Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 17:46, реферат
Международные отношения на Руси как неотъемлемая часть и орудие внешней политики появились и развивались одновременно с зарождением и становлением русского государства, история которого ведется с образования Киевской Руси в IX веке. Приблизительно к половине IX в. внешние и внутренние отношения в торгово-промышленном мире русских городов сложились в такую комбинацию, при которой охрана границ страны и внешняя торговля стала их общим интересом, подчинившим их князю киевскому и сделавшим Киевское варяжское княжество зерном Русского государства.
ОТНОШЕНИЯ КИЕВСКОЙ РУСИ С СОСЕДЯМИ В IX-XI ВВ
Международные отношения на Руси как неотъемлемая часть и орудие внешней политики появились и развивались одновременно с зарождением и становлением русского государства, история которого ведется с образования Киевской Руси в IX веке. Приблизительно к половине IX в. внешние и внутренние отношения в торгово-промышленном мире русских городов сложились в такую комбинацию, при которой охрана границ страны и внешняя торговля стала их общим интересом, подчинившим их князю киевскому и сделавшим Киевское варяжское княжество зерном Русского государства. На просторах Восточной Европы начала складываться новая ведущая политическая сила - Древнерусское государство, или Русь, как его в ту пору именовали.
Киевская Русь - так называют историки государство древних славян с IX по XI вв. с центром в городе Киев. Но в понятие Киевская Русь входит не только город Киев с окрестными землями, но и все города и поселения восточных славян - предков украинцев, белорусов, и русских.
До XII в. границы Киевской Руси не были четко обозначены. И если на севере и юге они определялись по географическим рубежам Белого и Черного морей - то на западе и особенно на востоке они были весьма условными. При этом часть границ на западе еще можно было считать более или менее определенными, поскольку они отделяли Киевскую Русь от ранее образовавшихся государств - Польши, Венгрии, Чехии. По всему остальному периметру не было никаких разграничений, т.к. Русь окружали земли народов и племен, находившихся на более низкой ступени развития, которые не имели своей государственности, либо знали только ее начальные формы.
По свидетельству историков (С.Ф. Платонова, И.Я. Фроянова, В.О. Ключевского и др.), объектами внешней политики и внешних связей Киевской Руси было в общей сложности около четырех десятков различных государств, княжеств, союзов и племен, из которых около трети составляли западноевропейские монархии и империи, почти полтора десятка - русские княжества и остальная часть - малые народности и племена. Подавляющее большинство соседних неславянских народов находилось в той или иной вассальной зависимости от Руси и платило ей дань. Другим, как, например, варягам и уграм, Киевская Русь платила дань сама. В соответствии с этим определялись и различные функции древнерусских международных отношений: одна в отношении соседних малых народов, не имевших своей государственности, другая - в отношении уже сформировавшихся государств.
Так, например, по особому складывались отношения с могущественной Византией. Заметной вехой в развитии международных отношений стало направление в 838 г. русского посольства в Константинополь. Впервые Русь была представлена при дворе византийского императора Феофила как государство. Главной целью посольства руссов было установление прямых контактов с центральным правительством Византии. Известный историк Шахматов А.А., посвятивший почти полжизни изучению истории и летописания Киевской Руси, свидетельствует, что в Византии доброжелательно встретили недавних противников. Посольству был оказан достойный прием, о чем свидетельствует внимание, проявленное к нему со стороны верховной власти, позаботившейся о его безопасности и снабжении продовольствием, а также продолжительность его пребывания в греческой столице, что в полной мере соответствовало и планам Империи (она рассчитывала превратить Русь в союзников в борьбе со своим давним врагом - Арабским халифатом).
Однако посольство не привело к решению принципиальных вопросов взаимоотношений между двумя государствами. Могущественная Византийская империя не признавала складывающееся древнерусское государство. Важную роль в становлении русской государственности, развитии дипломатической системы Руси, расширении ее внешних связей и повышении престижа сыграли переговоры, состоявшиеся после успешного нападения руссов на Константинополь в 860 году, и первый в истории Древней Руси мирный договор о «мире и любви», заключенный с Византийской империей. Впервые русское войско осадило Константинополь, этот богатейший город, где находились огромные ценности. Русь, ранее довольствовавшаяся локальными нападениями на византийские владения и заключением частных соглашений с имперскими чиновниками, добилась переговоров с греками у стен Константинополя.
По словам историка Б.Д. Грекова, именно этот факт изменил характер отношений Византии и Киевской Руси. В ходе переговоров с Константинополем руссы шаг за шагом осваивали сложный дипломатический арсенал Империи, создавая при этом свои внешнеполитические стереотипы. Они сумели добиться того, что Византия отнеслась к своему партнеру как суверенному образованию и признала Русь в качестве нового восточнославянского государства. Согласно условиям договора между двумя государствами устанавливались мирные отношения, уплата Империей дани Киевской Руси, а также договоренность о крещении Руси. Христианская греческая миссия была допущена на Русь. Договор включал, кроме того, союзное обязательство Киевской Руси по отношению к Византии. Тем самым было положено начало выхода Руси из полосы изоляции, в которой оказались восточнославянские племена после нападения аваров, а позднее в связи с зависимостью от хазар.
