Особенности и условия развития науки и культуры Беларуси в 70-80-е гг.XX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 15:11, реферат

Описание работы

Период 70-80-х гг. XX века вошёл в историю страны вначале как "эпоха развитого социализма", позже как "период застоя". Более полувека страна жила в чрезвычайных условиях. Новые руководители считали, что обществу нужна стабильность. Стабильности можно достичь при отказе от политического курса последних лет, от политики десталинизации и реформ. Но первое время руководство страны ещё тяготело к реформам. Экономическая реформа 1965 г. Ещё в конце 50-х гг. советская экономика стала терять эффективность. Об этом свидетельствовало падение производительности труда, низкое качество продукции, убытки. Тогда же крупными учёными - экономистами началось обсуждение экономической реформы. К середине 60-х гг. необходимость экономической реформы стала очевидной. Спланировал экономическую реформу, активно способствовал проведению её в жизнь А.Н. Косыгин. В 1965 г. сентябрьский пленум ЦК КПСС принял решение об экономической реформе. Вводились изменения в систему управления производством. Совнархозы - децентрализованное управление народным хозяйством на региональном уровне - ликвидировались и восстанавливались министерства - отраслевое управление производством.

Файлы: 1 файл

Особенности и условия развития науки и культуры Беларуси в 70-80-е гг.XX в.docx

— 48.11 Кб (Скачать файл)

учреждение  образования

«Белорусский  государственный университет транспорта»

 

 

Кафедра: Философия, история, политология.

 

 

 

 

 

 

 

СУРС

по дисциплине: «История Беларуси»

Вариант №5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                                       Проверил:     

студент гр. ПК-11                                                           доц. Скрябина Л.С. 

Васильев  Сергей                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

Гомель, 2011г.

1.Написать  реферат на тему: «Особенности  и условия развития науки и  культуры Беларуси в 70-80-е гг.XX в.»

 

Период 70-80-х  гг. XX века вошёл в историю страны вначале как "эпоха развитого социализма", позже как "период застоя". Более полувека страна жила в чрезвычайных условиях. Новые руководители считали, что обществу нужна стабильность. Стабильности можно достичь при отказе от политического курса последних лет, от политики десталинизации и реформ. Но первое время руководство страны ещё тяготело к реформам. Экономическая реформа 1965 г. Ещё в конце 50-х гг. советская экономика стала терять эффективность. Об этом свидетельствовало падение производительности труда, низкое качество продукции, убытки. Тогда же крупными учёными - экономистами началось обсуждение экономической реформы. К середине 60-х гг. необходимость экономической реформы стала очевидной. Спланировал экономическую реформу, активно способствовал проведению её в жизнь А.Н. Косыгин. В 1965 г. сентябрьский пленум ЦК КПСС принял решение об экономической реформе. Вводились изменения в систему управления производством. Совнархозы - децентрализованное управление народным хозяйством на региональном уровне - ликвидировались и восстанавливались министерства - отраслевое управление производством. Основные принципы советской экономики остались прежними: всеобъемлющая государственная собственность, единое, централизованное планирование, строгий контроль за основными показателями развития. Главное заключалось в том, что советским предприятиям предоставлялась относительная автономия. Одним из главных показателей работы предприятия становился объём реализованной продукции. Реализация продукции сверх плана позволяла создавать на предприятиях специальные фонды за счёт отчислений от прибыли. Полученные доходы предприятия пускали либо на развитие производства, либо на стимулирование труда персонала. Только в 1966 г. к работе на новых условиях хозяйствования приступили 704 предприятия. В БССР: Белорусский шинный комбинат в Бобруйске, нефтеперерабатывающий завод в Мозыре, Белорусский металлургический завод в Жлобине. БССР, занимая меньше 1% всесоюзной территории, имея около 4 % населения СССР, в 1981 г. производила в масштабах страны52%калийных удобрений и 22% химических волокон. Переход предприятий на условия хозрасчёта осуществился к концу восьмой пятилетки (1966 - 1970 гг.). Начало брежневского правления оказалось успешным для советской экономики. За годы восьмой пятилетки было построено 1900 крупных промышленных предприятий. Объём промышленного производства увеличился на 50%. Наиболее успешно развивались: электроэнергетика - на 54%, машиностроение - на 74%, приборостроение - в 2, 3 раза; радиоэлектроника и нефтехимическая отрасль - на 78.На европейской территории страны было завершено создание единой энергосистемы, управляемой из единого центра.

