Особенности возрождения в Беларуссии. Культура ХVII – XVIII вв.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:48, реферат

Описание работы

Несмотря на блестящее воплощение возрожденческих идей в культуре стран Западной Европы, можно с полной уверенностью сказать, что белорусы также вписали в культуру Европейского Возрождения яркие страницы.

Содержание работы

1. Основные черты белорусского Возрождения.
2. Развитие белорусской культуры:
а) наука и образование;
б) литература, театр и музыка;
в) архитектура, изобразительное искусство.

Файлы: 1 файл

История РБ.docx

— 40.59 Кб (Скачать файл)

 Оно стремилось к  выработке компромиссных форм  соединения, согласования античной, философской традиции с ценностями  средневековой христианской и  гуманистически-ренессансной культур.  Мыслители этого направления  были уверены в возможности  использования в условиях новой  культуры духовных форм прошлого. Они активно осваивали платонизм,  аристотелизм, этические и политические учения стоицизма, с уважением относились к патристике, но отвергали схоластику.

Порок схоластики гуманисты  усматривали в ее излишней академичности, оторванности от повседневной жизни, общественных процессов. Умеренные гуманисты-реформаторы  видели нетленные образцы общественного  переустройства в античных философских  концепциях, реальном практическом опыте  европейских народов, в библейских текстах. Они обогатили отечественную  философскую мысль новыми идеями и проблемами.

  • Атеистическо-гуманистическое направление (С. Лован, К. Бекеш, К. Лыщинский).

Порвав со схоластикой  и теологией, представители этого  направления обратились к материалистическим идеям античности и Возрождения: они заимствовали и осмысливали  античные решения проблемы происхождения  мира, античные обоснования природной  сущности человеческой морали; отвергали идею Божественного откровения, концепцию врожденных идей, высоко ценили индивидуальный разум и опыт в качестве средств познания.

Оценивая гуманистически-ренессансную философскую мысль Беларуси, следует  отметить, что она подготовила  предпосылки для формирования нового типа мировоззрения. Европейская философия  того времени занималась обоснованием ценностей науки, научного познания, идеалов техногенного развития цивилизации (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза).

Однако эти предпосылки  не смогли реализоваться. Наступил период контрреформации. Схоласты безжалостно  подавляли альтернативные направления. Из Речи Посполитой были изгнаны социниане, иезуиты учинили расправу над Лыщинским. Господство схоластики было установлено с помощью «вненаучных» средств: идейное давление, поддержка со стороны власти, изгнание инакомыслящих. Однако схоластика как способ философствования, оставшийся применительно к другим европейским странам в далеком прошлом, сохранила известную связь с идеями ренессансного гуманизма, научной философии и естествознания. Тем самым она перерождалась, открывая пути новым философским идеям, не совместимым с ее собственными мировоззренческими основаниями [2].

В эпоху Возрождения значительные изменения произошли и в области  литературы. Настоящим деятелем Возрождения  в Беларуси является Франциск Скорина. Он добился многого в различных  областях человеческого знания и  деятельности в лучших традициях  великих итальянцев. Он был философом, медиком, первопечатником, языковедом. В центре его внимания была проблема общества и человека. Он рассматривал вопросы смысла жизни, духовности мира, совершенствования общества.

Выдающимися событиями являются создание им типографии в Вильнюсе в 1522 году, выпуск печатных книг на родном языке («Малая подорожная книжка», «Апостол»), а также выпуск в Праге в 1517- 1519 годах «Псалтыря» и 23 отдельных книг Библии на белорусском языке.

Дело, начатое Скориной, вскоре нашло в Беларуси много последователей. Начиная с конца 30- х годов XVI века в большинстве крупных городов (Бресте, Несвиже, Вильне, Слуцке) и некоторых местечках (Забулдове, Лоске, Тяпине) Великого Княжества Литовского возникли типографии. Печатные книги были религиозного и светского характера- учебники, книги по медицине и военному делу, произведения античных авторов и другие.

Заметным литературным явлением была публикация в 1523 году в Кракове  поэмы на латинском языке «Песнь о зубре» Николая Гусовского, написанная им по просьбе самого папы римского. В поэме с патриотических и высоких морально-политических позиций воспета природа родной страны, содержится призыв к укреплению государства, к единству европейских народов, осуждаются войны и междуусобицы.

