Отмена крепостного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 11:36, лекция

Описание работы

19 февраля (3 марта) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 года сопровождался рядом законодательных актов (всего 17 документов), касающихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России.

Файлы: 1 файл

СЕМИНАР ИСТОРИЯ 4.docx

— 2.56 Мб (Скачать файл)

В соответствии с Судебными  уставами 20 ноября 1864 г. устанавливались  следующие либеральные принципы судоустройства и судопроизводства:

осуществление правосудия только судом;

независимость судов и  судей;

отделение судебной власти от обвинительной (ст. 3 Устава уголовного судопроизводства);

несменяемость судей;

бессословность суда (равенство  всех перед судом);

гласность судопроизводства;

состязательность;

самостоятельность судей;

устность судопроизводства.

Судебные уставы 20 ноября 1864 г. решительно порвали с дореформенным  судоустройством и судопроизводством. Новый суд строился на бессословных началах, были провозглашены несменяемость  судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства; при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных  заседателей. Это все характерные  признаки буржуазного суда.

Мировой суд создавался в  уездах и городах для рассмотрения малозначительных уголовных дел. Мировому суду были подсудны дела, за совершение которых следовало наказание  в виде выговора, замечания или  внушения, денежного штрафа не свыше 300 р., ареста не свыше трех месяцев или тюремное заключение не свыше года.

При рассмотрении уголовных  дел в окружном суде предусматривался институт присяжных заседателей. Он был введен, несмотря на сопротивление  консервативных сил и даже нежелание  самого Александра II. Они мотивировали свое отрицательное отношение к  идее присяжных заседателей тем, что народ до этого еще не дорос, и такой суд неминуемо будет  носить “политический характер”. Согласно судебным уставам, присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет, не находящийся под судом и следствием, не исключавшийся из службы по суду и не подвергавшийся общественному осуждению за пороки, не находившийся под опекой, не страдавший душевной болезнью, слепотой, немотой и проживавший в данном уезде не менее двух лет. Требовался также сравнительно высокий имущественный ценз.

Второй инстанцией для  окружных судов была судебная палата, имевшая департаменты. Председатель и члены ее утверждались царем  по представлению министра юстиции. Она служила апелляционной инстанцией для гражданских и уголовных  дел, рассмотренных в окружных судах без присяжных. Сенат рассматривался как верховный кассационный суд и имел уголовный и гражданский кассационные департаменты. Сенаторы назначались царем по представлению министра юстиции.Была реорганизована прокуратура, ее включили в судебное ведомство, во главе ее стоял генерал-прокурор, он же — министр юстиции.Председатели судов, прокуроры и судебные следователи должны были обязательно иметь высшее юридическое образование или солидную юридическую практику. Судьи и судебные следователи были несменяемы, им были назначены высокие оклады, чтобы закрепить за судебными учреждениями честных профессионалов.Крупнейшим шагом по внедрению принципов буржуазной юстиции было учреждение института адвокатуры.20 ноября 1866 г. было разрешено “во всех повременных изданиях печатать о том, что происходит в судах”. Судебные репортажи, сообщавшие о русских и заграничных процессах, становятся заметным явлением в прессе.


5. Военные реформы (60 — 70-е гг.)

При рассмотрении военной  реформы следует учитывать ее зависимость не только от социально-экономического положения в стране, но и реалий международной обстановки тех лет. Вторая половина XIX в. характеризуется  складыванием относительно устойчивых военных коалиций, что усиливало  угрозу войны и приводило к  быстрому наращиванию военного потенциала всех держав. Наметившееся в середине XIX в. разложение государственной системы  России отразилось на состоянии армии. Отчетливо обнаружилось брожение в  армии, отмечались случаи революционных  выступлений, шел упадок воинской дисциплины.

Первые изменения были произведены в армии уже в  конце 50-х — начале 60-х годов. Были окончательно упразднены военные поселения.