Как отмечают большинство известных историков, такие как А.А. Шахматов, В.Т. Пашуто, В.О. Ключевский, Б.Д. Греков и другие, внешнюю деятельность первых киевских князей направлял преимущественно экономический интерес. И эта деятельность была направлена к двум главным целям: 1) к приобретению заморских рынков, 2) к расчистке и охране торговых путей, которые вели к этим рынкам.
Главное, чего добивалась древнерусская дипломатия на подвассальных территориях, - сохранения там внутренней структуры власти и развития торговли, а позднее - распространения христианства.
Иначе обстояло дело с ближними соседними государствами, с которыми «держава Рюриковичей» стремилась наладить выгодные связи. Олег (882 - 912) правил, «мир имея ко всем странам» (из «Повести временных лет»). Владимир Святославич (980 - 1015) имел добрые отношения с правителями Венгрии и Чехии. Особенно тесные связи Киевская Русь поддерживала с Польшей. Оба государства, несмотря на разногласия из-за Пруссии, отказались участвовать во враждебных друг другу коалициях и сумели прийти к тесному союзу, скрепленному и подтвержденному серией договоров. Устойчивые международные отношения сложились у Киевской Руси с государствами Поволжья - Булгарией и Хазарией, на Кавказе - с Дагестаном; на севере - со скандинавскими странами - Швецией и Данией. Изредка прерываемые конфликтами, эти отношения неизменно возобновлялись и укреплялись династическими союзами с последующим ростом взаимных политических и торговых выгод. Менее регулярными и стабильными были международные связи с дальними странами - Германией, Францией, Англией и Италией.
Оживленными были и торговые связи Киевской Руси. Они простирались от Фландрии и до Югорской земли и от Скандинавии до Константинополя. Ладьи с воском, медом, мехами и прочими предметами экспорта обычно снаряжались в заморские плавания в Киеве или ближайших к нему городах на Днепре. Русских купцов хорошо знали на Востоке, в Центральной и Северной Европе. Их сухопутные караваны возили свои товары в Багдад и Индию. По Черному морю русские военно-торговые экспедиции ходили в Болгарию и Византию.
Стремясь закрепить дипломатический успех руссов, киевский князь Олег вновь послал в 911 году в Царьград (Константинополь) «своих мужей», которые по прибытии в столицу были приняты правящими императорами Львом VI и его братом Александром. На посольской конференции 911 года переговоры завершились подписанием развернутого общеполитического договора, в котором впервые в письменной форме были зафиксированы конкретные статьи взаимоотношений двух государств в юридической, экономической, политической и военной областях. По договору Империя получила, в частности, право принимать на службу русских дружинников.
Связанная с Византией союзническими обязательствами Русь предприняла в 912 году поход в районы Южного и Юго-Западного Прикаспия. Сахаров А.Н. в своем труде «Дипломатия Древней Руси» отмечает, что успешное наступление стало возможным в значительной степени благодаря дипломатическим усилиям руссов, сумевших обеспечить «транзит» дружины по территории Хазарии. Позже русская дипломатия не раз использовала печенегов, аланов и другие народы Северного Кавказа в различных политических комбинациях на востоке.
В 944 году Киевская Русь, желая добиться полного равенства с Византией, предприняла новый военный поход на Константинополь и снова добилась успеха. Византийское правительство через своих дипломатов обещало великому князю Игорю выплатить дань по прежнему соглашению. Более того, оно направило официальное посольство в Киев с целью выработки условий нового договора, где, согласно летописи, Игорь «глагола с ними о мире». Затем русское посольство отправилось в Константинополь, где были продолжены переговоры с греческими «боляре и сановники». Так, впервые в русской практике международных отношений использовалась форма направления ответного посольства.
Организовав прощальную аудиенцию для греков, руссы восприняли дипломатический опыт не только Византии, но и международную практику. Договор о мире, дружбе и военном союзе не был обоюдовыгодным, хотя отдельные его статьи и пронизаны духом компромисса. Русь подтвердила свой политический и торговый статус в Византии, но потеряла важное право беспошлинной торговли. Вместе с тем, она добилась официального признания своего влияния на северных берегах Черного моря, и в частности в устье Днепра. Большим успехом руссов стало и то, что из договора исчез титул «светлость», который ставил киевского князя в один ряд с малозначительными владетелями. Игорь был титулован как «великий князь русский», что указывало на возвышение его политического престижа в глазах Империи и среди восточноевропейских государств.
