Основные направления внутренней политики России в первой половине 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 10:41, контрольная работа

Описание работы

Основные направления внутренней политики России в первой половине 19в.
Отметьте цифрой 1 – реформы, осуществленные в период правления Александра 1, цифрой 2 – в правление Николая 1.
О каких исторических понятиях идет речь.
Объясните, что объединяет нижеследующих исторических деятелей.
Список литературы

Содержание работы

1. Основные направления внутренней политики России в первой половине 19в.
2. Отметьте цифрой 1 – реформы, осуществленные в период правления Александра 1, цифрой 2 – в правление Николая 1.
3. О каких исторических понятиях идет речь.
4. Объясните, что объединяет нижеследующих исторических деятелей.
5. Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

 

ГОУ ВПО «Сибирская государственная

автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)»

 

Кафедра «Политология»

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по «Отечественной истории»

 

 

Тема: Вариант № 32

 «Основные направления внутренней политики России в первой половине 19в.»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 1 курса

заочной формы обучения

группы

 

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск

 

2012

 

 

 

Содержание:

  1. Основные направления внутренней политики России в первой половине 19в.
  2. Отметьте цифрой 1 – реформы, осуществленные в период правления Александра 1, цифрой 2 – в правление Николая 1.
  3. О каких исторических понятиях идет речь.
  4. Объясните, что объединяет нижеследующих исторических деятелей.
  5. Список литературы         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные направления внутренней политики России в первой половине 19в.

Введение.

Первая половина XIX столетия — период кризиса феодально-крепостнических отношений в экономике России и одновременно эпоха усиления могущества абсолютистского государства, расширения его полицейских функций. Это время является периодом наивысшего подъема и международного авторитета России, ее внешнеполитической мощи. Этому во многом способствовала победа России в Отечественной войне 1812 г. и ее роль в освобождении стран Европы от наполеоновского господства. Особенностью дореформенного периода в истории России является появление первых революционных организаций. Их целью было уничтожение самодержавия и крепостного права. При изучении истории России первой половины XIX в. следует также помнить, что на это время приходится расцвет русской дворянской культуры, ее золотой век.

Все эти особенности сказались на характере и структуре корпуса источников по истории дореформенной России. Усиление роли государства, всеобъемлющая бюрократизация административного управления, привели к значительному увеличению числа источников официального происхождения. Изучение практически любой исторической проблематики этого периода не обходится без привлечения официальных документов. К ним относятся законодательные акты, уставы государственных учреждений, донесения и отчеты нижестоящих служб вышестоящим и др.

До начала XIX в. роль общерусского свода законов выполняло сильно устаревшее к тому времени «Соборное Уложение» 1649 г. В 1826 г. было создано II отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, занимавшееся кодификацией русского законодательства. Ведущую роль в систематизации и публикации русских законов сыграл М.М. Сперанский. Под его руководством в 1830 г. было издано «Полное собрание законов Российской Империи» в 45 томах. Кроме того, действующие законы были опубликованы в 15-томном «Своде законов Российской Империи», построенном уже не по хронологическому, а по тематическому принципу.

Излюбленными жанрами публицистики в первой половине XIX в. являлись записки и письма. При изучении первой половины XIX столетия приобретает важность еще один вид источников — документы личного происхождения (мемуары, письма, дневники). Однако при использовании материалов личного происхождения исследователи должны учитывать субъективность содержащихся в них сведений и оценок.

Внутренняя политика Александра 1.

Недолгое царствование Павла (1796—1801), ознаменовавшееся арестами, ссылками, усилением цензуры, введением палочной дисциплины в армии, закончилось дворцовым переворотом в ночь на 12 марта 1801 г. На престол вступил 23-летний Александр I.

Первые годы его правления — «дней Александровых прекрасное начало» — оставили наилучшие воспоминания у современников. Открывались новые университеты, лицеи, гимназии, принимались меры по облегчению положения крестьян. По указу о вольных хлебопашцах (1803) помещики могли по желанию освобождать крестьян с землей за выкуп. В Негласном комитете (так назывался узкий круг друзей Александра) родилось предложение о запрещении продавать крестьян без земли, однако высшие сановники не позволили его осуществить.

К началу XIX в. система управления государством находилась в кризисном состоянии. Введенная Петром I коллегиальная форма центрального управления себя исчерпала. Положение дел можно было выразить одним словом «воруют». Еще Павел пытался бороться с казнокрадством и взяточничеством чиновников, но его меры — аресты и ссылки — не помогли. Александр начал с перестановок в системе: в 1802 г. вместо коллегий были введены министерства. Эта мера несколько укрепила центральное управление, однако старые пороки прижились и в новых органах. Открыто разоблачать взяточников значило подорвать авторитет Сената. Требовалось создать принципиально новую систему государственной власти, которая способствовала бы развитию страны.     

