Пасха в современном мире. История возникновения праздника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 20:10, реферат

Описание работы

Пасха - одно из самых драгоценных слов христианина. С ним для нас связаны многочисленные священные воспоминания, им же мы выражаем и радость о нашем спасении по благодати Воскресшего Христа Бога нашего. Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Содержание работы

Введение
1. История возникновения праздника.
2. Пасха в современном мире.
3. Основные обряды праздника и их символика.
3.1. Пасхальное приветствие.
3.2. Пасхальное богослужение.
3.3. Пасхальный звон.
3.4. Пасхальный огонь.
3.5. Пасхальная трапеза.
4. Народные обычаи.
5. Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

пасха3.docx

— 43.15 Кб (Скачать файл)

Столь же ароматной и преукрашенной  является еще одна непременная принадлежность пасхального стола — творожная  пасха, которая также имеет свою глубокую, укорененную в Священном  Писании символику. Земля, где в  кисельных берегах текут молочные реки, является одним из наиболее распространенных архетипов, характерных для самых  разных культур. Молочные реки в кисельных  берегах были вековечной мечтой русского крестьянина, которая воплотилась в сказках и народных песнях.                                    Господь, обращаясь к Моисею, обещает Своему избранному народу "землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед" (Исх. 2, 7). Эта характеристика земли обетованной сохраняется на протяжении всего повествования о Пасхе — переходе евреев из Египта в Палестину. Она является прообразом Царства Небесного, путь в которое для верующего человека еще более труден, чем сорокалетнее путешествие иудеев. Ее "молоко и мед" — образ нескончаемой радости, блаженства святых, удостоенных спасения и вечного пребывания перед престолом Божиим.                                                                                     Таким образом, творожная пасха — это символ пасхального веселья, сладости райской жизни, блаженной Вечности, которая не является бесконечным длящимся временем, бессмысленным повторением одного и того же, но, по пророчеству Апокалипсиса, "новым небом и новой землей". А "горка", форма, в которую укладывается пасха — это символ Небесного Сиона, незыблемого основания Нового Иерусалима — города, в котором нет храма, но "Сам Господь Бог Вседержитель — храм его и Агнец" (Апок. 21, 22).

3.6     Пасхальные открытки.

С последней трети XIX века в России стало традиционным отправлять тем  родным и знакомым, с кем не сможешь  христосоваться, на Пасху как основной праздник пасхальные открытые письма с красочными рисунками, основная тематика которых была следующая: пасхальные яйца, куличи, православные храмы, христосующиеся люди, русские пейзажи, весеннее половодье, цветы.

 

 

 

Народные обычаи.

Как самый большой и наиболее чтимый христианский праздник, Пасха, естественно, группирует вокруг себя целый  цикл народных примет, обычаев, суеверий и обрядов, неизвестных церкви, но пользующихся большой популярностью  в темной среде деревенского люда.                                            Общая характерная черта всех этих народных праздников есть все то же двоеверие, которым и доныне пропитаны религиозные понятия русского простолюдина: крестная сила хотя и побеждает нечистую силу, но и до сих пор эта побежденная и поверженная во прах темная сила держит в своей власти робкие умы и наводит панический ужас на робкие души.                            В славянском народном календаре время пасхальной службы считалось благоприятным для совершения магических действий и гаданий, в частности для обеспечения удачи в каком-нибудь деле. Воры в эту ночь «заворовывали», то есть старались незаметно украсть что-нибудь у прихожан, чтобы чувствовать себя в безопасности весь год; охотники при возгласе священника «Христос Воскресе!» стреляли вблизи церковного порога в воздух, полагая, что от этого их ружья будут бить без промаха; рыбаки вместо ответа «Воистину воскресе!» говорили: «А у меня рыба есть!», чем якобы обеспечивали себе полные сети на весь сезон, а девушки обращались к Богу с просьбой послать им женихов.

Проспать  пасхальную службу было непростительным  грехом. В качестве наказания таких  людей на следующий день купали или  обливали водой (ср. указ Синода от 1721 г., по которому, в частности, запрещалось  «по старинному суеверному и вредному обычаю купать или обливать водою  не бывающих у заутрени»). Человеку, проспавшему пасхальную заутреню, в  течение года грозили неудачи.

По  народным поверьям, в пасхальную ночь можно было распознать нечистую силу: придя в церковь в новой одежде - увидеть колдунов, стоящих спиной к алтарю; принеся в церковь специальным образом приготовленный творог или сыр - узнать среди прихожан ведьм по небольшим хвостикам. На Пасху, как и в Страстной четверг, поднявшись на чердак или колокольню со свечой, горящей еще с заутрени, можно было увидеть домового. Пасхальная ночь была временем, когда на земле появлялись умершие. Спрятавшись во время крестного хода в церкви, за алтарем, можно было наблюдать, как покойники молятся и христосуются между собой. Верили, однако, что человек, выдавший свое присутствие в церкви, мог поплатиться за это жизнью.

По  окончании заутрени люди стремились как можно быстрее добраться (добежать или доехать) до дома, чтобы в течение  года опережать остальных во всех делах. Впрочем, часто, не заходя домой, направлялись на кладбище известить  умерших родственников о Воскресении  Христа и похристосоваться с ними.