Одним из ярких представителей белорусской литературы того времени  был Симеон Полоцкий. Он создал рукописные сборники «Ветроград многоцветный», «Рифмологион». Писал на белорусском, латинском и старославянском языках. Он был воспитателем царских детей, основал типографию в Кремле и Славяно-греко -латинскую академию.

Крупным вкладом в культуру Беларуси явилась деятельность Симона Будного, который организовал в Несвиже типографию, где в 1562 году издал на старобелорусском языке «Катехизис», «Об оправдании грешного человека перед богом», «Про светскую власть», «Новый завет».

Взгляды Будного поддерживал и развивал Василий Тяпинский. Он издал на церковнославянском и белорусском языках Евангелие, чтобы каждый белорус мог понять Слово Божие. В предисловии к нему он обратился к белорусской знати с просьбой о духовной и материальной поддержке белорусской культуры.

Выдающимися деятелями Возрождения  были также магнат Николай Радзивил Чёрный, который открывал по всей стране церкви, школы, типографии, канцлер Астафий Волович, который руководил проведением земельной реформы, так называемой "волочной померы", и готовил самый совершенный свод законов в Европе XVI века - Статут Великого Княжества Литовского.

Важным явлением белорусской  культуры явилась историко-хроникальная литература. Наиболее известными произведениями этого жанра стали «Летописец великих князей Литовских», «Хроника Великого княжества Литовского и  Жемойтского», «Хроника Быховца», «Баракулабская хроника», «Хроника польская, литовская, жемойтская и всей Руси» Старийковского.

Во второй половине XVI века на смену традиционному летописанию  пришла историко-мемуарная литература: «Письма» оршанского старосты Кмиты-Чернобыльского, мемуары новогрудского судьи Евлашевского [1].

На процесс становления  и развития белоруской архитектуры  и изобразительного искусства значительно  повлияли древнерусские традиции, а  также лучшие достижения архитектуры  и искусства западноевропейских стран. В архитектурных сооружениях  этого времени присутствуют черты  ренессанса, но они переплетаются  с чертами готического стиля. Таков знаменитый Мирский замок.

В1490 году владельцем поселения  Мир стал князь Юрий Ильич, который  построил на окраине поселения большой  замок, представляющий в плане перекошенный прямоугольник, напоминающий квадрат, с крепостными стенами, пятью  башнями, со рвами и земляными  валами, с дворцом внутри. В середине XVI века внутри замка были построены  одноэтажные корпуса с подвалами, в первой половине XVII века их надстроили до трех этажей.

В архитектуре комплекса  преобладают черты готики, в дворцовой  части встречаются элементы ренессанса. Художественную выразительность замку  придает контраст красного и белого. Красный кирпич стен замка живописно  сочетается с белыми нишами башен. Такой  прием обработки фасадов был  широко распространен в белорусском  зодчестве (храм- крепость в Сынковичах XV- XVI веков, храм- крепость в Мурованке XVI века).

Большой достопримечательностью архитектуры являются постройки  Несвижа. Несвиж был центром культуры того времени. Во второй половине  
XVI века Несвиж был резиденцией магнатов Радзивилов, и в 1584- 1616 годах при участии итальянских мастеров с учетом последних достижений фортификационного искусства был построен город. Поодаль был построен и замок владельца со рвом и валом. В 1583 году на месте деревянного укрепления был заложен каменный замок. Сооружение его на первом этапе вел итальянский архитектор Ян Мария Бернардони - автор ряда построек в городе. Следовательно, застройка велась с учетом достижений итальянской архитектуры эпохи Возрождения.

Образцом белорусской  готики являются церкви оборонительного  типа в Сынковичах, Мало-Можейкове, Супрасли, Заславле. Во второй половине XVI века были построены культовые здания в традициях ренессанса (протестантский собор в Сморгони и костел в Несвиже). В светской архитектуре появляются крепости-замки в Новогрудке, Лиде, Гродно, Мире и других городах.

В тесной связи с архитектурой в эпоху Возрождения развивалась  живопись и скульптура. Скульптурные произведения украшали церкви, костелы, дворцы феодалов. С XV века появляются произведения светской живописи в жанре портрета. Портрет в эту пору является довольно обыденным явлением. Правда, в XV веке до середины XVI века живописные портреты делались с королей и великих князей. Во второй половине XVI века круг портретируемых расширился. Парадные однофигурные и парные портреты писались иностранными и магнатскими цеховыми художниками в Вильне, Слуцке, Несвиже и других городах. В литературе эти портреты называются «сарматскими». На них изображался человек по определенной схеме- в парадной одежде, в окружении предметов, которые рассказывали о его занятиях, увлечениях и социальном положении в обществе (портрет Юрия Радзивила второй половины XVI века, портрет Ежи Радзивила, портрет Михаила Борисовича конца XVI- начала XVII века).

