Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 15:35, курсовая работа
История Российского государства богата событиями, которых ничто не в состоянии стереть из памяти народной. События эти всегда неординарны и связаны с внешними или внутренними катаклизмами, например, войнами, мощными социальными движениями, революциями. Все века ими насыщены, одни - более, другие - менее. К сожалению, история России изобилует большими и малыми войнами, но одни войны быстрее стираются из памяти современников и потомков, другие накрепко в неё внедряются.
Введение…………………………………………………………………….2
Глава I
Партизанское движение в Великой Отечественной войне.
Образование ЦШПД……………………………………………..………......4
Глава II
Направления деятельности партизан……………………………………....12
2.1 Диверсионная деятельность.…………………………………………....12
2.2 Агитационная деятельность………………..…………………..……….16
2.3 Разведывательная деятельность………………………………………...17
Заключение………………………………………………………………......19
Примечания………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………
Партизаны уничтожили и сильно повредили около 85 тысяч вагонов, платформ и цистерн. Это существенно сказалось на грузообороте вражеского железнодорожного транспорта. Десятки тысяч мелких повреждений подвижного состава также значительно снизили объем железнодорожных перевозок противника.
По самым скромным подсчетам только недостаток паровозов и отчасти вагонов сократил вражеские перевозки с начала войны до осени 1943 года по меньшей мере на 20—25 процентов, а в дальнейшем на 25—35 процентов.
О том, в какой мере действия советских партизан отражались на пропускной способности железных дорог, можно судить по своеобразному транспортному затору, постоянно образовывавшемуся на советской границе. По железным дорогам Восточной Пруссии, Польши, Чехословакии и Венгрии к границе Советского Союза в сутки могло проходить более 600 пар поездов, а по железным дорогам оккупированной советской территории из-за действий партизан гитлеровцы могли пропускать в сутки не более 200 пар поездов.
В основном благодаря партизанам интенсивность использования железных дорог на оккупированной противником территории Советского Союза в конце 1942 и начале 1943 года была в 3—3,4 раза ниже, чем в Германии (в границах 1940 года). В то же время расход рабочей силы на километр пробега поезда был в 2—3 раза выше, чем на железных дорогах Германии.
Наибольший эффект в борьбе на вражеских коммуникациях давали крушения поездов. С начала войны до апреля 1943 года партизаны произвели около 3 тысяч, за девять месяцев 1943 года— 9600, а за весь период войны, по неполным данным,— более 18 тысяч крушений поездов. Крушения наносили противнику значительные потери в живой силе и технике, снижали пропускную способность железных дорог, нарушали вражеские оперативные перевозки. Из общего времени перерывов в движении вражеских поездов в результате действий партизан на Украине 70 процентов всех перерывов с начала войны по май 1944 года были вызваны крушениями поездов. Наиболее результативными являлись диверсии с применением минновзрывных средств, особенно мин замедленного действия. 86 процентов паровозов были выведены из строя путем организации крушений, главным образом с помощью мин.
За время войны партизаны подорвали на железных дорогах свыше 2 тысяч мостов. Разрушения больших и средних мостов приводили к значительным перерывам движения на железных дорогах. Подрывы же малых, даже неохраняемых железнодорожных мостов в большинстве случаев не давали существенных результатов. Перерыв в движении в этих случаях, как правило, составлял от нескольких часов до суток. Совсем иным был результат при подрыве малых мостов, если одновременно на них устраивалось крушение эшелонов. В этих случаях гитлеровцы терпели существенный урон в материальных средствах и живой силе, и перерыв в движении был довольно продолжительным — до трех и более суток. Во время налетов на станции, если они сопровождались затяжными боями, партизаны часто несли большие потери, а эффективность подобных операций была гораздо меньше эффективности операций, приводивших к крушению поездов19
Крушениями поездов и взрывами мин под эшелонами было вызвано 68 процентов перерывов в движении на железнодорожных направлениях, разрушением мостов — 20,3 процента, подрывом рельсов — 6 процентов, прочими видами диверсий и налетами на станции — 5,7 процента перерывов в движении20.
Вторым по значению видом транспорта противника являлся автомобильный транспорт, в нарушении работы которого партизаны также достигли весьма значительных результатов. Они уничтожили или вывели на разные сроки из строя 42 тысячи вражеских автомашин и мотоциклов, разрушили или повредили более 8 тысяч мостов на автомобильных дорогах. Боясь партизанских засад и мин, гитлеровцы были вынуждены отказаться на многих участках автомобильных дорог от ночного движения, пропускать автотранспорт колоннами с охраной, а нередко и объезжать опасные районы.
Там, где позволяли условия, партизаны минировали речные коммуникации, совершали нападения на вражеский речной транспорт. В портах (морских и речных) активную диверсионную работу вели подпольщики, широкий размах получил массовый саботаж.