В 1807 г. в окружение царя вошел М. М. Сперанский, человек, который с полным правом мог претендовать на роль реформатора. Его «Введение в уложение государственных законов», по существу, было проектом государственных преобразований. В основу Сперанский положил принцип разделения властей — законодательной, исполни тельной и судебной. Все власти соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царем. Мнение Совета, утвержденное императором, становилось законом. Ни один закон не мог вступить в действие без обсуждения в Государственном совете и Государственной думе. И хотя реальная законодательная власть оставалась в руках императора и высшей бюрократии, действия властей контролировались общественным мнением — Государственной думой, всероссийским представительным органом.

По проекту Сперанского все граждане, владеющие землей или капиталом, включая государственных крестьян, пользовались избирательным правом; крепостные пользовались высшими гражданскими правами, главное из которых — «никто не может быть наказан без судебного приговора».

Осуществление проекта началось в 1810 г. созданием Государственного совета, но дальше дело не пошло — Александр оказался «республиканцем на словах и самодержцем на деле». К тому же представители высшего дворянства, недовольные планами Сперанского, подрывающими крепостнический строй, объединились против него и добились в 1812 г. его ареста и ссылки в Нижний Новгород.

После победы над Наполеоном русские люди ожидали перемен в своем отечестве. Александр 1 в частных беседах говорил об отмене крепостного права. По его заданию, а иногда по частной инициативе стали составляться проекты освобождения крестьян. По одному из них, разработанному Аракчеевым, предполагалось ежегодно выделять пять миллионов рублей на покупку земли у собственников-помещиков и раздавать крестьянам наделы в две десятины. Такими темпами крепостное право исчезло бы примерно через 200 лет. В 1818 г. специальный комитет разработал еще один проект, не требовавший расходов, но рассчитанный на столь же долгий срок. Александр ознакомился с этим проектом; на этом дело закончилось.

В марте 1818 г. на открытии польского сейма Александр объявил о своем намерении дать конституционное устройство всей России. К 1820 г. проект конституции был разработан Н. Н. Новосильцевым и П. А. Вяземским. «Государственная уставная грамота Российской империи» предполагала создание законосовещательного представительного органа, как Государственная дума в проекте Сперанского. Однако он должен был быть двухпалатным; Россия становилась федерацией, включающей 12 наместничеств, в каждом был свой представительный орган. Провозглашались неприкосновенность личности, свобода печати. В целом «Уставная грамота» гораздо меньше ограничивала самодержавие, чем проект Сперанского, но ее принятие вывело бы Россию на путь к представительному строю и гражданским свободам. Революции 1820—1821 гг. в Испании и Италии испугали Александра; проект «Уставной грамоты», как и все прежние проекты, был положен в дальний ящик и забыт.

Огромная армия, способная сокрушить Наполеона, являлась тяжелым финансовым бременем для страны. Александр решил исправить это введением военных поселений, устройство которых было поручено Аракчееву. Военные поселения создавались так: в селе располагали семейных солдат, все жители переводились на военное положение. Жизнь и быт поселян были расписаны до мелочей. Заниматься хозяйством и ремеслами можно было только с разрешения начальства и даже жениться — по приказу. В результате в районах военных поселений сельское хозяйство приходило в упадок, прекращалась торговля; неоднократно вспыхивали восстания. Однако при всей своей абсурдности система военных поселений просуществовала до 1857г.

Царствование Александра близилось к концу. Изменений к лучшему, ожидавшихся обществом, не происходило. Государственные дела постепенно сосредоточивались в руках Аракчеева. Александр жил странной жизнью: ездил по Европе и России (за последние 10 лет он проехал 200 тыс. верст), забавлялся парадами, пытался уйти в религию. Его преследовали мысли о том, что его царствование не оправдывает убийства Павла, что против него самого зреют заговоры. 'В 1821 г., прочитав донос о существовании тайного общества, император заметил: «Не мне их карать».

Внутренняя политика Николая I

Император Николай I был третьим сыном Павла I. В детстве он увлекался военными играми, в юности — военно-инженерным делом. Общественные науки он не уважал и с презрением относился к духовной жизни. Новый российский император отвергал конституционные и либеральные идеи. Государство представлялось ему неким механизмом, где у каждого есть свои функции, подчиняющиеся общему заведенному порядку. Выступление декабристов, едва не нарушившее этот порядок, было подавлено: пятеро декабристов — П. Пестель, К. Рылеев, С. Муравьев-Апостол, А. Бестужев-Рюмин, Г. Каховский — были казнены, более 200 человек сослали на каторгу, на поселение в Сибирь, рядовыми на Кавказ. Николай, лично допрашивавший многих декабристов, считал, что разрушил звено тайной европейской организации революционеров, и был горд своей победой. Между тем суровым приговором он в самом начале своего царствования оттолкнул от себя часть общества, сочувствовавшую декабристам.