Большие успехи были достигнуты в области образования. С 1966 - 67 учебного года в стране начинается переход  средней школы на новые учебные  планы и программы, разработанные  АН СССР и Академией педагогических наук. Новые программы характеризовали: учёт последних достижений науки  и техники, преемственность в  изучении материала с первого  по десятый класс, более рациональное распределение учебной информации по годам обучения, начало систематического преподавания систем наук (предметное обучение) с 4 класса, освобождение программ от излишней детализации и второстепенных знаний в целях преодоления перегрузки учащихся. Для углублённого изучения предметов, развития интересов и  способностей школьников вводились  факультативные занятия по выбору учащихся, начиная с седьмого класса. Была осуществлена подготовка высококачественных учебников, пособий и методических руководств для педагогов силами ведущих учёных страны и опытных учителей.

 

 В результате с середины 60-х гг. завершился переход ко всеобщему обязательному восьмилетнему обучению, а затем, в течение десяти лет (к середине 70-х гг.) - ко всеобщему среднему образованию. Возможность получить образование в объёме средней школы предоставили молодёжи средние ПТУ и техникумы. Необходимые условия для повышения уровня знаний рабочей и сельской молодёжи с последующим поступлением в вузы создавали возникшие в 1969 г. подготовительные отделения.

 

 По сравнению с предшествующим  периодом в 70-80-е гг. удалось  добиться высоких темпов роста  образовательного уровня населения.  Относительно 1959 г. удельный вес граждан, имеющих высшее образование, увеличился к 1987 г. в 3,9 раза, а приобретших полное среднее - в 3,6 раза. Одновременно сокращалось количество людей с неполным средним образованием.

 

 Развитие науки. Большое  внимание уделялось развитию  науки. На её развитие выделялись  всё большие ассигнования. Наиболее  ярким свидетельством расцвета  советской науки являются достижения  в области освоения космоса.  СССР продолжил изучение Луны  с помощью космических аппаратов.  В 1965 г. автоматическая станция "Зонд-3" сфотографировала обратную сторону Луны. На основании этих и ранее сделанных снимков были впервые составлены полная карта и глобус Луны. Выдающимся достижением советской науки явилась доставка на Землю лунного грунта и его дальнейшее изучение. Советские космические аппараты достигли поверхности планеты Венера и передали на Землю ценные сведения о её атмосфере. В Институте атомной энергии им. И.В. Курчатова были сделаны открытия мирового уровня: пущена ядерная установка, с помощью которой осуществлено преобразование тепловой энергии ядерного реактора в электрическую. Учёные этого Института под руководством академика Л.А. Арцимовича заняли ведущее место в изучении свойств плазмы. Выдающиеся открытия были сделаны в области квантовой физики. Советские физики Н.Г. Басов и А.М. Прохоров стали лауреатами Нобелевской премии. Деятельность Академии наук СССР была сосредоточена на разработке наиболее перспективных направлений в области естественных и гуманитарных наук, способствующих развитию науки и культуры. Большое внимание уделялось деятельности академий наук союзных республик. Для поощрения советских учёных за развитие советской науки в 1966 г. были учреждены Ленинские премии, а в 1967 г. - Государственные премии.

 

Также БССР поддерживало разносторонние отношения с соц., кап., развивающимися странами. Главным образом это осуществлялось через государственные и гражданские структуры, партийные, профсоюзные, комсомольские организации и т.д. Одновременно с этим Беларусь участвовала в работе многих международных организаций, комитетов.

