Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:09, контрольная работа
ППредмет науки истории, ее место в системе исторических наук.
Изучение гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. К важнейшим общественным наукам относится ИСТОРИЯ.
История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, аук.
Введение 3
Теория и методология исторической науки. Источники изучения истории и историография отечественной истории. 4
Мировая история: средневековье и начало нового времени. Место и роль Руси в мировой истории. 5
Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. 5
Проблема этногенеза восточных славян. 6
Хозяйство – земледелие и скотоводство. 6
Факторы самобытности российской истории. Формирование и развитие Древнерусского государства. 7
Факторы. 7
Ряд этапов становления древнерусского государства. 7
Быт, хозяйство и общественный строй Древней Руси. 9
Крещение Руси: причины и последствия. 10
Объективные и субъективные предпосылки феодальной раздробленности Руси. 11
Феодальная раздробленность Руси: причины, сущность, последствия. 11
Борьба с иноземными захватчиками с Запада и Востока. Русь и Орда. 13
Заключение 15
Список используемой литературы: 16
Тема: Основные тенденции формирования средневекового общества и Древняя Русь.
Оглавление
Введение
Теория и методология исторической науки. Источники изучения истории и историография отечественной истории.
Мировая история: средневековье и начало нового времени. Место и роль Руси в мировой истории.
Античное наследие в эпоху Великого переселения народов.
Проблема этногенеза восточных славян.
Хозяйство – земледелие и скотоводство.
Факторы самобытности российской истории. Формирование и развитие Древнерусского государства.
Факторы.
Ряд этапов становления древнерусского государства.
Быт, хозяйство и общественный строй Древней Руси.
Крещение Руси: причины и последствия.
Объективные и субъективные предпосылки феодальной раздробленности Руси.
Феодальная раздробленность Руси: причины, сущность, последствия.
Борьба с иноземными захватчиками с Запада и Востока. Русь и Орда.
Заключение
Список используемой литературы:
Предмет науки истории, ее место в системе исторических наук.
Изучение гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. К важнейшим общественным наукам относится ИСТОРИЯ.
История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.
Соответственно и история – наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам – поселениям, могильникам, кладам.
История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России).
Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом. К их числу относятся: хронология, изучающая системы отсчета времени;
палеография – рукописные памятники и старинное письмо;
дипломатика – исторические акты;
нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология – систему мер;
флаговедение – флаги;
геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей;
сфрагистика – печати;
эпиграфия – надписи на камне, глине, металле;
генеалогия – происхождение городов и фамилий;
топонимика – происхождение географических названий;
краеведение – историю местности, региона, края.
К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография, задача которой описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.
Теория истории - область общих представлений об истории в целом (общеисторическая теория) либо о тех или иных процессах и явлениях (марковая теория, теория манора, норманнская теория и т.д.). В любом случае теория истории — это высший, самый развитый уровень исторического познания, а не уровень конкретно - исторических представлений о событиях. В теории речь идет об общих проблемах изучения истории как реальности (онтология) и истории как познания (гносеология).
Методология истории (от греч. methodos - способ, путь познания и logos - слово) - дисциплина, раздел исторической науки о методах познания. Метод - это средство исторического исследования. С помощью методов историк получает новое знание
или уточняет существующие представления о событиях. Таков изначальный смысл понятия «методология», который оно приобретало в практике исторического исследования в первой половине XIX в. Этот термин впервые был использован в трудах
немецких историков для обозначения учения о методах и как название учебной дисциплины в университетском расписании. В настоящее время понятие «методология» употребляется не только в этом изначальном смысле, но и для обозначения теоретических основ исторического познания в целом, всей его проблематики теоретического характера. В российской историографии впервые термин «методология» появился в научных исследованиях и в практике университетского преподавания в конце XIX — начале XX в. Составной частью методологии в таком ее понимании является философия истории.
К методам изучения истории относятся следующие:
1. Сравнительный метод изучения истории заключается в сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени.
2. Типологический метод – в классификации исторических явлений, событий, объектов.
3. Идеографический метод изучения истории заключается в описании исторических событий и явлений.
4. Проблемно – хронологический метод изучения истории заключается в изучении последовательности исторических событий во времени.
