Особенности и условия развития науки и культуры Беларуси во второй половине 60-х-80-е гг. XX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 18:58, реферат

Описание работы

Думаю, если бы Э. Неизвестному пришлось делать надгробие для Брежнева, оно было бы сплошь черным. Никогда и никто прежде в стране не позволял себе доводить ситуацию до такого абсурда. У власти был мнительный и трусливый человек, с полным отсутствием самокритичного контроля за своими действиями (обилие наград и званий, вера в собственное величие), с явными следами болезни. Именно в это время на всех уровнях процветали коррупция, очковтирательство, обман, воровство, партийные должности стали превращаться в пожизненную награду за «службу и дружбу». Этот период советской истории справедливо называют – годы «застоя», «брежнеское безмыслие».

Содержание работы

1.Введение 3
2. Общие условия развития культуры и науки в СССР в 1960-1980-е гг. 7
2.1 Развитие культуры в СССР 7
2.2 Наука в СССР 11
3. Особенности развития науки и культуры в БССР 13
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

Рефератистория.docx

— 42.08 Кб (Скачать файл)

Учреждение  образования

«Белорусский  государственный университет транспорта»

Кафедра «Философии, истории и политологии»

 

 

                                 

 

 

Реферат на тему:

«Особенности и условия развития науки

и культуры Беларуси во второй половине 60-х-80-е гг. XX в.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:                                                                       Проверил:

     Студентка группы ГЛ-11

               Швайликова О.В.

 

 

 

Гомель 2013

 

Оглавление

1.Введение 3

2. Общие условия развития культуры и науки в СССР в 1960-1980-е гг. 7

2.1 Развитие культуры в СССР 7

2.2 Наука в СССР 11

3. Особенности развития науки и культуры в БССР 13

Список литературы 16

 

 

1.Введение

Думаю, если бы Э. Неизвестному пришлось делать  надгробие  для  Брежнева, оно  было  бы сплошь черным. Никогда и  никто прежде в стране не позволял себе доводить ситуацию до такого абсурда. У власти был мнительный и трусливый  человек, с полным отсутствием самокритичного контроля за своими действиями (обилие наград и званий, вера в собственное  величие), с явными следами болезни. Именно в это время на всех уровнях  процветали коррупция, очковтирательство, обман, воровство, партийные должности  стали превращаться в пожизненную  награду за «службу и дружбу». Этот период советской истории справедливо  называют – годы «застоя», «брежнеское  безмыслие».

Во внешней  политике, с одной стороны, провозглашается  «Программа мира», с другой – СССР беззастенчиво вмешивается во внутренние дела суверенных государств (в т.ч. Чехословакия и ввод войск в Афганистан). 

В области  экономики  мы отстали на века, как  писал в своем письме А.Д. Сахаров, во-первых, потому что постоянно  неправильно  выбирали приоритетные направления, во-вторых, правительство  не подозревало о существовании  экономических законов, успехи экономики  видели только в правильном руководстве. Недаром, отраслевые министерства и  ведомства росли как «грибы после  дождя». В начале 60-х их было около  двух десятков, к началу 80-х число  приблизилось к сотне (не считая 800 республиканских).

Однако  в экономике удалось создать  впечатление благополучия  за счет сырьевого экспорта (отсюда такая  тоска по застойным временам). Основной доход давала нефть. Начался хищнический  и необратимый процесс истребления  природных  ресурсов. Замораживаются самые перспективные разработки отечественных технологий, в свою очередь финансируются самые  бесполезные и бездарные проекты (БАМ – «самый длинный памятник эпохи застоя», массовая ликвидация «неперспективных деревень», проект переброски части северных рек на юг и т.п.). В итоге темпы роста советской  экономики упали до уровня экономической  стагнации.

Социальная  политика также строилась на непримиримых противоречиях. Партийное руководство  провозглашает проблему повышения  жизненного уровня населения своей  стратегической целью. В 60-е годы государство  переходит к индустриальному  строительству благоустроенного жилья  с  водопроводом, канализацией, ванной, газом. Планируется широкое развитие социальной инфраструктуры (строительство  больниц, школ, дошкольных учреждений). Рабочую неделю сократили до 42 часов. Был принят новый лучший в мире закон о пенсиях, предусматривавший самый низкий пенсионный возраст, наблюдался постоянный  рост номинальной заработной платы (1956 – 75 руб., 1985 – 210).

Однако  уже в 70-е  годы социальная сфера  финансируется по остаточному принципу (капиталовложения в первую очередь  идут в тяжелую  промышленность и  оборону). На жилье возникают огромные очереди. Сокращается число больниц, по уровню  детской смертности Россия оказалась на 56 месте в мире. Рост пенсий и заработной платы не  обеспечивался  соответствующим  производством   средств потребления  и продуктов питания. Начались инфляционные процессы. Снижается реальный жизненный  уровень населения.

