Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 20:10, реферат
Пасха - одно из самых драгоценных слов христианина. С ним для нас связаны многочисленные священные воспоминания, им же мы выражаем и радость о нашем спасении по благодати Воскресшего Христа Бога нашего. Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.
Введение
1. История возникновения праздника.
2. Пасха в современном мире.
3. Основные обряды праздника и их символика.
3.1. Пасхальное приветствие.
3.2. Пасхальное богослужение.
3.3. Пасхальный звон.
3.4. Пасхальный огонь.
3.5. Пасхальная трапеза.
4. Народные обычаи.
5. Заключение.
Список литературы.
Содержание
Введение
1.
История возникновения
2. Пасха в современном мире.
3. Основные обряды праздника и их символика.
3.1. Пасхальное приветствие.
3.2. Пасхальное богослужение.
3.3. Пасхальный звон.
3.4. Пасхальный огонь.
3.5. Пасхальная трапеза.
4. Народные обычаи.
5. Заключение.
Список литературы.
Введение.
Пасха - одно из самых драгоценных
слов христианина. С ним для нас
связаны многочисленные священные
воспоминания, им же мы выражаем и радость
о нашем спасении по благодати Воскресшего
Христа Бога нашего.
Праздник Светлого Христова Воскресения,
Пасха, - главное событие года для православных
христиан и самый большой православный
праздник. Слово "Пасха" пришло к
нам из греческого языка и означает "прехождение",
"избавление". В этот день мы торжествуем
избавление через Христа Спасителя всего
человечества от рабства диаволу и дарование
нам жизни и вечного блаженства. Как крестной
Христовой смертью совершено наше искупление,
так Его Воскресением дарована нам вечная
жизнь.
Воскресение Христово - это основа и венец
нашей веры, это первая и самая великая
истина, которую начали благовествовать
апостолы. Апостол
Павел говорит: «А если Христос не воскрес,
то вера ваша тщетна...» (1 Кор. 15, 17). Истинность
и сила веры обязаны светлому событию
Воскресения Христова. Без него христиане
«несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15,
19).
История возникновения праздника.
После Пятидесятницы христиане
начали совершать первые литургии,
по форме схожие с иудейской Пасхой,
а также установленное Христом
Таинство Евхаристии. Литургии совершались
как Тайная Вечеря — Пасха страданий,
связанная с Крестной смертью и воскресением
Христа. Таким образом, Пасха стала первым
и главным христианским праздником, обуславливающим
как богослужебный устав Церкви, так и
вероучительную сторону христианства.
Первоначально смерть и воскресение Христа
отмечались еженедельно: пятница была
днём поста и скорби в воспоминание страданий
Христа, а воскресенье — днём радости. Эти
празднования становились более торжественными
в период еврейской Пасхи — годовщины
смерти Христа. Епифаний Кипрский полагал,
что Пасха особым образом праздновалась
у коринфян, так как апостол Павел писал
им: «Пасха
наша, Христос, заклан за нас. Посему станем
праздновать не со старою закваскою…»
(1Кор.5:7). В малоазийских церквях, особенно
евреями-христианами, в I век н.э. праздник
ежегодно отмечался вместе с иудейской
Пасхой — 14 нисана, так как и иудеи и христиане
ожидали в этот день пришествие Мессии
(Блаж. Иероним, Толк. на Мф. 25,6 — PL 26,192).
Некоторые церкви переносили празднование
на первое воскресенье после иудейской
Пасхи, потому как Иисус Христос был казнён
в день Пасхи и воскрес по Евангелиям в
день после субботы.
Уже во II веке праздник принимает характер
ежегодного во всех Церквях.
В сочинениях ранних христианских писателей —
в послании св. Иринея Лионского епископу
Римскому Виктору, «Слове о Пасхе» Мелитона
Сардийского, в творениях Аполлинария
Иерапольского, Климента Александрийского,
св. Ипполита Римского есть сведения и
о праздновании ежегодного дня крестной
смерти и Воскресения Христова. Из их сочинений
видно, что первоначально особым постом
отмечались страдания и смерть Христа
как «Пасха крестная» — она совпадала
с еврейской Пасхой, пост продолжался
до воскресной ночи. После неё отмечалось
собственно Воскресение Христово как
Пасха радости или «Пасха воскресная».
