Отмена крепостного права. Оценки реформы 1861 г. в исторической литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:22, контрольная работа

Описание работы

Задача данной работы осветить и рассмотреть реформу 1861 года с разных точек зрений, проследить весь общественно-политический процесс который предшествовал принятию этого закона механизм претворения его в жизнь и последствия, и изменения к которым пришло российское общество и государство в результате реформы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………
3
1
Причины и характер реформы 1861 г…………………………….
4
1.1
Александр II………………………………………………………..
4
1.2
Причины крестьянской реформы……………………………........
4
1.3
Помещичьи проекты реформы……………………………………
5
2
Подготовка аграрной реформы. Основные положения

реформы, ее реализация…………………………………………...
6
2.1
Подготовка аграрной реформы……………………………….......
6
2.2
Законодательные акты «Положений» 19 февраля 1861 г……….
9
2.3
Правое положение крестьян………………………………………
10
2.4
Крестьянское самоуправление……………………………………
10
2.5
Мировые посредники……………………………………………...
11
2.6
Крестьянский надел………………………………………………..
11
2.7
Повинности временно-обязанных крестьян……………………...
12
2.8
Выкупная операция………………………………………………..
13
3
Значение отмены крепостного права и оценки реформы

1861 г. в исторической литературе……………………………….
14
Вывод………………………………………………………………………
16
Список использованных источников…………………………………….
17

Файлы: 1 файл

История..docx

— 38.80 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Законодательные акты «Положений»  19 февраля 1861 г.

 

«Положения» 19 февраля 1861 года включают 17 законодательных  актов: «Общее положение», четыре «Местных положений о поземельном устройстве крестьян», «Положения» - «О выкупе»  и пр. Их действие распространялось на 45 губерний, в них у 100428 помещиков  насчитывалось 22563 тыс. крепостных крестьян обоего пола, в том числе 1467 тыс. дворовых и 543 тыс. приписанных к частным  заводам и фабрикам.

Ликвидация  феодальных отношений в деревне  – длительный процесс, который растянулся более чем на два десятилетия. Полное освобождение крестьяне получали не сразу а в течение ещё 2-х лет (с 19 февраля 1861 г. по 19 февраля 1863 г.) обязаны были отбывать те же повинности, что и при крепостном праве. Помещикам запрещалось переводить крестьян в дворовые, а оброчных – переводить на барщину. Но даже после 1863 года крестьяне обязаны были нести установленные «Положения» феодальные повинности – платить оброк или выполнять барщину. Завершающим актом был перевод крестьян на выкуп. Но разрешался перевод крестьян по обнародовании «Положений» либо по обоюдному соглашению их с помещиком, либо по его одностороннему требованию (сами крестьяне требовать перевода их на выкуп не имели права).

 

2.3 Правое положение крестьян

 

По манифесту  крестьяне сразу получали личную свободу. Предоставление «воли» было главным  требованием в многовековой истории  крестьянского движения. В1861 году бывший крепостной теперь не только получал  возможность свободно распоряжаться  своей личностью, но и ряд общих  имущественных и гражданских  прав и всё это раскрепощало крестьян нравственно.

Вопрос  о личном освобождении в 1861 году не получил ещё окончательного разрешения, но с переводом крестьян на выкуп, опека над ними помещика прекращалась.

 

2.4 Крестьянское самоуправление

 

«Крестьянское общественное управление» было введено  в течение лета 1861 года. Крестьянское самоуправление в государственной  деревне, созданное в 1837-1841 гг. реформой П.Д. Киселёва было взято за образец.

Первоначальной  ячейкой было сельское общество, которое  могло состоять из одного или нескольких селений или части селения. Сельское управление состояло из сельского схода. Решения схода имели законную силу, если за них высказалось большинство  присутствовавших на сходе.

Несколько смежных сельских обществ составляли волость. Всего в бывших помещичьих селениях в 1861 году было образованно 8750 волостей. Волостной сход выбирал  на 3 года волостного старшину, его помощников и волостной суд в составе  от 4 до 12 судей. Волостной старшина выполнял ряд административно-хозяйственных  функций: следил за «порядком благочинием» в волости, «пресечение ложных слухов». Волостной суд рассматривал крестьянские имущественные тяжбы, если размер претензий не превышал 100 рублей, дела по маловажным проступкам, руководствуясь нормами обычного права. Все дела велись им устно.

 

2.5 Мировые посредники

 

Институт  мировых посредников, созданный  летом 1861 году имел большое значение.

Мировые посредники назначались Сенатом  из местных потомственных дворян-землевладельцев  по представлению губернаторов совместно  с губернскими предводителями дворянства. Мировые посредники были подотчетны уездному съезду мировых посредников, а съезд – губернскому по крестьянским делам присутствию.

