Особенности и условия развития науки и культуры Беларуси во второй половине 60-х-80-е гг. XX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 18:58, реферат

Описание работы

Думаю, если бы Э. Неизвестному пришлось делать надгробие для Брежнева, оно было бы сплошь черным. Никогда и никто прежде в стране не позволял себе доводить ситуацию до такого абсурда. У власти был мнительный и трусливый человек, с полным отсутствием самокритичного контроля за своими действиями (обилие наград и званий, вера в собственное величие), с явными следами болезни. Именно в это время на всех уровнях процветали коррупция, очковтирательство, обман, воровство, партийные должности стали превращаться в пожизненную награду за «службу и дружбу». Этот период советской истории справедливо называют – годы «застоя», «брежнеское безмыслие».

Содержание работы

1.Введение 3
2. Общие условия развития культуры и науки в СССР в 1960-1980-е гг. 7
2.1 Развитие культуры в СССР 7
2.2 Наука в СССР 11
3. Особенности развития науки и культуры в БССР 13
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

Рефератистория.docx

— 42.08 Кб (Скачать файл)

Подпольная  культура стала массовым порядком прорываться  за рубеж. Более 3000 живописных полотен  советских художников 70-х оказались  в картинных галереях и в частных  собраниях. На родине остались только слайды и репродукции из зарубежных журналов. Часто без официального разрешения скульпторы, художники, певцы, архитекторы участвовали во всевозможных международных конкурсах, где стабильно  занимали призовые места. Скульптор  Сидур, композиторы Шнитке и Гуйбайдулина, певец А. Малинин, режиссер Тарковский и многие другие получили сначала  признание за границей и только после  начала перестройки в своем отечестве.

И, наконец, в 70-е годы от группы окончательно отделился  Человек. Искусство являло образец  свободного обращения к личности, к ее внутренним проблемам в пору огосударствления даже частной жизни.

Вывод один – никто у человека не имеет  права отнимать жизнь, ни «чужие», ни, тем более «свои» и, если перед  воином стала дилемма – плен или  смерть, каждый вправе выбрать первое, как меньшее из зол (вспомните  два сталинских приказа военного времени). И уж тем более эти  люди не могут быть ни порицаемы, ни судимы. Не удивительно, что многие произведения оказались под строжайшим запретом и стали «возвращенной» литературой во второй половине 80-х. 

Особое развитие получила «деревенская проза». Писатели «деревенщики» с ужасом увидели  исчезновение русской деревни, обесценивание  народной культуры, «религии труда» на земле, т.е. то, во что превратилась наша деревня в эпоху «развитого застоя». Люди изверились в жизни. Они не могут  обустроиться в самой деревне, не могут найти себя в городе. Самое  страшное, что нет надежды. Романы, повести и рассказы проникнуты пессимизмом, как правило, с трагическим концом (пожар, гибель героя и т.п.).

Потеря веры в будущее, в возможность социальных преобразований, драматизм внутреннего  мира – характерные черты литературы 70-х. Трагический финал становится почти нормой. Тревожно звучат произведения о молодежи, утратившей социальные и моральные ориентиры.

Очень остро  отреагировала на «похолодание»  поэзия. Поэтический бум прошел, новые стихи долго доходили до читателя. Главными темами становятся размышления о душе и вселенной, связи земного и небесного, об образе человека перед лицом мироздания, о жизни и смерти. В стихах звучит тревога о том, что человек  оказался в духовном вакууме, он больше не слышит природу, привык только брать, не придавая особого значения созиданию. Поэзию поспешили обвинить в мистицизме и пессимизме. Она подвергалась особому  идеологическому контролю. 

Не случайно, в удушливой атмосфере запретов расцветает авторская песня.   Булат Окуджава и Владимир Высоцкий, заявившие о себе еще в годы «оттепели» надолго, без преувеличения, стали кумирами всего населения  страны. Их произведения были наполнены  свободой духа, уводили от унылой картины  современной жизни. 

Исследователи говорят, что 70-е годы были особо  богаты на запретительство. Литераторы сопротивлялись отчаянно, достаточно вспомнить историю «Нового мира»  во главе с Твардовским, ставшего  центром притяжения  всех демократических  сил в литературе. Увеличился пласт  произведений, не увидевших свет. Они  появлялись сначала в «Самиздате», позже в «Тамиздате» и таким  образом доходили до читателя (издаются за рубежом романы и повести В. Гроссмана, А. Солженицына, Г. Владимова). 

Часто авторы трудились просто «в стол» (Дудинцев, Рыбаков).  Одних исключают из Союза писателей, других выдворяют  из страны, лишая гражданства, третьих  «подлечивают» в психушках. «Кому  это нужно?» – задает вопрос В. Некрасов (автор «В окопах Сталинграда») униженный гораздо более в  брежневские времена, чем в 1947 году. – … С кем же мы останемся? Ведь следователи из КГБ не напишут  нам ни книг, ни картин, ни симфоний».

