Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 16:10, реферат
Главная цель реферата – показать, что, несмотря на все сложности в отношениях с Византией, все-таки, со слов Литаврина: «Весь ход развития и становления Российского государства и само его геополитическое положение обусловили ту историческую закономерность, которая сделала именно Византию «крестной матерью Древней Руси».
Введение 3
1. Этапы развития отношений Древней Руси и Византии 5
2. Крещение княгини Ольги 11
3. Кирилл и Мефодий – «посланцы Рима» 13
4. Роль Византии в крещении Древней Руси 14
5. Проблемы культурных взаимоотношений Руси и Византии 18
6. Рецепция византийского права 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Кроме Русской Правды в Древнерусском государстве действовали церковные уставы князей Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича (X–XI в.в.), содержащие нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов. В ряде случаев действие церковных уставов накладывалось на сферу действия государственного законодательства, основным источником которого была Русская правда.
После исследований некоторых историков - правоведов признается несомненным, что на Руси с самых первых времен существования христианства были известны в славянском переводе оба Номоканона, употреблявшиеся в византийской церкви: Номоканон в 50 титулов и Номоканон в 14 титулов. Первый из них был переведен на славянский язык ещё до крещения Руси. Второй в его древнейшей редакции был переведен на Руси при Ярославе I. Одновременно с Номоканонами в Россию были занесены и другие памятники Византийского законодательства - Эклога и Прохирон, которые вместе с Номоканонами входили в состав древних сборников, известных под названием Кормчей Книги. Также при первых христианских князьях перешел к нам и «Закон судный людем» — переделка 17-го титула исаврийской эклоги, т. е. устава о преступлениях и наказаниях.
Кроме того, в Древней Руси были известны и другие юридические сборники византийского происхождения. Например, Компиляция, относящаяся к концу XII - началу XIII века и носящая в рукописях название «Книги законные, ими же годится всякое дело исправляти всем православным князем. Другой юридический сборник, по своему характеру и содержанию весьма близкий к «Книгам законным», появился в конце XIII - начале XIV в. под названием «Мерила праведного». Этот сборник составлен был из готового славянского материала, заимствованного из Кормчей, и должен был служить как нравственным наставлением, так и юридическим руководством для судей.
В московскую эпоху Византийское право применялось непосредственно только духовными судами; светские учреждения знали его лишь постольку, поскольку оно отражалось в государевых указах, а потому влияние его на практику не могло получить решающего значения. На указной деятельности московских государей оно отражалось также в меньшей степени, чем в Руси домосковской. Тем не менее многие статьи Соборного уложения 1649г. заимствованы из византийского права. Впоследствии некоторые из этих статей перешли в Свод Законов.
Несравненно глубже было влияние духовенства, руководствовавшегося византийскими законами, в области уголовного права. До принятия христианства на Руси господствовал материальный взгляд на преступление как на причинение обиды и вреда. Духовенство вносит новое воззрение — формальное; преступление становится нарушением предписаний закона. Начинает проникать и система наказаний, заимствованная из Эклоги, а именно смертная казнь, телесные и членовредительные наказания. Преступления взяты из византийских сборников, а наказания — русские. В «Русской Правде» из византийских наказаний заимствованы только поток и разграбление, т.е. ссылка преступника с конфискацией его имущества. Телесные наказания вытесняют денежные штрафы; смертная казнь получает широкое развитие. В то же время в системе наказаний происходит и другая существенная перемена. В памятниках домосковской Руси, например в «Русской Правде», господствует система безусловно определенных наказаний. Под влиянием Византийского права возник институт душеприказчиков, сделан был первый шаг к различению детей законных и незаконных, к ограждению личной и имущественной самостоятельности жены.
1 Южная Русь и Византия. Сборник научных трудов,1991г., стр. 7
2 М.В. Бибиков Византийские источники по истории Руси, народов Северного Причерноморья и Северного Кавказа, 1981, стр.48
3 Южная Русь и Византия. Сборник научных трудов,1991г., стр. 7
4В.С. Библер, Культура. Диалог культур: (Опыт определения) // Вопросы философии,1989, стр.36
5 Constantini Porphyrogeneti, De cemmoniis – Boenac. – 1829. – N YV.
6 Б.А. Рыбаков, Киевская Русь, стр. 370
7 Пуцко. Южная Русь и Византия, 1991 г, стр.79
8 Сказкин С В.Г.Д. История Византии. – М.: Наука, 1967.- 523 с.
9 М.Ф. Мурьянов О Десятинной церкви князя Владимира // Восточная Европа в древности и средневековье. – М. – 1978. – С.171 - 175
10 Krautheimer R Early Christian and Byzantins Architecture. – Baltimore, 1967. – Р.247-257
11 В.Н. Лазарев, Византийское и Древнерусское искусство. – С.218; Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. – С.144.
12 Чемеринская В.В. Влияние Византийского права на Древнерусское и Российское законодательство, Оренбуг-2005, стр.6-12