Отличительной чертой мусульманского
права является то, что оно представляет
собой одну из многих сторон религии
ислама, которая устанавливает определенные
правила и объект верования, а также указывает
верующим на то, что можно делать, а что
нельзя. Так называемый путь следования
(«Шар» или «Шариат») и составляет само
мусульманское право, а оно-то уже и диктует
мусульманину правила поведения в соответствии
с религией.
«В основе мусульманского
права лежит четыре источника:
1) Священная книга Коран, состоящая
из высказываний Аллаха, обращенных к
последнему из его пророков и посланцев
Магомету;
2) Сунна - сборник традиционных
правил, касающихся действий и высказываний
Магомета, воспроизведенных целым рядом
посредников;
3) Иджма - конкретизация положений
Корана в изложении крупных ученых-мусульман;
4) Кияс - рассуждение по аналогии
о тех явлениях жизни мусульман, которые
не охватываются предыдущими источниками
мусульманского права. Таким суждениям
предается законный, общественный характер.
Интересным
фактом является то, что нормы шариата
выполняются населением мусульманских
стран и воспринимаются как обязательные
правила поведения Сфера мусульманского
права, как идеологического фактора оказывается
значительно шире, нежели рамки применения
его конкретных нормативных предписаний.
С самого начала ислам определял
не только религиозный ритуал, догматические
и культовые особенности, но социальные
институты, формы собственности, особенности
права, философии, политического устройства,
этики, морали и социальной психологии,
хотя духовная сторона стояла все же на
первом месте. В отличие от христианства,
которое отделилось от государства еще
в XVI-XVII веках после буржуазных революций,
ислам и по сей день является государственной
религией. Ислам как система общественно-религиозных
взглядов соединяет в себе элементы: религиозный
культ и свод духовно-этических определений;
система норм, регулирующих социально-экономическую
структуру общества; общие принципы государственного
устройства.
В странах с мусульманским правом
конституция не считается основным законом,
а эту роль играет Коран, Сунна, принципы
консенсуса (Иджма) и аналогии (Кияс). Мусульманские
юристы и богословы считают, что регулированию
норм Корана и шариата подлежат как религиозная,
так и этическая стороны общественной
жизни, отношения граждан, как между собой,
так и с государством. Они также утверждают,
что эти нормы, освещенные волей Аллаха,
гораздо сильнее по своему действию, чем
конституционные нормы, написанные человеком.
С этим как раз и связано то, что в Саудовской
Аравии нет писаной конституции, а ее место
занимает Коран.
Еще со времен зарождения у
мусульман средневековой государственности
в ее основе лежат два главных
принципа: совещательность (бурс, когда
правители принимают решения коллективно),
и суверенитет шариатских законов. Принцип
совещательности, заложенный в Коране,
не получил своего юридического закрепления
в институтах средневекового государства,
а потому и не приобрел обязательного
характера. Что касается соблюдения шариатских
норм или «божественного» законодательства,
то это всегда являлось непременным условием
легитимизма любой государственной власти.
Все граждане мусульманских
государств имеют одинаковые права в выборах правителя, но основным
принципом выборов является принцип «достойных
представителей», то есть выборы это идеал
«особенно одаренных». Только «охлюль-хальваль-акад»,
или особая категория знатных в праве
советовать правителям и решать, является
ли их политика законной по отношению
к норам шариата. Законотворческая функция
этой группы заключается в том, что они
выносят решения о соответствии законов
главы государства, постановлений правительства
и иных нормативных актов принципам шариата.
Их деятельность схожа с деятельность
государственного Совета во Франции, Верховного
Суда в США, в функции которых входит конституционный
надзор.
Конституционные
принципы в мусульманских государствах
начали складываться во время англо-французской
колонизации, а именно в 1861 была издана беем
Туниса первая конституция.
Сейчас идет период
кодификации мусульманского права
во многих странах, среди них
Пакистан, Индонезия, а в Турции
с 1926 г. вообще от него отказались.