В 1972 г. пришла пора кинематографу указать надлежащее место  за отход от социалистического  реализма в годы «оттепели». Нельзя было показывать духовно, морально и  физически искалеченных  людей («Андрей  Рублев» Тарковского), это – очернительство русской истории; нельзя показывать заколоченные дома, заброшенные кладбища, грязные улицы, неопрятно одетых людей – это очернительство современности («Егор Иванович» сценарий Б. Можаева), нельзя чтобы в фильмах преобладали  трагические, пессимистические и просто грустные ноты, равно как и эгоизм и жестокость некоторых несознательных представителей общества, это несовместимо с настроением народа развитого социалистического общества («Зеркало» А. Тарковского, «Чучело» Р. Быков).

Нельзя было говорить об эпохе культа личности, только об отдельных чертах. Бондарев сначала  создает антикультовый  фильм «Тишина», затем в «Освобождении» следует абсолютная и мощная реабилитация Сталина – спасающий, умный, мудрый полководец. Кстати, публика появление  на экране Сталина встретила аплодисментами.

Киноцензура  всегда была самой жесткой. Только, если в 60-е цензоры  «рекомендовали», говорили «следует подумать», «вероятно», «просим», то в 70-е годы тон радикально изменился: «требуем», «изъять», «ослабить», «сократить». Дело доходило до абсурда. Криминал находили там, где его и  близко не было.

Готовые ленты  безжалостно кромсали, тем не менее, многие картины не соответствовали  объявленному эталону.  Может быть поэтому «недремлющие» зрители, так возмущались, посмотрев «Афоню»  Г. Данелии. Прежде всего, в нем не увидели ту самую «идею». Героями  экрана оказались бездельник Афоня (актер Л. Куравлев) и Катя (Е. Симонова), безнравственная девчонка, которая  прыгает в постель к первому  встречному. Кстати, на Западе, «Афоню»  восприняли как блестящую выдумку  режиссера. Никому не пришло в голову, что перед ними реальный кусочек  советской действительности (простой  сантехник терроризирует весь район).

В кинематографе  окончательно утверждается «интеллектуальное» кино. Многие фильмы 70-х, ставшие широко популярными,  фактически объединяет одна тема – человек, личность, ее нравственные и  психологические проблемы, ее не желание быть «винтиком», всего  лишь частью коллектива, теперь и коллектив  не сумма безликих характеров, а  личности.

Театр также  находился под неустанным вниманием  цензуры. В «Современнике» В. Фокин  «Провинциальные анекдоты» Вампилова  сдавал 8 раз. Однако были найдены свои пути сопротивления системе. Как  правило, для премьеры готовили «искореженный» спектакль, после потихоньку восстанавливали  и играли почти в первоначальном виде.

В молодежной музыке джаз сменил рок. Одним из известных  рок ансамблей того времени был  «Арсенал». Играли Баха, «Картинки с  выставки» Мусорского, сложнейшие композиции с симфоническим оркестром, популярнейшую  во всем мире оперу «Super star». Против самой этой высокодуховной  музыки никто ничего сказать не мог. Тогда ее связали с хиппи, наркоманией, алкоголизмом, ругали за громкость, кричали о том, что «рок развращает молодежь», похоже только потому, что все это не поддавалось никакому контролю.

 

2.2 Наука в СССР

Советские ученые успешно проводили космические  исследования,  впервые космонавт  А.А. Леонов совершил выход в открытый космос. Новые открытия были сделаны  в области атомной энергии, в  стране сложился мощный ядерно-энергетический комплекс. Продолжаются разработки новейших видов вооружения, создана нейтронная бомба при непосредственном  участии   А.Д. Сахарова. 

Учитывая  увлечение в это время сельскохозяйственными  проектами (Нечерноземье – вторая целина), эта отрасль науки достаточно хорошо финансировалась. Москвич доктор технических наук  Е.П. Галямин  разработал методы оперативного распределения  водных ресурсов при орошении. Доктор физико-математических наук О.Д. Сиротенко (г. Обнинск) изучает влияние засух  на сельскохозяйственное производство.

В 1977 году в  Московском институте инженеров  сельскохозяйственного производства имени В.П. Горячкина был создан первый в мире агроробот – MAP-1 (у  него – две руки грузоподъемностью 75 килограммов, есть «глаза», «уши», органы «осязания»). Руководитель этого проекта  В.И. Васянин опубликовал уникальную книгу «Сельскохозяйственные роботы». В ней шла речь о механических работниках для теплиц, животноводческих ферм. Однако сельскохозяйственное роботостроение  осталось лишь в планах.

В тоже время, совершенно очевидно, что в 70-е годы советская наука теряет свои приоритеты. Виднейшие ученые П.Л. Капица, А.Д. Сахаров  с тревогой обращаются в правительство, говоря о неэффективной системе  образования, некомпетентности руководящих  органов. Послушные ученые стали  нужнее, чем талантливые. В упадок приходят такие известные во всем мире центры как Обнинск, Новосибирский  Академгородок, где прежде научные  открытия следовали одно за другим.

