Отношения Древней Руси и Византии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 16:10, реферат

Описание работы

Главная цель реферата – показать, что, несмотря на все сложности в отношениях с Византией, все-таки, со слов Литаврина: «Весь ход развития и становления Российского государства и само его геополитическое положение обусловили ту историческую закономерность, которая сделала именно Византию «крестной матерью Древней Руси».

Содержание работы

Введение 3
1. Этапы развития отношений Древней Руси и Византии 5
2. Крещение княгини Ольги 11
3. Кирилл и Мефодий – «посланцы Рима» 13
4. Роль Византии в крещении Древней Руси 14
5. Проблемы культурных взаимоотношений Руси и Византии 18
6. Рецепция византийского права 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

referat_Rus_i_Vizantia.docx

— 57.70 Кб (Скачать файл)

Кроме Русской Правды в Древнерусском государстве действовали церковные уставы князей Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича (X–XI в.в.), содержащие нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов. В ряде случаев действие церковных уставов накладывалось на сферу действия государственного законодательства, основным источником которого была Русская правда.

После исследований некоторых историков - правоведов признается несомненным, что на Руси с самых первых времен существования христианства были известны в славянском переводе оба Номоканона, употреблявшиеся в византийской церкви: Номоканон в 50 титулов и Номоканон в 14 титулов. Первый из них был переведен на славянский язык ещё до крещения Руси. Второй в его древнейшей редакции был переведен на Руси при Ярославе I. Одновременно с Номоканонами в Россию были занесены и другие памятники Византийского законодательства - Эклога и Прохирон, которые вместе с Номоканонами входили в состав древних сборников, известных под названием Кормчей Книги. Также при первых христианских князьях перешел к нам и «Закон судный людем» — переделка 17-го титула исаврийской эклоги, т. е. устава о преступлениях и наказаниях.

Кроме того, в Древней Руси были известны и другие юридические сборники византийского происхождения. Например, Компиляция, относящаяся к концу XII - началу XIII века и носящая в рукописях название «Книги законные, ими же годится всякое дело исправляти всем православным князем. Другой юридический сборник, по своему характеру и содержанию весьма близкий к «Книгам законным», появился в конце XIII - начале XIV в. под названием «Мерила праведного». Этот сборник составлен был из готового славянского материала, заимствованного из Кормчей, и должен был служить как нравственным наставлением, так и юридическим руководством для судей.

В московскую эпоху Византийское право применялось непосредственно только духовными судами; светские учреждения знали его лишь постольку, поскольку оно отражалось в государевых указах, а потому влияние его на практику не могло получить решающего значения. На указной деятельности московских государей оно отражалось также в меньшей степени, чем в Руси домосковской. Тем не менее многие статьи Соборного уложения 1649г. заимствованы из византийского права. Впоследствии некоторые из этих статей перешли в Свод Законов.

Несравненно глубже было влияние духовенства, руководствовавшегося византийскими законами, в области уголовного права. До принятия христианства на Руси господствовал материальный взгляд на преступление как на причинение обиды и вреда. Духовенство вносит новое воззрение — формальное; преступление становится нарушением предписаний закона. Начинает проникать и система наказаний, заимствованная из Эклоги, а именно смертная казнь, телесные и членовредительные наказания. Преступления взяты из византийских сборников, а наказания — русские. В «Русской Правде» из византийских наказаний заимствованы только поток и разграбление, т.е. ссылка преступника с конфискацией его имущества. Телесные наказания вытесняют денежные штрафы; смертная казнь получает широкое развитие. В то же время в системе наказаний происходит и другая существенная перемена. В памятниках домосковской Руси, например в «Русской Правде», господствует система безусловно определенных наказаний. Под влиянием Византийского права возник институт душеприказчиков, сделан был первый шаг к различению детей законных и незаконных, к ограждению личной и имущественной самостоятельности жены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В отношениях с Русью Византия искала такие формы связей которые соответствовали бы ее целям, но не вызывали раздражения Руси. Хотя договоры с ней обязывали партнеров оказывать империи союзную помощь, ее политическая независимость признавалась как факт.

Византия весьма редко обращалась к христианской Руси с просьбой об экстраординарной военной помощи, тогда как у языческой Руси просила ее неоднократно. Сохранение контактов с Византией стало на Руси древней традицией, питаемой исторической памятью не только о том, что именно Византия избавила руссов от язычества, но и вступила одновременно с Русью в кровное родство через брак князя-крестителя с порфирородной царевной. Языческая Русь ходила походами против Византии, но она же часто оказывала ей и военную помощь.