Советские партизаны не только добились снижения пропускной способности железных и автомобильных дорог, но и нанесли противнику весьма существенный урон в живой силе, технике, боеприпасах, горючем и т. д. На оккупированной фашистами советской территории не менее 55 процентов потерь врага в людях и свыше 75 процентов материальных потерь, нанесенных партизанами, явились результатом их действий на коммуникациях оккупантов.
В целом по самым скромным подсчетам советские партизаны своими операциями на путях сообщения противника нанесли ему урон, почти в десять раз превосходящий ущерб от налетов вражеской авиации на коммуникации советских войск.
«Опыт войны,— как отмечается в шеститомной «Истории Великой Отечественной войны»,— показал, что технически хорошо подготовленная диверсия, совершенная небольшой группой партизан (например, крушение воинского эшелона), часто давала гораздо больший эффект, чем бой целого партизанского соединения с войсками противника. А систематические и целенаправленные диверсии, осуществляемые партизанами и подпольщиками в массовом масштабе, нередко приводили к крупным оперативным результатам»21.
Ведя борьбу на вражеских коммуникациях, партизаны сковывали значительные силы гитлеровцев. Уже с осени 1941 года оккупанты вынуждены были выделять для охраны каждых 100 километров наиболее важных для них железных дорог до батальона солдат. С лета 1942 года гитлеровское командование постоянно использовало для борьбы с партизанами 10 процентов всех сухопутных сил фашистской Германии22. Из них от 70 до 90 процентов были заняты на охране путей сообщения и в карательных мероприятиях против партизан, направленных па обеспечение работы транспорта. Кроме того, в охране коммуникаций участвовали от пяти до десяти дивизий сателлитов фашистской Германии и значительное число полицейских сил. В целом с лета 1942 года для непосредственной охраны путей сообщения и прилегающих к ним районов, сопровождения эшелонов и автомобильных колонн фашисты постоянно использовали от 300 до 600 тысяч солдат и полицейских.
Важную роль сыграли партизаны в спасении многих мостов, станций и целых участков железнодорожных путей от разрушения отступавшими гитлеровцами, что способствовало более быстрому продвижению советских войск23.
Исключительно высокая эффективность борьбы советских партизан, в том числе и их действий на коммуникациях противника, обусловливалась рядом причин. Важнейшими из них были высокие морально-политические качества советских людей, руководящая роль Коммунистической партии в партизанском движении.
Направляя партизанское движение, партия стремилась максимально использовать его возможности, прежде всего для нарушения работы вражеского транспорта. Под руководством партии было организовано заводское производство специальной минно-взрывной техники для партизанских формирований и подполья, подготовка минеров и инструкторов диверсионных групп.
Важным обстоятельством, намного повысившим результативность боевой деятельности партизан на коммуникациях фашистов, явилось планирование этой деятельности. Это дало возможность проводить комплексные операции на обширной территории, сосредоточивать удары партизан на основных транспортных объектах врага, на дорогах, которые имели особенно важное значение для перевозок противника, и там, где эти удары приносили наибольшую пользу Красной Армии.
Грандиозная битва советских патриотов на путях сообщения в тылу фашистских захватчиков — беспримерное в своем роде явление. Она значительно ослабила противника, чем была оказана огромная помощь Красной Армии в проведении важнейших операций на фронтах Великой Отечественной войны.
Ощутимые удары партизан по коммуникациям в тылу врага вызывали серьезное беспокойство, как у оккупационных властей, так и у командования вермахта.
Железнодорожная дирекция группы армий «Центр» в донесении имперскому министру путей сообщения докладывала в июле 1942 г. о том, что «налеты партизан в течение июля приняли столь угрожающие масштабы, что не только снизилась и значительно отстает от установленных норм пропускная способность дорог, но и вообще на ближайшее будущее положение вызывает самые серьезные опасения...». Далее сообщались сведения о результатах действий партизан. Они приведены в таблице.
Результаты действий партизан в тылу группы армий «Центр» с апреля по июль 1942 г. | |||||
Действия партизан | Апрель | Май | Июнь | Июль (с 1 по 25) | Всего |
Произведено налетов на эшелоны и железнодорожные Выведено из строя паровозов Повреждено железнодорожного полотна (в метрах) | 65 13 45 1220 | 145 25 166 2 040 | 262 62 218 4180 | 304 90 287 6 000 | 776 190 716 13 440 |
В донесении железнодорожной дирекции сделан вывод: «Опаздывание поездов колеблется в пределах от 10 до 120 часов. Если считать, что в среднем каждый поезд (из 40 вагонов.) опаздывает на 36 часов, то при 100 поездах, ежедневно следующих в одном направлении, это составит... 6000 вагонов, а всего 12 тыс. вагонов, которые могли бы ежедневно использоваться для нужд армии или военной промышленности и хозяйства».