Бюрократическая система тормозила развитие науки  как могла. От изобретения до внедрения  проходили годы. Применение кислорода  в промышленном производстве, предложенное инженером А. Мозговым, стало возможным  только через 20 лет, автора наградили  Государственной премией СССР. Эксперты умудрились задержать патентование одного из крупнейших изобретений века, сделанного Н. Басовым и А. Прохоровым – лазера. Впоследствии эти ученые были удостоены Ленинской и Нобелевской  премий.

В самом  сложном положении снова оказались  общественные науки. Здесь, как нигде,  преследовался плюрализм мнений и тут же слышались упреки по поводу слабости творческих дискуссий и  новаторской мысли. Вся продукция  историков подвергалась жесткому идеологическому  контролю.

О мощном давлении на авторов свидетельствует  хотя бы такой эпизод. В конце 60-х  маршал Г.К. Жуков завершил свои воспоминания. Однако разрешения на публикацию не было. Наконец, дали понять, что в книге  ни разу не упомянут, Брежнев. Беда в  том, что они ни разу во время войны  не встречались. Тогда автор написал, что «…находясь в 18-й армии, поехал посоветоваться с начальником политотдела  Л.И. Брежневым, но, к сожалению, его  на месте не оказалось. Он как раз  находился на Малой земле, где  шли тяжелейшие бои». Эта фраза  прошла по всем изданиям «Воспоминаний  и размышлений» Г.К. Жукова, в т.ч. и зарубежным. Только в юбилейном, седьмом, была опущена.

Кстати, книга превзошла все самые  смелые прогнозы популярности. Она  появилась на мировом рынке на всех континентах. В ФРГ на обложке  красными буквами было написано: «Один  из величайших документов нашей эпохи». Когда книга впервые поступила  в продажу в Москве в 1969 г., жаждущая толпа разбила витрины в здании магазина «Книжный мир».

 

3. Особенности развития науки и  культуры в БССР

Важную  роль в подъеме производительных сил общества играла наука. Здесь  основными задачами были: расширение сети научных учреждений, укрепление их опытно-экспериментальной базы, подготовка кадров, связь науки с производством. В 1960 г. действовало 83 научных учреждения, работало 5,5 тыс. научных работников. В состав АН БССР входило 16 научно-исследовательских институтов. Их деятельность объединялась тремя отделениями — общественных, биологических, физико-математических и технических наук. Здесь трудились 48 академиков и 32 члена-корреспондента. Ежегодно аспирантуру заканчивали 120 человек.

К середине 80-х гг. количество научных учреждений в Беларуси достигло 167. Численность  научных и научно-педагогических работников составила 42,4 тыс., в том  числе докторов наук — 1011, кандидатов — 13,1 тыс. Определенное развитие получила отраслевая наука. На промышленных предприятиях работало 1579 научных лабораторий, 135 опытно-экспериментальных подразделений. Однако в финансировании науки имелись  существенные трудности. Доля ассигнований на науку в Беларуси составляла 2,2% национального дохода, в то время  как в общем по стране она составила 5,1%.

В формировании духовно-нравственного облика населения  важную роль играла культурно-просветительная  работа. В послевоенные годы в республике широко развертывалась сеть культпросветучреждений. К началу 1960-х гг. в республике насчитывалось уже 5,8 тыс. клубных учреждений, в том числе 5,5 тыс. в сельской местности, работало 7,6 тыс. массовых библиотек с книжным фондом в 24,6 млн экземпляров книг, 29 музеев, 1,1 млн радиоточек, 2,8 тыс. киноустановок. Развивались народные театры, художественная самодеятельность, прикладное искусство и другие формы народного творчества. В 1975 г. в клубных учреждениях работало 20 тыс. кружков художественной самодеятельности, объединявших 250 тыс. человек. В 1985 г. эти цифры возросли соответственно до 34,5 и 507 тыс. Книжный фонд массовых библиотек достиг 101 млн экземпляров. Библиотеки обслуживали 5388 тыс. читателей, в том числе 2560 тыс.— в сельской местности. В это время во многих населенных пунктах появились дворцы культуры и искусства, дома политического просвещения. Активно работали музей истории Великой Отечественной войны в Минске, мемориальные комплексы «Брестская крепость» и «Хатынь», Дом-музей I съезда РСДРП.

Важнейшим показателем развития общей и  политической культуры являлось состояние  средств массовой информации, развитие полиграфической базы и издательского дела. В конце 70-х гг. в Беларуси издавалось 179 газет, из них 129 на белорусском языке. Разовый тираж их составлял свыше 4,6 млн экземпляров. Помимо этого выходило 158 журналов и других периодических изданий годовым тиражом в 38 млн экземпляров, в том числе 28 млн экземпляров на белорусском языке. В 1985 г. в Беларуси издавалось 212 газет, в том числе 130 — на белорусском языке. Каждая семья могла выписать нужные ей периодические из дания. В этом году было издано 53,3 млн экземпляров книг и брошюр.

Информация о работе Особенности и условия развития науки и культуры Беларуси во второй половине 60-х-80-е гг. XX в