Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:48, реферат
Несмотря на блестящее воплощение возрожденческих идей в культуре стран Западной Европы, можно с полной уверенностью сказать, что белорусы также вписали в культуру Европейского Возрождения яркие страницы.
1. Основные черты белорусского Возрождения.
2. Развитие белорусской культуры:
а) наука и образование;
б) литература, театр и музыка;
в) архитектура, изобразительное искусство.
Тема 14. «Особенности возрождения в Беларуссии. Культура
ХVII – XVIII вв.»
а) наука и образование;
б) литература, театр и музыка;
в) архитектура, изобразительное искусство.
Несмотря на блестящее воплощение возрожденческих идей в культуре стран Западной Европы, можно с полной уверенностью сказать, что белорусы также вписали в культуру Европейского Возрождения яркие страницы.
Формирование условий, подготовивших
возможность возникновения
После разделения христианства в XI веке на православие и католицизм существенно разошлись и пути славян. Поляки, чехи и словаки примкнули к римско- католической церкви и латинской культуре. Большая часть южных и восточных славян отдали предпочтение православной ветви христианства и греко- византийскому типу культуры.
Поэтому, Польша, Чехия и Далмация прошли стадию Возрождения примерно одновременно с Западной Европой и фактически в полной мере освоили античное наследие. Остальные славянские страны по разным причинам вступили в эту стадию значительно позднее, лишь в XVIII- XIX веках, когда черты Возрождения в их культуре проявились в смешении с элементами барокко, Просвещения и романтизма и, когда сформировалось их национальная культура и искусство.
Полноценное Возрождение в XVI веке пережила Беларусь, будучи в составе Великого Княжества Литовского, которое в то время являлось типичным европейским государством: в нем была конституция, не было крепостного права, многие города имели Магдебургское право (независимость города от короля и магнатов). Все это и влияние Запада стало причиной и условием обновления культуры [1].
XVI век многие называют
Золотым Веком нашей страны: это
время наибольшего культурного,
На XVI век в истории Беларуси приходится большинство важных событий, сформировавших белорусов как нацию.
Эпоху Возрождения в Беларуси можно условно разделить на три периода:
В социально-экономическом плане это был период интенсификации ремесленного производства, торговли, роста и возвышения городов, усиления межклассовых и межсословных противоречий, начала формирования гражданского и национального самосознания, осознания необходимости перемен в экономической и политической жизни. Главная духовная интенция этой эпохи – идея рационального переустройства общества.
Этот период включает
в себя широкое социальное
движение, попытки практического
социального реформирования: судебная
и административная реформы,
Содержание этого периода
обозначено такими признаками, как:
развертывание контрреформации,
Возникший в культурном контексте Реформации протестантизм существенно снизил статус церкви как посредника в общении человека с Богом, лишил ее монополии на толкование Священного писания, вывел человека на непосредственный контакт с Богом. Тем самым был открыт путь к развитию свободной мысли, выходившей из-под опеки церковного авторитета, развитию морально-этического, правового творчества.
В полной мере это
относится и к нашей стране.
Реформация в Великом
Духовная жизнь Великого княжества Литовского, в составе которого была и Беларусь, также испытывала на себе сильное влияние идей Возрождения. В этот период в Беларуси, как и в Западной Европе, был расцвет ренессансной культуры. Суть его состояла в бурном росте и взаимном обогащении культуры европейских стран, широком изучении и использовании достижений периода античности, возникновении сначала кирилличного, а затем и латинско-польского книгопечатания, проникновении гуманистических идей в культуру, определенной секуляризацией духовной жизни, распространении реформационных идей и движений [2].
Отчетливо проявило себя рационалистическое
направление белорусской
Эпоха Возрождения на территории Беларуси имела свои особенности. Экономическое отставание от передовых стран Европы и господство феодализма сдерживали всестороннее развитие светских форм культуры и переход от средневековой культуры к культуре нового времени. Специфическими чертами Возрождения в Беларуси стали также столкновение западноевропейской и восточноевропейской культурных традиций, наличие относительной веротерпимости, взаимодействие и взаимовлияние белоруской, русской, украинской, польской и литовской культур, что обусловило полилингвизм литературы этого времени.
Развитие белорусской
философии осуществлялось в контексте
эволюции всей европейской культуры.
Поэтому не удивительно, что белорусская
философская мысль эпохи
1) антропоцентризм, т.
е. идею самодостаточности
2) идею абсолютной духовной
свободы, сочетавшей в себе
концепцию гносеологического
3) натурализм, выступавший
в качестве основополагающего
принципа интеграции
Вместе с тем своеобразие социально-экономического и общественно-политического развития Беларуси отложило свой отпечаток на развитие национальной духовной традиции, обусловило специфические черты эволюции философской мысли. Следует отметить, например, что в трактовке индивидуальной свободы, исторического предназначения человека здесь представлена идея ограничения абсолютной свободы интересами всеобщего блага.
Белорусский гуманизм не абсолютизировал свободу, но трансформировал ее понимание в идею социального служения. Она конкретизировалась демократической, просветительской интенцией белорусского Ренессанса, стремлением сделать культурно-исторические ценности достоянием всего общества, всего народа. Этим объясняются особенности стиля изложения, практикуемого белорусскими мыслителями, их стремление к ясному, простому, доходчивому языку. Для белорусской культуры была характерна задача актуализации христианско-гуманистических ценностей, творческого синтеза идей натурализма и теологизма [3]. Белорусский ренессансный гуманизм развивался в тесной связи с Реформацией, широким социальным движением, захватившем самые широкие слои общества. В отличие от западноевропейского он преодолел узкие рамки духовных, художественных элит.
Во второй половине XVII - XVIII вв. условия для развития белорусской национальной культуры ухудшились. Усилились полонизация и окатоличивание населения восточных земель. Белорусский язык постепенно вытеснялся из судебного и государственного делопроизводства, а в конце XVII века его использование как официального и письменного языка было запрещено.
Постановлением сейма в 1696 году все переводилось на польский язык. С XVII века книги печатались на польском, французском, латинском, итальянском, немецком, русском, еврейском языках. Усилилось ущемление прав православных и протестантов. В 1668 году Cейм запретил переходить из католичества в другие вероисповедания. Православной шляхте, священникам, мещанам был запрещен доступ в государственные органы власти [2].
Интеллектуальная жизнь во второй половине XVII - начале XVIII вв. характеризовалась как бы движением вспять. Забывались достижения времен эпохи Возрождения и Реформации, снова приобрели популярность идеи периода средневековья. Условия, в которых развилась культура Беларуси, определили ее особенность - полилингвистический характер. Из-за неблагоприятной ситуации белорусскоязычной была преимущественно народная культура - культура крестьянства, городских низов, части шляхты и духовенства.
Вывод.
Рассматриваемый период, как уже и говорилось, был очень сложным для Беларуси, направленным на важные действия, как внешнеполитические так и внутриполитические. Сложными и противоречивыми были экономические условия развития белорусских земель, конфессионные и национальные отношения.
Важные события происходили
в данный период и в
а) наука и образование;
б) литература, театр и музыка;
в) архитектура, изобразительное искусство.
Возрождение в Беларуси проявилось в трех основных направлениях: письменность (печать, литература, общественная мысль), зодчество и народное творчество.
В истории общественной и философской мысли Беларуси эпохи Ренессанса выделяют следующие направления:
Для него характерно
критическое отношение к
Информация о работе Особенности возрождения в Беларуссии. Культура ХVII – XVIII вв.