Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 13:48, реферат
Целью реферата является изучение факторов, которые повлияли на ход истории России: своеобразие природно-климатических условий, географические и геополитические особенности; религиозный фактор, фактор социальной организации. Их влияния в отдельности на исторический путь России и результат их взаимного воздействия на протяжении многовековой истории.
Введение………………………………………………………………………3
1. Своеобразие природно-климатических условий……………………….5
2. Географические и геополитические особенности………………………8
3. Влияние религиозного фактора…………………………………………12
4. Влияние фактора социальной организации……………………………16
Заключение…………………………………………………………………18
Список литературы…………………………………………………………21
Постоянное территориальное расширение обусловило ряд исторических особенностей России.
Приумножение территорий давало государству и казне новые источники финансирования, увеличение людских и материальных ресурсов, дополнительную экономическую выгоду. Иными словами, на протяжении столетий экономическое развитие шло по экстенсивному пути. Присоединение Сибири привело к появлению новых громадных богатств — редких сибирских мехов, леса, колоссальных природных залежей и т.п. У русского населения никогда не было особой нужды переходить от традиционного хозяйствования к более эффективному, поскольку всегда оставалась возможность переселиться в новое место, освоить новые территории. Не существовало дефицита земель.
Эффективному хозяйствованию не способствовали рассеянность и малодоступность множества населенных пунктов, огромные расстояния между ними, низкая плотность населения. Именно с этим в первую очередь были связаны слабое развитие связи и торговли, плохие дороги, дороговизна транспорта .
3. Влияние религиозного фактора
Если рассмотренные выше факторы сформировали «тело» России, темперамент, навыки и привычки русского народа, то православие воспитало ее душу. В восточном православии не могли не отразиться особенности греческой цивилизации: эстетический характер (а не политический, как в католичестве); склонность к отвлеченному мышлению о высоких материях в противовес западному рационализму; большая свобода внутренней церковной жизни; внутреннее единство (соборность) в отличие от католического внешнего единства («власть, господство, дисциплина»).
Россия – христианское государство, но это особая часть европейской христианской цивилизации, которую определяют, в первую очередь, наличие христианской идеи на национально-государственном уровне и духовный максимализм. Не вмешиваясь непосредственно в дела светской власти, православие оказало, тем не менее, определяющее влияние на русскую политическую традицию: в православии власть царя становилась гарантом возможности будущего «спасения» после смерти.
Но мы не поймем феномен
России, если не посмотрим на нее
как на восточное крыло и канал
распространения европейской
Языческая героика посюстороннего самоосуществления не получила должного места на российской почве. Наше язычество было ближе к дионисийской вакхической стихии, чем к античному логосу, поэтому не могло не испытывать глубокого комплекса неполноценности в эпоху торжества иудео-христианской духовности. Поэтому вместо диалога и согласия здесь наблюдалась драматическая цикличность: периоды капитуляции язычества прерывались вспышками бунта, укрощаемого в ходе очередной реставрации.
Традиционное православие
в одном существенном моменте
напоминало ветхозаветный монотеизм:
оно более склонялось к диалектике
изгойства – избранничества и
перспективе коллективного
Российская самодержавность была основана на теократическом принципе единения религиозной и государственно-политической власти. Ареал власти определялся ареалом идеи. С этой точки зрения Россия выступала не как национальное государство, а как определенный тип цивилизации, скрепленный, как и всякая цивилизация, «мировой религией» – православием. Но православие в России часто забывало о главных принципах мировой религии: надэтническом универсализме, независимости от государства, несотворении кумира из земных порядков и институций, то есть разделении земного и небесного .
Идеал и творческий импульс
самосознания наших предков –
смиренномудрие, боязнь греха гордыни,
первого и главнейшего из семи
смертных грехов. Смиренномудрие предопределило
преобладающую анонимность
Сути славянской цивилизации термин «византизм» прямым образом противоречит, что показал в своей докторской диссертации Д.М. Буланин (1989 г.). Система православно-славянских ориентиров была создана в Первом Болгарском царстве: болгарские книжники наложили запрет на античный раздел заимствуемой византийской культуры. Была усвоена монастырская культура, а эллинская мудрость отождествлена с эллинским соблазном и обманом язычества. Русь приняла эту систему ориентиров и сохраняла вплоть до рождения Московского государства. Пахарю не нужна эллинская мудрость: для спасения его бессмертной души достаточно веры и добрых дел. Поэтому до XVII в. на Руси не было регулярной школы, как социального института. Хотя Древняя Русь не была безграмотной. В середине XVII в. белое духовенство было поголовно грамотным, а черное — на 3/4. Среди купечества насчитывалось от 75 до 96 грамотных на 100 душ мужского пола.
В дворянском сословии картина была примерно та же, что в монашеском чину. Что до посадских мужиков, здесь деятельность московского Печатного двора подтверждает эту картину: во второй половине XVII в. эта единственная на Руси типография издала 300 тыс. букварей и 150 тыс. учительных Псалтырей и Часословов, причем буквари продавались по 1 коп. за штуку.