Во многих государствах мусульманское
право конституционно считается основой
законодательства. Оно применяется по
многим вопросам, но особенно в гражданских
отношениях, до сих пор сохраняются шариатские
суды. В некоторых странах Центральной
и Восточной Африки мусульманское право
используется как обычное право. Хотя
мусульманское право и оказывает огромное
влияние на правовые системы мусульманских
государств, но все равно сейчас наблюдается
тенденция к применению таких источников
права как правовой обычай и нормативно-правовой
акт или законодательство. Практически
во всех мусульманских странах влияние
мусульманского права ограничивается
брачно-семейными и примыкающими к ним
отношениями, то есть теми, которые входят
в понятие «личный статус». Египет был
первым государством, которое отказалось
еще в конце XIX века от мусульманского
права, как от единственного источника
права. В качестве примера можно еще привести
Саудовскую Аравию, которая считается
страной традиционного ислама. Даже здесь
все больше применяются в судопроизводстве
и законодательстве «двойные стандарты»,
а в коммерческом праве приоритет уже
отдается «англо-американскому»праву.
6.Система обычного
права.
Новое право молодых развивающихся
государств в результате особенностей
их исторического развития сочетается
с мусульманским, индусским правом, а также с обычным
правом, которое все еще действует в достаточно
широкой сфере отношений. До настоящего
времени многим нормам обычного права
следует большинство населения африканского
континента.
Термин
“обычное право” чаще всего
используют для обозначения традиционного
права, существовавшего у африканских
народов до колонизации. За исключением
весьма немногочисленных примеров письменных
источников отдельных племен, традиционное
право представляет собой совокупность
неписаных правил, изустно передаваемых
из поколения в поколение и не сформулированных
в каких-либо юридических и литературных
текстах.
Следует
отметить большое разнообразие
традиций и обычного права
народов Африки и даже племен,
населяющих соседние географические
районы.
Одна из характерных черт обычного
права заключается в том, что
правовые и материальные нормы
выступают в неразрывной связи,
а при решении конфликтов стороны
руководствуются в первую очередь
идеей примирения. Задача суда
заключается не столько в том, чтобы устранить причиненное
зло, восстановить согласие в общине и
обеспечить ее сплоченность.
Другая черта обычного африканского
права сводится к тому, что
оно регулирует отношения в
первую очередь групп или сообществ,
а не отдельных индивидов. Так, брачный договор представлял
собой скоре соглашение двух семей, нежели
союз двух индивидов; развод был возможен
лишь с согласия семей. Имущество по наследству
тоже, как правило, переходило не к индивидам,
а к семьям или группам. При возмещении
ущерба выплату производила обычно одна
семья или клан другой семье или клану.
Правами на землю по обычаю был наделен
не индивид, а группа. Хотя отдельное лицо
могло пользоваться землей, но в конечном
итоге она принадлежала общине или группе.
Тяжбы в африканском обществе также возникали
главным образом между сообществами и
группами. И, наконец, принцип коллективизма
касался и ответственности за проступки:
она являлась как бы ответственностью
семьи или группы родственников за деяния
отдельных ее членов.
В Африке существовали два основных
типа судов, причем иногда они действовали
одновременно и параллельно. Так, при отсутствии
в регионе сколько-нибудь централизованной
власти дела о браке, опеке над детьми,
наследования, землевладения решали арбитражи,
состоящие из старейшины и других влиятельных
членов семьи или группы родственников.
Если же разногласия возникали между соседями
внутри одной общины, то арбитрами выступали
старейшие члены семей, главы основных
линий наследования и др.
Суды другого
типа функционировали как государственные
структуры с соблюдением юридических
формальностей. Они существовали в регионах
с более или менее централизованной властью.
Обычно такие суды образовывали иерархическую
систему, начиная от низших (например,
суды мелких вождей) и заканчивая высшими
(суды крупных вождей).
Обычное
право повсеместно признавало
полигамию, а также устанавливало
выкуп за невесту, призванный
подтвердить, что основанный на
обычае брак — это покупка
жены. Расторжение брака было
очень редким явлением, и получить
разрешение на развод стоило больших трудов.
Семьи были заинтересованы в продолжение
установленного между ними союза, к тому
же расторжение брака означало возвращение
приданого. Развод обговаривался между
семьями с привлечением старейшин клана.