В официальной  идеологии незыблемыми остаются руководящая роль партии, социалистический патриотизм и интернационализм, социалистический гуманизм. Причем, договорились даже до отрицания общечеловеческих ценностей  таких как, пацифизм, абстрактный  гуманизм (признавали только социалистический). Единственное,  в качестве ближайшей  цели, теперь объявляется не коммунизм, а развитой социализм, как неизбежный этап на пути к коммунизму, что и  было зафиксировано в новой редакции Конституции СССР 1977 г.

Общественное  сознание второй половины 60-х годов  заряжено потенциалом оттепели. По всей стране прокатилась волна новаторства. У нас была самая внушительная в мире армия изобретателей. Однако СССР оказался фактически на последнем  месте по доле изобретений внедренных в производство, поскольку как  только дело, как говориться, доходило до дела,  тут же следовал окрик, запрет, отстранение от должности.

Ярким примером является судьба Щекинского химического  объединения, коллектив которого в 1967 выступил с почином под девизом  «Продукции больше – персонала меньше». Его суть заключалась в увеличении выпуска продукции за счет роста  про­изводительности труда при  одновременном сокращении численности  персонала. В результате объем производства увеличился более чем в 3 раза, производительность труда выросла в 4,1 раза, а прибыль  – в 5 раз. Был сэкономлен труд более  чем 1800 человек. При этом возросла заработная плата рабочих и стала очевидна ненужность многих министерств и  ведомств. Крамольный эксперимент поспешили  закрыть.

В целом, в народном хозяйстве  была велика доля ручного труда, низкая дисциплина, большие потери рабочего времени. В  сознании и психологии людей складывается отрицательное отношение к работе, неудовлетворенность. С падением жизненного уровня, нехваткой товаров в стране расцветает воровство. И, как результат всего этого, рост пьянства и   преступности.

Мышление  населения крайне идеологизировано. Главный вопрос – «какая идея?». Люди просто страдают, если книга или  зрелище ими не определены. Это  бесит, начинаются жалобы. Причем, эту  идею нужно подсказать,  ждущих подсказки  становится все больше.

Время больших  ожиданий после ХХ съезда оправдалось  лишь отчасти. С середины 60-х последовали  годы общественного спада. После  ухода Хрущева начинается негласная  реабилитация Сталина. Над всеми  нависла система запретов. Если и  была правда, то она «не позволяла  себе никаких вольностей – она  знала свой шесток и появлялась только в строго указанных местах и приличной  форме», – эти слова критика  Ф. Абрамова можно отнести ко всем сферам жизни общества.

Но, время  «оттепели» не прошло даром. Уже ничто  не могло заставить романтизировать  насилие и ненависть, конструировать идеального героя, отказаться от критического восприятия действительности. Не случайно писатели и ученые  мужественно  пытались вмешиваться в общественные проблемы. В. Распутин самоотверженно сражался за Байкал. Против переброски рек выступил С. Залыгин. Открыто  вскрывал пороки общества А. Сахаров.

Очередное поколение молодежи продолжает бунтовать, теперь в моду входят рок и хиппи. Среди них были и очень интеллектуальные ребята, и неучи и бездельники. Для многих быть хиппи, совсем не означало только носить брюки клеш и длинные  волосы. В этой среде возрождается интерес к философии, религии, литературе. Хиппи заняли определенную политическую позицию. Когда в 1972 г. в СССР приехал  Никсон, они вышли на демонстрацию и несли лозунги: «Американцы, вон  из Вьетнама!». Хиппи ловили,  помещали в психушки,  вывозили из Москвы, просто избивали на улице за длинные  волосы.

Правительство искало новые формы удержания  своего «стада» в соответствующих  идеологических рамках. Страна стала  более открытой мировому сообществу, его мнение нельзя было не учитывать, хотя для основной массы населения  оно надежно было заблокировано  глушением  радиостанций. После разоблачений уже не возможно было заново запустить  молох репрессий. Впрочем, в этом и не было необходимости, страх в  людей уже вколотили. А для  тех, кто все же решил бунтовать  – психушка, политлагерь,  выдворение из страны.

Были  лишены советского гражданства виолончелист М. Ростропович (возвращено в 1991 г.), писатель А. Солженицын (возвращено в 1994 г.). В  психиатрическую больницу поместили  Жореса Медведева (физик из Обнинска). В Горький был сослан ученый-гуманист А.Д. Сахаров. Государственная система сдерживала перемены, но предотвратить их не могла. В этом хороший урок бесперспективности тоталитаризма. Жизнь усложняется, все под контроль не возьмешь.

«Двоемыслие»  становится нормой. После процесса над Синявским и Даниэлем в  стране возникло правозащитное движение. Среди политических диссидентов  было много интеллигенции, людей  творческих профессий, которые решили посвятить себя борьбе за создание правого государства в стране, за элементарные человеческие права. Их трибуной  стал «самиздат».  Возникает  новая волна эмиграции. Уезжают  наиболее талантливые ученые, писатели, художники.

