Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 20:22, реферат
Культивируемые ныне так называемые черты украинской ментальности типа "соборности", "державности", "униатства" и проч. – это содержание идеологического процесса, но никак не этнического менталитета.
Менталитет – не просто важный, а важнейший фактор, влияющий на мотивацию персонала. Пока что в большинстве случаев доминирующую роль играют "советские" факторы, «Кодекс строителя коммунизма», переписанные доктрины Православия.
1.Введение
2. Каковы основные предпосылки, фундамент образования украинского этноса?
3. Хуторянство
4. Система основных отличий «украинского характера» от « российского»
5. Общие черты «украинского характера» с « российским»
6. Мечта по-украински: благополучие без усилий и риска
7.Вывод
8. Список литературы
Реферат
По истории украинской культуры
На тему:
Особенности украинского
Содержание
1.Введение
2. Каковы основные предпосылки, фундамент образования украинского этноса?
3. Хуторянство
4. Система основных отличий «украинского характера» от « российского»
5. Общие черты «украинского характера» с « российским»
6. Мечта по-украински: благополучие без усилий и риска
7.Вывод
8. Список литературы
Украинский ментолитет
Культивируемые
ныне так называемые черты украинской
ментальности типа "соборности",
"державности", "униатства" и
проч. – это содержание идеологического
процесса, но никак не этнического
менталитета.
Менталитет – не просто важный, а важнейший
фактор, влияющий на мотивацию персонала.
Пока что в большинстве случаев доминирующую
роль играют "советские" факторы,
«Кодекс строителя коммунизма», переписанные
доктрины Православия.
На менталитет нации оказывает влияние
также то, что Украинское государство
стремится не столько существовать, сколько
доказать всему миру, что оно существует.
Жизнь в государстве, тратящем слишком
много средств на “подкрашивание фасада”,
не очень уютна. Она похожа на жизнь в потемкинской
деревне, такой «потемкинский капитализм».
Однако украинская нация советского и
постсоветского образца - это два абсолютно
разных этноса, хотя их и составляют в
основном одни и те же люди.
Есть такая
притча. Англичанина спросили: сложно
ли вырастить газон? – Очень просто,
– ответил тот. – Нужно обработать
землю, посеять хорошие сорта, регулярно
поливать и подрезать траву. –
И все? – В основном все. Пройдет
триста лет – и получится отличный
газон...
Несколько поколений людей родились и
прожили в условиях расслабленного состояния,
психология у них и их детей сформировалась
потребительская, нетребовательная ни
к себе, ни к людям, ни к качеству жизни.
Вместе с тем строительный материал самостоятельного
государства – это люди. Так что, видимо,
сменится несколько поколений, прежде
чем возникнет по-настоящему предпринимательский
высококультурный класс, развитое гражданское
общество и устойчивое государство".
Каковы основные
предпосылки, фундамент
образования украинского
этноса?
1. В отличие от соседей-кочевников, в том
числе дpевних венгров и болгар, украинский
этнос кpисталлизовался и до сих поp существует
в собственном этноаpеале и вокpуг него.
Такое постоянство геогpафического окpужения
пpивело к почти идеальной адаптации укpаинца
к ландшафту, что не могло не найти отpажения
в ментальных установках. Днепp и Десна,
Каpпаты и Степь, Хоpтица и Великий Луг
- для укpаинца это не пpосто топонимы, обозначающие
пpиpодные объекты, но нечто большее: эстетически
воспpинимаемая сpеда пpоживания, их окpужение,
их миp, их Дом (с большой буквы), а часто
- поэтические обpазы и элементы мифологии.
Восприятие статичных форм лесостепного
украинского рельефа, далеких горизонтов,
наполненных мягкими, плоскими волнами
плодородных земель порождает мечтательность,
чувственность, пассивность,
беззаботность и одновременно
– склонность к воле
и анаpхии.
2. Пpевосходство "сеpдца
над pазумом". "Специфическими чеpтами
укpаинской миpовоззpенческо-философской
ментальности, – пишет М.Шлемкевич в книге
"Загублена укpаїнська душа", – есть
напpавленность на внутpенний эмоционально-чувственный
миp человека, в котоpом господствует не
холодный pациональный pасчет "головы",
а жгучий пpизыв "сеpдца".
3. Отношение к земле укpаинского кpестьянина
гpаничило с ее обожествлением. Земледельческий
обpаз жизни в совокупности с близостью
к пpиpоде вообще pождал не только лиpичность
или пpовинциальную сентиментальность,
но и чувство собственного достоинства,
увеpенность в своих силах, в какой-то меpе
– индивидуализм. В чувстве
собственного достоинства, значимости
коpенится остpое, даже болезненное чувство
спpаведливости, ненависти к ущемлению,
толкающие укpаинца к пеpманентному поиску
пpавды.
