Особенности преобразований Петра 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:51, контрольная работа

Описание работы

Всю пирамиду государственной власти в 18 веке венчал император. Этот титул был пожалован Петру 1 Сенатом в 1721 г. После подписания ништадского мира со Швецией. Россия стала империей. Император обладал всей полнотой власти в государстве. Авторитарность правления абсолютного монарха характеризовалась нетерпением к инакомыслию, введением единообразования в систему государственных органов, стремлением регламентировать быт, нравы, всю общественную жизнь, развитие культуры.

Содержание работы

Введение…………………………………..………………….….………2
Особенности преобразований Петра.………………...……….……3
Особенности Просвещения в России в 18 веке…………………...5
«Просвещенный абсолютизм» Екатерины 2……………………….7
Заключение………………………………………………………………10
Список литературы……………………………………………………..11

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по Отечественной истории.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………..………………….….………2

Особенности преобразований Петра.………………...……….……3

Особенности Просвещения  в России в 18 веке…………………...5

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины 2……………………….7

Заключение………………………………………………………………10

Список литературы……………………………………………………..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Жизнь русского общества  в  18  веке  стала  гораздо  сложнее,  чем  была прежде. Не все ее пружины с их тонкими  связями заметны при  первом  взгляде, вот почему ход этой жизни  кажется  поверхностному  наблюдателю  капризным  и неожиданным, порою даже противоречивым.

Что же так осложнило  русскую  жизнь этого века? Чем  является искусство 18 века в  России  - заимствованием,  копированием  западных  образцов,  или  органичным  сплавом русской художественной традиции,  обогащенной западным  культурным  опытом? В чем же состояли особенности Петровских преобразований?

Еще  в девятнадцатом  столетии   в   буржуазной историографии  и литературоведении был сформулирован  тезис  об  исторической обусловленности петровских преобразований, которые были  «…естественным  и необходимым   явлением   в   народной   жизни,   в   жизни    исторического, развивающегося народа».

Исследование  советскими  учеными  истории  этого времени, а  особенно  предшествовавшего  «бунташного»  столетия  подтвердили правоту такого взгляда. В современной же историографии общепризнанной  является оценка 18 века, как времени решительного скачка в  хозяйственной  и культурной  жизни  страны,  имевшего  внутренние   предпосылки,   но   резко ускоренного  вмешательством  государственной  власти.

Особенно следует отметить, что во второй половине 17 в. В России развивается тенденция перехода от сословно представительной монархии к монархии абсолютной.  В стране усиливается власть царя: изменяется состава Боярской думы, в сторону дворянства; победа Алексея Михайловича над Патриархом Никоном, стремившийся активно вмешиваться в управление государством. Так же практически прекращается созыв Земских соборов, отменяется местничество, забывается принцип занятия государственной должности в зависимости от знатности рода и служебного положения предков.

Остро стоял  вопрос о реформировании вооруженных  сил. Стрелецкие полки утратили свою боеспособность. Для большинства  дворян военная служба стала тоже обременительной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности преобразований Петра 1.

Всю пирамиду государственной  власти в 18 веке венчал император. Этот титул был пожалован Петру 1 Сенатом  в 1721 г. После подписания ништадского мира со Швецией. Россия стала империей. Император обладал всей полнотой власти в государстве. Авторитарность правления абсолютного монарха характеризовалась нетерпением к инакомыслию, введением единообразования в систему государственных органов, стремлением регламентировать быт, нравы, всю общественную жизнь, развитие культуры.

Система государственного управления, созданная в первой четверти 18 в. Сохранилась и после смерти Петра 1. Во второй четверти 18 в. В нее вносились лишь частичные изменения, не затрагивавшие главных принципов управления. Петр как бы пробил русло для «реформ сверху».