5. Системный метод заключается в раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития.
Изучение отечественной истории должно проходить в контексте мировой истории. Народ без исторической памяти обречен на деградацию. Он не может отказаться от своего прошлого, потому что тогда у него не будет будущего. В этой связи важнейшими функциями истории России являются такие социальные функции, как:
1.Познавательная – конкретное изучение исторического пути России и ее народов, теоретическое обобщение исторических фактов и событий Российского государства; выявление главных тенденций развития исторического процесса, нашедшего отражение в исторических памятниках и источниках.
2.Практически-рекомендательная – выявляя закономерности развития общества, история России помогает вырабатывать научно обоснованный курс внешней и внутренней жизни страны, международных отношений, направлять деятельность исторических и политических личностей.
3.Воспитательная функция – играет роль в формировании научного мировоззрения, в познании законов развития человеческого общества. Как историческая наука история отечества позволяет проследить ход общественно-гуманистических процессов в конкретных фактах и событиях.
Именно история является фундаментом науки об обществе. История России является неотъемлемой частью этого фундамента.
Славянские племена издавна обитали в Центральной Европе, в Прикарпатье, на Балканском полуострове. Их движение на Восток происходит в V-VII вв. н.э. Постепенно они проникают в лесные массивы Восточно-Европейской равнины. Освоение славянами этой обширной территории обошлось без кровавых столкновений с населявшими ее балтийскими и угро-финскими племенами. Пришельцы и старожилы, как правило, мирно уживались друг с другом, при этом значительная часть местного населения ославянилась. Иначе складывались отношения славян с южными соседями – скотоводческими народами, кочевавшими в степях. В начале VII века союз антов, состоявший из земледельческих племен славян был разгромлен в Северном Причерноморье кочевыми племенами аваров. В том же веке хазары создали здесь сильное государство Хазарский Каганат. Многие восточнославянские племена вынуждены были признать их господство и платить им дань.
Расселение славян по территории Восточно-Европейской равнины в VII веке в основном завершилось. Племена, жившие рядом в одинаковых природных условиях, как правило, создавали племенные союзы для совместного освоения территории и защиты от внешних врагов. Обширные земли на севере, вокруг озера Ильмень, находились во владении союза словен ильменских. Относительно густо были заселены центр и юго-запад. В верховьях Днепра располагались союзы дреговичей, древлян, радимичей и северян; на землях в среднем течении Днепра, где леса сменялись лесостепью, жили поляне. Плодородные земли по Днестру были заняты белыми хорватами и волынянами, угличами и тиверцами. На глухой восточной окраине жили немногочисленные племена кривичей и вятичей. Основу экономической жизни славян составляло земледелие. В V-VII веке еще господствовала родовая община. Все члены общины были связаны кровным родством. Собственность на средства производства и само производство носили коллективный характер; распределение же было уравнительным. Но по мере того, как совершенствовались трудовые навыки и земледельческие орудия, по мере роста производительности земледелия, род постепенно распадался на отдельные семьи, и родовая община сменялась соседской. В такой общине жилище, скот и инвентарь переходили в семейную собственность, земля хоть и оставалась в коллективном владении, делилась на участки, которые принадлежали семьям. Подобные перемены переходили к имущественному неравенству; оформлялся слой богатых, знатных людей. Важную роль играли в этом процессе походы на владения Византии, которые при случае удачи приносили огромную добычу. Поначалу в таких походах участвует ополчение, постепенно его заменяет дружина – группа отборных воинов-профессионалов, постоянных боевых соратников племенного вождя, который все в большей степени превращается в князя – руководителя этой дружины. Дружина используется племенной верхушкой и для поддержания порядка в своем собственном племени, т.е. принимает на себя функции государства. Очень важным был ряд экономических последствий, которыми сопровождалось расселение восточных славян. Основные территории славян занимали западную половину Русской земли. Хозяйственная жизнь населения направлялась одним могучим потоком, Днепром. Днепр был главной хозяйственной артерией, столбовой торговой дорогой для западной полосы равнины: верховьями своими он близко подходит к Западной Двине и бассейну озера Ильмень, т.е. к двум дорогам в Балтийское море. Так Днепр охватывает всю западную и часть восточной половины Русской равнины. По Днепру шла оживленная торговля, толчок к которой был дан греками. Таким образом в VII-VIII вв. восточные славяне пережили очень медленный, но последовательный процесс становления классового общества и зарождения государства.
