основой исторических взглядов, как  и мировоззрения в целом, в  данную эпоху являлся провиденциализм, связывавший все происходящее с  волей божественного провидения. Основным жанром древнерусской средневековой  исторической литературы этого времени  были летописи, среди которых выделяется «Повесть временных лет», составленная в начале XII века и доводившая события  до 1113 г. Характерно для отечественной  историографии отражение в «Повести»  не только религиозных верований, но и событий политической истории, таких как происхождение государства, борьбы с иноземными врагами, отношения  князей и дружины. Стиль древнерусских  летописей можно охарактеризовать как событийно-перечневый. Исторический процесс в период Средневековья  представлялся в виде разрозненных событий, где отсутствовали причинно-следственные связи.

В период феодальной раздробленности (XII - середина XV-века) на Руси прервалось единое летописание. В результате наряду с новгородскими и киевскими  стали составляться летописные своды  и других городов, в которых основное внимание уделялось не общерусской, а местной истории.

Период Раннего Возрождения  и Высокого Ренессанса в отечественной  истории совпал по времени со становлением Русского централизованного государства, упрочением самодержавия. В официальной  историографии этого периода  отчетливо прослеживается идея самодержавия, классовая направленность. На фоне усиления интереса к всеобщей истории  подчеркивается роль Москвы и московских государей как хранителей христианской веры. Около 1524 г. монахом Пско-во-Печерского монастыря Филофеем формулируется  идея богоизбранности Руси в теории «Москва -третий Рим». В XVI веке создаются  грандиозные по масштабам произведения, такие как Воскресенская и  Никоновская летописи, Лицевой летописный свод на 9700 листах с 16000 иллюстраций, Степенная  книга. При их составлении используются документы государственных архивов  и правительственных учреждений. В официальных летописях присутствует тезис о божественном происхождении  самодержавия, политические легенды. В  неофициальной историографии (например, Белозерская летопись, «Написание о  грамоте») появляются сведения о еретическом  движении, идея о воле человека. В  начале XVII века в сочинениях появляется тема социальной розни, «Хронограф» 1617 г. содержит размышления о характере  человека. Основными идеями отечественной  историографии периода Возрождения  стали внимание к человеку и реальным политическим мотивам его деятельности, идея политического единства русской  земли и русского народа.

Во второй половине XVII - начале XVIII века расширяется круг историков, к числу которых теперь относятся  дьяки, дворяне, дипломаты. Сочинения  отличаются единством стиля, появляется интерес к индивидуальности исторических деятелей, их психологическим характеристикам  и внешнему облику. Публикуется первое русское историческое произведение-учебник - «Синопсис, или краткое собрание из разных летописцев». На рубеже веков  в историографию входят идеи естественного  права и общественного договора. Успехи естествознания и научное  объяснение явлений природы привели  к возможности распространения  действия законов физики и математики на жизнь общества. Теория естественного  права стала использоваться для  апологии абсолютизма и обоснования  дворянских привилегий.

XVIII век в истории России  стал временем оформления исторической  науки. В первой четверти XVIII века  Петром I издаются специальные указы  о сохранении исторических источников. Расширяется источниковая база  исторических работ. Создается  первое комплексное историческое  сочинение «История Российская»  В.Н.Татищева, масса сочинений о современной для авторов истории, например, «Гистория Северной войны» П.Шафирова.

Подготовка в 1749 г. диссертации  Г.Ф.Миллера, работавшего при Елизавете  Петровне в России, положила начало норманнской теории, ответом на которую  явилась критика М.В.Ломоносова, заложившая основу антинорманнской  теории.

Во второй половине XVIII века в отечественной историографии  нашли отражение идеи Просвещения. Основой мировоззрения данного  периода был рационализм, вера в  неограниченную силу человеческого  познания, которое властвует над  всем существующим. Тематика исторических трудов в это время расширяется, пополняясь работами по изучению нравов, обычаев, торговли, финансов, земледелия, ремесла, мореплавания, сословного строя, военного дела, достижений науки и  культуры. В работах историков  проявляется критическое отношение  к историческому прошлому. Дворянские просветители М.М.Щербатов и И.Н.Болтин, являясь поборниками дворянских прав и привилегий, уделяли внимание историческому прогрессу и исторической закономерности. Тенденции буржуазного  просветительства обнаруживаются в  работах М.Д.Чулкова, И.И.Голикова, В.Крестинина, сделавших героями исторических произведений новые социальные слои - купечество, ученых, писателей. В работах  А.Н.Радищева впервые появляется критика  самодержавия и крепостничества  в совокупности.