С  18  века  на общество  стала активно действовать  иноземная культура. Но до этого  на  русскую  землю  была привнесена культура и религия Византии, почему же это не  привело  к  расколу  общества в допетровской России, а принесло лишь единение  нации?  До  18  века  русское общество отличалось цельностью своего нравственного состава. Боярин и  холоп неодинаково ясно понимали вещи,  неодинаково  твердо  знали  свой  житейский статус, но они черпали свое понимание из  одних и тех же  источников,  составляли однородную «нравственную массу».

В 18 веке западное влияние разрушило  эту цельность. Оно не проникало в народ глубоко, но в верхних классах  общества, по своему положению наиболее открытых для внешних  влияний,  оно  постепенно приобретало господство. «Как трескается стекло, неравномерно нагреваемое  в разных своих частях, так русское общество, неодинаково  проникаясь  западным влиянием во всех своих слоях, раскололось. Недаром  некоторые  исследователи утверждали, что верхи российского общества  порой  выглядели  в  собственной стране как иностранные завоеватели». Раскол носил не только в  социальной (как это утверждалось в идеологических и научных трудах недавнего  времени), но не в меньшей мере культурный и мировоззренческий характер.  Для огромной массы народа чужими были не только представители власти,  аристократии  или дворянства, но и все, кто жил иначе,  чем он,  кого  он  привык  называть «барин»  или «ваше  благородие». 

Сложность   этого   времени,   стремление осмыслить  происходившие  изменения,  место  западного  опыта  в  культурных преобразованиях всегда вызывали  большой  научный  и  общественно-культурный интерес  к  деятельности  Петра 1

В 18 веке  вестернизация  культуры выступала  как средство её ориентации относительно  европейских  и  западных ценностей,  а  внешняя  демократия  жизни  служила  укреплению   абсолютизма восточно-деспотического  типа.  Своим  образовательным Абсолютизм  явился  решающей силой в утверждении новой светской культуры,  ибо  от  того,  как  шел  этот процесс, зависела судьба петровских  преобразований. Петр против воли народа проводил свои реформы.

В первой четверти 18 в.  В России были проведены реформы в области управления. Основной смысл этих преобразований заключался в  создании административной системы, проникнутой идеей централизма и всецело подчиненной верховной власти. Россия становилась абсолютной монархией, ведь только в централизованном аппарате власти были возможны, задуманные Петром «реформы сверху».

В 1708- 1710 гг. была проведена областная реформа  органов   власти на местах – областная реформа. Причиной ее был подъем классовой борьбы горожан и крестьян, на плечи которых легла вся тяжесть реформ. Вся страна была разделена на 8 губерний – Московская, Ингерманляндская, Киевская, Смоленская, Казанская, Азовская, Архангелогородская, Сибирская. Губернии делились на уезды. Во главе губернии стоял губернатор, а во главе уезда стоял  комендант. Во главе Петербургской и Азовской губерний стояли генерал- губернаторы Меньшиков и Ф. Апраксин. Остальными управляли губернаторы, в руках которых находилась вся полнота административно – полицейской и судебной власти. Губернаторы также ведали сыском беглых крестьян, производили рекрутские наборы, обеспечивали провиантом рекрутские полки, ведали  сбором налогов. Губернская реформа нанесла удар по приказной системе. Многие приказы прекратили свое существование, их обязанности перешли к губернской администрации.

В 1711 г. Вместо Боярской думы был образован Правительствующий Сенат, состоявший из 9 человек, назначенных монархом. Трое являлись представителями знати ( князья М. В. Долгорукий, Г. И. Волконский, П. А. Голицын ), трое – бывшие члены Боярской  думы и трое – из дворян. Решения Сената принимались коллегиально, на общем собрании и скреплялись подписями сенаторов. Сенат занимался вопросами комплектования армии, развитием торговли и промышленности, контролировал финансы. Он также являлся органом надзора за разветвленным бюрократическим аппаратом. Для этого были введены должности фискалов, которые доносили о всех нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и тому подобных действиях, наносящих вред государству. Ими руководил обер- фискал, входивший в состав Сената. Доносы фискалов ежемесячно докладывала Сенату. Петр поощрял  фискалов, освободив их от податей, подсудности местным властям и даже ответственности за ложные наветы.