Но, наиболее активно развивалась  иконопись. Она создавалась под  влиянием древнерусского и византийского  искусства. Характерными являются иконы  «Матерь божья Замилование», «Матерь божья Иерусалимская», «Матерь божья Смоленская».

Распространенным был  и такой вид живописи, как книжная  миниатюра - рисунок на страницах  рукописей небольшого размера и  тонкой техникой исполнения.

Громкую славу имели белорусские  мастера резьбы по дереву (иконостасы), по металлу (церковная утварь, ювелирные  изделия), а также изготовители изразцов. Многие мастера белорусского происхождения  работали в Оружейной и Царской  палатах, показывая чудеса ювелирного мастерства.

Известны в Европе были и белорусские изразцы, которые  использовались для облицовки печей, каминов, а также для внешней  облицовки зданий. Так все палаты в Кракове выложены изразцами  из Ивенца. Ценили изразцы и из Витебска, из Минска. Изображения на изразцах отвечали последним требованиям времени. Чаще всего изображали людей в модной одежде и в головных уборах. Это были погрудные изображения мужчин и женщин иногда портретного характера, иногда с античными сюжетами. Изображали стилизованные букеты, собранные в вазы, геральдичные композиции, например изображение «Погони», гербы магнатов.

Черты Ренессанса и маньеризма со временем проникли в культуру Беларуси, что отразилось и на иконописи, и на портретном жанре.

XIV - XVI века - это яркий и самобытный период в развитии белорусской культуры, синтез ренессансных и гуманистических веяний, религиозных традиций, расширения культурных связей между белорусским и другими народами. А достижения XV- XVI веков стали основой для расцвета декоративно-прикладного искусства в XVII- XVIII веках.

Многочисленные прославленные  деятели и мыслители, художники  и мастера того времени лишь подтверждают, что черты Возрождения были не чужды белорусской земле, а имели  яркое своеобразное развитие.

 

 

Вывод.

 

1. Ренессанс был одним из самых  выдающихся периодов в истории  человеческой культуры.

2. Наши предки принимали полноценное  участие в формировании и развитии  культуры Возрождения. И современную  белорусскую культуру нельзя  представить без тех элементов,  которые нам принесла эта великая  эпоха.

3. Эпоха Возрождения была переходным  периодом между Средними веками  и Новым временем, между феодализмом  и капитализмом, между аскетизмом  и свободой.

4. Сохранению и восстановлению античной культуры мы во многом обязаны эпохе Возрождения.

5. Люди эпохи Возрождения были многосторонними личностями, наделенными яркими талантами и огромной энергией.

6. Возрождение подарило нам прекрасное гуманистическое мировоззрение, которое способно делать людей добрее и справедливее, а человеческую жизнь разумней и прекрасней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, рассмотрев данный перечень вопросов, следует сделать следующий вывод, что не смотря на неблагоприятные условия, период с 17 по 18 вв. стал периодом значительного и разнообразного развития культуры Беларуси, причем белорусское барокко выполнило историческую роль культурного моста между западом и востоком Европы. Культурная жизнь является важной частью исторического процесса. Оно было связано с культурами соседних стран и   главными идеологиями и направлениями, существовавшими в Европе.  В изобразительном искусстве, литературе, науке – она достигло европейских высот.  Сформировались самобытные традиции культуры Беларуси. Но в конце 18 века процесс развития культуры Беларуси останавливала политика царских властей, а также интенсивная паланизация, которая закрывала путь к красивой письменности. Белорусский язык рассматривался как один из диалектов языка русского и позволен был только в фольклоре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Филимонова С. В. История мировой художественной культуры. Часть II. / С.В. Филимонова. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1997. – 304 с.: ил.

2. Эпоха Возрождения: Европа, Азия, Африка. – Минск: Харвест, 2001. – 672 с.

3. А.Н.Марковой. М., Издат. Объединение “ЮНИТИ”, 1995 г.

4. Кевкель И. И., История Беларуси с древнейших времен до нашей времени.- М., 2000.


Информация о работе Особенности возрождения в Беларуссии. Культура ХVII – XVIII вв.