Основные тенденции формирования средневекового общества и Древняя Русь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:09, контрольная работа

Описание работы

ППредмет науки истории, ее место в системе исторических наук.
Изучение гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. К важнейшим общественным наукам относится ИСТОРИЯ.
История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, аук.

Содержание работы

Введение 3
Теория и методология исторической науки. Источники изучения истории и историография отечественной истории. 4
Мировая история: средневековье и начало нового времени. Место и роль Руси в мировой истории. 5
Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. 5
Проблема этногенеза восточных славян. 6
Хозяйство – земледелие и скотоводство. 6
Факторы самобытности российской истории. Формирование и развитие Древнерусского государства. 7
Факторы. 7
Ряд этапов становления древнерусского государства. 7
Быт, хозяйство и общественный строй Древней Руси. 9
Крещение Руси: причины и последствия. 10
Объективные и субъективные предпосылки феодальной раздробленности Руси. 11
Феодальная раздробленность Руси: причины, сущность, последствия. 11
Борьба с иноземными захватчиками с Запада и Востока. Русь и Орда. 13
Заключение 15
Список используемой литературы: 16

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

2.2. Объединение восточнославянских племен. В эпоху правления Олега (879 912 гг.) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским. Его власть проявлялась в праве сбора дани со всех, входящих в это объединение племен. Олег, опираясь на мощь славяно-норманнских дружин и воев (вооруженных свободных общинников) совершает в 907 г. успешный поход на Византию. В результате был подписан выгодный для Руси договор, обеспечивающий ей право беспошлинной торговли. Новые уступки заключались в соглашении от 911 г.

Игорь (912 945 гг.) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников печенегов. В 40-х годах он совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью. В итоге, потерпев неудачу, он заключил в 944 г. менее выгодный договор, а в 945 г. во время полюдья на древлянской земле был убит за требование дани сверх обычной.

3. Третий, завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги.

3.1. Отомстив древлянам за смерть своего мужа, она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает погосты, ставшие опорой княжеской власти на местах. Политика ее сына Святослава (964 972), прославившегося победой над Хазарией и походами на Дунай, закончившимися неудачей, требовала мобилизации значительных сил на внешние завоевания. Это несколько задержало внутреннее устроение русской земли. 3.2. Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира Святого (980 1015). Его первые шаги не обещали каких-либо качественных изменений. Так в 981 г., продолжив политику расширения территории межплеменной федерации, он присоединяет к ней юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) земли.

Пытается он укрепить и языческую веру, а следовательно, свою власть. С этой целью создается пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди княжеских дружинников. Но эта мера мало что изменила, и тогда Владимир идет на своеобразную духовную революцию сверху вводит в 988 г. христианство. Эта единобожная по своей сути религия позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и древнерусского государства.

3.3. Следующим решительным шагом, завершающим создание государства, становится замена Владимиром племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру и укрепить власть киевского князя на местах. Тем самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей. Укрепление власти дало ему возможность организовать население всей страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен, кривичей, чуди и вятичей. Сам великий князь, если вспомнить былины, начинает восприниматься народным сознанием не как воин защитник, а как глава государства, организующий охрану его рубежей.

 


Быт, хозяйство и общественный строй   Древней Руси.

Заметные изменения претерпел в VI-VIII вв. общественный строй восточных славян. Первоначально они жили родовой общиной, построенной на принципе  кровного родства. По  мере расселения  славян на больших пространствах родовые связи стали ослабевать. К тому же усовершенствование орудий труда (изготовление их из железа)  и приемов земледелия  (использование лошади)  позволили отдельной семье существовать самостоятельно. На смену родовой  общине пришла территориальная, объединившая людей по хозяйственным  интересам. Члены ее, самостоятельно обрабатывали свой участок земли и распоряжались полученным урожаем по своему усмотрению, но совместно  владели лугами, сенокосами и лесными угодьями. Все "люди"  (домохозяева) обладали правом на общинную собственность, входили в народное ополчение, принимали участие в управлении - народном собрании (вече). Территория, занятые восточнославянскими  племенами, граничили с другими государствами и народами. Отношения с ними  складывались  по-разному, в  разной степени эти  народы оказали влияние на становление и развитие русского государства, русской культуры.