В современном богослужебном Уставе сохранились
следы этих древних праздников. Особенно
это заметно в праздничных элементах служб
Великих Четверга, Пятницы и Субботы и
в структуре ночной службы в Неделю Пасхи,
состоящего из минорной пасхальной полунощницы
с каноном Великой Субботы, и из торжественно-радостной
пасхальной утрени. Также на Уставе отразилась
и древняя традиция празднования воскресной
Пасхи вплоть до Вознесения.
Пасха в современном мире.
В 1923 году Константинопольский
патриарх Мелетий IV (Метаксакис) провёл
т. н. «Всеправославный конгресс» с участием
представителей Элладской, Румынской
и Сербской православных церквей, на котором
был принят новоюлианский календарь, ещё
более точный, чем григорианский и совпадающий
с ним до 2800 года. Восточные церкви осудили
это решение, а Александрийская провела
Поместный Собор, постановив, что в введении
нового календаря нет никакой необходимости.
В Русской и Сербской церквах, после попытки
перемены календаря, оставили прежний
из-за возможной смуты в народе.
3) Основные обряды праздника и его символика.
Практически все пасхальные традиции возникли в богослужении. Даже размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста — времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (пасхальные куличи, яйца и зайцы)
3.1 Пасхальное приветствие.
Пасхальное
приветствие «Христос Воскресе!» - «Воистину
Воскресе!» выражает весь глубочайший
смысл праздника - радость победы
Жизни над смертью. Данное приветствие
многократно повторяется за Пасхальным
богослужением, а сама традиция восходит
своими корнями ещё к апостольским временам.
Чарующее
душу предвкушение пасхальной ночи охватывает
нас уже на богослужении Великой
Субботы. Наши чувства в этот скорбно-радостный
день несоизмеримы с чувствами апостолов,
пребывавших в страшном для них
субботнем покое отчаяния и утраченных
надежд, а потому не готовившихся ко
встрече со Своим несчастным Учителем,
чье истерзанное тело навсегда, как
им казалось, замуровано во мраке смерти
каменной гробницы Иосифа Аримафейского. Об этой ночи, изменившей
ход мировой истории, знают все. Мы готовимся
к ней заранее, но каждый раз переживаем
полунощное Откровение заново. К этому
невозможно привыкнуть. Как долго тянется
день...
3.3 Пасхальный звон.
В Церкви, к исполнению колокольных
звонов, как правило, допускаются
только обученные, опытные звонари.
Ведь колокола - сложный музыкальный
инструмент, требующий ответственного
и бережного отношения. Но есть в
году одна неделя, когда дозволяется
звонить всем – вдоволь и на
радость всему миру – это Пасха
Христова! В этот самый главный, самый
радостный праздник православных христиан
VI Вселенский Собор повелевает верующим
упражняться в храмах в псалмах, пениях
и песнях духовных, радуясь и торжествуя
о Христе. Что может так ярко и глубоко
выразить общую радость о Воскресшем Господе,
как колокольный звон, который, по словам
известного русского богослова Владимира
Ильина, есть символ церковной духовности!
И всю Светлую Седмицу многие колокольни
по всей России и многих православных
храмах мира будут открыты для желающих
позвонить в колокола. Как сказал один
старец, колокольный звон расширяет границы
приходов на многие километры. В одной
только Москве звучат колокола более полутысячи
церквей, охватывая своим звоном весь
город и как бы обращаясь к каждому человеку,
по слову святителя Иоанна Златоуста "Все
войдите в радость Господа своего!".