Для русских важен смысл мира, а не его устройство. Триада «истина, добро и красота» для русских неразделима, что нашло свое выражение в иконе. Князь Е.Н. Трубецкой отмечал, что икона – это «умозрение в красках». Поэтому именно этика должна определять правовые нормы. Жизненная идеология России – это исихазм (умное, духовное делание), тогда как европейский гуманизм допускал примат материального над духовным и стяжание материальных благ. В России не было таких бедствий как религиозные войны, таких страшных эпидемий как демонизм. Не было и эротизма ни в восточном, ни в западном смысле этого явления.
«Русская идея» познается
религиозной интуицией как
4. Влияние фактора социальной организации
В.П. Данилов отмечает, что все возможные различия и особенности – природные, национальные, культурные и прочие – интегрируются социальным организмом, сущность и функционирование которого определяются стадиальной принадлежностью. Конечно, важно отметить феномен совмещения различных стадий, как это было, например, в России конца XIX – начала ХХ вв. Однако, такая «взрывоопасная смесь» возникает все же в рамках общественного целого, а не отдельного сектора или слоя.
Под воздействием перечисленных факторов в России сложилась специфическая социальная организация, основные элементы которой следующие:
а) первичная хозяйственно-
б) государство – становой хребет, а порой и демиург гражданского общества;
в) государственность обладает сакральным характером либо делается неэффективной, порождая «смуты»;
г) государство, общество и личность не разделены, как на Западе, а целостны и взаимопроникаемы;
д) главная опора государственности – корпорация служилой знати (дворянство, номенклатура). То есть деспотическая форма организации власти опиралась на мощную, малоквалифицированную бюрократию, а произвол властей был признанной нормой управления личностью и обществом.
Если говорить об особенностях
государственной власти в России,
то следует отметить, влияние варяжских
элементов при становлении
Процесс централизации Российского
государства шел при
Все вышеперечисленные условия повлияли на складывание основных принципов российской цивилизации, в числе которых:
• государство превыше всего. Основное его назначение – патернализм, а политические, церковные и другие организации имею право на существование как механизм укрепления власти;
• общество как целое выше человека как индивида;
• право признано обеспечивать мощь государства, а не защиту личности;
• не богатство гарантирует власть, а наоборот, что делало коррупцию неотъемлемой частью российской цивилизации;
• производство, технология,
инновации и наука имеют смысл,
поскольку они содействуют
• высшим моральным принципом становится оправдание любых акций, направленных на служение власти .
Заключение
Россия – суперэтнос (группа этносов, связанных общностью исторической судьбы), союз народов. То есть у России сверхнациональное, материковое призвание. Россия выступила в роли объединительницы Азии, так как по генотипу она все же ближе к восточным обществам традиционного типа – в основе этики лежит превознесение духовности. Но с другой стороны, расположение России на границе либеральной и традиционной цивилизаций ставит перед ней проблему перехода к либеральной (западной) цивилизации, которая с определенного времени начинает выступать как значимая для России, проявляясь в форме стремления к модернизации. Неорганический характер движения России выразился в феномене раскола, который с эпохи Петра I принял характер заколдованного круга. Западнический соблазн Петербурга и азиатский соблазн Москвы – это два неизбежных срыва России.
Душа России не покрывается никакими доктринами. Необходимо поэтому признать антиномичность и жуткую противоречивость России. С одной стороны, Россия – самая безгосударственная и анархическая страна, а с другой стороны – самая государственная и бюрократическая страна в мире, в которой государственность превратилась в самодовлеющее начало.
Конфликтность российской истории, помимо ее неорганичности, определяется еще рядом факторов:
а) бедность общества сужала
рынок наемной рабочей силы, что
замедляло становление
б) разрыв между властью и народом, между бедностью и богатством, особенно в период первоначального накопления капитала;
в) предрасположенность русского народа к крайностям;
г) особенности реформ сверху в России: игнорирование собственного исторического опыта и попытки некритического заимствования западных достижений порождали неорганичность процесса в дилемме «реформа-контрреформа». Лао Шэ в «Записках о кошачьем городе» заметил: «… мы случайно узнаем о какой-нибудь стране и поднимаем у себя шумиху. Потом услышим, что в другой стране произошла реформа – снова не обходится без шумихи. В результате другие страны действительно проводят реформы, развивают свои особенности, а мы развиваем свои. Особенность же наша в том, что, чем больше мы шумим, тем хуже у нас становится»;
д) специфика догоняющей модели капиталистического развития, вызванная относительно поздним включением страны в русло индустриальной цивилизации. Пока Россия копила силы для освобождения от татар, Европа накапливала их для прорыва в индустриальную цивилизацию. Россия была вынуждена пуститься вдогонку, прежде всего в области, которая обеспечивала ее независимость – в области вооружений. А все остальное приносилось в жертву. Чтобы ответить на вызов Запада Россия могла использовать лишь механизмы самодержавия и крепостного права. Если на Западе новая цивилизация постепенно и органично произрастала снизу, то Россия осуществляла этот процесс в сжатые сроки сверху. Поэтому на Западе вступление в индустриальную эру сопровождалось ростом свободы, а в России – рабства.
Если внимательно и
непредвзято посмотреть на тысячелетнюю
историю России, то окажется, что
она выросла в могучую