Партизанское движение в годы ВОВ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

История Российского государства богата событиями, которых ничто не в состоянии стереть из памяти народной. События эти всегда неординарны и связаны с внешними или внутренними катаклизмами, например, войнами, мощными социальными движениями, революциями. Все века ими насыщены, одни - более, другие - менее. К сожалению, история России изобилует больши­ми и малыми войнами, но одни войны быстрее стираются из памяти современников и потомков, другие накрепко в неё внедряются.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….2
Глава I
Партизанское движение в Великой Отечественной войне.
Образование ЦШПД……………………………………………..………......4

Глава II
Направления деятельности партизан……………………………………....12
2.1 Диверсионная деятельность.…………………………………………....12
2.2 Агитационная деятельность………………..…………………..……….16
2.3 Разведывательная деятельность………………………………………...17



Заключение………………………………………………………………......19

Примечания………………………………………………………………….21

Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

Вроде готовая 1 курс.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Партизаны уничтожили и сильно повредили около 85 тысяч вагонов, платформ и цистерн. Это существенно сказалось на грузообороте вражеского железнодорожного транспорта. Де­сятки тысяч мелких повреждений подвижного состава также значительно снизили объем железнодорожных перевозок противника.

По самым скромным подсчетам только недостаток паровозов и отчасти вагонов сократил вражеские перевозки с начала войны до осени 1943 года по меньшей мере на 20—25 процен­тов, а в дальнейшем на 25—35 процентов.

О том, в какой мере действия советских партизан отража­лись на пропускной способности железных дорог, можно судить по своеобразному транспортному затору, постоянно образовы­вавшемуся на советской границе. По железным дорогам Восточ­ной Пруссии, Польши, Чехословакии и Венгрии к границе Со­ветского Союза в сутки могло проходить более 600 пар поездов, а по железным дорогам оккупированной советской террито­рии из-за действий партизан гитлеровцы могли пропускать в сутки не более 200 пар поездов.

В основном благодаря партизанам интенсивность использо­вания железных дорог на оккупированной противником терри­тории Советского Союза в конце 1942 и начале 1943 года была в 3—3,4 раза ниже, чем в Германии (в границах 1940 года). В то же время расход рабочей силы на километр пробега поезда был в 2—3 раза выше, чем на железных дорогах Германии.

Наибольший эффект в борьбе на вражеских коммуникациях давали крушения поездов. С начала войны до апреля 1943 года партизаны произвели около 3 тысяч, за девять месяцев 1943 го­да— 9600, а за весь период войны, по неполным данным,— более 18 тысяч крушений поездов. Крушения наносили против­нику значительные потери в живой силе и технике, снижали пропускную способность железных дорог, нарушали вражеские оперативные перевозки. Из общего времени перерывов в дви­жении вражеских поездов в результате действий партизан на Украине 70 процентов всех перерывов с начала войны по май 1944 года были вызваны крушениями поездов. Наиболее результативными являлись диверсии с примене­нием минновзрывных средств, особенно мин замедленного действия. 86 процентов паровозов были выведены из строя пу­тем организации крушений, главным образом с помощью мин.

За время войны партизаны подорвали на железных дорогах свыше 2 тысяч мостов. Разрушения больших и средних мостов приводили к значительным перерывам движения на железных дорогах. Подрывы же малых, даже неохраняемых железнодо­рожных мостов в большинстве случаев не давали существен­ных результатов. Перерыв в движении в этих случаях, как пра­вило, составлял от нескольких часов до суток. Совсем иным был результат при подрыве малых мостов, если одновременно на них устраивалось крушение эшелонов. В этих случаях гит­леровцы терпели существенный урон в материальных средствах и живой силе, и перерыв в движении был довольно продолжи­тельным — до трех и более суток. Во время налетов на станции, если они сопровождались затяжными боями, партизаны часто несли большие потери, а эффективность подобных операций была гораздо меньше эффективности операций, приводивших к крушению поездов19

Крушениями поездов и взрывами мин под эшелонами было вызвано 68 процентов перерывов в движении на железнодорож­ных направлениях, разрушением мостов — 20,3 процента, под­рывом рельсов — 6 процентов, прочими видами диверсий и нале­тами на станции — 5,7 процента перерывов в движении20.

