Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 18:35, реферат
В настоящее время не маловажное значение в нашей жизни имеет наука уголовного права. Развиваясь со временем, она постоянно изменяла свой состав: внимала новые, более совершенные нормы и устраняла устаревшие, потерявшие свою значимость, отживших веков. Изначально доказано, что институты права и государства тесно взаимосвязаны, что они постоянно пересекаются, помогая развиваться друг другу. Наука уголовного права не является исключением. Она так же, как и другие правовые отрасли, прошла длинный по своему сложный путь развития, вытекая из обычного права и, дифференцировавшись вместе с государством на протяжении многих столетий, дошла до наших времён.
1.Введение.
В настоящее время не маловажное значение в нашей жизни имеет наука уголовного права. Развиваясь со временем, она постоянно изменяла свой состав: внимала новые, более совершенные нормы и устраняла устаревшие, потерявшие свою значимость, отживших веков. Изначально доказано, что институты права и государства тесно взаимосвязаны, что они постоянно пересекаются, помогая развиваться друг другу. Наука уголовного права не является исключением. Она так же, как и другие правовые отрасли, прошла длинный по своему сложный путь развития, вытекая из обычного права и, дифференцировавшись вместе с государством на протяжении многих столетий, дошла до наших времён.
2.Основные редакции Русской Правды.
До наших дней дошло более 100 списков Русской Правды. Все они распадаются на 3 основные редакции:
• Краткая
• Пространная
• Сокращённая
Древнейшей редакцией (1054 года) является
Краткая Правда, состоящая из:
•Правды Ярослава (ст.1-18)
•Правды Ярославичей (ст.19-41)
•Покона Вирного (ст.42)
•Урока Мостников (ст.43).
Пространная редакция приблизительно возникла 1113 года и связывается с именем Владимира Мономаха.
Она разделяется на:
•Суд Ярослава (ст.1-52)
•Устав Владимира Мономаха (ст.53-121).
Сокращённая редакция появляется в середине XV века из
переработанной Пространной редакции.
2.1.Краткая редакция Русской Правды.
Как известно, Русская Правда имеет 3 редакции:
•Краткую
•Пространную
•Сокращённую и множество списков.
И так, чтобы избежать путаницы, сначала проанализируем нормы Краткой Правды, а затем перейдем к
Пространной редакции. Краткую редакцию Русской Правды можно разделить на две основные части:
•Правду Ярослава (ст.ст.1 -18)
•Правду Ярославичей (ст.ст.19 -43)
Первая была составлена при Ярославе Мудром, вторая же создавалась уже после его смерти. В Правде Ярослава
рассматриваются в основном такие преступления как:
•побои
•оскорбление
•членовредительство
А Правда Ярославичей посвящена большей частью:
•защите феодальной собственности
•жизни княжеских людей.
Кроме того, в последних статьях КП (ст.ст.41 -43)
определяется размер и порядок выплат княжеским служащим за исполнение ими своих служебных обязанностей.
2.3.Возникновение Русской Правды.
В литературе по истории русского права нет единого мнения
о происхождении Русской Правды. Одни считают её не официальным документом, не подлинным памятником законодательства, а приватным юридическим
сборником, составленным древнерусским законоведом или группой законоведов для своих личных целей. Другие считают Русскую Правду официальным документом, подлинным произведением русской законодательной
власти, только испорченным переписчиками, вследствие чего появилось множество различных списков Правды, которые различаются количеством, порядком и даже текстом статей.
Но как и любой другой правовой акт, Русская Правда не могла возникнуть спонтанно, не имея за собой основы в виде
источников права. Нам только остаётся перечислить и проанализировать эти источники, оценить их вклад в создание Русской Правды. Источниками кодификации являются нормы обычного права и княжеская
судебная практика. К числу норм обычного права относятся прежде всего:
•положения о кровной мести (ст.1 КП)
•о круговой поруке (ст.20 КП)
Законодатель проявляет различное отношение к этим обычаям:
•кровную месть-он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или совсем отменить, заменив денежным штрафом - вирой
•в отличие от кровной мести круговая порука сохраняется как
мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление
•«Дикая вира» налагалась на всю общину
Ещё одним из источников Русской Правды был
Закон Русский:
•нормы уголовного
•наследственного
•семейного
•процессуального права
До сих пор не прекращаются споры о его сущности.
В истории русского права нет единого мнения об этом документе. Но он частично отражён в договорах:
•Руси с греками в 911 г. и 944 г.
• в Русской Правде
в договоре 911 г. записано: «Аще ли ударить мечем или бьеть кацем либо сосудом, за то ударение или бьенье да вдасть литр 5 сребра по закону Рускому».
