Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:51, контрольная работа
Всю пирамиду государственной власти в 18 веке венчал император. Этот титул был пожалован Петру 1 Сенатом в 1721 г. После подписания ништадского мира со Швецией. Россия стала империей. Император обладал всей полнотой власти в государстве. Авторитарность правления абсолютного монарха характеризовалась нетерпением к инакомыслию, введением единообразования в систему государственных органов, стремлением регламентировать быт, нравы, всю общественную жизнь, развитие культуры.
Введение…………………………………..………………….….………2
Особенности преобразований Петра.………………...……….……3
Особенности Просвещения в России в 18 веке…………………...5
«Просвещенный абсолютизм» Екатерины 2……………………….7
Заключение………………………………………………………………10
Список литературы……………………………………………………..11
Расцвет «просвещенного абсолютизма» приходится на царствование Екатерины.
Екатерина 2 очень многое делала, чтобы за ней за границей закрепилась слава просвещенной монархини. Сразу, по восшествии на российский престол Екатерина вступает в переписку с виднейшими мыслителями Франции – Вольтером, Д” Аламбером, Дидро. Помогает им материально, Закупает коллекции картин и библиотек.
Пишет получивший известность по всей Европе «Наказ», в котором заявляет о своем намерении воплотить идеи французских просветителей в законы Российский империи. (На 90 процентов «Наказ» является выдержками из Монтескьё и Беккарии.). В общем, Наказ был проникнут учением Вольтера об абсолютизме.
В письмах к Вольтеру Екатерина рисует фантастические картины народной жизни в России: например, в её империи все и всем довольны: «нет крестьянина, который не ел бы курицы, когда ему захочется; везде поют благодарственные молебны, пляшут». Неудивительно, что слава о Семириаде Севера, «благодетельнице всех народов», как называл Екатерину Вольтер, быстро распространяется в Европе. С момента восшествия на престол и до коронации Екатерина участвовала в 15 заседаниях Сената, и небезуспешно. В 1963 году Сенат был реформирован: он был разделен на шесть департаментов со строго определенными функциями и под руководством генерал-прокурора, назначаемого монархом, стал органом контроля за деятельностью государственного аппарата и высшей судебной инстанцией. Сенат лишился своей главной функции законодательной инициативы, она фактически перешла к императрице.
Время царствования Екатерина II называют эпохой просвещенного абсолютизма. Смысл просвещенного абсолютизма состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ.
Развитие и воплощение начал
просвещенного абсолютизма
в России приобрело характер
целостной государственно-
Задачи “просвещенного монарха”
Правовая система “законной монархии” заключалась в создании системы сословных судов и совестного суда, в совершенствовании следственных порядков, перемены в полицейском управлении. Екатерина II пыталась достичь общественного спокойствия через полицейское регулирование на основе “принуждения к добродетели” путем исполнения справедливых законов.
Екатерина II хорошо понимала место России в тогдашнем мире. Она не слепо копировала европейские образцы, но была на уровне тогдашнего мирового политического знания. Она стремилась использовать европейский опыт для реформирования страны, где не было ни частной собственности, ни буржуазного гражданского общества, но, напротив, имелось традиционно развитое государственное хозяйство, господствовало крепостное право.
Она стремилась построить законную, самодержавную монархию, обновить ее с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как это хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.
После Великой Французской революции наметился курс на усиление внутренней и международной реакции, что означало конец периода просвещенного абсолютизма.
Заключение
Если «государственник» Петр I был прежде всего озабочен повышением общего уровня развития страны и заимствовал у Запада в основном экономические структуры и механизмы государственного управления, то Екатерина II, точно так же на первый план ставившая интересы государства, хотела внедрить в русское общество свойственную буржуазному (точнее – предбуржуазному) обществу идеологию Просвещения. Если «век Петра был веком не света, а рассвета», когда много было сделано «во внешнем, материальном отношении преимущественно», то в свершениях второй половины XVIII века, по определению С. М. Соловьева, «ясно видны признаки возмужалости народа, развития сознания, обращения от внешнего к внутреннему, обращения внимания на самих себя, на свое».
Другое отличие от петровских преобразований, отмечаемое современниками, было не менее существенным и значимым: Екатерина II «кротко и спокойно закончила то, что Петр Великий принужден был учреждать насильственно» в целях «европеизации» страны. Екатерина II предпочитала силу убеждения, а не всесокрушающую дубину своего кумира. Князь П. А. Вяземский остроумно заметил по этому поводу: «Как странна наша участь. Русский силился сделать из нас немцев; немка хотела переделать нас в русских». В царствование Екатерины шел процесс укрепления гражданских основ как в системе управления, так и в обществе в целом. Если начиная с Петра Великого именно военные или лица с богатым опытом военной службы, как правило, являлись исполнителями воли монарха и к середине XVIII века почти полностью комплектовали высшие звенья управленческого аппарата, то при Екатерине II в администрацию все чаще приходят лица гражданского состояния – убедительное свидетельство становления цивилизованного общества.
Список литературы
1. В.С. Ключевский: "Западное влияние в России после Петра".
"Неопубликованные произведения".М.,1983г.
2. С.М.Соловьёв: ”Чтения и рассказы по истории России”, М., 1989г.
3. История России: Учебник, А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина М., 2001г.