Имелись, однако, три коренных отличия в отношениях Византии с Русью после ее крещения. Во-первых, только крещеная Русь не ставила цели овладеть Константинополем (разоряя его окрестности, русы ни разу не штурмовали его стен). Во-вторых, только князья Руси никогда официально не посягали на титул василевса. Русь находилась вне борьбы за престижное преобладание в ойкумене. В-третьих, наконец, наиболее тесными были действительно только узы между Византией и Русью. Именно христианская Русь (и только она) оказывала империи военную помощь в течение почти столетия, шеститысячный русский отряд стал постоянным союзным подразделением византийского войска. Со времен крещения Руси правительство империи рассматривало воинов-русов не как частных наемников, а как представителей дружественного (союзного) Древнерусского государства, условия службы которых были установлены межгосударственным договором.

То обстоятельство, что Русь никогда не была (и не могла быть) в какой-либо политической зависимости от Византии, обусловило ее более лояльную в течение почти полутысячелетия позицию в отношении к империи. Используя затруднения империи, Русь вынудила ее к крупному вкладу в утверждение своего имиджа на мировой арене в период упрочения Древнерусского государства. Заключив почетный династический союз с правящим в империи домом, получив от нее христианство, а вместе с ним ( в основном - через посредство болгар) и изобретенную в Византии письменность на родном для славян языке и другие феномены высокой культуры, Русь испытала, как до нее Болгария в первое полустолетие после крещения, бурный расцвет культуры и искусства. Используя богатый опыт древней христианской державы, правители Руси укрепили центральную власть и систему управления огромной страной с разным уровнем развития ее регионов, с этнически разнородным населением и крайне трудными коммуникациями. Русь усматривала огромные выгоды в том, чтобы не только поддерживать, но и демонстрировать перед другими странами свои связи с империей в качестве ее друга и союзника. Наконец, ныне широко признано в историографии, что русские князья до середины XII в. никогда (кроме спорного случая с Илларионом) не возражали против поставления во главе русской церкви митрополитов - греков и никогда, эти митрополиты не были в чужой и далекой стране проводниками выгодной империи политики.

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Бибиков М.В. Византийские источники по истории Древней Руси и Кавказа. – СПб.: Алетейя, 2001. – 314 с.
    2. Библер В.С., Культура. Диалог культур: (Опыт определения) // Вопросы философии,1989, стр.36
    3. Васильев А.А. История Византийской империи: В 2 т.Т.1. – СПб.: Алетейя, 2000. – 512 с.
    4. Георгиева. Русская культура: история и современность.- М.: Юрайт, 1998. – 576 с.
    5. Krautheimer R Early Christian and Byzantins Architecture. – Baltimore, 1967. – Р.247-257
    6. Лазарев В.Н. Византийское и Древнерусское искусство. – С.218; Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. – С.144.
    7. Литаврин Г.Г. Византия, Болгария, Древняя Русь. – СПб.: Алетейя, 2000. – 415 с.
    8. Мурьянов М.Ф. О Десятинной церкви князя Владимира // Восточная Европа в древности и средневековье. – М. – 1978. – С.171 - 175
    9. Успенский Ф.И. История Византийской империи. – М., 1997. – 527 с.
    10. Рапов О.М. Русская церковь в IX – первой трети XII в. Принятие христианства. – М., Мысль, 1998. – 324 с.
    11. Рыбаков Б.А, Киевская Русь, стр. 370
    12. Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. IX – первая половина X в. - М.: Мысль, 1980. – 426 с. 
    13. Сказкин С.Д. История Византии. – М.: Наука, 1967.- 523 с.
    14. Чемеринская В.В. Влияние Византийского права на Древнерусское и Российское законодательство, Оренбуг-2005
    15. Южная Русь и Византия. Сборник научных трудов,1991г.

1 Южная Русь и Византия. Сборник научных трудов,1991г., стр. 7

2 М.В. Бибиков Византийские источники по истории Руси, народов Северного Причерноморья и Северного Кавказа, 1981, стр.48

3 Южная Русь и Византия. Сборник научных трудов,1991г., стр. 7

4В.С. Библер, Культура. Диалог культур: (Опыт определения) // Вопросы философии,1989, стр.36

5  Constantini Porphyrogeneti, De cemmoniis – Boenac. – 1829. – N YV.

6 Б.А. Рыбаков, Киевская Русь, стр. 370

7 Пуцко. Южная Русь и Византия, 1991 г, стр.79

8 Сказкин С В.Г.Д. История Византии. – М.: Наука, 1967.- 523 с.

9 М.Ф. Мурьянов О Десятинной церкви князя Владимира // Восточная Европа в древности и средневековье. – М. – 1978. – С.171 - 175

10 Krautheimer R Early Christian and Byzantins Architecture. – Baltimore, 1967. – Р.247-257

11 В.Н. Лазарев, Византийское и Древнерусское искусство. – С.218; Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. – С.144.

12 Чемеринская В.В. Влияние Византийского права на Древнерусское и Российское законодательство, Оренбуг-2005, стр.6-12

 


Информация о работе Отношения Древней Руси и Византии