В некоторых городах на колокольнях целую
неделю проводятся праздничные звоны,
съезжаются все звонари. Есть среди них
уже опытные, старые звонари, есть и только
начинающие свой звонарский путь, которым
здесь, по старинной традиции мастера
передают свои знания. Фестивали звонарей
– это всегда прекрасная возможность
общения и обмена опытом – именно здесь
рождаются новые талантливые исполнители
и появляются новые колокольные произведения.
И не только для звонарей, но и для слушателей
пасхальные звоны являются хорошей возможностью
прикоснуться к этому древнему виду православного
церковного искусства, насладиться звуками
русских церковных колоколов.
Слушая Пасхальные звоны в исполнении
церковных звонарей, всецело проникаешься
их искренним воодушевлением и любовью
к русскому колокольному звону, и невольно
вспоминаются строки из духовного стихотворения
иеромонаха Романа «Русь святая зовет».
3.4 Пасхальный огонь.
Пасхальный
огонь играет большую роль в богослужении,
а также в народных празднествах.
Он символизирует Свет Божий, просвещающий
все народы после Христова Воскресения.
В Греции, а также в крупных
городах России в православных храмах
до начала пасхальной службы верующие
ждут Благодатного огня от Храма Гроба
Господня. В случае успешного прибытия
огня из Иерусалима священники торжественно
разносят его по храмам города. Верующие
тут же возжигают от него свои свечи.
После службы многие уносят лампаду
с огнём домой, где стараются
поддерживать его в течение года.
В католическом богослужении перед началом
Пасхальной службы возжигают Пасхал—
особую пасхальную свечу, огонь от которой
раздают всем верующим, после чего начинается
служба. Эта свеча зажигается на всех богослужениях
Пасхальной недели.
3.5 Пасхальная трапеза.
Обычай обмениваться крашеными яйцами прочно вошел в быт Церкви. Символическое значение яйца как начала новой жизни было известно и ранее. Христиане увидели в этом всякую праздничную трапезу Типикон называет "великим утешением братии". Пасха, которая по своему значению выходит из ряда главнейших двунадесятых праздников и именуется "Праздником праздников и Торжеством торжеств", предполагает особенно обильную и разнообразную трапезу. Однако, разрешая это утешение, Церковь все же не особенно одобряет изысканные, требующие многих компонентов и сложных в приготовлении блюд, считая изыски кулинарии проявлением греха чревоугодия. На пасхальном столе должно быть нескольких простых, недорогих, но необыкновенно вкусных блюд, которые несут в себе глубокое символическое содержание.
С началом первой седмицы поста
заботливые хозяйки начинают копить
луковичное перо, которое лучше всякого
импортного порошка окрашивает яйцо
в самый правильный густой красно-коричневый
цвет. Раскрашивание пасхального
яйца — это самое настоящее
искусство. Художники-миниатюристы способны
изобразить на выпуклой поверхности
храмы и монастыри, фантастические
букеты, небесные светила, моря, леса, степи
и горы, святых и ангелов. Только
вся эта живопись — влияние
Запада, а настоящее пасхальное яйцо
всегда красится луковичным пером!
Пасхальный кулич по своей форме
напоминает артос — хлеб, который
освящается на пасхальном богослужении
и раздается верующим в субботу
Светлой седмицы. Пасхальный артос
— символ Самого Господа Иисуса
Христа. Обращаясь к ученикам, Он говорил:
"Я есмь хлеб жизни... Хлеб, сходящий
с небес, таков, что ядущий его не умрет.
Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб
сей будет жить во век; хлеб же, который
Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдал
за жизнь мира" (Ин. 6, 48-51). Артос всегда
приготовляется из дрожжевого теста. Это
не иудейский опреснок, в котором нет ничего
живого. Это хлеб, в котором дышит закваска,
жизнь, которая может длиться вечно. Онтологический
статус артоса не позволяет добавлять
в него ничего лишнего. В нем нет никакой
сдобы, никаких ароматических веществ.
Артос — это символ самого насущного хлеба
— Христа Спасителя, Который есть Жизнь!
Информация о работе Пасха в современном мире. История возникновения праздника