Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 12:47, курсовая работа
Правовое положение крестьян уже не соответствовало требованиям того времени. Поэтому освобождение крестьян может быть проведено только при вознаграждении помещиков. Другое решение этой проблемы было бы опасным примером нарушение права собственности. Но нельзя было упускать из виду и интересы крестьян. Они должны быть освобождены от крепостной зависимости, за ними надо закрепить ту землю, которой они владеют в настоящее время. Разработку выкупной операции правительство должно взять на себя. Если оно сумеет учесть интересы помещиков и крестьян, то два сословия сначала сблизятся, а затем сольются в один земледельческий класс.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.
1 Необходимость и причины отмены крепостного права………….4
2 Подготовка крестьянской реформы………………………………..6
3 Крестьянская реформа 1861 года…………………………………...8
Глава 2.
1 Положение крестьян до реформы 1861 г………………………….15
2 Положение крестьян после реформы 1861 г……………………...18
Заключение…………………………………………………………………...23
Список использованной литературы ………………………
В феврале 1855 г. на престол вступил Александр II. В манифесте 19 марта 1856 г., в котором описывались неблагоприятные для России условия Парижского мира, была сделана первая заявка правительства на предстоящие реформы. Через несколько дней после этого в речи перед предводителями дворянства в Москве император, говоря об освобождении крестьян, произнес: «Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу». Появились большое число проектов и предложений об отмене крепостного права.
Первый секретный комитет
для выработки положения «об
устройстве всех людей», т.е. решения
крестьянского вопроса, был образован
1826 г., затем последовала череда специальных
комитетов, обсуждавших проблемы крепостного
права и перспективы его
Первым результатом работы таких комитетов стала реформа управления государственными крестьянами. Она должна была послужить образцом для будущего устройства крепостных крестьян.
Предполагалось, что помещики на добровольных соглашениях с крестьянами уступят им часть своих земель в постоянное и наследственное пользование. Условия, на которых будет произведена эта сделка, должны установлены правительством и оставаться без изменений.
Тем самым крестьяне будут прикреплены к земле, но станут свободными. Помещики сохранят за собой право собственности на землю, к которой прикреплены крестьяне. Помещик сохранял судебную власть над крестьянами, но терял власть над их трудом и имуществом. Отработки и платежи крестьян в пользу помещика должны были нормироваться в первоначальных условиях сделки. Помещик освобождался от ответственности за своих крестьян.
Проект превратился в
закон в апреле 1842 г. сразу же был
издан циркуляр, в котором подчеркивалось,
что права дворянства на крепостных
остаются неприкосновенными и дворянство
не потерпит ущерба, если в силу закона
не пойдет на сделки с крестьянами.
Подчеркивался сугубо добровольный
характер освободительной акций. Закон
не произвел сколько-нибудь существенных
изменений в системе
Последовавшие за «киселевской реформой» акты лишь частично затронули проблему. Не были определены ни размеры обязательственного крестьянского надела, ни объемы обязательственных отработок крестьян в пользу помещика (положения закона 1797 г. о трехдневной барщине не действовали)
В 1827 г. был принят закон, установивший порядок, согласно которому помещичье крестьяне, оставшиеся с земельным наделом, размеры которого были меньше 4,5 десятин, переходили под государственное управление или зачислялись в свободные городские сословия. Согласия помещиков при этом не требовалось.
В 1827 г. помещикам было запрещено уступать своих крепостных для работы в шахтах, тогда же запрещено ссылать крестьян в Сибирь.
В 1833 г. запрещалось сдавать в аренду поместья, на которых проживали крепостные, в 1854 г. последовал запрет помещикам передавать некоторые свои права (в отношении крестьян) приказчикам.
Все эти акты имели целью ограничить власть дворян над крепостными, что способствовало некоторому улучшению правового положения крестьян.
В 1841 г. запрещало продавать крестьян в розницу, в 1843 г. безземельным дворянам было запрещено покупать крестьян. В 1847 г. Министерство государственных имуществ начало приобретать за счет казны население дворянских имений.
Был разработан проект, по которому в течение 10 лет предполагалось выкупить всех крестьян, принадлежащих однодворцах (эти последние, уплачивая подушную подать, как крестьяне, владели крепостными, как помещики).
В 1847 г. принят закон, разрешавший крестьянам, проживавшим в имениях и продававшимся за долги, выкупаться на волю с землей.
В 1848 г. закон разрешал приобретать недвижимую собственность. Однако это осуществлялось с согласия помещика, при его отказе крестьяне не имели права предъявлять иск.
Все эти изменения в
законодательстве расширили права
крестьян, и в то же время ограничили
права помещиков над
Обнародование Манифеста и "Положений" 19 февраля 1861 г., содержание которых обмануло надежды крестьян на "полную волю", вызвало взрыв крестьянского протеста весной - летом 1861 г. Фактически не было ни одной губернии, в которой крестьяне не протестовали бы против неприемлемых для них условий освобождения. В течение 1861 г. произошло 1860 крестьянских волнений.7
К осени 1861 г. правительству с помощью воинских подразделений и с применением массовых наказаний розгами удалось подавить взрыв крестьянского протеста, однако весной 1862 г. поднялась новая волна крестьянских выступлений, связанных на этот раз с введением в действие уставных грамот.8
В период 1863-1870 гг. были проведены аграрные реформы в соответствии с принципами "Положений" в удельной деревне, поземельное устройство государственных крестьян, а также реформы в национальных окраинах России. Политические и социально-экономические последствия крестьянской реформы. Опубликование положений о новом устройстве крестьян вызвало полное разочарование в радикальных кругах. В народе бытовало мнение, что крепостное право в действительности вовсе не отменено и что "народ царем обманут". С другой стороны, сами крестьяне ожидали полной воли и были недовольны переходным состоянием "временно обязанных".