Экономика восточных славян носила комплексный характер: скотоводство и промыслы с доминированием земледелия. Системы земледелия тесно связаны с природно-климатическими условиями.

Земледелие носило экстенсивный характер и зависело от географических условий. На севере в лесной зоне господствовало подсечное земледелие (от деревьев и кустарников очищались участки земли и сжигались). Но урожай был какое-то время очень высок. При такой системе землепользования приходилось использовать специальные орудия труда.

Охотились на самых разнообразных животных. Рыба составляла важную часть рациона восточных славян.

Большое распространение получило железоделательное ремесло, а, следовательно, и обработка металла.

Хорошо обстояло дело и с гончарным ремеслом. Вполне были обеспечены сырьем и такие ремесла, как кожевенное и ткацкое, в которых восточные славяне достигли большого мастерства. Гораздо хуже было с сырьем для ювелирного ремесла.

 


Крещение Руси: причины и последствия.

Важнейшим этапом развития Руси явилось принятие христианства. Согласно исторической традиции это событие датируется 988 годом и связано с именем князя Владимира Святославовича. Летопись рисует Владимира, как типичного языческого князя, проводившего время в военных походах, любителя пиров и «наслаждений чувственных». У Владимира было 300 наложниц в Вышеграде, 300 в Белгороде, 200 в селе Берестове. Н.М. Но именно ему Русь обязана принятием христианства. Основной причиной  принятия христианства была задача объединения славянских народов в единое государство. Единое государство требовало единой идеологии. Однако  каждое  славянское  племя поклонялось своему богу. Первоначально Владимир пытался преодолеть это противоречие в рамках старой религии. В 980 г. он провёл церковную реформу. Он поставил в Киеве близ княжеского двора кумиров всех языческих идолов, которым киевляне приносили жертвы. Тем самым он пытался превратить Киев в идеологический центр русских земель. Однако реформа закончилась неудачей — единой религии создать  не удалось,  каждый народ продолжал поклоняться своему богу. Тогда Владимир решил заимствовать религию у соседей. Владимир послал послов в Рим и в Константинополь с тем, чтобы  они лично присутствовали на богослужении.  Наибольшее впечатление на  послов  произвело богослужение в Константинопольском Соборе Святой Софии. Выслушав послов, Владимир принял решение принять христианство из Византии. Но крещение Руси растянулось на долгие годы. Принятие христианства имело для Руси исключительное значение. Во-первых,  единая религия способствовала  объединению русских земель, выработке единого национального самосознания. Во-вторых.  Принятие христианства  сделало Русь полноправным  членом мирового  сообщества христианских государств, включило её в систему политических культурных связей. Отношения между государствами в средние века укреплялись с помощью династических  браков, что было возможно лишь при условии единой веры. В-третьих, исключительно важным было культурное влияние христианства. Византия сохранила в неприкосновенности античную культуру - греческую и римскую. На русский язык переводились книги не только духовного,  но и светского содержания - научные трактаты, исторические сочинения, литературные  произведения. При монастырях создавались школы, библиотеки,  велись летописи.   Церковь положила начало русскому  искусству и архитектуре. Русская иконопись, известная во всём мире, первоначально создавалась по византийским образцам. Русские церкви строились по  образцу византийских. Церковь воздействовала на мораль народа, осуждая языческие пережитки - многоженство, кровную месть и др. В то же время принятие христианства из Византии  впоследствии действительно способствовало  определённой изоляции Руси (уже Московской) от Запада. После разделения церквей и падения Византийской империи Московская Русь осталась единственным  православным  государством,  что  обусловило специфику её развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Объективные и субъективные  предпосылки  феодальной раздробленности Руси.