Хотя Сенат  был руководящим контролирующим органов, но и за его деятельностью  был установлен контроль. Для полноты  единоначалия власти за работой Сената следил генерал- прокурор (П. И. Ягужинский ) и обер- прокурор, которым подчинялись прокуроры во всех других учреждениях. Генерал- прокурор контролировал всю работу Сената, его аппарата, канцелярии, принятие и исполнение всех его приговоров, их опротестование или приостановление. Сам генерал- прокурор и его помощник обер- прокурор подчинялись только царю, подлежали только его суду. Действуя через подчиненных ему прокуроров и фискалов, генерал- прокурор выступал как “око царево и стряпчий о делах государственных”. Новое положение о Сенате в 1722 г. Зафиксировало его статус как высшего государственного учреждения империи. Сенат в руках Петра стал послушным орудием монарха по управлению страной.

 

Особенности Просвещения в России в 18 в.

 Весь  XVIII  век в России  проходит  под знаком  Просвещения.  Почва для распространения идей Просвещения была подготовлена реформами Петра I.  Эпоха Петра – эпоха просветительства и «птенцы гнезда  петрова (прообраз  будущей интеллигенции),  представляли   собой   очень   тонкий   слой   образованных реформаторов, во многом оторванных от образа  жизни  не  только  большинства населения,  но  и  от  жизни  своего  класса.  С  этим  связывают  хрупкость преобразований, обратимость реформ и непредсказуемость событий  XVIII  века. В  России  просвещенное  дворянство  составляло  меньшинство,  а   остальное общество  придерживалось  традиционалистских  взглядов.

 В  дворянстве  Петр  видел подневольное сословие,  оно  несло  повинность:  служба.  От  государя зависело благосостояние дворян. . К середине 18  века  образованное  общество состояло  из  европеизированного  дворянства  (прежде  всего московского и петербургского),  а   также   крайне   малочисленной   молодой   разночинной интеллигенции (разночинцами называли выходцев  из  семей  солдат,  матросов, священнослужителей, мелких чиновников.

Быстрыми  темпами  шло  становление  отечественной  науки   и   образования. Образование давалось в западном духе и  на  свою  страну  смотрели  взглядом постороннего. Но на западный  лад  образованный  человек,  зачастую,  внутри себя сохранял приверженность русским традициям. Не сразу  давалось  ощущение внутренней свободы  и  независимости,  индивидуальных  достоинств  и  чести.

Философские  и  общественно- политические идеи западноевропейских мыслителей начали  проникать  в  Россию уже  при  Петре   I.   Но   движение   Просвещения   под   общим   названием «вольтерьянство» получило распространение в 40- 60-е гг.  XVIII  в.  Если  в конце 17 века лидером европейского Просвещения была  Англия,  то  в  18 веке «историческая инициатива» перешла к французскому  Просвещению. Кроме того, российская «французомания» была вызвана расширением культурных  связей между Россией и Францией. Особенно  во  второй  половине  XVIII  в.  Богатые дворяне имели прекрасную возможность  приобщиться  к  Просвещению  во  время путешествия за границу, или изучая  труды  просветителей  (благодаря  знанию языка). В   России   чрезвычайную   популярность   получили   произведения просветителей:  образованное   общество   зачитывалось   книгами   Вольтера, Монтесье, Д*Ламбера и Дидро. Но многовековой путь развития России во  многом отличался от европейского, и семена Просвещения,  попав  на  русскую  почву, принесли иные плоды,  нежели  на  Западе.  Русское  Просвещение,  обращенное  к Европе,    возникло   позже   европейского.   Реформы   были   изначально ориентированны  на  позитивный  (так  считалось)  опыт  Европы: европейская культура  считалась  средством,   с   помощью   которого   возможно   достичь необходимого  роста.  Если   идеи   равенства   и   всесословной   ценности, сформированные   на   Западе,   развивались   под   воздействием   буржуазно- демократических процессов,  то  в России  они вступали  в противоречие  с крепостной  системой,  деспотичным государством   и   самодержавием,    как средневековым   идеалом   национального устройства. Феномен    русского самодержавия, в его специфических взаимоотношениях с дворянской  и  народной культуры ведет к формированию русского  радикализма  (революционного,  а  не эволюционного). Во второй половине XVIII века Франция  уже  была  на  пороге великой  революции.  Резкая  критика  просветителями  отживших  порядков   и предрассудков,  провозглашаемые  ими  идеалы   соответствовали   настроениям будущих вождей революции. Между тем Россия  времен  расцвета  «вольтерианства» совершенно не походила на Францию. Третьего сословия не было и в помине: на промышленных предприятиях царил крепостной труд,  а  наиболее  состоятельные предприниматели   из   купцов   жаждали   слиться   с   могущественным    и привилегированным дворянским сословием. Крепостное право  вошло  в  кровь  и плоть   России,   став   привычным,   будничным   явлением.   Его   охраняло самодержавие,  имевшее  в  своем   распоряжении   огромный   государственный аппарат. Крестьянство  вместе  с  духовенством  и  купечеством  пребывало скорее в допетровской Руси.  Дистанция  между  культурой  дворянства  и  др. сословий, возникла  не  изнутри,  её  создало  усвоение  западной  культуры.