С 1862 г. начата постепенная  реформа местного военного управления на основе создания военных округов. Создавалась новая система военного управления, устранявшая чрезмерную централизацию, и способствовавшая быстрому развертыванию армии в  случае войны. Осуществлена реорганизация  Военного министерства и Главного штаба.

В 1865 г. стала проводиться  военно-судебная реформа. Ее основы строились  на принципах гласности и состязательности военного суда, на отказе от порочной системы  телесных наказаний. Установились три  судебные инстанции: полковой, военно-окружной и главный военный суды, которые  дублировали основные звенья общей  судебной системы России.

Развитие армии во многом зависело от наличия хорошо подготовленного  офицерского корпуса. В середине 60-х годов более половины офицеров не имели вообще никакого образования. Необходимо было решить два важных вопроса: значительно улучшить подготовку офицеров и открыть доступ к получению  офицерских чинов не только для дворян и выслужившихся унтер-офицеров, но и для представителей других сословий. С этой целью были созданы военные  и юнкерские училища с непродолжительным  сроком обучения — 2 года, в которые  принимались лица, окончившие средние  учебные заведения.

1 января 1874 г. был утвержден  устав о воинской повинности. Призыву на службу подлежало  все мужское население, достигшее  21-летнего возраста. Для армии  в основном устанавливался 6-летний  срок действительной службы и  9-летнее пребывание в запасе (для  флота — 7 и 3). Были установлены  многочисленные льготы. От действительной  службы освобождались единственный  сын у родителей, единственный  кормилец в семье, некоторые  национальные меньшинства и т.д.  Новая система позволяла иметь  сравнительно небольшую армию  мирного времени и значительные  резервы на случай войны.

Армия стала современной  — по структуре, вооружению, образованию.

6. Реформы образования

Экономический процесс и дальнейшее развитие общественной жизни России серьезно сдерживались низким образовательным уровнем населения и отсутствием системы массовой подготовки специалистов. В 1864 г. вводилось новое положение о начальных народных училищах, согласно которому образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города). В том же году был утвержден устав гимназий, провозглашавший доступность среднего образования для всех сословий и вероисповеданий. Годом раньше был принят университетский устав, возвращавший университетам автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров; университетский совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. Результаты не замедлили сказаться: к 1870 г. начальных школ всех видов было 17,7 тыс., в них обучалось около 600 тыс. учащихся; количество студентов в университетах увеличилось в 1,5 раза. Это было, конечно, мало, но несравнимо больше, чем в дореформенное время.


Внутреннее единство и  либеральная направленность всего  комплекса реформ 60 — 70-х годов  позволили России сделать важный шаг по направлению к буржуазной монархии и ввести новые правовые начала в функционирование государственного механизма; дали стимул формированию гражданского общества, вызвали общественный и  культурный подъем в стране. Это  — несомненные достижения и положительные  итоги реформ Александра II.

Глубокое и благотворное влияние на развитие общественного  самосознания оказала также и  реформа печати. В 1857 году правительство  поставило на очередь вопрос о  пересмотре цензурного устава. После  разрешения в 1858 году обсуждать в  печати проблемы общественной жизни  и деятельность правительства резко  возросло количество периодических  изданий (1860 год – 230) и наименований книг (1860 год –2 058). Уже в 1862 г. главное управление цензуры было закрыто и часть его обязанностей возложено на Министерство внутренних дел, а другая - непосредственно на министра народного просвещения. 6 апреля 1865 г. были утверждены “Временные правила о печати”, которые освобождали от предварительной цензуры оригинальные сочинения объемом не менее десяти, а переводные – не менее двадцати листов и некоторые периодические издания по усмотрению министра внутренних дел. Для периодических изданий дополнительно требовалось и внесение крупного денежного залога. От цензуры освобождались официальные и научные издания. “Временные правила о печати” действовали практически без изменений в течение 40 лет.


Информация о работе Отмена крепостного права