Особенности возрождения в Беларуссии. Культура ХVII – XVIII вв.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:48, реферат

Описание работы

Несмотря на блестящее воплощение возрожденческих идей в культуре стран Западной Европы, можно с полной уверенностью сказать, что белорусы также вписали в культуру Европейского Возрождения яркие страницы.

Содержание работы

1. Основные черты белорусского Возрождения.
2. Развитие белорусской культуры:
а) наука и образование;
б) литература, театр и музыка;
в) архитектура, изобразительное искусство.

Файлы: 1 файл

История РБ.docx

— 40.59 Кб (Скачать файл)

Тема 14. «Особенности возрождения в Беларуссии. Культура

                            ХVII – XVIII вв.»

 

 

  1. Основные черты белорусского Возрождения.

 

  1. Развитие белорусской культуры:

а) наука и образование;

б) литература, театр и музыка;

в) архитектура, изобразительное искусство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные черты белорусского Возрождения.

 

Несмотря на блестящее  воплощение возрожденческих идей в  культуре стран Западной Европы, можно  с полной уверенностью сказать, что  белорусы также вписали в культуру Европейского Возрождения яркие  страницы.

Формирование условий, подготовивших  возможность возникновения нового времени на территории Беларуси, следует  связать еще с принятием христианства во времена Киевской Руси.

После разделения христианства в XI веке на православие и католицизм существенно разошлись и пути славян. Поляки, чехи и словаки примкнули  к римско- католической церкви и  латинской культуре. Большая часть  южных и восточных славян отдали предпочтение православной ветви христианства и греко- византийскому типу культуры.

Поэтому, Польша, Чехия и  Далмация прошли стадию Возрождения  примерно одновременно с Западной Европой  и фактически в полной мере освоили  античное наследие. Остальные славянские страны по разным причинам вступили в  эту стадию значительно позднее, лишь в XVIII- XIX веках, когда черты Возрождения  в их культуре проявились в смешении с элементами барокко, Просвещения  и романтизма и, когда сформировалось их национальная культура и искусство.

Полноценное Возрождение  в XVI веке пережила Беларусь, будучи в  составе Великого Княжества Литовского, которое в то время являлось типичным европейским государством: в нем  была конституция, не было крепостного  права, многие города имели Магдебургское право (независимость города от короля и магнатов). Все это и влияние Запада стало причиной и условием обновления культуры [1].

XVI век многие называют  Золотым Веком нашей страны: это  время наибольшего культурного,  интеллектуального, экономического  расцвета Беларуси, время выдающихся  людей, государственных и культурных  деятелей мирового масштаба.

На XVI век в истории  Беларуси приходится большинство важных событий, сформировавших белорусов  как нацию.

Эпоху Возрождения в Беларуси можно условно разделить на три  периода:

  1. Раннее Возрождение (начало ХVI века– 50–60-е годы ХVI века).

В социально-экономическом  плане это был период интенсификации ремесленного производства, торговли, роста и возвышения городов, усиления межклассовых и межсословных противоречий, начала формирования гражданского и национального самосознания, осознания необходимости перемен в экономической и политической жизни. Главная духовная интенция этой эпохи – идея рационального переустройства общества.

  1. Эпоха Реформации (вторая половина ХVI века).

 Этот период включает  в себя широкое социальное  движение, попытки практического  социального реформирования: судебная  и административная реформы, борьба  за городское самоуправление, Статуты  ВКЛ 1566 и 1588 годов, создание  Главного Литовского трибунала,  возникновение лютеранства, кальвинизма,  антитринитаризма. Философия Беларуси пыталась пересмотреть традиционные теологические, социально-политические представления, шел процесс формирования буржуазного мировоззрения, обоснования идей рационализма, политического реформизма, естественного права.

  1. Позднее Возрождение, контрреформация и барокко (конец ХVI–ХVII веков).