2.2 Агитационная деятельность
В целях активизации массово-политической работы среди населения оккупированных районов за линию фронта переправлялось свыше 50 наименований газет. Центральные Комитеты Компартий Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в 1942 г. забросили в тыл противника около 45 млн. экземпляров различных листовок и брошюр, ЦК ВЛКСМ — 8 млн. Много печатных изданий населением оккупированных районов было получено от партийных органов РСФСР, а также Главного политического управления РККА. Принимались меры и для организации подпольной печати на местах. В результате подпольные партийные органы и командование партизанских формирований издавали в мае — ноябре 1942 г. свыше 50 газет, большое количество листовок. Например, соединение украинских партизан под командованием А. Ф. Федорова до ноября 1942 г. выпустило 33 листовки общим тиражом 500 тыс. экземпляров. 1-я Белорусская партизанская бригада в августе — сентябре напечатала 17 листовок общим тиражом около 18 тыс. экземпляров.
В результате огромной организаторской и массово-политической деятельности партийных органов и штабов партизанского движения летом и осенью 1942 г. в тылу врага начался новый подъем народной борьбы. В ней участвовали рабочие и крестьяне, составлявшие 70—85 процентов всего личного состава партизан, а также представители интеллигенции. Наравне с мужчинами активную борьбу с оккупантами вели женщины и подростки. Всё это способствовало получению дальнейшего развития такой чрезвычайно важной формы борьбы в тылу врага, как массовое сопротивление невооруженного населения. Под руководством партийных органов оно приобрело к осени невиданный в истории размах, охватило многомиллионные массы советских граждан. Сопротивление проявлялось в виде саботажа, срыва политических и экономических мероприятий оккупантов, укрытия от врага социалистической и личной собственности, продовольствия и сырья, организации помощи партизанам, подпольщикам и воинам Советской Армии и отличалось высокой политической сознательностью и целеустремленностью.
С ростом партизанской борьбы совершенствовались формы ее организации. Возникла необходимость объединения мелких отрядов и групп в крупные. Основным партизанским формированием стал отряд со своим штабом. Численный состав отрядов колебался в пределах от 50 до 200 человек. Наиболее целесообразным соединением была признана бригада, состоявшая из нескольких партизанских отрядов. Такая структура бригад придавала им большую маневренность, позволяла свободно рассредоточивать или концентрировать силы в зависимости от обстановки. В северо-западных и южных районах Ленинградской области летом действовало
6 бригад, в Калининской области — 9, в Белоруссии — 56; в октябре в северной части Орловской области — 5 бригад, в Курской области — 2; к середине ноября в юго-западной части Брянских лесов — 8 бригад. Создавались и самостоятельные отряды, а также спецгруппы, выполнявшие особые задания разведывательных органов.
2.3 Разведывательная деятельность
Важной стороной деятельности партизан была разведка, которая велась по заданию войсковых штабов и штабов партизанского движения. Партизаны во взаимодействии с подпольщиками должны были своевременно вскрывать оперативные и стратегические перегруппировки; выявлять численность и род войск, устанавливать районы дислокации соединений и штабов, баз снабжения, аэродромов, узлов связи; выявлять наличие и характер оборонительных рубежей, численность гарнизонов городов, их вооружение.
Агентурной сетью партизан и подпольщиков были охвачены почти все города и крупные населенные пункты, что позволяло собирать ценные разведывательные данные о противнике.
Так, Брянский штаб партизанского движения доносил в штаб фронта: «За июль месяц установлено, что по ж-д. ст. Рославль на Брянск прошло более 160 эшелонов с войсками, техникой и боеприпасами. По нашим подсчетам, противник за это время перебросил через Брянск к линии фронта по направлению Орел и Курск до 7 пехотных дивизий, перевезено не менее 400 танков, 160 орудий, 1600 автомашин, 33 000 тонн боеприпасов»24.
Ленинградскими партизанами и подпольщиками в течение второй половины 1942 г. было разведано расположение 197 гарнизонов противника, 67 складов и баз, 35 аэродромов, 12 штабов частей и соединений и т. д. Неоднократно проводилась разведка городов Старая Русса, Дно, Псков, Остров, Порхов. В Пскове, например, было установлено расположение штаба группы армий «Север». Только о дислокации вражеских войск, штабов, аэродромов, складов, о строительстве оборонительных укреплений Украинский штаб партизанского движения за восемь месяцев 1942 г. получил от партизанских отрядов 293 донесения. Летом и осенью крымские партизаны передали 84 радиограммы с важными сведениями о противнике.
Разведывательная деятельность партизан и подпольщиков оказывала существенную помощь советскому командованию в получении сведений о замыслах врага.
Одним из видов боевой деятельности партизан являлось нападение на вражеские гарнизоны в населенных пунктах. В результате расширялись и создавались партизанские края. Оставшиеся на их территории гарнизоны противника оказывались, как правило, изолированными один от другого.
К осени фашистским карателям удалось ликвидировать партизанский край Ленинградской области, Дорогобужский и Южный Ельнинский края. Другие края к этому времени значительно расширились и укрепились. Летом образовались Россонско-Освейский, Бегомльский и Ушачский края, а осенью — партизанский край Калининской области.