Cторонники норманской теории происхождения Древнерусского государства считали Закон Русский скандинавским правом. В.О.Ключевский считал, что Закон Русский являлся «юридическим обычаем», а в качестве источника Русской Правды представляет собой «не первобытный юридический обычай восточных славян, а право городской Руси, сложившееся из довольно разнообразных элементов в IX - XI веках». По мнению В.В.Мавродина, Закон Русский являлся обычным
правом, создававшимся на Руси в течение веков. Л.В.Черепнин предположил, что между 882 г. и 911 г. был создан княжеский правовой кодекс, необходимый для проведения княжеской политики в присоединённых
славянских и неславянских землях. По его мнению, кодекс отражал отношения социального неравенства. Это было «право раннефеодального общества, находящегося на более низкой стадии процесса феодализации, чем та, на которой возникла Древнейшая Правда». А.А.Зимин также допускал складывание в конце IX - начале X века раннефеодального права. Он считал, что при Олеге существовало ещё обычное право, а при Игоре появляются княжеские законы - «уставы», «поконы», которые вводили денежную кару за нарушение права собственности и нанесение увечий, ограничивали кровную месть, заменяли её в отдельных случаях денежной компенсацией, начали использовать институты свидетелей-видоков, свода, поединков, присяги. Эти нормы вошли позднее в КП.
3.Преступление и наказание по Русской Правде. Виды.
Современная наука уголовного права под термином «преступление» понимает общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, совершённое виновно, то есть с умыслом или по неосторожности, лицом вменяемым, достигшим возраста уголовной ответственности.
Что же было в Русской Правде? С введением на Руси христианства, под влиянием новой морали происходит замена языческих понятий о преступлении и наказании. В сфере уголовного права Древней Руси проявляется характер древних христианско-византийских правовых норм, основанных на римском частном праве. Наиболее понятно что такая замена выражается в княжеских уставах и в Русской Правде, где любое преступление определялось не как нарушение закона или княжеской воли, а как «обида», то есть причинение материального, физического, морального вреда какому-либо лицу или группе лиц. За эту обиду виновный должен был выплатить определённую компенсацию. Таким образом, уголовное правонарушение не отличалось в законе от гражданско-правового.
3.1.Побои и оскорбление.
Месть в Русской Правде упоминается не только в статьях, говорящих об убийстве. Например, по ст.2 КП, в случае избиения человека до крови и синяков, пострадавшему предоставляется альтернатива:
•мстить
•взять с обидчика 3 гривны за обиду.
Причём в этом случае даже не требуется свидетель.
«Если же на нём не будет никакого знака, то
пусть придёт видок; если же не может, то на том конец».
Таким образом, в этой статье мы впервые встречаемся с понятием видока, то есть непосредственного свидетеля - очевидца происходящего. Кроме видока, Русская Правда знает ещё один вид свидетеля - послух, то есть лицо, которое может ручаться в невиновности обвиняемого, защищать его доброе имя. В отличие от ст.2 КП, ст.3 уделяет внимание не характеру нанесённых повреждений, а рассматривает орудия, которыми наносятся побои:
•батог
•жердь
•ладонь
•чаша
•рог
•тупая сторона острого орудия.
Такой перечень говорит о том, что закон не учитывает степени опасности для здоровья потерпевшего того предмета, которым наносятся побои. Важно не причинённое телесное повреждение, а оскорбление нанесённое ударом. В этом случае потерпевший имеет право на немедленную месть. Если же обиженный сразу не отомстил обидчику по той или иной причине, например: не настиг , то последний подвергается денежному взысканию в размере 12 гривен.
Также об оскорблении гласят ст.4 КП:
•удар мечом, не вынутым из ножен.
ст.8 КП:
•вырывание бороды и усов.
Обе эти статьи предусматривают наказание за преступление в размере 12 гривен.
Ст.9 КП гласит:
«Ежели кто, вынув меч, не ударит, то тот положит
гривну».
Преступление, описываемое в данной статье, можно
характеризовать как покушение на преступление, либо как оконченное преступление, например: угроза, оскорбление.
3.2.Членовредительство.
Следующий ряд статей КП (ст.ст.5, 6 и 7) посвящён
членовредительству. Выделяются три основных вида членовредительства:
•травма руки, ноги и пальца
•Отнятие руки
•лишение возможности ею пользоваться конечностью
В древнерусском праве приравнивалось к смерти, поэтому за данное оскорбление назначалось наказание, приравнивавшееся к наказанию за убийство, то есть налагался штраф в размере 40 гривен. Также в виде наказания за это преступление могла применяться кровная месть. Но в отличие от других статей, по которым предусматривалась кровная месть как вид наказания, в случае причинения увечья мстить могли близкие потерпевшего, так как сам он был не в состоянии.