 

2.6 Крестьянский надел

 

Центральное место в реформе занимал вопрос о земле. Изданный закон исходил  из принципа признания за помещиками права собственности на всю землю  в их имениях, также и на крестьянскую надельную. А крестьяне объявлялись только пользователями этой земли. Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьяне должны были выкупить её у помещика.

Вся территория Европейской России была разделена  на 3 полосы – нечернозёмную, чернозёмную  и степную, а «полосы» делились на «местности».

В нечернозёмной  и чернозёмной «полосах» устанавливались  «высшая» и «низшая» нормы наделов. В степной одна - «узкая» норма.

Крестьяне бесплатно пользовались выгонами помещика, получали разрешение пасти скот в  помещичьем лесу, на скошенном лугу и убранном помещичьем поле. Крестьянин, получив надел, ещё не становился полноправным хозяином, а общинная форма землевладения исключала для крестьянина возможность продать свой надел.

Для ограждения интересов мелкопоместного дворянства особые «правила» устанавливали  для них ряд льгот, что создавало  более тяжёлые условия для  крестьян в этих имениях. Наиболее обделёнными  оказались «крестьяне-дарственники», получившие дарственные – «нищенские» или «сиротские» наделы. По закону, помещик не мог заставить крестьянина взять дарственный надел. Но перейти «на дар» крестьянин мог только с согласия своего помещика.

Наделение крестьян землёй носило принудительный характер: помещик должен был предоставить надел крестьянину, а крестьянин взять его.

«Положение  о выкупе» допускало выход  крестьянина из общины, но он был  очень затруднён. Деятели реформы 1861 года П.П. Семёнов отметил: в течение  первых 25 лет выкуп отдельных  участков земли и выход из общины был редок, но с начала 80-х годов  он стал «обычным явлением». 

 

2.7 Повинности временно-обязанных крестьян

 

Закон предусматривал до перехода крестьян на выкуп отбывание  ими за предоставленную землю  повинности в виде барщины и оброка.

По закону нельзя было повышать размеры оброка выше дореформенных, если не увеличивался земельный надел. Но закон не предусматривал уменьшения оброка в связи с сокращением надела. В результате отрезки от крестьянского надела происходило фактическое увеличение оброка в расчёте на 1 десятину.

В первые годы после реформы барщина оказалась  настолько неэффективной, что помещики стали быстро переводить крестьян на оброк. Благодаря этому в очень  короткое время (1861-1863) удельный вес  барщинных крестьян сократился с 71 до 33%.

 

2.8 Выкупная операция

 

Завершающим этапом крестьянской реформы являлся  перевод крестьян на выкуп. 28 декабря 1881 года было издано «Положение», предусматривавшее  перевод остававшихся ещё на временно-обязанном  положении крестьян на обязательный выкуп начиная с 18 января 1883 года. К 1881 году временно-обязанных крестьян оставалось всего 15%. Перевод их на выкуп  был завершён к 1895 году. Было заключено  в общей сложности 124 тыс. выкупных сделок.

В основу выкупа была положена не реальная, рыночная цена земли, а феодальные повинности. Размер выкупа за надел определялся  путём «капитализации оброка».

Дело  выкупа взяло на себя государство  путём проведения выкупной операции. Для этого в 1861 году было учреждено  при Министерстве финансов Главное  выкупное учреждение. 

Перевод крестьян на выкуп означал окончательное  отделение крестьянского хозяйства  от помещичьего. Реформа 1861 года создала благоприятные условия для постепенного перехода от феодального помещичьего хозяйства к капиталистическому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Значение отмены крепостного права и оценки реформы 1861 г. в исторической литературе

 

Главным итогом реформы 1861 года явилось освобождение более чем 30 млн. крепостных крестьян. Но это в свою очередь повлекло за собой становление новых буржуазных и капиталистических отношений  в экономике страны и её модернизации. Так же проведение реформы повлекло за собой реформы в социально  – политической сфере. Вот что  по этому поводу писал один из известных  российских историков Б.Г. Литвак: «... такой громадный социальный акт, как отмена крепостного права, не мог пройти бесследно для всего  государственного организма, за столетия привыкшего к крепостному праву. Уже во время подготовки реформы, как мы видели, в Редакционных комиссиях и в комиссиях Министерства внутренних дел, которыми руководил Н.А. Милютин, разрабатывались законодательные предложения о преобразованиях органов местного управления, полиции, суда, возникали вопросы с рекрутской повинностью. Одним словом, затронув краеугольный камень феодальной империи, необходимо было менять и друге несущие конструкции социально – политического строя».