 

С 1958 г. начала действовать Белорусское товарищество дружбы и культурных связей с зарубежными странами (БелТД). Главной идеей его является расширение международных связей, распространение за границей правдивой информации о социально-экономической и культурной жизни белоруского народа.

 

В 70-х годах на Беларуси действовало около 100 товариществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами. Они имели отношения с 400-ми организациями почти с 70-ю странами мира.

 

С Белорусским товариществом  дружбы и культурных связей с зарубежными  странами тесно сотрудничал: Мексиканский культурный центр “Аврора”, Колумбийско-Советский институт культурного обмена, Индийское, Мексиканское и другие товарищества дружбы. Кроме обмена делегациями, из Беларуси в эти страны направилось гражданско-политические исследовательско-информационные группы и т.д. Проводились совместные кинофестивали, выставки живописи, фотосъемки, графики, прикладного художественного искусства. Одновременно проходили культурно-массовые мероприятия посвященные событиям связанным с получением независимости развивающимися странами с их историей.

 

Положительную роль в развитии отношений Беларуси с другими  государствами сыграл созданный  в 1958 г. Комитет молодежной организации республики (КМА БССР). Он координировал связи белоруской молодежи со своими сподвижниками за рубежом. Совместное сотрудничество осуществлялось по таким направлениям деятельности как борьба за мир, сокращение вооружений, нераспространение ядерного оружия, социалистические и демократические права рабочих, поддержка народов в борьбе за национальную независимость и др. Налаживался регулярные обмен молодежными делегациями.

 

Эффективной формой сотрудничества молодежи является совместные деловые  встречи, семинары, интернациональные  лагеря работы и отдыха. Значительную роль в этом сыграл открытый в 1966 г. белорусский молодежный лагерь “Юношества” около Браславского водохранилища под Минском. Совместно с зарубежной молодежью проводились различные мероприятия повещенные важным историческим событиям. Так в 1974 г. произошла встреча с молодежью Франции посвященное 30-ти литию освобождению республики от немецко-фашистких захватчиков. Они проходили под лозунгом: “Молодежь в борьбе за мир и дружбу между народами, против агрессии”. В 1979 г. на Беларуси прошли встречи с представителями 110 студенческих организаций из 80-и стран Европы, Азии, Африки, Латинской Америки. Белорусские юноши и девушки принимали участие во всемирных фестивалях студенчества, которые проходили в Москве и других городах.

 

Различные связи белоруского общества с зарубежным осуществлялись через деятельность профсоюзных организаций, которые являлись неотъемлемой частью профсоюзного движения. Белорусские профсоюзы принимали активное участие в работе Всемирной федерации профсоюзов, Международной организации и других объединений. Главным направлением их деятельности было взаимное учение опыту работы, отстаивание экономических прав рабочих, улучшение их благосостояния. Каждый год проходил обмен делегациями.

 

В 1971 – 1980 гг. Беларусь посетила около 100 профсоюзных делегаций почти  с 20-ти стран Азии, Африки, Латинской  Америки. Представители рабочих  коллективов зарубежных стран знакомились  с условиями жизни и работы разных категорий населения республики, формами и методами деятельности профсоюзных организаций, посещали музеи, театры, места, связанные с  историей белоруского народа.

 

Развитие научно-технической  революции вызывало необходимость  расширения и углубления научных  связей между странами, особенно социалистическими  в рамках СЭУ. Главное место в  этом процессе занимала Академия наук БССР. Ее исследовательские институты  лаборатории координировали и проводили  научные поиски с учеными разных учреждений Польши, Венгрии, Чехословакии и д.р. стран. В конце 70-х годов они осуществляли разработки более чем с 40 научными центрами разных стран, в том числе и Западной Европы, Америки и Азии.