Вторым по значению видом транспорта противника являлся автомобильный транспорт, в нарушении работы которого пар­тизаны также достигли весьма значительных результатов. Они уничтожили или вывели на разные сроки из строя 42 тысячи вражеских автомашин и мотоциклов, разрушили или повредили более 8 тысяч мостов на автомобильных дорогах. Боясь парти­занских засад и мин, гитлеровцы были вынуждены отказаться на многих участках автомобильных дорог от ночного движения, пропускать автотранспорт колоннами с охраной, а нередко и объезжать опасные районы.

Там, где позволяли условия, партизаны минировали речные коммуникации, совершали нападения на вражеский речной транспорт. В портах (морских и речных) активную диверсион­ную работу вели подпольщики, широкий размах получил мас­совый саботаж.

Советские партизаны не только добились снижения про­пускной способности железных и автомобильных дорог, но и нанесли противнику весьма существенный урон в живой силе, технике, боеприпасах, горючем и т. д. На оккупированной фаши­стами советской территории не менее 55 процентов потерь врага в людях и свыше 75 процентов материальных потерь, нанесен­ных партизанами, явились результатом их действий на комму­никациях оккупантов.

В целом по самым скромным подсчетам советские партизаны своими операциями на путях сообщения противника нанесли ему урон, почти в десять раз превосходящий ущерб от налетов вражеской авиации на коммуникации советских войск.

«Опыт войны,— как отмечается в шеститомной «Истории Великой Отечественной войны»,— показал, что технически хо­рошо подготовленная диверсия, совершенная небольшой груп­пой партизан (например, крушение воинского эшелона), часто давала гораздо больший эффект, чем бой целого партизанского соединения с войсками противника. А систематические и целе­направленные диверсии, осуществляемые партизанами и под­польщиками в массовом масштабе, нередко приводили к круп­ным оперативным результатам»21.

Ведя борьбу на вражеских коммуникациях, партизаны ско­вывали значительные силы гитлеровцев. Уже с осени 1941 года оккупанты вынуждены были выделять для охраны каждых 100 километров наиболее важных для них железных дорог до батальона солдат. С лета 1942 года гитлеровское командование постоянно использовало для борьбы с партизанами 10 процен­тов всех сухопутных сил фашистской Германии22. Из них от 70 до 90 процентов были заняты на охране путей сообщения и в карательных мероприятиях против партизан, направленных па обеспечение работы транспорта. Кроме того, в охране коммуни­каций участвовали от пяти до десяти дивизий сателлитов фаши­стской Германии и значительное число полицейских сил. В це­лом с лета 1942 года для непосредственной охраны путей сооб­щения и прилегающих к ним районов, сопровождения эшелонов и автомобильных колонн фашисты постоянно использовали от 300 до 600 тысяч солдат и полицейских.

Важную роль сыграли партизаны в спасении многих мо­стов, станций и целых участков железнодорожных путей от разрушения отступавшими гитлеровцами, что способствовало более быстрому продвижению советских войск23.

Исключительно высокая эффективность борьбы советских партизан, в том числе и их действий на коммуникациях про­тивника, обусловливалась рядом причин. Важнейшими из них были высокие морально-политические качества советских лю­дей, руководящая роль Коммунистической партии в партизан­ском движении.

Направляя партизанское движение, партия стремилась мак­симально использовать его возможности, прежде всего для нару­шения работы вражеского транспорта. Под руководством партии было организовано заводское производство специальной минно-взрывной техники для партизанских формирований и подполья, подготовка минеров и инструкторов диверсионных групп.