Крестьянская  реформа сняла оковы рабства  с миллиона российских мужиков. Высвободила  затаённую энергию, благодаря которой  Россия совершила гигантский скачок в своём экономическом развитии. Освобождение крестьян дало толчок интенсивному росту рынка рабочей силы. Появление  у крестьян не только имущественных, но и гражданских прав способствовало развитию их сельскохозяйственного  и промышленного предпринимательства.

В после  реформенные годы наблюдался медленный, но постоянный рост сбора хлебов, так  по сравнению 1860 года, согласно исследованиям  А.С. Нифонтава, в 1880 году валовой сбор зерна увеличился на 5 млн. тонн. Если к 1861 году в России насчитывалось менее 2 тыс. км железнодорожных линий, то к началу 80-х их общая протяжённость составляла свыше 22 тыс. км. Новые железные дороги соединили крупнейшие торговые центры страны с сельскохозяйственными районами и обеспечили форсированное развитие внутренней торговли, и улучшили транспортные условия для экспортной торговли.

Капитализация сельского хозяйства вызвала  классовое расслоение в крестьянской среде, появилась довольно большая  прослойка зажиточных богатых крестьян и в то же время появились такие  не имущие крестьянские дворы, которых  до 1861 года в деревне не было.

Значительные  перемены произошли в промышленном секторе народного хозяйства. Появилась  устойчивая тенденция к укрупнению предприятий, переход от мелкотоварного производства к промышленному. Значительно выросло производство хлопчатобумажных тканей, потребление которых за 20 пореформенных лет удвоилось.

Успехи  делала свеклосахарная промышленность. Если в 1861 году в среднем на душу населения потреблялся 1 кг. сахара, то через 20 лет – уже 2 кг., а со второй половины 70-х годов Россия начала сахар экспортировать.

А вот  тяжёлая промышленность наоборот переживала кризис, так как её базовая отрасль  – чёрная металлургия Урала была основана на рабском труде крепостных и отмена крепостного права привела  к дефициту рабочих рук.

Но в  то же время начал формироваться  новый металлургический район –  Донецкий бассейн. Первый завод был  основан английским промышленником Юз(ом), а второй построил русский предприниматель Пастухов. Эта новая металлургическая база основывалась на наёмном труде рабочих и была свободна от крепостнических традиций.

В связи  с развитием промышленности число  рабочих за 15 лет увеличилось  в полтора раза.

Так же значительно  увеличилась численность российской буржуазии, в которой было много  выходцев из зажиточных крестьян.

Отмена  крепостного права повлияла не только на экономику, но и потребовала перестройки  системы государственных учреждений в России. Следствием её стала реформация судебной, земской и военной системы.

Вывод

 

Основная  задача, которую преследовали «отцы» реформы 19 февраля 1961 года это модернизация экономики страны за счёт реформирования социально-политического строя, т.е. отмены крепостного права. Капитализация  экономики могла произойти только после отмены крепостного права, так как главный фактор развития капитализма в стране это наличие  вольнонаёмной рабочей силы, основную массу которой и составили  освобождённые крестьяне, не сумевшие выкупить свой земельный надел и  потерявшие его за долги.

Реформа 1961 года, по мнению большинства историков, носила компромиссный характер. Причём компромисс всегда шёл в сторону  учёта интересов помещиков и  ущемление прав освобождаемых крестьян. Поэтому условия освобождения крестьян заключали в себе противоречия, которые  стали впоследствии источником постоянных конфликтов. И не смотря на то, что  реформа предотвратила массовые выступления крестьян, локальные  бунты имели место.

Реформа отмены крепостного права, хотя и  носила противоречивый, непоследовательный характер стала важнейшим историческим событием России второй половины XIX века.

 

Список использованных источников

 

1. «Самодержавие  и отмена крепостного права  в России». Л.Г. Захарова изд.  МГУ 1984 г.

2. «Россия  на переломе (Самодержавие и реформы  1861-1874 гг.)» Л.Г. Захарова История  Отечества: люди, идеи, решения. Политиздат, 1991 г.

3. История  России XIX – начало ХХ в. / Под редакцией В.А. Федорова - М.: ВИТРЭМ, 2002 г.

4. Корнилов  А.А. Курс истории России XIX века. Москва Высшая школа, 1993 г

5. Литвак  Б.Г. Переворот 1861 года в России. / Москва,1991 г.

6. Отечественная  история. В.С. Толстиков, Н.Ф.  Устьянцева /Учебное пособие для студентов. Челябинск 2006 г.

7. Миронов, Г. Е. История государства Российского: историко-библиографические очерки. XIX век. М., 1995.

 


Информация о работе Отмена крепостного права. Оценки реформы 1861 г. в исторической литературе