 

Действующей формой развития культурных международных отношений  являлось сотрудничество в направлении  литературы. Лучшие произведения известных белорусских писателей Я. Купала, Я. Коласа, А. Кулешова, П. Панченко, А. Макаенка и других переводились на польский, чешский, венгерский и другие языки народов мира. В 1978 г. в Индии вышел сборник произведений белорусских писателей под названием “Лесная песня”. В него вошли произведения К. Чорного, И. Навуменко, В. Быкова и других писателей.

 

Одним из важных направлений  расширения культурных связей республики с зарубежными странами являлось сотрудничество в направлении образования. Оно осуществлялось в самых разных формах: взаимоотношения между руководящими органами образования, обмен делегациями, подготовка студентов, изучение опыта  работы, гражданско-политической, научной, художественной литература и т.д. Ведущее  место в подготовке высоко квалифицированных специалистов для зарубежных стран занимали БГУ, Белорусский политехнический институт, Белорусский институт механизации и электрификации сельского хозяйства, Минский медицинский институт, Белорусский институт народного хозяйства.

 

В 1970-1971 гг. учебном году в  республики насчитывалось около 700 иностранных студентов из 50 стран  мира. С 1967 по 1970 г. более чем 3000 белорусских студентов проходили практику на предприятиях соц. стран. Примерно столько же студентов из 36 высших учебных заведений соц. стран прошли практику в Беларуси.

 

Положительную роль в подготовке иностранных специалистов сыграли  средние учебные заведения республики. С 1974 по 1984 г. их закончили почти 300 учащихся почти из 40 стран Азии, Африки, Латинской Америки.

 

Со второй половины 70-х  годов расширяется подготовка учащихся из развивающихся стран в профессионально-технических  училищах республики. С 1976 по 1984 г. их закончило около 500 человек почти из 20-ти стран мира.

 

Беларусь оказывала помощь ряду развивающихся стран в создании и развитии своих национальных систем образования. Из республики направилось  оборудование, учебники, научно-техническая  и художественная литература и т.д. Из высших и средних учебных заведений  выезжали в развивающиеся страны квалифицированные преподаватели  для оказания практической помощи в  организации учебно-воспитательного  процесса. Только в 1961-1983 гг. для преподавания русского языка и спец. предметов  было направлено более 200 чел.

 

Белорусские ученые и преподаватели  работали в высших и средних учебных  заведения Афганистан, Кубы, Индии, и др. странах. С помощью белорусских  специалистов на начало 80-х годов в развивающихся странах было создано боле чем 100 учебных центров профессионально-технических училищ.

 

Расширение культурных связей Беларуси с зарубежными странами содействовал взаимный обмен периодическими изданиями. Особенно хорошо было налажено это сотрудничество с соц. странами. Через систему “Союзпечать” ежедневно  поступали населению Беларуси. Периодические  издания и журналами соц. стран. В свою очередь, белорусские газеты и журналы высылались за границу. В Минске выходила газета “Голос Родины”, которая информировала своих  сородичей за границей о жизни  белорусского народа.

 

В культурном международном  сотрудничестве доброе дело делали Государственная  библиотека имени В.И. Ленина, библиотека имени М. Горького, Центральная научная  библиотека АН БССР имени Я. Коласа, Минская научно-техническая библиотека. Она организовывала обмен книгами, поддерживал тесные связи со многими  зарубежными библиотеками, издательствами, архивами, государственными заведениями  и т.д.

 

На Белоруссии существования  хорошая традиция отмечать знаменательные праздники, посвященные жизни и  деятельности выдающихся представителей всемирной культуры . Такие праздники были организованны в честь основателей славянской письменности Кирила и Мифодия, французко писателя и просветителя Жан-Жака Руссо, испанского драматурга Лопа де Вега, исследователя Галелео Галилея и др. В эти дни проводились торжественные собрания, тематические вечера, научные конференции, юбилейные чтения, выставки и т.д.

Информация о работе Особенности и условия развития науки и культуры Беларуси в 70-80-е гг.XX в