Важным обстоятельством, намного повысившим результа­тивность боевой деятельности партизан на коммуникациях фа­шистов, явилось планирование этой деятельности. Это дало возможность проводить комплексные операции на обширной территории, сосредоточивать удары партизан на основных транс­портных объектах врага, на дорогах, которые имели особенно важное значение для перевозок противника, и там, где эти удары приносили наибольшую пользу Красной Армии.

Грандиозная битва советских патриотов на путях сообщения в тылу фашистских захватчиков — беспримерное в своем роде явление. Она значительно ослабила противника, чем была ока­зана огромная помощь Красной Армии в проведении важнейших операций на фронтах Великой Отечественной войны.

Ощутимые удары партизан по коммуникациям в тылу врага вызывали серьезное беспокойство, как у оккупационных властей, так и у командова­ния   вермахта.

Железнодорожная дирекция группы армий «Центр» в донесении импер­скому министру путей сообщения докладывала в июле 1942 г. о том, что «на­леты партизан в течение июля приняли столь угрожающие масштабы, что не только снизилась и значительно отстает от установленных норм про­пускная способность дорог, но и вообще на ближайшее будущее положение вызывает самые серьезные опасения...». Далее сообщались сведения о ре­зультатах действий партизан. Они приведены в таблице.

 

Результаты действий партизан в тылу   группы армий «Центр» с апреля по июль 1942 г.

Действия партизан

Апрель

Май

Июнь

Июль (с 1 по 25)

Всего

Произведено налетов  на   эше­лоны    и    железнодорожные

Выведено из  строя   паровозов

Повреждено железнодорожно­го полотна (в метрах)

65 13

45

1220

145

25

166

2 040

262 62

218

4180

304 90

287

6 000

776 190 716

13 440

В донесении железнодорожной дирекции сделан вывод: «Опаздывание поездов колеблется в пределах от 10 до 120 часов. Если считать, что в сред­нем каждый поезд (из 40 вагонов.) опаздывает на 36 часов, то при 100 поездах, ежедневно следующих в одном направлении, это составит... 6000 вагонов, а всего 12 тыс. вагонов, которые могли бы ежедневно исполь­зоваться для нужд армии или  военной  промышленности и хозяйства».

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Агитационная деятельность

 

В целях активизации массово-политической работы среди населения оккупированных районов за линию фронта переправлялось свыше 50 наи­менований газет. Центральные Комитеты Компартий Украины, Бело­руссии, Литвы, Латвии и Эстонии в 1942 г. забросили в тыл противника около 45 млн. экземпляров различных листовок и брошюр, ЦК ВЛКСМ — 8 млн. Много печатных изданий населением оккупированных районов было получено от партийных органов РСФСР, а также Главного политическо­го управления РККА. Принимались меры и для организации подпольной печати на местах. В результате подпольные партийные органы и командо­вание партизанских формирований издавали в мае — ноябре 1942 г. свыше 50 газет, большое количество листовок. Например, соединение украинских партизан под командованием А. Ф. Федорова до ноября 1942 г. выпустило 33 листовки общим тиражом 500 тыс. экземпляров.               1-я Белорусская пар­тизанская бригада в августе — сентябре напечатала 17 листовок общим тиражом около  18 тыс. экземпляров.

В результате огромной организаторской и массово-политической дея­тельности партийных органов и штабов партизанского движения летом и осенью 1942 г. в тылу врага начался новый подъем народной борьбы. В ней участвовали рабочие и крестьяне, составлявшие 70—85 процентов всего личного состава партизан, а также представители интеллигенции. Наравне с мужчинами активную борьбу с оккупантами вели женщины и подростки. Всё это способствовало получению дальнейшего развития такой чрезвычайно важной формы борьбы в тылу врага, как массовое сопротивление невооруженного населения. Под руководством партийных органов оно приобрело к осени невиданный в истории размах, охватило многомиллионные массы совет­ских граждан. Сопротивление проявлялось в виде саботажа, срыва полити­ческих и экономических мероприятий оккупантов, укрытия от врага со­циалистической и личной собственности, продовольствия и сырья, орга­низации помощи партизанам, подпольщикам и воинам Советской Армии и отличалось высокой политической сознательностью и целеустремлен­ностью.