Этногенез – весь процесс существования и развития этнической системы от момента ее возникновения до исчезновения.
По мнению ученых славяне могли принадлежать к индоевропейским народам. Также полагают, что славяне как вид образовались на территории Восточной Европы в IV-II века до н.э. Они населяли лесные области между Одером и Средним Днепром, от Балтийского моря до Днестра.
В середине I тыс. до н.э. среди славян началось распространение железа. В это время отчетливо выделялись особенности славянского быта, религии и культуры в сравнении с другими индоевропейскими народами. Именно в это время единая славянская общность разделилась на три ветви: восточную, западную и южную.
В течение V-VIII вв. славяне заселили обширные пространства в Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе. К этому периоду территория расселения восточных славян определялась следующими рубежами: на севере - река Волхов, на юге - река Днестр, на западе - река Западный Буг, на востоке - река Волга. Именно в это время сложилась самобытная восточнославянская цивилизация, характеризовавшаяся общностью хозяйственного уклада, социально-политического устройства в форме военной демократии, общими особенностями поведения, обрядов и т.д.
Сложные природно-климатические условия побуждали наших предков к объединению в рамках общины, ведению коллективного хозяйства. В социальном плане указанные обстоятельства вели к приверженности нормам прямой общинной демократии, преобладанию коллективистских ценностей над личными, низкой социальной мобильности членов общества. Исторический пример Византии с эффективной самодержавной властью, построением социума на основе жестких вертикальных связей, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни общества стал в известной степени образцом для русской государственности.
Государство – форма общественного устройства.
Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов.
1)Социально-экономические предпосылки. Развитие пашенного земледелия на базе использования орудий труда из железа; на севере – развитие промыслов и внешней торговли, появление прибавочного продукта; отделение военно-управленческого труда от производительного; на месте родовой возникла территориальная община. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, что также является условием образования государства.
2) Политический фактор . Увеличение роли князя в племени. Если раньше князь – это лишь один из трех равнозначных элементов управления племенем наряду с советом старейшин и вече, то теперь значение двух последних элементов уменьшается. С учащением межплеменных столкновений возрастает потребность в князе и дружине.
Дружина-отряд при князе, участвовавший в военных походах, управлении княжеством, а также личным хозяйством князя.
3)Внешнеполитическая предпосылка. Ею служит внешняя опасность. Для восточных славян внешняя опасность исходила с двух сторон: кочевые народы с юго-востока и варяжские племена с северо-запада.
1. На первом этапе образования древнерусского государства (VIII середина IX вв.) происходит вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров. К IX в. восходит появление системы полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги.
2. На втором этапе (2-ая половина IX середина X в.) процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил хазар и норманнов (варягов). ПВЛ говорит о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорские племена чуди и веси платить дань. На Юге же хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей.
2.1. Возникновение ядра восточнославянского государства.
Данные Повести временных лет: ” Земля наша велика и обилна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжить и володеть нами решили обратиться к соседям-варягам, называвшимися Русью, и их князю - Рюрику, с братьями Синеусом и Трувором”. Приглашение было принято, Рюрик сел в Новгороде (по другим сведениям в Старой Ладоге), Синеус в Белоозере, Трувор в Изборске. Через два года после смерти братьев Рюрик стал править единолично. В 882 году его преемник князь Олег хитростью захватил Киев, убив правивших там Аскольда и Дира норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После этого он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти. Так, согласно летописной легенде, произошло образование русского государства.
Эти летописные данные легли в основу так называемой норманнской теории. Ее создателями считаются немецкие историки Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738), Герард Фридрих Миллер (1705-1783), Август Людвиг Шлецер (1735-1809). Ее сторонники приписывали создание государства варягам, давшим ему и свое имя Русь. Крайние норманисты делали вывод об извечной отсталости славян, якобы не способных к самостоятельному историческому творчеству. Антинорманизм - стремление доказать, что варягов на Руси или не было совсем. (М.В. Ломоносов).
Информация о работе Основные тенденции формирования средневекового общества и Древняя Русь