Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 17:46, реферат
Международные отношения на Руси как неотъемлемая часть и орудие внешней политики появились и развивались одновременно с зарождением и становлением русского государства, история которого ведется с образования Киевской Руси в IX веке. Приблизительно к половине IX в. внешние и внутренние отношения в торгово-промышленном мире русских городов сложились в такую комбинацию, при которой охрана границ страны и внешняя торговля стала их общим интересом, подчинившим их князю киевскому и сделавшим Киевское варяжское княжество зерном Русского государства.
Возрастала численность православных церквей. Если в начале XIX в. их было 25,2 тыс., а в 1860 г. - 36,2 тыс., в 1880 г. - 45,7 тыс., то в 1914 г. - 54,2 тыс. (кроме того в том же году насчитывалось 23,6 тыс. часовен и домашних церквей). Однако медленнее возростала численность приходского духовенства: в начале XIX в. 102 тыс. человек, в 1860 г. - 113,6 тыс.; к 1880 г. даже произошло его уменьшение - до 98,9 тыс. человек, но к 1914 г. численность приходского духовенства возросла до 112, тыс. человек (без членов их семей).
Приходское духовенство (причт) состояло из священнослужителей (священников и дьяконов) и церковнослужителей (причетников - псаломщиков, пономарей, дьячков и пр.), обычно прислуживавших священнику при богослужениях и исполнявших другие его поручения. Церковнослужители составляли примерно 60% причта.
Установившаяся с начала XVIII в. практика передачи священнических должностей по наследству (а не по избранию прихожанами, как это было ранее), была узаконена Павлом I. Должность священника передавалась старшему сыну (за отсутствием сыновей - мужу старшей дочери). Остальные сыновья священника должны были искать вакантных мест в других приходах, либо довольствоваться должностью дьякона, а то и церковнослужителя в приходе своего отца. Но поскольку претендентов было больше, чем вакантных мест, то многие из детей духовенства шли на гражданскую службу - поставляли кадры для разраставшегося административно-чиновничьего аппарата. Так, к середине XIX в. более трети чиновников были выходцами из духовного сословия. При Александре II было отменено правило наследования священнических должностей. Представитель любого сословия, окончивший духовную семинарию, мог быть рукоположен в священники и поставлен на священническую или дьяконскую должности. Однако на практике традиция замещения этих должностей по наследству продолжала сохраняться.
"Черное" духовенство (монашество)
в православии имеет
Для пострижения в монахи требовалось добровольное согласие постригаемого. Насильственное пострижение влекло по закону уголовное наказание. Тем не менее известны исторические примеры заточения в монастырь с насильственным пострижением даже особ великокняжеского и царского рода по политическим или иным мотивам.
3. В ЧЕМ ИВАН III БЫЛ НАСЛЕДНИКОМ ПОЛИТИКИ ЗОЛОТООРДЫНСКИХ ХАНОВ?
Иван Васильевич беспощадно боролся с княжеско-боярской оппозицией, установив нормы налогов, которые собирались с населения в пользу наместников. Большую роль стали играть дворянское войско и дворянств. В интересах дворян-помещиков было введено ограничение на переход крестьян от одного господина к другому. Крестьяне получили право перехода только один раз в году — за неделю до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и спустя неделю после Юрьева дня. При Иване Васильевиче появилась артиллерия как составная часть войска.
В 1467 - 1469 гг. Иван Васильевич успешно вел военные действия против Казани, в итоге добившись ее вассальной зависимости. В 1471 году совершил поход на Новгород и, благодаря удару по городу на нескольких направлениях, совершенному профессиональными воинами, в ходе битвы на Шелони 14 июля 1471 года, победил в последней феодальной войне на Руси, включив Новгородские земли в состав Русского государства.
После войн с Литовским великим княжеством (1487 – 1494гг.; 1500 – 1503гг.) к Руси отошли многие западно-русские города и земли. Согласно Благовещенскому перемирию 1503 года в состав русского государства вошли: Чернигов, Новгород-Северский, Стародуб, Гомель, Брянск, Торопец, Мценск, Дорогобуж.
Успехи в расширении страны способствовали и росту международных связей со странами Европы. В частности, был заключён союз с Крымским ханством, с ханом Менгли-Гиреем, при этом в договоре прямо назывались враги, против которых стороны должны были совместно действовать — хан Большой Орды Ахмат и великий литовский князь. В последующие годы русско-крымский союз показал свою действенность. В ходе русско-литовской войны 1500—1503 гг. Крым оставался союзником России.
В 1476 году Иван III Васильевич прекратил уплату дани хану Большой Орды, что должно было привести к столкновению двух давних противников. 26 октября 1480 г. «стояние на р.Угре» завершилось фактической победой Российского государства, получив желанную независимость от Орды. За свержение золотоордынского ига в 1480 году Иван Васильевич получил в народе прозвище Святой.
Объединение ранее раздробленных русских земель в единое государство настоятельно требовало единства правовой системы. В сентябре 1497 года в действие был введён Судебник — единый законодательный кодекс, в котором отразились нормы таких документов, как: Русская Правда, Уставные грамоты (Двинская и Белозерская), Псковская судная грамота, ряд указов и распоряжений московских князей.
Время правления Ивана Третьего также охарактеризовалось масштабным строительством, возведением храмов, развитием зодчества, расцветом летописания. Так, возведены Успенский собор (1479), Грановитая палата (1491), Благовещенский собор (1489), построены 25 церквей, интенсивное строительство московского и новгородского Кремля. Построены крепости Ивангород (1492), в Белоозере (1486 год), в Великих Луках (1493 год).
Появление двуглавого орла в качестве государственного символа Московского государства на печати одной из грамот, выданной в 1497 году Иваном III Васильевичем символизировало равенство рангов императора Священной Римской империи и великого князя московского.
4. В ОТРЫВКЕ ИЗ СОЧИНЕНИЯ В.О. КЛЮЧЕВСКОГО:
«от природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство…, рано испортили этот ум, дали ему неестественное, болезненное развитие. …рано осиротел – на четвертом году лишился отца, а на восьмом потерял и мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и всю жизнь сохранялось чувство сиротства, брошенности, одиночества… это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие или пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после в письме к князю курбскому, как его с младшим братом юрием в детстве стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, все заставляли делать насильно и не по возрасту», - речь идет о: Иване IV.
5. РАСКРОЙТЕ СУТЬ СЛЕДУЮЩИХ ПОНЯТИЙ:
Во́льные хлебопа́шцы в России крестьяне, освобождённые от крепостной зависимости с землёй.
Абсолютная монархия — это такая форма государственного правления, когда вся полнота государственной власти сосредоточивается в руках самого монарха.
ГОЭЛРО́ (сокр. Государственная комиссия по электрификации России) — орган, созданный 21 февраля 1920 года для разработки проекта электрификации России после Октябрьской революции 1917 года.
Местничество — это правила и нормы, разработанные в ходе формирования сословий, которые определяли ранг семьи и ее отдельных членов.
Стаха́новское движе́ние — массовое движение последователей А. Г. Стаханова в СССР, новаторов социалистического производства — рабочих, колхозников, инженерно-технических работников, многократно превышавших установленные нормы производства.
Космополитизм - идеология, рассматривающая жителей Земли вне зависимости от гражданства или какой-либо родовой принадлежности.
Крепостно́е пра́во — совокупность юридических норм, закреплявших наиболее полную и суровую форму крестьянской зависимости.
Информация о работе Отношения Киевской Руси с соседями в IX-XI вв