После
колонизации африканского континента
в XIX в. английские, французские,
португальские и бельгийские
власти в основном стремились
внедрить в африканских странах
право, действовавшее в метрополии,
и свою судебную систему. Французское
право внедрялось во французской Африке
и на Мадагаскаре, бельгийское — в Конго,
португальское — в Анголе и Мозамбике,
английское — в колониях Англии. Метрополиями
был принят также целый ряд актов специально
для колоний. В то же время колонизаторы
проводили политику сохранения той части
обычного права и африканского судопроизводства,
которая, по их мнению, не противоречила
их интересам. Таким образом, в результате
колониального правления возникла тройственная
система колониального права, включающая
право метрополий, специальные колониальные
законы и обычное право. Первые два компонента
охватывали по преимущество административное,
торговое, уголовное право. Традиционные
области отношений — землевладение, семейное
и наследственное право — остались в сфере
действия обычного права. Во многих колониях
были запрещены некоторые обычаи, признанные
варварскими, например, рабство.
В колониях
действовали колониальные суды
с европейскими судьями, руководствовавшимися
правом метрополии и колониальным
законодательством, а также местные суды,
где правосудие обычно осуществляли местные
вожди, старейшины, а решения принимались
в соответствии с обычным правом.
Основные
тенденции развития права африканских
стран в условиях национальной
независимости характеризуются,
с одной стороны, преодолением колониальных
наслоений (хотя на первых этапах колониальные
законы продолжали действовать), а с другой
— ограничением регулирующего значения
правового обычая по мере того, как расширялся
круг отношений, охватываемых национальным
законодательством. В бывших французских
колониях после получения независимости
принято более ста кодексов. Равным образом
приняты крупные законы в англоязычных
странах. В большинстве независимых государств
Африки действуют новые конституции. Законодательная
деятельность охватывает, прежде всего,
такие отрасли современного права, как
конституционное, обязательственное,
уголовное, судоустройство.
Во многих
государствах принят ряд прогрессивных
норм, заимствованных из законодательства
западных стран. В частности, введен
восьмичасовой рабочий день, установлены
минимум зарплаты, в том числе и для работников
частных предприятий, оплачиваемые отпуска,
пенсионное обеспечение, бесплатное медицинское
обслуживание. Осуществлены серьезные
законодательные меры по эмансипации
женщин.
В то
же время деколонизация сопровождалась
декларациями о большом значении
обычного права, необходимости
его сохранения. В Мадагаскаре,
например, представительная ассамблея
приняла в 1957г. решение о
кодификации обычаев, а в Нигерии
региональные ассамблеи взяли на себя
инициативу подготовки компиляций, придававших
обычаям санкционированный властью характер.
Таким образом,
традиционное африканское право,
бесспорно, постепенно утрачивает,
а в некоторых случаях уже
утратило свое регулирующее значение.
Его нормы по своему социальному содержанию
плохо согласуются с тенденциями развития
молодых развивающихся государств, стремящихся
идти по пути цивилизации и прогресса.
Но все же еще многие миллионы африканцев,
особенно в сельской местности, продолжают
жить по старым обычаям, избегают обращаться
в государственные суды, предпочитая арбитраж
и стремясь прийти к примирению в соответствии
с традициями.
Отношения, в которые вступают
люди, объединения граждан, государство
и общество, находятся между собой
в тесной взаимосвязи, образуя единое
целое. Соответственно и право, отражая,
общественные отношения, их устойчивые
признаки, свойства, представляет собой
целостное образование, систему права.
Как целостное образование она охватывает
все нормы, действующие в той или иной
стране, и представляет собой сложный
многоуровневый комплекс.
7.Социалистическая правовая
семья
Социалистическая
правовая семья появилась в
1917г. в России. Ее появление
было обусловлено не особенностями
юридического сознания, а марксистка ленинской
идеологией, ее принципами политического
устройства общества.
Следовательно, на примере
права СССР можно рассмотреть
основные черты,
присущие социалистическому праву.
Социалистическое
право обнаруживает известное
сходство с
романо-германской
правовой системой. Оно
достаточно широко
сохранило
ее терминологию, а также хотя
бы по внешнему виду - ее
структуру.
Для советского права характерна
концепция правовой