Феодальная раздробленность Руси: причины, сущность, последствия.

Можно выделить две группы причин  упадка Киевской Руси - внешние и внутренние.  К внешним причинам следует отнести, в первую очередь, перемещение торговых путей. Во-вторых, после того, как князь Святослав разбил хазар и разрушил их столицу Итиль набеги кочевников из Азии возобновились. В результате набегов кочевников жизнь в южных русских землях становилась опасной. Началась миграция славян на запад в предгорье Карпат и на Северо-восток под защиту лесов. Но главную роль в ослаблении  Киевской Руси сыграли внутренние причины. Русь вступила в период феодальной раздробленности. Единое государство превращалось в своеобразную федерацию княжеств во главе с великим князем, причём его власть постоянно  слабела и  была фактически номинальной. Феодальная раздробленность - объективный процесс, которого не избежала практически ни одна страна, это закономерный этап перехода от раннефеодального государства к централизованному, но созданному уже на ином социально-экономическом фундаменте. Именно в это время происходит созревание феодальных отношений, усугубляется общественное разделение труда, развиваются земледелие, города, ремёсла. В раннефеодальном государстве власть князя сводилась практически лишь к сбору дани с зависимого населения. Причины перехода к феодальной раздробленности лежат, прежде  всего, в появлении и распространении феодального землевладения.  Основой экономической мощи господствующего класса становится не дань, а эксплуатация феодально-зависимого  крестьянства внутри боярских вотчин. Другой важнейшей причиной становится рост городов и развитие отдельных земель. Рост производительности труда в земледелии ведёт к повышению его товарности, к производству товаров на рынок. В городах ремесленники производили на продажу  свои изделия. Постепенно складываются  местные рынки вокруг городов, что так же способствовало децентрализации. Для эпохи феодальной раздробленности были характерны длительные,  кровопролитные междоусобные   войны  между князьями за расширение земельных владений, за крестьян. Однако нельзя рассматривать период феодальной раздробленности как время регресса, движения  вспять.  Местные князья уделяли основное внимание развитию хозяйства в своих землях. Наблюдался подъём земледелия. Росли быстрыми  темпами  города.  Развивались ремёсла, торговля,  наблюдался расцвет культуры. В целом развитие экономики ускорилось по  сравнению с периодом раннефеодального государства.    По мнению историков, в период раздробленности появились разные модели государственного развития русских  земель. Варианты различных политических  систем  прослеживаются в  истории Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского и Новгородского княжеств. Владимиро-Суздальские князья вели завоевательную политику, активно колонизировали новые земли на востоке. Это обстоятельство обусловило определенную специфику государственного устройства Севере - Восточной Руси. Княжеская власть была здесь сильнее, чем в других княжествах. Они рассматривали все завоеванные земли, как свою вотчину, а всех, кто селился на этих землях, как зависимых людей.  Князь считался собственником всех земель.  Наследники старшего князя получали в полную собственность "удел" земли и становились удельными князьями. Основной формой феодального землевладения оставались боярские вотчины. Их хозяйство было почти  полностью  натуральным,  все  основные  потребности удовлетворялись за счет продукции, производимой внутри вотчины. Наряду с вотчинами князей и бояр огромными земельными угодьями владели монастыри. Их владения по размерам не уступали боярским вотчинам. Появляется и новая форма феодального землевладения поместье.  Постепенно формируются новое сословие "служилых людей" или дворян. По отношению к крестьянам дворяне имели такие же права, как и бояре, в частности получали право кормления, сбора налога с крестьян. Особенностью Владимиро-Суздальской Руси  было то, что городов там было значительно меньше, чем в Киевских землях и представляли они из себя в основном небольшие  укреплённые поселения на завоёванных землях.  Галицко-Волынская земля располагалась на крайнем юго-западе Древней Руси. Специфика юго-западной  Руси состояла  в складывании здесь мощного, противостоящего князю боярства. Первоначально Галицкое  и Волынское княжества  были самостоятельны,  но в  1199 г.  они объединились под властью  Романа Мстиславовича. Именно  ему  удалось прекратить анти княжеские выступления бояр, а затем занять Киев и стать великим князем. Своеобразным развитием отличалась и Новгородская земля. В своей внешней политике новгородцы ориентировались на укрепление отношений с Западом. Политическое устройство Новгорода резко отличалось от устройства других русских княжеств, но имело много общего с торговыми городами Западной Европы - Генуей, Венецией, Новгород представлял из себя «феодальную  республику». Высшим органом власти было народное собрание и вече. Полновластными же правителями Новгородской земли были наследственные бояре -  «300 золотых поясов». На вече избирались основные городские власти: посадник (ведал делами внешней политики, заключал соглашения с князьями), тысяцкий (отвечал за сбор налогов) и архиепископ (глава новгородской церкви). Функции князя сводились  к функциям наёмного военачальника. Он приглашался  вечем с дружиной для защиты Новгорода от врагов. Князь не  имел права владеть землями на территории  Новгорода. В  случае недовольства его деятельностью он мог быть изгнан вечем. С 1095 по 1304 гг. смена княжеской власти происходила 58 раз. Новгород был старейшим и богатейшим городом Руси. Но он не стал центром объединения русских земель, так как ориентировался на торговлю с Западом, и вопросы объединения его не интересовали. Политическая раздробленность ослабляла способность Руси противостоять внешним врагам. Особенно разрушительно сказалось это в XIII в., когда на русские земли обрушились орды Батыя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Борьба с иноземными захватчиками с Запада и Востока. Русь и Орда.