3.3.Убийство.
Являясь правовым памятником феодального государства со всеми присущими ему признаками, Русская Правда в своих статьях довольно чётко разграничивает правовой статус различных групп населения. Начиная со ст.19 чётко выступает классовое деление общества. В законе устанавливаются штрафы за убийство княжеских слуг, за кражу и порчу княжеского имущества.
Ст.19 КП гласит:
«Если убьют огнищанина за обиду, то платить за
него 80 гривен убийце, а людям не надобно; а за подъездного княжего – 80 гривен».
Скорее всего под словами «убийство за обиду» понимается
убийство в ответ на действия жертвы.
Возможно, что речь идёт об убийстве княжеского слуги при исполнении им своих обязанностей.Следующей разновидностью умышленного убийства по Русской Правде -убийство в разбое. В Древней Руси оно рассматривалось как наитягчайшее преступление. В случае убийства огнищанина обязанность розыска преступника возлагалась на общину, на территории которой было совершено убийство. Если убийца не был пойман, то община обязана была выплатить виру в размере 80 гривен. Довольно интересная норма изложена в ст.21 КП, посвящённой убийству огнищанина или княжеского тиунца при защите ими княжеского имущества:
«у клети, или у коня, или у стада, или при краже коровы»
Эта статья обязывает на месте расправиться с убийцей что говорит об особо опасном характере данного преступления и ещё раз подтверждает факт усиленной защиты княжеских слуг. В ряде последующих статей КП (ст.ст.22 -27) перечисляются штрафы, взимаемые за убийство княжеских слуг, а также людей, находящихся в зависимости от князя. Ознакомившись с этими статьями, можно представить
социальную структуру тогдашнего общества, определить положение тех или иных групп населения на социальной лестнице. Разобраться в этом нам помогают перечисленные в этих статьях штрафы. Жизнь княжеского тиуна и старшего конюха оценивается в 80 гривен, жизнь сельского
старосты, пашенного, рабы-кормилицы или её ребёнка –
в 12 гривен, и ниже всех ценятся жизни рядовников, смердов и холопов - всего по 5 гривен.
3.4.Кража или порча имущества.
Особой защитой пользовались не только княжеские слуги, но и его имущество. Так, ст.28 КП устанавливает размеры штрафов за похищение или истребление княжеского скота. В этой же статье упоминается и о коне смерда. Есть разница суммы штрафа за кражу коня князя и смерда. Эта разница связанна с тем, что княжеское имущество имеет высокий приоритет над имуществом смерда.
Целый ряд статей КП (ст.ст.29, 31, 32, 35 -37, 39, 40)
рассматривают различные случаи кражи. Краже отводится значительное место, довольно подробно разработана
система наказаний за неё, что говорит о широком распространении этого антиобщественного явления и в то далёкое время. Следует заметить, что Русская Правда предусматривает более суровое наказание в случае совершения преступления группой лиц, то есть уже
известно понятие соучастия (ст.ст.31 и 40 КП). Независимо от количества преступников, каждый из них должен был заплатить повышенный штраф по сравнению со штрафом, назначаемым за кражу, совершённую в одиночку.
Интересно появление в ст.ст.35 и 36 КП термина «продажа» - установленный законом штраф, взыскиваемый в пользу князя в качестве государственного органа, то есть идущий в казну. Помимо продажи устанавливается взыскание за обиду в пользу потерпевшего, которое
можно сравнить с существующим в современном законодательстве возмещением причинённого вреда.
В ст.38 КП подтверждается правило, установленное, видимо, обычаем - право убить вора на месте преступления. Но закон ограничивает это право, разрешая убить его только ночью и запрещая убивать связанного вора. В
этом прослеживается сходство с существующим ныне понятием превышения пределов необходимой обороны. Данная статья, так же, как и ст.33 КП предусматривающая санкции за физическое насилие в отношении смерда,
огнищанина, тиуна или мечника без княжеского разрешения, имеет своей целью укрепление княжеской юрисдикции, ограничивая самосуд. Таким образом подтверждая существование общинного суда, ст.33 КП указывает на
стремление княжеской власти установить монополию на суд.
Говоря о различных группах населения, упомянутых в Русской Правде, следует пояснить, что холоп вовсе не являлся субъектом права, то есть будучи лично зависимым человеком, он не нёс личной ответственности за свои деяния. За совершённое им преступление должен был отвечать его