Высокое искусство укрепления международных отношений проявила после смерти своего мужа великого князя Игоря княгиня Ольга, соединившая в себе все качества умной и редкой государыни (890 - 969). Стремясь еще больше повысить авторитет великокняжеской власти и поднять престиж Руси, она решила получить обряд крещения в Византии. С этой целью Ольга отправилась в Константинополь во главе многочисленного и пышного посольства.
9 сентября 957 г. ей была
назначена аудиенция у
В беседе с Константином Багрянородным Ольга обсудила процедуру предстоявшего обряда крещения. Вскоре она крестилась в присутствии императоров Константина Багрянородного и Романа в главном Константинопольском храме и получила благословение патриарха Полиевкта.
Таким образом, годы княжения Ольги характеризовались расширением международных связей Киевской Руси: были укреплены отношения с Византией, произведен обмен посольствами с германским императором, значительно расширены торговые связи Киевской Руси.
Вопросы государственного престижа Руси, расширения ее международных связей продолжали постоянно оставаться в центре внимания киевских правителей. Укрепление и расширение международных отношений достигалось разными путями: ценою политических сделок и уступок либо с помощью военной силы. Иногда о войне открыто оповещали противника, однако чаще войны готовились скрытно, а военная переписка велась тайно. Дипломатия той поры была отнюдь не примитивной, она носила печать своего времени. Средства, способы и формы, используемые ею, совершенствовались по мере становления государства (В.Т. Пашуто).
Уже в те далекие времена, участвуя в походах против арабов и норманнов, угрожавших союзной Византии, Русь не забывала и о собственных интересах, укрепляла свое влияние не только на Кавказе, но и на Средиземном море, воздействуя на германо-имперскую борьбу за Италию. Попытка греков столкнуть кочевников с Русью также закончилась провалом. Оттеснив Византию, руссы сумели удержать лесостепную границу и взять под контроль политику в отношении кочевников, превратив хазар, печенегов, торков и значительную часть половцев в своих союзников. В ход шли клятвы, подкупы и раздача пограничных земель, организация пышных приемов для послов, подарки и т.д. Немало половецких девушек- «хатуней», приняв православие, стали русскими княгинями. Широко используя дипломатию в международных отношениях с другими странами, руссы сохранили также свои позиции на главных торговых путях по Волге, Дону, Днепру, Днестру, Серети и Нижнему Дунаю.
И в заключение необходимо сказать, что в сложной системе международных отношений Киевской Руси важное место занимали брачные союзы. Так, Ярослав Мудрый (1019 - 1054) был женат на дочери шведского короля Олафа Ингигерде, его старшая дочь Елизавета была замужем за норвежским королем Гаральдом, средняя - Анна - за французским королем Генрихом I, после смерти которого она стала регентшей Франции; младшая Анастасия - за венгерским королем Андреем. Заметный след оставили русские княгини в политической жизни Польши, Литвы и других стран. В свою очередь, русские князья, стремясь укрепить отношения Руси с иностранными государствами, нередко брали в жены девушек из царских и королевских фамилий.
Таким образом, подытоживая свой доклад на тему «Международные отношения Киевской Руси IX-XI вв.» хочется отметить, что князья древнерусского государства всячески стремились к расширению границ своего государства, к укреплению политических и экономических связей, и главное к развитию торговых отношений с заморскими рынками.
2. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX
Краткая характеристика системы управления Русской православной церковью, статуса "белого" (приходского) и "черного" (монашествующего) духовенства, сведения о положении церкви и ее взаимоотношений с государством в первой половине XIX в. мною изложены в главе XXVI учебника "История России с древнейших времен до 1861 года" (М.,1996), к которой я и отсылаю читателя. Здесь же речь пойдет о том о том, какие изменения произошли в жизни Русской православной церкви в пореформенный период и накануне 1917 г., какой характер в эти периоды носила конфессиональная политика правительства.
Система управления церковью после 1861 г. не претерпела каких либо существенных изменений. Как и ранее, начиная с петровских времен, высшим органом церковного управления являлся Святейший Синод, состоявший из высших иерархов церкви, но все дела вершил возглавлявший Синод обер-прокурор - светское лицо, назначаемое императором и лично перед ним ответственное. Российский император официально считался и главой Русской православной церковью, что было зафиксировано в законе. Число церковных округов (епархий) с середины XIX до начала XX вв. увеличилось c 55 до 67. Еще в конце XVIII в. в наиболее крупных епархиях по указу Синода были введены должности викариев (или викарных епископов) - помощников епархиальных архиереев по управлению епархией. Таковых тогда было всего 5. Указ 1865г. Синода разрешал иметь викарных епископов всем епархиям, и численность их к концу XIX в. возросла до 38. В управление викариев стали выделяться и части епархии под названием викариатств. Например, в Московской епархии их было 4. Викарный епископ носил титул викарного преосвященного. Он мог "рукополагать" (возводить в сан) священников и дьяконов, но не имел ни своего кафедрального храма в викариатстве, ни консистории.
Информация о работе Отношения Киевской Руси с соседями в IX-XI вв