XIII век в истории Руси — это время вооруженного противостояния натиску с востока (монголо-татары) и северо-запада (немцы, шведы, датчане).

    Монголо-татары пришли на Русь из глубин Центральной Азии. Образованная в 1206 г. империя во главе с ханом Темучином, принявшим титул хана всех монголов (Чингисхана), к 30-м гг. XIII в. подчинила своей власти Северный Китай, Корею, Среднюю Азию, Закавказье. В 1223 г. в битве на Калке объединенное войско русских и половцев потерпело поражение от 30-тысячного отряда монголов. Чингисхан отказался от продвижения в южнорусские степи. Русь получила почти пятнадцатилетнюю передышку, но воспользоваться ею не смогла: все попытки объединения, прекращения междоусобиц оказались тщетными.

     В 1236 г. внук Чингисхана Батый начал поход на Русь. Покорив Волжскую Булгарию, он в январе 1237 г. вторгся в Рязанское княжество, разорил его и двинулся дальше на Владимир. Город, несмотря на ожесточенное сопротивление, пал, а 4 марта 1238 г. в битве на реке Сить был убит великий князь владимирский Юрий Всеволодович. Взяв Торжок, монголы могли идти на Новгород, но весенняя распутица и большие потери заставили их вернуться в половецкие степи. Это движение на юго-восток иногда называют «татарской облавой»: по дороге Батый грабил и сжигал русские города, которые мужественно сражались с захватчиками. Особенно ожесточенным было сопротивление жителей Козельска, прозванного врагами «злым городом». В 1238-1239 гг. монголо-татары завоевали Муромское, Переяславское, Черниговское княжества.