 Содержание этого периода  обозначено такими признаками, как:  развертывание контрреформации,  ослабление и закат реформационно-гуманистического  движения. Формулируются задачи  защиты национально-культурного  своеобразия белорусов, их национально-политического  самоопределения. Это было время  утверждения схоластического типа  философствования. Гуманистические  тенденции этого периода отступают  перед философскими и художественно-эстетическими  идеалами барокко и схоластики. В XVI веке вся Европа в своей духовной, культурной, экономической и политической жизни переживала грандиозные изменения, связанные с движением обновления церкви, возвращения к библейским первоосновам христианства. Это движение, названное Реформацией, стало причиной подъёма многих народов: немцы, шведы, англичане, голландцы благодаря Реформации сформировались как полноценные современные нации. Реформация стала центральным событием всего XVI века.

Возникший в культурном контексте  Реформации протестантизм существенно  снизил статус церкви как посредника в общении человека с Богом, лишил  ее монополии на толкование Священного писания, вывел человека на непосредственный контакт с Богом. Тем самым  был открыт путь к развитию свободной  мысли, выходившей из-под опеки церковного авторитета, развитию морально-этического, правового творчества.

 В полной мере это  относится и к нашей стране. Реформация в Великом княжестве  Литовском оказала существенное  влияние на динамику культурных процессов, активизировала общественно-политическую деятельность практически всех социальных слоев. Она стимулировала проведение социально-экономических реформ, развитие образования. Выдающиеся деятели белорусского Возрождения были одновременно и людьми Реформации. Особое значение реформационного движения, состояло в обсуждении целого ряда философских проблем: природы духовной свободы, роли разума в познавательной деятельности, соотношения веры и разума, отношения к античному духовному наследию. В дальнейшем получила распространение политическая философия, отражающая в себе основные черты юридического мировоззрения.

Духовная жизнь Великого княжества Литовского, в составе  которого была и Беларусь, также испытывала на себе сильное влияние идей Возрождения. В этот период в Беларуси, как и в Западной Европе, был расцвет ренессансной культуры. Суть его состояла в бурном росте и взаимном обогащении культуры европейских стран, широком изучении и использовании достижений периода античности, возникновении сначала кирилличного, а затем и латинско-польского книгопечатания, проникновении гуманистических идей в культуру, определенной секуляризацией духовной жизни, распространении реформационных идей и движений [2].

Отчетливо проявило себя рационалистическое направление белорусской духовности. Было положено начало научному изучению библейских текстов, а это обстоятельство имело далеко идущие социально-культурные последствия: научно-рациональный подход должен был распространиться на изучение природы и общества. Протестантская духовность подчеркивала ценность потусторонней жизни, способствовала воспитанию предпринимательской активности, моральной ответственности личности. Реформация и гуманизм способствовали утверждению личных прав: права на неприкосновенность личности, права на собственность, права на общественно-политическую активность.

Эпоха Возрождения на территории Беларуси имела свои особенности. Экономическое  отставание от передовых стран Европы и господство феодализма сдерживали всестороннее развитие светских форм культуры и переход от средневековой культуры к культуре нового времени. Специфическими чертами Возрождения в Беларуси стали также столкновение западноевропейской и восточноевропейской культурных традиций, наличие относительной веротерпимости, взаимодействие и взаимовлияние белоруской, русской, украинской, польской и литовской культур, что обусловило полилингвизм литературы этого времени.

Развитие белорусской  философии осуществлялось в контексте  эволюции всей европейской культуры. Поэтому не удивительно, что белорусская  философская мысль эпохи Возрождения  воплощала в себе основные черты  философии европейского Ренессанса. К таковым следует отнести:

1) антропоцентризм, т.  е. идею самодостаточности человеческого  бытия, когда в центре внимания  философов выступала проблема  исторического предназначения человека;

2) идею абсолютной духовной  свободы, сочетавшей в себе  концепцию гносеологического оптимизма  с представлением о безграничных  возможностях человека в деле  практического преобразования природы,  общества на началах разума;

3) натурализм, выступавший  в качестве основополагающего  принципа интеграции мироздания  и самого человека.