4. На формирование специфических черт
украинского менталитета оказало влияние
уже упомянутое выше длительное вхождение
украинских земель в состав разного рода
государственных образований (Литовского
княжества, Речи Посполитой, Австро-Венгрии,
Османской и Российской империй) и столь
же длительная борьба за независимость,
породившая такие ментальные качества,
которые, казалось бы, противоречат друг
другу. Так, "с одной стороны, квинтэссенция
украинского духа - казак - вольнолюбивый
индивидуалист. Эти индивидуальные
начала, их индивидуалистические представления
имеют свои положительные и отрицательные
стороны в характере народа... С другой
стороны, столетия крепостного права не
могли не наложить свой отпечаток. Это
рождало в массе украинского крестьянства
"почуття громади", чувство взаимопомощи,
поддержки и др.".
С одной стороны – авантюрно-казацкий
(лицарский) стиль жизни, с другой – стиль
потаенного существования, порождаемый
необходимостью скрывать свой внутренний
мир от врагов. Если первый – источник
активности, то другой принуждает к жизненной
философии "моя
хата с краю".
5. Начиная от восточно-славянского веча
и казацкой рады, украинский народ всегда
тяготел к более демократичным и республиканским
формам правления, в отличие от других
европейских стран с их идеями "цезарепапизма".
Но все тот же индивидуализм, выступающий
обратной стороной демократизма, являлся
одной из главных причин отсутствия на
протяжении длительного времени собственной
государственности.
"Аристократизм духа, – писал Г. Ващенко
в 20-е годы в работе "Психiчнi властивостi
українцiв i причина наших невдач", –
логически ведет к индивидуализму, индивидуализм
ведет к эгоизму, формой которого есть
амбициозность". Политические амбиции,
гипертрофированный индивидуализм в политике
привели к тому, что борьба за власть приобретает
острый, конфликтный, иногда – трагический
характер. Она не останавливается с победой
одного из политических образований: ему
всегда противостоят оппозиционные силы.
3.Хуторянство
Суть украинской ментальности лучше
всего характеризует термин “Хуторянство”.
“Хуторянство”- это
естественное состояние
украинской нации. Большинство политиков
– продукт украинского хуторянства, его
воплощение, по сути - его классический
образец. Ему не приходится притворяться,
заявлять о своей принадлежности к народу.
Украинский хуторянин видит в нем себя,
смотрится в него, как в зеркало. А хуторян-украинцев,
даже живущих в городах, не менее 60%. Значителен
их процент и в самом Киеве, который удвоился
в последних полвека за счет притока из
глубинки. Менталитет отечественного
хуторянина описан в произведениях украинской
художественной классики. Кратко обрисуем
его характерные черты:
- Хуторянин считает себя достаточно “умным”,
а если же и не очень умным, то по настоящему
“мудрым”. Ум и мудрость хуторянина проявляются
в его хитрости и способности своевременно
уклониться от риска, избегая реальной
(и мнимой) опасности и ненужной работы.
- Хуторянин сам себе на уме: он люто ненавидит
представителя власти, ругает его в присутствии
близких, переносит свой гнев на жену и
тещу, восхищается своей смелостью и радикальностью
убеждений, но при встрече с объектом ненависти
(чиновником) подобострастно нагибается,
приветствуя и желая ему крепкого здоровья.
Еще он (хуторянин) устраняется от участия
в решении общественных проблем, живет
по принципу: “моя хата с краю”.
- Хуторянин чаще всего остерегается людей
смелых и инициативных, видя в них скрытую
опасность своему благополучию. Потому-то
и держится от них подальше. Не понимает
он инициативных и смелых людей. Его умозаключения
сводятся к следующему: “Если я боюсь,
почему он не боится?”. “Если я не решаюсь,
почему он решается?”. “Может быть, ему
велено, и разрешено быть смелым, а если
не разрешено и не велено, то не последует
ли наказание?”. В итоге он заключает:
“Лучше быть мудрым и осторожным, чем
смелым и битым”.