Складывается  конфликт между просвещенным меньшинством (культурной элитой)  и консервативно  настроенным  большинством.

Наблюдается  социальный  феномен: петровские  реформы  изменили  положение  благородного  сословия  в  сторону  Запада, а «подлых» людей –  в  сторону  Востока

  Осуществление   многих  реформ,  особенно   в   области культуры,   встречало   немало   противодействий   со   стороны   поборников «ветхозаветности» и старины. В числе противников преобразований оказалась и православная церковь. Такая позиция церкви во многом определила  политику  к ней со стороны абсолютизма. С ликвидацией патриаршества и  созданием  Синода (1721)  церковь  фактически  потеряла  самостоятельность  в  духовной  жизни общества, что  уменьшало  ее  влияние  на  общественно-культурную  жизнь.  С утратой церковью  своей  самостоятельности  менялось  значение  религиозного мировоззрения как преобладающей формы выражения духовного творчества.  Стало возможно более быстрое развитие рационализма,  формирование  нового  взгляда на   человеческую   личность,   ее   творческого   потенциала,   утверждение личностного начала в культуре. Над авторитетом церкви в сознании  всех,  не только  передовых,  но  и просто  шагавших  в ногу   со   временем   людей непререкаемо стал  авторитет государства. Именно государство  в  мышлении людей 18 века являлось высшей не  только  политической,  но  и  моральной ценностью,  перед  которой  отступали  все  остальные. 

 

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины 2

Будучи за  границей,  Пётр  вызывает  к  себе  одного  из  самых  выдающихся мыслителей и ученых того времени – Лейбница. Лейбниц принимается на  русскою службу,  с  тем,  чтобы  своими предложениями  и  проектами  способствовать систематическому «введению наук» в России. С этой целью  Лейбниц  подал  ряд

докладных записок; имеется несколько писем его  на  эту  же  тему  к  самому царю. В сношениях Петра  с  Лейбницем  мы  сталкиваемся  с  первой  попыткой реализации идеи союза монарха с философами,  утопическая  мечта  о  котором, будет  так  популярна  в  кругах  позднейшей  французской  философии.

 Идея подобного  союза ляжет в основу одной  из  наиболее  влиятельных   политических доктрин 18 века, которая получит название  «просвещенного  абсолютизма».

Под просвещенным абсолютизмом одни авторы понимают политику, которая, используя социальную демагогию и лозунги просветителей, преследовала цель сохранения старых порядков. Другие историки пытались показать, как просвещенный абсолютизм, отвечая интересам дворянства, одновременно способствовало буржуазному развитию. Третьи подходят к вопросу о просвещенном абсолютизме с академической позиции, видят в нем один из этапов эволюции абсолютной монархии.

Информация о работе Особенности преобразований Петра 1