На рубеже XVIII-XIX веков  в историографии проявляются  идеи сентиментализма. Зародившись  в рамках просветительской идеологии, сентиментализм отрицал решающую роль разума и возводил в основной критерий ценности чувства. Примером отражения  идей сентимегпализма в отечественной  историографии может служить  труд Н.М.Карамзина «История государства  Российского».

В 20-30-е гг. XIX века против назидательных идей Просвещения  выступило новое направление  мысли - романтизм. В рамках романтизма мифы и легенды стали изучаться  с точки зрения поиска в них  достоверного и реального. У историков  формируется представление о  закономерном развитии народов, прошедших  путь от родовых к государственным  отношениям. В журналах «Вестник Европы» (издатель Н.М.Карамзин), «Московский  телеграф» (Н.А.Полевой), «Московский  вестник» (М.П.Погодин), «Современник» (А.С.Пушкин) публикуются исторические статьи. Накопительство источниковой базы приняло невиданный ранее размах. В 1804 г. А.Шлецером создается Общество истории и древностей российских, занимающееся поиском и изучением  исторических источников. В 1834 г. была образована первая Археографическая комиссия, целью которой являлся сбор и  издание документов. Немалый вклад  в дело розыска неизвестных ранее  исторических источников внес Румянцевский кружок, деятели которого собрали  около 700 рукописей и 200 старопечатных  книг. ,

В 40-е годы XIX века в отечественной  историографии нашли отражение  идеи общественно-политической мысли  России. В рамках «Теории официальной  народности» написаны работы М.П.Погодина, являющиеся апологетикой императорской  России, ее исключительности и богоизбранности. Славянофилы П.В.Киреевский, К.С.Аксаков, А.С.Хомяков первыми приступили к  изучению русской общины, критиковали  петровскую модернизацию, собрали огромное количество русских народных сказок, пословиц, загадок.

Западник С.М.Соловьев впервые  представил историю России до конца XVIII , века в полном объеме и связи, причем периоды XVII-XVIII веков Сергей Михай- ' лович рассматривал в целостности  и связанности изложения материала  первым из историков. Перенося законы развития отдельного человека в целом  на человеческое общество, ученый полагал, что Россия, переходя «от возраста чувств к возрасту мысли», в годы петровских преобразований вовсе не отставала от Европы, а органично  развивалась в других исторических условиях, нежели Европа. Его работа «История России с древнейших времен»  привлекла к себе огромное внимание и сопровождалась большим количеством  рецензий. Впервые Соловьевым были введены в научный оборот многочисленные источники го Московского архива Министерства иностранных дел и Министерства юстиции. В работе историка «Чтения о Петре Великом» четко прослеживаются выявленные в историческом процессе причинно-следственные связи. Впервые ученый поднял на значительно более высокую ступень, чем предыдущие исследователи, историографию политической истории России, включив в деятельность политиков вопросы развития науки, искусства, благоустройство городов, быт, то есть новые темы.

Историографическая мысль  второй половины XIX века представлена спектром самых разнообразных направлений.

Государственная теория, разрабатывавшаяся  В.И.Сергиевичем, К.Д.Кавелиным, Б.Н.Чичериным, основывалась на положениях о закономерном, органичном развитии русского народа от родовых отношений к государственным; об инертности русского народа; о том, что государство является движущей силой, которая закрепостила сословия в интересах обороны страны и  само их раскрепощает. В начале XX века государственную теорию разрабатывали  П.Н.Мипюков, С.Ф.Платонов, А.А.Кизеветтер, А.С.Лалпо-Данилевский. Они полагали, что главный фактор истории - политический, то есть деятельность государства. Только на рубеже веков государственная  школа признала социально-экономический  фактор равным по значению с политическим в ходе российского исторического  процесса.