4. Система основных
отличий «украинского
характера» от « российского»
Итак,
попробуем привести
в систему основные
отличия «украинского
характера» от российского
«Российский характер» | «Украинский характер» |
«Широкая, открытая русская душа», расточительность | Бережливость |
Коллективизм | Индивидуализм, «моя хата с краю» |
Открытость, доверчивость | Недоверчивость, подозрительность к новому/неизвестному |
Эмоциональная преданность лидеру | Вольнолюбие, подчинение ради выгоды |
Трудолюбие в коллективе | «Хозяйственность», трудолюбие (для себя) |
Конформизм | Самостоятельность в суждениях, «себе на уме» |
Великодержавность, высокое самомнение, уровень притязаний | Постколониальный синдром периферийности, провинциальность, комплекс «младшего брата» |
«Не выделяться»,
«быть как все»,
Не «отрываться от коллектива» |
Личная инициативность |
Импульсивность, неорганизованность, спонтанность | Терпеливость, смирение |
Зависимость от лидера и коллектива | Чувство собственного достоинства |
Тяготение к тоталитаризму, авторитарной власти, «твердой руке» | Тяготение к более демократической, республиканской форме управления |
Щедрость | Жадность |
Прямота | Лукавство, скрытность |
Лень | трудолюбие |
Участливость | Равнодушие |
Упрямство | Гибкость, изворотливость |
Социальная активность | Социальный фатализм |
Нетерпимость | Толерантность к др. нациям, сообществам |
Большая склонность к агрессии, криминалу, насилию | Терпимость |
5. Общие черты:
Миролюбие, неагрессивность, умение избегать столкновений — это фактор стабильности. А стабильность — залог доверия со стороны инвесторов, хорошая возможность для размещения в Украине производств западных корпораций. Низкая, по сравнению с Европой, заработная плата тоже фактор положительный. Скромность украинца, его стремление к зажиточности, но не богатству, в макроэкономическом плане рано или поздно сыграют свою роль, а тем более — традиционно высокий украинский интеллект, который пока что, из-за невостребованности, спит.
И последнее. Есть надежда, что экономические изменения, если они, конечно, начнутся, в нашем жизнелюбивом обществе пойдут быстро и с огоньком. Украинцы долго запрягают, но потом их не остановить!
Хотя
мгновенный прорыв вряд ли возможен. «Нельзя
из плохой футбольной команды сделать
чемпиона мира. Из плохой команды можно
сделать хорошую, из хорошей — очень хорошую,
а из нее уже и чемпиона мира», — это сказал
Валерий Лобановский. Украина однажды
смогла попасть в высший эшелон мирового
футбола. И ей вполне по силам попасть в высший
эшелон мировой экономики. Главное — поставить
перед собою такую цель и делать все, чтобы
ее достичь.
Следует учесть и неравномерность
распространения описанных выше факторов
по территории Украины, ибо она отнюдь
неоднородна ни по хронологическим, ни
по региональным признакам. Не надо быть
специалистом, чтобы сделать вывод, что
на Западе мы получим совершенно иные
результаты, чем в Восточных или Южных
областях страны. В разных регионах разное
отношение к историческому прошлому, культурному
наследию, языку, религии, перспективам
развития и т.д.
Разницу украинского и российского менталитета
используют даже рекламисты. Взять, к примеру,
фразу, часто используемую в нашей рекламе:
«Зачем платить больше?». Эта фраза подчеркивает
бережливость, присущую украинскому народу.
Вряд ли такой же резонанс она возымеет
на родине «открытой русской души». Еще
одна характерная черта украинского этноса
– недоверчивость и подозрительность.
Именно «благодаря» этому качеству проваливаются
рекламные кампании, идея которых основывается
на мнении авторитетной особы, чаще всего
звезды телеэкрана. Для украинца скорее
авторитетом будет удачливый сосед, а
не сценическая дива.
6. Мечта по-украински:
благополучие без усилий
и риска
Пожалуй, пик интереса (прямого и опосредованного) к теме идентичности связан с периодом евроромантизма 2004–2005 г. По моему убеждению, первым толчком в череде множества других событий, которые вывели людей на Майдан, стало вступление стран Балтии, Венгрии, Польши, Словакии и Чехии в ЕС. Многих тогда это потрясло: как это так, соседей по лагерю (социалистическому) приняли в порядочную семью (европейскую) и усыновили (сделали полноправными членами). «Мы же тут, столько лет, в одной коммуналке…». А тут еще Руслана побеждает на фестивале молодых европейских талантов. Некоторых победа на музыкальном конкурсе дебютантов здорово раззадорила – «Да мы самые, что ни на есть европейцы, да нас Европа уже практически признала!». На Майдане Ющенко предстал как украинский Моисей, ведущий свой народ в землю обетованную (Европу) после тысячелетнего рабства египетского («совка»).
«Евромиф» продолжает
будоражить воображение многих граждан
нашей страны, полагающих, что только
членство в ЕС может принести окончательное
решение цивилизационного вопроса.
Хотя, казалось бы, этот вопрос еще тысячу
лет назад решил князь
Классик социологии
Макс Вебер полагал, что важнейший
вклад в формирование Западной цивилизации
и капиталистического способа хозяйствования
внесла Реформация. В свою очередь,
важнейшим идеологическим компонентом
генезиса капитализма Вебер считал
протестантское учение о призвании.
В частности, согласно этому учению,
профессиональная деятельность представлялась
как жизненное призвание
А что же украинские
граждане? В рамках опроса населения
Украины, проведенного в мае 2011 года
Центром социального
• Материальное благополучие (указали 73,8% респондентов);