Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 00:47, курсовая работа
Подобно Библии, мифы и легенды древности оказали огромное влияние на развитие культуры, литературы и искусства. Еще в эпоху Возрождения писатели, художники, скульпторы начали в своем творчестве широко использовать сюжеты сказаний древних римлян. Поэтому постепенно мифы стали неотъемлемой частью европейской культуры, как, собственно, и шедевры, созданные по их мотивам. “Персей и Андромеда” Рубенса, “Пейзаж Полифемом” Пуссена, “Даная” и “Флора” Рембрандта, “Встреча Аполлона и Дианы” К. Брюллова, “Похищение Европы” В. Серова, “Посейдон несущейся по морю” И. Айвазовского и др.
На основе немногих источников, а также отдельных упоминаний у позднейших авторов можно полагать, что верования у римлян в древнейший период были аналогичными стадиально близким верованиям других народов.
Мир богов представлялся устроенным по образу мира людей; они имели своего царя Юпитера, наиболее почитаемые из них именовались, как и сенаторы, отцами - patres, имели своих божественных слуг - famiuli tivi и, видимо, аналог весталок - божественных дев - virgines divi, обслуживавших их очаг. Они делились на богов небесных, земных и подземных, однако и те же боги могли действовать во всех трех мирах. (например Юпитер, Диана, Меркурий.) Мифы богов, людей и мертвых были разграничены (так, право богов - fas не смешивалось с правом человеческим - ius, из действия которого изымалось все, посвященное богам; маны выпускались в мир живых лишь трижды в год) в месте с тем взаимосвязаны. Люди не начинали ни одного важного дела, не узнав, как отнесутся к нему боги. Отсюда сложная наука авгуров и гаруспиков, читавших волю богов по полету и поведению птиц, внутренностям (особенно печени) жертвенных животных, удару молнии. Отсюда же постоянное стремление истолковать необычное рождение уродов у людей и животных, появление в городе волков, на небе двух солнц, комет, влаги на статуях богов и т. п., понять не знак ли это неудовольствия богов, чем оно вызвано и как его искупить.
На дальнейшее развитие римской мифологии оказали влияние три фактора: демократизация общества, обусловленная победой плебса, победоносная римская агрессия и знакомство с более развитыми культурами и религиями, с которыми римляне вступили в сложные взаимоотношения. Демократизация, сделавшая доступными для плебеев жреческие должности, а должность главы культа - великого понтифика - выборной, в соединении с запрещением дарить и завещать земли храмам, не дала развиться ни жреческой касте, ни ее оплоту - храмовому хозяйству. Высшим авторитетом стала сама гражданская община, а четкость социальной структуры (полноправные граждане, с одной стороны, полностью бесправные, удерживаемые только силой рабы, - с другой) делала бесполезным какое-либо вуалирование ее божественной санкцией.