Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:04, реферат
Отечественная историография зарождается в период Средневековья. Основой исторических взглядов, как и мировоззрения в целом, в данную эпоху являлся провиденциализм, связывавший все происходящее с волей божественного провидения. Основным жанром древнерусской средневековой исторической литературы этого времени были летописи, среди которых выделяется «Повесть временных лет», составленная в начале XII века и доводившая события до 1113 г. Характерно для отечественной историографии отражение в «Повести» не только религиозных верований, но и событий политической истории, таких как происхождение государства, борьбы с иноземными врагами, отношения князей и дружины. Стиль древнерусских летописей можно охарактеризовать как событийно-перечневый.
Отечественные последователи
Г.Риккерта и В.Виндельбанда В.О.Ключевский
и В.И.Сергеевич в духе риккертианства
делили науки на 1) номотетические, которые
изучают только общие, повторяющиеся
черты явлений, отбрасывая все частное
и индивидуальное, а поэтому в
их рамках можно формулировать законы,
и 2) идеографические, повествовательные,
интерес которых сосредоточен только
вокруг особенных, индивидуальных черт
явлений и отбрасывает все
общее. Историю они относили к
идеографическим наукам, полагая, что
в ближайшем будущем
В 20-80-е гг. XX века отечественная
историческая наука находилась преимущественно
в рамках марксистской материалистической
концепции. Однако даже в рамках одного
направления ученым удалось проделать
колоссальный научно-исследовательский
труд, создав как работы общего плана
по истории внешней политики, общественного
движения, экономики, государственного
строительства, так и исследования
по конкретно-исторической тематике (истории
декабристского движения, Великой Отечественной
войне, изучение персоналий политиков,
деятелей культуры, науки, военачальников
и т.д.). Среди разнообразной тематики
исторических сочинений и многочисленных
работ хотелось бы выделить получившие
широкое признание труды И.Я.
Своеобразным подходом к изучению исторического процесса, выходящим за рамки марксистской концепции, отличаются исследования Л.Н.Гумилева, проведенные с позиции разработанной им теории пассионарности. Согласно этой теории под воздействием мутации (пассионарного толчка), образующей внутри социальной популяции группу людей, обладающих повышенной тягой к действию (пассионариев), которые стремятся изменить окружающее и способны на это, образуются новые этносы. Они развиваются, подчиняя себе окружающие народы. История этносов (этногенез) проходит несколько фаз, включающих зарождение, развитие, кульминацию, упадок этноса.
В настоящее время российская историческая наука находится в условиях после кризисной ситуации, приобретя возможность свободы выбора известных и поиска новых методологических установок.
Информация о работе Основные этапы отечественной историографии по истории России.