Вместе с тем своеобразие  социально-экономического и общественно-политического  развития Беларуси отложило свой отпечаток  на развитие национальной духовной традиции, обусловило специфические черты  эволюции философской мысли. Следует  отметить, например, что в трактовке  индивидуальной свободы, исторического  предназначения человека здесь представлена идея ограничения абсолютной свободы  интересами всеобщего блага.

Белорусский гуманизм не абсолютизировал  свободу, но трансформировал ее понимание  в идею социального служения. Она  конкретизировалась демократической, просветительской интенцией белорусского Ренессанса, стремлением сделать  культурно-исторические ценности достоянием всего общества, всего народа. Этим объясняются особенности стиля  изложения, практикуемого белорусскими мыслителями, их стремление к ясному, простому, доходчивому языку. Для  белорусской культуры была характерна задача актуализации христианско-гуманистических  ценностей, творческого синтеза  идей натурализма и теологизма [3]. Белорусский ренессансный гуманизм развивался в тесной связи с Реформацией, широким социальным движением, захватившем самые широкие слои общества. В отличие от западноевропейского он преодолел узкие рамки духовных, художественных элит.

Во второй половине XVII - XVIII вв. условия для развития белорусской  национальной культуры ухудшились. Усилились  полонизация и окатоличивание населения восточных земель. Белорусский язык постепенно вытеснялся из судебного и государственного делопроизводства, а в конце XVII века его использование как официального и письменного языка было запрещено.

Постановлением сейма  в 1696 году все переводилось на польский язык. С XVII века книги печатались на польском, французском, латинском, итальянском, немецком, русском, еврейском языках. Усилилось ущемление прав православных и протестантов. В 1668 году Cейм запретил переходить из католичества в другие вероисповедания. Православной шляхте, священникам, мещанам был запрещен доступ в государственные органы власти [2].

Интеллектуальная жизнь  во второй половине XVII - начале XVIII вв. характеризовалась  как бы движением вспять. Забывались достижения времен эпохи Возрождения  и Реформации, снова приобрели  популярность идеи периода средневековья. Условия, в которых развилась  культура Беларуси, определили ее особенность - полилингвистический характер. Из-за неблагоприятной ситуации белорусскоязычной была преимущественно народная культура - культура крестьянства, городских низов, части шляхты и духовенства.

 

 

Вывод.

 

Рассматриваемый период, как уже и говорилось, был очень сложным для Беларуси, направленным на важные действия, как внешнеполитические так и внутриполитические. Сложными и противоречивыми были экономические условия развития белорусских земель, конфессионные и национальные отношения.

  Важные события происходили  в данный период и в культурной  жизни, которые в значительной  степени были обусловлены переходом  ряда стран от феадализма к капитализму и формированием буржуазного общества с соответствующими критериями и ценностями жизни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Развитие белорусской культуры:

а) наука и образование;

б) литература, театр и музыка;

в) архитектура, изобразительное искусство.

 

Возрождение в Беларуси проявилось в трех основных направлениях: письменность (печать, литература, общественная мысль), зодчество и народное творчество.

В истории общественной и  философской мысли Беларуси эпохи  Ренессанса выделяют следующие направления:

  • Радикальное реформационно-гуманистическое направление (Якуб из Калиновк Мартин Чаховиц, Стефан Зизаний).

 Для него характерно  критическое отношение к предшествующей  традиции (философии античности, схоластике, церковному учению). Внимание мыслителей  концентрировалось на сущности  личной веры и Божественном  откровении, явленном в Священном  писании. Схоластическое богословие, по их мнению, только замутняло свободный разум человека. По сути, это была своеобразная попытка тотального разрыва с традиционной культурой, ее ценностями. Хотя, справедливости ради, нужно отметить интерес этого направления к таким ценностям, как равенство, братство, человеколюбие. Представители этого направления пытались осмыслить эгалитарно-демократические идеи Евангелия.

  • Умеренное реформационно-гуманистическое направление (Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный, А. Волан, Л. Зизаний, С. Полоцкий).

Информация о работе Особенности возрождения в Беларуссии. Культура ХVII – XVIII вв.