Пасхальный  завтрак проходил обычно в узком  семейном кругу, так как ходить в  гости в первый день Пасхи было не принято. Первое пасхальное яйцо часто  съедали всей семьей, разделив его  по числу домочадцев. Обычай делиться друг с другом пасхальной пищей получил  у восточных славян широкое распространение; в частности, в первый день Пасхи  священник и причт, а также  домочадцы «молили паску», то есть обменивались кусочками кулича или  ели его сообща, разрезав на мелкие части. Обычай делиться с ближними пасхальным яйцом получил символические  истолкования: например, чтобы найти  дорогу домой заблудившемуся в лесу человеку достаточно было вспомнить, с  кем он делил пасхальное яйцо.

Немало  магических свойств приписывалось  освященным пасхальным яйцам, их скорлупе, а также остаткам других пасхальных блюд, например костям поросенка. С пасхальным яйцом обходили загоревшееся строение или кидали яйцо в огонь, надеясь, что оно поможет остановить пожар; с пасхальными яйцами искали заблудившуюся скотину, клали их в посевное зерно, оглаживали ими корову при первом весеннем выгоне, закапывали в поле, чтобы у льна головки были величиной с яйцо; кости поросенка также закапывали в посевы, чтобы уберечь их от града.

В течение всей недели, начиная с  первого дня Пасхи, священники в  сопровождении причта и наиболее благочестивых прихожан обходили с  иконами все дома в селе и служили  там пасхальные молебны, за что получали вознаграждение.

С вечера пасхального воскресенья  по домам ходили группы мужчин, называемых «волочебники» или «христованники», которые поздравляли хозяев с  праздником. Они исполняли под  окнами специальные величально-поздравительные  песни, описывающие хозяйственную  деятельность крестьянина и его  богатство; а припев этих песен включал традиционное пасхальное приветствие: «Христос воскрес, сыне Божий!». Поляки на Пасху обходили дома, нося или везя с собой живого или деревянного петуха как символ воскресшего Христа.

У западных славян на пасхальной неделе практиковались массовые молодежные обливания. Понедельник был мужским днем (парни, мальчики, мужчины поливали девушек и женщин), а вторник - женским. Парень старался облить понравившуюся ему девушку, в ответ, при согласии, она одаривала его крашеными яйцами или преподносила другие подарки. Во время пасхальных обливаний обнаруживалась и общественная оценка поведения той или иной девушки: считалось постыдным, если ее не облили в пасхальный понедельник, тем самым осудив за развязное поведение или иные прегрешения.

Среди пасхальных развлечений основное место  занимали игры с крашеными яйцами, прежде всего катание яиц по земле или со специальных лотков, а также «битки» - битье крашеными яйцами.

У восточных славян в течение всей пасхальной недели любой человек  мог подняться на колокольню и  звонить в колокола, благодаря  чему пасхальная неделя получила название «Звонильной». Звоны и наигрыши, исполнявшиеся на Пасху, были далеки от традиционных богослужебных звонов, в них широко использовались народные мелодии и свободная импровизация. У русских девушки в течение  всей пасхальной недели собирались на колокольне, пели там песни, плясали  и, конечно, звонили в колокола. Бытовало убеждение, что тот, кто, разговевшись пасхальным хлебом, первым ударит в колокола, будет жить до следующего Светлого Воскресенья.

Пасхальному звону приписывался и магический смысл. Так, украинцы и поляки считали, что пасхальный звон положительно влияет на рост гречихи, а также «пробуждает» пчел от зимнего сна. В России, где  особой заботой традиционно были окружены лен и конопля, на колокольню в Пасху торопились в основном женщины. Считалось, что у той  из них, которая зазвонит в колокола в первый день Пасхи, лен вырастет долгий и волокнистый. Люди не только сами звонили в колокола на Пасху, но и внимательно следили за правильностью  пасхального трезвона. Если звонарь  чуть запаздывал и звонил не тотчас после обедни, то ожидали неурожая.

Из  других пасхальных забав выделяются качели, а также хороводы, в которых  обычно назывались будущие супружеские  пары и величались молодожены, поженившиеся в течение последнего года. Обязательными  для пасхальных праздников были взаимные посещения близких родственников.

 

На пасхальной или следующей  за ней Фоминой неделях имело  место массовое поминовение умерших.

 

Заключение.

В кратких словах "Христос Воскресе!" заключается вся сущность нашей  веры, вся твердость нашего упования и надежды. Эти слова, ежегодно бессчетное количество раз повторяемые, всегда, тем не менее, поражают наш слух своей  новизной и значением высшего  откровения.                           Воскресение Христа - это величайшее событие в истории. Чрез Христово Воскресение жизнь и смерть приобретают совсем иной смысл. Жизнь для нас - не совокупность исторических событий, но общение с Богом, а удаление от Христа - настоящая смерть.

В Огласительном слове святого  Иоанна Златоуста - поистине победном, триумфальном гимне - говорится, что  в Воскресении Христовом разрешились  все человеческие беды.

Никто не должен рыдать о своей бедности, как и вообще о лишении материальных благ, потому что «явилось общее  Царство».

Никто не должен отчаиваться в соделанных им грехах, потому что «прощение  воссияло от гроба».

Никто не должен бояться смерти, потому что  «освободила нас смерть Спасителя».

Универсальность Воскресения Христова абсолютна, его  плоды даруются всем без исключения. Насколько мы замыкаемся в собственной  ограниченности и не входим в радость  учеников, зрящих воскресшего Господа, настолько рыдаем, отчаиваемся и  боимся.

 

 

Список  литературы.

1)   http://ru.wikipedia.org/wiki/Пасха

2)   www.kultura-portal.ru

3)   http://student.km.ru

4)    http://www.odintsovo.info/

5)   Пасхальное торжество и национальные традиции

 


Информация о работе Пасха в современном мире. История возникновения праздника