В стране резко активизировалось
революционное движение. Что касается
процесса изменения социально-
В конце 80-х-начале 90-х годов
сельской буржуазии принадлежало в
различных губерниях России от 34
до 50 % всей крестьянской земли - надельной,
купчей, арендной - и от 38 до 62 % рабочего
скота, а сельской бедноте (около 50 %
всех крестьянских дворов) - лишь от 18 до
32 % земли и от 10 до 30 % рабочего скота.
Промежуточным звеном были середняки,
на долю которых приходилось около
30 % крестьянских дворов. Эволюция помещичьего
хозяйства состояла во все большей
интенсификации земледелия на базе широкого
использования наемного труда, применения
сельскохозяйственных машин. Пореформенное
помещичье хозяйство, переходное по
своему социально-экономическому содержанию,
сводилось к двум основным системам:
отработочной и капиталистической.
Отработочная система состояла в
том, что страдавшие от малоземелья
крестьяне вынуждены были арендовать
землю у своих бывших владельцев
и за это обрабатывать землю своим
инвентарем ту часть земли, которая
оставалась у помещика. Эта система
господствовала в губерниях Черноземного
Центра и Среднего Поволжья. Капиталистическая
система, при которой обработка
помещичьей земли производилась
вольнонаемными рабочими с применением
машин и минеральных удобрений,
преобладала в Прибалтике, на Правобережной
Украине. Батраки рекрутировались
из беднейших крестьян, которые продавали
или бросали свои мизерные наделы
и уходили на заработки. Число
батраков в 1890 году достигало 3,5 млн. человек
(около 20% всего мужского населения
рабочего возраста). Процесс развития
капитализма в сельском хозяйстве
России вел ко все большему распространению
капиталистической системы
В помещичьем хозяйстве в
первые два пореформенных десятилетия
шел процесс перехода от феодальных
его форм к капиталистическим. Выражением
такой переходной формы, соединявшей
черты барщинной и
Вот относящиеся к 80-м годам XIX в. данные видного эконом статистика Н.Ф. Анненского о распределении капиталистически, отработочной систем хозяйства (эти данные включены В.И. Лениным в его книгу "Развитие капитализма в России"): В 80-е годы XIX в. в целом по стране капиталистическая система ведения помещичьего хозяйства уже преобладала над отработочной. Отработки, выполняет, крестьянами своим инвентарем (отработки первого вида), заменялись отработками, которые мог выполнять и неимущий крестьянин найма. Несмотря на общую тенденцию замены отработочной системы капиталистической, в кризисные годы отработочная система возрождалась. Исследователи отметили ее живучесть вплоть до начала XX в. отработочная система могла существовать при условии, если труд закабаленного крестьянина обходился помещику дешевле, чем труд вольнонаемного работника. Она консервировала низкий уровень агротехники и отсталые приемы ведения хозяйства. Поэтому неизбежным следствием отработочной системы являлась низкая производительность труда: урожайность в помещичьих хозяйствах применявших отработочную систему, была ниже, чем даже на крестьянских надельных землях. Далеко не все помещики могли перестроить свое хозяйство на капиталистических началах. Многие из них ликвидировали свое хозяйство, закладывали и перезакладывали свои имения в кредитных учреждениях.
Заключение.
Несмотря на грабительский для крестьян характер реформы 1861 г., значение ее для дальнейшего экономического и социального развития страны было велико. Реформа явилась переломным моментом, отделяющим феодальную эпоху от капиталистической. Такой акт, как отмена крепостного права, не мог пройти бесследно для всего государтсва, за столетия привыкшего к крепостному праву. Затронув краеугольный камень феодальной империи, необходимо было менять и другие несущие конструкции социально-политического строя: орган местного управления, полиции, суда и армии. Крестьянская реформа, таким образом, неизбежно вела к другим преобразованиям.
Основные положения реформы заключались в:
1. Упразднение личной
зависимости - реформа предоставила
крестьянам личную свободу и
право распоряжаться своим
2. Наделы и повинности
крестьян - при определении норм
наделов формально исходили из
степени плодородия земли в
различных районах страны, а фактически
- из интересов помещиков.
3. Выкуп крестьянских
наделов - выкуп усадьбы был
обязательным, а выкуп надела
зависел от желания помещика.
Величина выкупа определялась
размером капитализированного
Реформа изменила положение помещичьих, государственных и удельных крестьян, а также рабочих посессионных и вотчинных мануфактур.
Крестьянская реформа 1861 года явилась началом важных изменений и в социально-политической жизни страны, которые можно отметить. Так, в обстановке революционной ситуации царское правительство вынуждено было вслед за отменой крепостного права пойти на ряд других буржуазных реформ - ввести элементы самоуправления на местах, суд присяжных, отменить телесные наказания, ввести всеобщую воинскую повинность вместо рекрутских наборов, провести реорганизацию просвещения и финансов.
Список литературы.
1 Эйдельман Н. Я. “Революция сверху” – М «Реал» 2004г.
2 Конец крепостничества в России (документы, письма, мемуары, статьи). М.: Изд-во МГУ, 1994.
3 Воропаев, Н.Г. Отмена крепостного права в России. / Н.Г. Воропаев. -М.: Правда, 1989
4 Отечественная история / под ред. Мунчаева Ш.М. – М.: РЭА им. Плеханова, 2004.
5 Воропаев, Н.Г. Отмена крепостного права в России. / Н.Г. Воропаев. -М.: Правда,
6 Зайончковский П.В. Отмена крепостного права в России. - М. «Реал», 2001 г