Новое правительство предприняло ряд мер для укрепления полицейского аппарата. В 1826 г. было учреждено 3 Отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Оно стало главным органом политического сыска; в его распоряжении находился Отдельный корпус жандармов. Начальник 3 отделения и одновременно шеф корпуса жандармов А. X. Бенкендорф имел громадную власть. В обществе выискивались малейшие проявления «крамолы». Заведенные дела раздувались до размеров «страшных заговоров», участники их жестоко наказывались. Так, в 1827 г. обсуждение студентами Московского университета вопроса об обращении к народу превратилось в «дело братьев Критских». Действовала отработанная схема: тюрьма, арестантские роты, ссылка на Кавказ. Правительство считало, что «крамольные» мысли и всякого рода тайные организации возникают под влиянием западноевропейских освободительных идей. В 1826 г. был опубликован устав о цензуре, с помощью которой николаевские министры намеревались справиться с вредным влиянием Запада — его прозвали «чугунным». В 1828 г.   устав   заменили   другим,   более «мягким», но и по нему запрещалось обсуждать в печати монархический строй, сочувствовать революциям, высказывать «самочинные» предложения о государственных преобразованиях. Главный комитет бдительно следил за деятельностью цензоров.

Николаевское правительство попыталось разработать собственную идеологию и внедрить ее в школы, университеты, печать. Главным идеологом самодержавия стал министр народного просвещения граф С. С. Уваров, выдвинувший теорию «официальной народности» («православие, самодержавие, народность»). По этой теории пассивность народа, наблюдавшаяся в первой половине XIX в., представлялась в качестве самобытных, исконных черт русского характера, а дворянско-интеллигентская революционность изображалась как испорченность образованной части общества влиянием чуждых России западных идей. В сочинениях официальных писателей восхвалялись существующие в России порядки, «самобытная» Россия противопоставлялась «растленному» Западу. Для многих здравомыслящих людей была очевидна надуманность казенной «теории», однако открыто об этом не говорили. Поэтому такое сильное впечатление произвело на современников опубликованное в 1836 г. в журнале «Телескоп» «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева, который с горечью и негодованием говорил об изоляции России от идейных течений Запада, о духовном застое, навязанном правительством. По распоряжению царя Чаадаев был объявлен сумасшедшим.

В царствование Николая сложился громадный бюрократический аппарат. Появлялись новые министерства, ведомства; к 1857 г. число чиновников выросло в пять раз по сравнению с началом века. Бюрократическое управление, отличающееся канцелярской волокитой и бумагомарательством, породило круговую безответственность за принятые решения: мелкие чиновники готовили доклады, начальники, не вникая, подписывали — в итоге никто ни за что не отвечал. К тому же министрами нередко становились армейские генералы, мало знакомые с деятельностью вверенного им министерства. «Россией правят столоначальники», — сказал однажды Николай, подметив роль среднего чиновничества в решении разных дел. Бюрократия четко соблюдала свои интересы, выдавая их за государственные нужды; разрастались штаты министерств и ведомств, а вместе с ними — внешнеполитические амбиции и военные расходы. При этом наука, культура и образование финансировались крайне скудно. Предел всевластию бюрократии мог быть положен только введением подлинно конституционного строя.

Государственные преобразования. Показания декабристов, данные на следствии, открыли неприглядную картину российской жизни. Николай начал принимать меры для укрепления своей империи. В его окружении оказался ряд крупных государственных деятелей, с чьими именами связаны достижения николаевского царствования.

М. М. Сперанский, оставив мечты о конституции, стремился теперь к наведению порядка в управлении в рамках самодержавия. По распоряжению Николая Сперанский руководил работой II Отделения Собственной его императорского величества канцелярии по составлению свода законов. Все законы, принятые после Соборного уложения 1649 г., были извлечены из архивов, расположены по порядку и четко согласованы между собой. Иногда приходилось «дописывать» законы на основании норм зарубежного права; К концу 1832 г. 15-томный Свод законов был подготовлен, а 19 января 1833 г. принят на заседании Государственного совета и немедленно вступил в действие, уменьшив хаос в управлении и чиновничий произвол.

Информация о работе Основные направления внутренней политики России в первой половине 19 века