Демократическое направление  историографии представляют работы А.И.Герцена, А.П.Щапова, тематика которых  связана с жизнью простого народа, осуждением эксплуататоров.

Идеи консерватизма и  национапизма нашли отражение в  трудах М.Н.Каткова, который мысли  о национальном своеобразии русского народа совмещал с национальной исключительностью  и великодержавностью.

В духе позитивистских идей проводили исследования А.ЕПресняков, М.М.Ковалевский, Н.И.Кареев. Основное внимание историки-позитивисты сосредотачивали  на идее общественного прогресса. Они  признавали всесилие науки, а основой  научного познания считали эмпиризм. Позитивисты полагали, что эволюция исторического процесса произошла  независимо от роли личности, а причины  ее непознаваемы. Историки предлагали сосредоточиться на изучении экономических  и социальных проблем огечественной  и зарубежной истории.

Особое место в отечественной  историографии ХГХ века занимает имя В.О.Ключевского, создавшего «Курс  лекций по русской истории». Именно Ключевский впервые отметил исключительную важность роли личности в историческом процессе, представил поргретные характеристики государственных деятелей XVI-ХГХ  веков. Изучая исторический процесс, В.О.Ключевский обратил внимание на взаимодействие основных факторов: человеческой личности, общества и природы страны, которые  играют определяющую роль в истории  государства, характеризуют его  экономические, социальные и культурные явления. Рассматривая формирование общества, В.О.Ключевский уделил внимание таким  кригериям, как дух, идеи, умственный труд и нравственный подвиг. Работая  с историческими источниками, Василий  Осипович использовал аналитический  и синтетический подходы, добиваясь  воссоздания правдивости мельчайших исторических деталей.

Во второй половине ХГХ  века в Россию проникает материалистическая марксистская философия, раскрывавшая законы общественного развития исходя из тезисов о том, что общественное бытие определяет сознание, создает  реальный базис, над которым возвышается  надстройка. Таким образом, впервые  в исторической мысли появилось  положение о том, что социальное развитие, правовой государственный  строй и культура находятся в  связи с экономической структурой общества. В середине 90-х годов  ХГХ века легальные марксисты  П.Б.Струве, Н.А.Бердяев, М.И.Туган-Барановский  разработали в историографии  направление экономический материализм, согласно которому экономика оказывает преобладающее и определяющее воздействие на социально-политические отношения, весь ход исторического развития народов. Развитие политических отношений, правовых и нравственных норм, художественное, религиозное, философское развитие общества определяются его экономическим укладом. Главную движущую ' силу прогресса экономический материализм видел в господствующих классах и стоящем на страже их интересов государстве и отрицал роль классовой борьбы в историческом прогрессе. Собственно марксистское направление в историографии в начале XX века разрабатывал М.Н.Покровский, полагавший, что ключ к пониманию важнейших закономерностей в истории России находится в учении об общественно-экономических формациях, прогрессивная смена которых происходит посредством революционных процессов.

Историческая мысль начала XX века находилась в поиске новых  ориентиров и переоценки выработанных ранее принципов. Одним из главных  предметов спора философов и  историков стало понятие общественного  прогресса. Так оформилась теория исторического  познания, уделившая основное внимание собственно способам познания исторического  процесса, а не самому историческому  процессу. Согласно теории исторического  познания, следовало определить путь от выявления факта в источниках до его истолкования в исторических произведениях.

В 1905 г., после физических открытий Э.Маха и Р.Авенариуса, в  историографии оформилось направление  философия эмпириокритицизма, или  неопозитивизм. Понятия «субстанция», «сущность», «материя», «причинность»  признавались новым направлением мнимыми. Вещи стали считаться только комплексом ощущений субъектов. Отсюда делался  вывод о том, что исторические факты не отражают действительности. Например, Р.Ю.Виппер полагал, что критерий научности исторических построений состоит в их соответствии принципу экономии мышления, то есть целесообразности. Поскольку у каждого поколения  своя целесообразность и свои нужды, то и историческую картину каждое поколение создает свою собственную. Получалось, что данный подход заменял  историческую правильность исторической на данный период времени целесообразностью.

Информация о работе Основные этапы отечественной историографии по истории России.