В начале 60-х был осуществлен переход  ко всеобщему среднему образованию. Более  чем  в два раза выросло  число студентов высших  и средних  учебных заведений. Однако в целом  в советской системе образования  мало что изменилось. Школы от начальной  до высшей получали заказ на функционера, а не на творца. Это определяло и  программу обучения, и стиль взаимоотношений  между учителем и учеником.

Вопреки официальной политике, в эти годы появляется целая плеяда  педагогов  – новаторов, «шестидесятников».  Они пытаются создать атмосферу  творчества, исключить зубрежку, построить  партнерские отношения учителя  с учениками. 

М.П. Щетинин  планировал вовлечь в свой эксперимент  не только школьников, но и детсадовцев  и детдомовцев. Он мечтал о создании центра комплексного формирования личности, где были бы «сельские» и «городские»  производства, клубный комплекс, спортивный и оздоровительный центры, творческие мастерские и научные лаборатории.

В.Ф. Шаталов  предложил новую методику обучения на основе опорных сигналов. Объемный скучный текст укладывался в  интересную формулу, быстро запоминался, развивалось логическое мышление, т.е. школьную программу усваивали без  труда и за гораздо более короткое время. Шаталов разработал интересную и плодотворную систему контроля.

Весьма  полезные идеи для усовершенствования системы образования и воспитания были высказаны Ш.А. Амонашвили, И.П. Волковым, Б.П. и Л.А. Никитиными. Несмотря на бюрократические препоны,  методика педагогов – новаторов стала  широко известна. Именно они, в немалой  степени, подготовили радикальную  реформу 90-х годов.

 

 

2. Общие условия развития  культуры и науки в СССР  в 1960-1980-е гг.

2.1 Развитие культуры в СССР

В 1972 г. были приняты постановления о литературно-художественной критике и  кинематографии. В условиях зрелого социалистического общества от работников искусства требовалась  партийная требовательность и принципиальность, развитие социалистического реализма как основополагающего творческого  метода. Последовал  абсолютный запрет на показ реальной действительности. Требовалась упрощенность во всем, никаких символов, чтобы все и  всем было понятно. Следовательно, художественное творчество не могло не  развиваться  двумя параллельными потоками: разрешенное  и запрещенное. 

В литературе, кино, театре насаждался определенный идеал поведения, некий устав, которому предлагалось неукоснительно следовать. Первый пункт этого не писаного устава утверждал – партия (и ее вождь, разумеется) всегда права. Даже если не права, человек не вправе обижаться  на Родину, партию, не должен озлобляться. Так создавалось ощущение  бесконфликтного  общества, всеобщего примирения. 

По-прежнему, нужно было быть бдительным,  враги  – не дремлют, внедряются извне и  изнутри. Причем, враг стал более коварным, скрытым, замаскированным.

Личность  полностью подчинена группе, не высовываться, быть как все – главный лейтмотив  всех разрешенных произведений 70-х. Отсюда деление на своих и чужих. Совершенно  удивительное  отношение  к закону. Для своих – один закон, для чужих – другой (в  результате общее пренебрежение  к юридическим нормам).  Доброта  – тоже только для своих, чужака не жалко в тюрьму, лагерь, психушку, на плаху.

Пропагандируется  идея национального превосходства, утверждается особое место России в  мире, пренебрежительное отношение  не только к «англиям и америкам», но и к любому народу, в т.ч. своим  малым народам (масса анекдотов  про чукчей). Все, что есть лучшего  в мире, обязательно должно быть связано с русским – самые  читаемые, первооткрыватели, изобретатели.

После 1968 г. росла  милитаризация массовой культуры. Чем дальше уходила в прошлое  война, тем больше войны  (вообще армейского) было на экране кино и телевидения, сплошная «героизация».

 За редким  исключением, вся  зарубежная  культура была объявлена буржуазной  и разлагающейся. Когда весь  мир рукоплескал С. Дали, у нас  выливали на него «ведра грязи», обеспечив художнику массовое  признание в СССР (раз ругают, значит, вещь стоящая).

Давление  сверху привело к формированию «второго»  искусства ориентированного на мировые  стандарты, так называемой,  катакомбной (подпольной) или кухонной культуры  (облегченный вариант катакомбной  культуры). Благодаря ней знакомились  с поэзией Бродского, литературой  Набокова, композициями Кабакова, Комара и Меламида, с произведениями В. Розанова, П. Флоренского, о. Сергия Булгакова, Н. Бердяева. «Застой» стал гигантским прогрессом. Позволил сформироваться истинному  ценителю искусства, истинному знатоку  истории, истинному читателю, зрителю, слушателю.

Информация о работе Особенности и условия развития науки и культуры Беларуси во второй половине 60-х-80-е гг. XX в