С ростом партизанской борьбы совершенствовались формы ее органи­зации. Возникла необходимость объединения мелких отрядов и групп в крупные. Основным партизанским формированием стал отряд со своим штабом. Численный состав отрядов колебался в пределах от 50 до 200 че­ловек. Наиболее целесообразным соединением была признана бригада, состоявшая из нескольких партизанских отрядов. Такая структура бригад придавала им большую маневренность, позволяла свободно рассредоточи­вать или концентрировать силы в зависимости от обстановки. В северо-западных и южных районах Ленинградской области летом действовало

6 бригад, в Калининской области — 9, в Белоруссии — 56; в октябре в северной части Орловской области — 5 бригад, в Курской области — 2; к середине ноября в юго-западной части Брянских лесов — 8 бригад. Соз­давались и самостоятельные отряды, а также спецгруппы, выполнявшие особые    задания   разведывательных   органов.


2.3 Разведывательная деятельность

 

Важной стороной деятельности партизан была разведка, которая велась по заданию войсковых штабов и штабов партизанского движения. Партизаны во взаимодействии с подпольщиками должны были своевре­менно вскрывать оперативные и стратегические перегруппировки; выяв­лять численность и род войск, устанавливать районы дислокации сое­динений и штабов, баз снабжения, аэродромов, узлов связи; выявлять наличие и характер оборонительных рубежей, численность гарнизонов городов, их вооружение.

Агентурной сетью партизан и подпольщиков были охвачены почти все города и крупные населенные пункты, что позволяло собирать ценные разведывательные данные  о противнике.

Так, Брянский штаб партизанского движения доносил в штаб фрон­та: «За июль месяц установлено, что по ж-д. ст. Рославль на Брянск про­шло более 160 эшелонов с войсками, техникой и боеприпасами. По нашим подсчетам, противник за это время перебросил через Брянск к линии фрон­та по направлению Орел и Курск до 7 пехотных дивизий, перевезено не менее 400 танков, 160 орудий, 1600 автомашин, 33 000 тонн боеприпасов»24.

Ленинградскими партизанами и подпольщиками в течение второй половины 1942 г. было разведано расположение 197 гарнизонов против­ника, 67 складов и баз, 35 аэродромов, 12 штабов частей и соединений и т. д. Неоднократно проводилась разведка городов Старая Русса, Дно, Псков, Остров, Порхов. В Пскове, например, было установлено располо­жение штаба группы армий «Север». Только о дислокации вражеских войск, штабов, аэродромов, складов, о строительстве оборонительных укреплений Украинский штаб партизанского движения за восемь меся­цев 1942 г. получил от партизанских отрядов 293 донесения. Летом и осенью крымские партизаны передали 84 радиограммы с важными сведе­ниями о противнике.

Разведывательная деятельность партизан и подпольщиков оказывала существенную помощь советскому командованию в получении сведений о замыслах врага.

Одним из видов боевой деятельности партизан являлось нападение на вражеские гарнизоны в населенных пунктах. В результате расширялись и создавались партизанские края. Оставшиеся на их территории гарнизо­ны противника оказывались, как правило, изолированными один от дру­гого.

К осени фашистским карателям удалось ликвидировать партизанский край Ленинградской области, Дорогобужский и Южный Ельнинский края. Другие края к этому времени значительно расширились и укре­пились. Летом образовались Россонско-Освейский, Бегомльский и Ушачский   края,   а   осенью — партизанский   край   Калининской   области.

Информация о работе Партизанское движение в годы ВОВ