     Северо-Восточная Русь была разорена. Батый повернул на юг. Героическое сопротивление жителей Киева было сломлено в декабре 1240 г. В 1241 г. пало Галицко-Волынское княжество. Монгольские полчища вторглись в Польшу, Венгрию, Чехию, вышли к Северной Италии и Германии, но, обессиленные отчаянным сопротивлением русских отрядов, лишенные подкреплений, отступили и вернулись в степи Нижнего Поволжья. Здесь в 1243 г. было создано государство Золотая Орда (столица Сарай- Бату), владычество которой были вынуждены признать разоренные русские земли. Установилась система, вошедшая в историю под названием монголо-татарского ига. Сущность этой системы, унизительной в духовном и грабительской в экономическом отношении, состояла в том, что: русские княжества в состав Орды не вошли, сохранили собственные княжения; князья, в особенности великий князь владимирский, получали ярлык на княжение в Орде, утверждавшей их пребывание на престоле; они должны были выплачивать большую дань («выход») монгольским правителям. Были проведены переписи населения, установлены нормы сбора дани. Монгольские гарнизоны покинули русские города, но до начала XIV в. сбором дани занимались уполномоченные на то монгольские должностные лица — баскаки. В случае неповиновения (а антимонгольские восстания вспыхивали нередко) на Русь присылались карательные отряды — рати.

    Встают два важных вопроса: почему русские княжества, проявив героизм и мужество, не смогли дать отпор завоевателям? Какие последствия имело для Руси иго? Ответ на первый вопрос очевиден: конечно, имело значение военное превосходство монголо-татар (жесткая дисциплина, отличная конница, прекрасно налаженная разведка и др.), но решающую роль сыграли разобщенность русских князей, их распри, неспособность объединиться даже перед лицом смертельной угрозы.

    Второй вопрос вызывает споры. Одни историки указывают на положительные последствия ига в смысле формирования предпосылок для создания единого российского государства. Другие подчеркивают, что иго не оказало значительного влияния на внутреннее развитие Руси. Большинство ученых сходятся в следующем: набеги нанесли тяжелейший материальный урон, сопровождались гибелью населения, опустошением деревень, разорением городов; дань, уходившая в Орду, истощала страну, затрудняла восстановление и развитие хозяйства; Южная Русь фактически обособилась от Северо-Западной и Северо-Восточной, их исторические судьбы на долгое время разошлись; прервались связи Руси с европейскими государствами; победили тенденции к произволу, деспотизму, единовластию князей.

    Потерпев поражение от монголо-татар, Русь смогла успешно противостоять агрессии с северо-запада. К 30-м гг. XIII в. Прибалтика, населенная племенами ливов, ятвягов, эстов и др., оказалась во власти немецких рыцарей-крестоносцев. Действия крестоносцев были частью политики Священной Римской империи и папства по подчинению языческих народов католической церкви. Именно поэтому основными инструментами агрессии являлись духовно-рыцарские ордены: Орден меченосцев (основан в 1202 г.) и Тевтонский орден (основан в конце XII в. в Палестине). В 1237 г. эти ордены объединились в Ливонский орден. На границах с Новгородской землей утвердилось мощное и агрессивное военно-политическое образование, готовое воспользоваться ослаблением Руси для включения ее северо-западных земель в зону имперского влияния.

    В июле 1240 г. девятнадцатилетний новгородский князь Александр в скоротечной битве разгромил в устье Невы шведский отряд Биргера. За победу в Невской битве Александр получил почетное прозвище Невский. Этим же летом активизировались ливонские рыцари: были захвачены Изборск и Псков, воздвигнута пограничная крепость Копорье. Князю Александру Невскому удалось в 1241 г. вернуть Псков, но решающее сражение состоялось 5 апреля 1242 г. на подтаявшем льду Чудского озера (отсюда и название — Ледовое побоище). Зная об излюбленной тактике рыцарей — построении в форме сужающегося клина («свинья»), полководец применил фланговый охват и разгромил неприятеля. Десятки рыцарей погибли, провалившись под лед, не выдержавший веса тяжеловооруженной пехоты. Относительная безопасность северо-западных рубежей Руси, Новгородской земли была обеспечена.

Информация о работе Основные тенденции формирования средневекового общества и Древняя Русь