Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 20:10, реферат
Пасха - одно из самых драгоценных слов христианина. С ним для нас связаны многочисленные священные воспоминания, им же мы выражаем и радость о нашем спасении по благодати Воскресшего Христа Бога нашего. Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.
Введение
1. История возникновения праздника.
2. Пасха в современном мире.
3. Основные обряды праздника и их символика.
3.1. Пасхальное приветствие.
3.2. Пасхальное богослужение.
3.3. Пасхальный звон.
3.4. Пасхальный огонь.
3.5. Пасхальная трапеза.
4. Народные обычаи.
5. Заключение.
Список литературы.
Столь же ароматной и преукрашенной
является еще одна непременная принадлежность
пасхального стола — творожная
пасха, которая также имеет свою
глубокую, укорененную в Священном
Писании символику. Земля, где в
кисельных берегах текут
3.6 Пасхальные открытки.
С последней трети XIX века в России стало традиционным отправлять тем родным и знакомым, с кем не сможешь христосоваться, на Пасху как основной праздник пасхальные открытые письма с красочными рисунками, основная тематика которых была следующая: пасхальные яйца, куличи, православные храмы, христосующиеся люди, русские пейзажи, весеннее половодье, цветы.
Народные обычаи.
Как самый большой и наиболее
чтимый христианский праздник, Пасха,
естественно, группирует вокруг себя целый
цикл народных примет, обычаев, суеверий
и обрядов, неизвестных церкви, но
пользующихся большой популярностью
в темной среде деревенского люда.
Проспать пасхальную службу было непростительным грехом. В качестве наказания таких людей на следующий день купали или обливали водой (ср. указ Синода от 1721 г., по которому, в частности, запрещалось «по старинному суеверному и вредному обычаю купать или обливать водою не бывающих у заутрени»). Человеку, проспавшему пасхальную заутреню, в течение года грозили неудачи.
По народным поверьям, в пасхальную ночь можно было распознать нечистую силу: придя в церковь в новой одежде - увидеть колдунов, стоящих спиной к алтарю; принеся в церковь специальным образом приготовленный творог или сыр - узнать среди прихожан ведьм по небольшим хвостикам. На Пасху, как и в Страстной четверг, поднявшись на чердак или колокольню со свечой, горящей еще с заутрени, можно было увидеть домового. Пасхальная ночь была временем, когда на земле появлялись умершие. Спрятавшись во время крестного хода в церкви, за алтарем, можно было наблюдать, как покойники молятся и христосуются между собой. Верили, однако, что человек, выдавший свое присутствие в церкви, мог поплатиться за это жизнью.
По
окончании заутрени люди стремились
как можно быстрее добраться (добежать
или доехать) до дома, чтобы в течение
года опережать остальных во всех
делах. Впрочем, часто, не заходя домой,
направлялись на кладбище известить
умерших родственников о
Пасхальный завтрак проходил обычно в узком семейном кругу, так как ходить в гости в первый день Пасхи было не принято. Первое пасхальное яйцо часто съедали всей семьей, разделив его по числу домочадцев. Обычай делиться друг с другом пасхальной пищей получил у восточных славян широкое распространение; в частности, в первый день Пасхи священник и причт, а также домочадцы «молили паску», то есть обменивались кусочками кулича или ели его сообща, разрезав на мелкие части. Обычай делиться с ближними пасхальным яйцом получил символические истолкования: например, чтобы найти дорогу домой заблудившемуся в лесу человеку достаточно было вспомнить, с кем он делил пасхальное яйцо.
Немало магических свойств приписывалось освященным пасхальным яйцам, их скорлупе, а также остаткам других пасхальных блюд, например костям поросенка. С пасхальным яйцом обходили загоревшееся строение или кидали яйцо в огонь, надеясь, что оно поможет остановить пожар; с пасхальными яйцами искали заблудившуюся скотину, клали их в посевное зерно, оглаживали ими корову при первом весеннем выгоне, закапывали в поле, чтобы у льна головки были величиной с яйцо; кости поросенка также закапывали в посевы, чтобы уберечь их от града.
В течение всей недели, начиная с первого дня Пасхи, священники в сопровождении причта и наиболее благочестивых прихожан обходили с иконами все дома в селе и служили там пасхальные молебны, за что получали вознаграждение.
С
вечера пасхального воскресенья
по домам ходили группы мужчин, называемых
«волочебники» или «
У западных славян на пасхальной неделе практиковались массовые молодежные обливания. Понедельник был мужским днем (парни, мальчики, мужчины поливали девушек и женщин), а вторник - женским. Парень старался облить понравившуюся ему девушку, в ответ, при согласии, она одаривала его крашеными яйцами или преподносила другие подарки. Во время пасхальных обливаний обнаруживалась и общественная оценка поведения той или иной девушки: считалось постыдным, если ее не облили в пасхальный понедельник, тем самым осудив за развязное поведение или иные прегрешения.
Среди пасхальных развлечений основное место занимали игры с крашеными яйцами, прежде всего катание яиц по земле или со специальных лотков, а также «битки» - битье крашеными яйцами.
У
восточных славян в течение всей
пасхальной недели любой человек
мог подняться на колокольню и
звонить в колокола, благодаря
чему пасхальная неделя получила название
«Звонильной». Звоны и наигрыши,
исполнявшиеся на Пасху, были далеки
от традиционных богослужебных звонов,
в них широко использовались народные
мелодии и свободная
Пасхальному звону приписывался и магический смысл. Так, украинцы и поляки считали, что пасхальный звон положительно влияет на рост гречихи, а также «пробуждает» пчел от зимнего сна. В России, где особой заботой традиционно были окружены лен и конопля, на колокольню в Пасху торопились в основном женщины. Считалось, что у той из них, которая зазвонит в колокола в первый день Пасхи, лен вырастет долгий и волокнистый. Люди не только сами звонили в колокола на Пасху, но и внимательно следили за правильностью пасхального трезвона. Если звонарь чуть запаздывал и звонил не тотчас после обедни, то ожидали неурожая.
Из
других пасхальных забав выделяются
качели, а также хороводы, в которых
обычно назывались будущие супружеские
пары и величались молодожены, поженившиеся
в течение последнего года. Обязательными
для пасхальных праздников были взаимные
посещения близких
На пасхальной или следующей за ней Фоминой неделях имело место массовое поминовение умерших.
Заключение.
В
кратких словах "Христос Воскресе!"
заключается вся сущность нашей
веры, вся твердость нашего упования
и надежды. Эти слова, ежегодно бессчетное
количество раз повторяемые, всегда,
тем не менее, поражают наш слух своей
новизной и значением высшего
откровения.
В
Огласительном слове святого
Иоанна Златоуста - поистине победном,
триумфальном гимне - говорится, что
в Воскресении Христовом
Никто не должен рыдать о своей бедности, как и вообще о лишении материальных благ, потому что «явилось общее Царство».
Никто не должен отчаиваться в соделанных им грехах, потому что «прощение воссияло от гроба».
Никто не должен бояться смерти, потому что «освободила нас смерть Спасителя».
Универсальность Воскресения Христова абсолютна, его плоды даруются всем без исключения. Насколько мы замыкаемся в собственной ограниченности и не входим в радость учеников, зрящих воскресшего Господа, настолько рыдаем, отчаиваемся и боимся.
Список литературы.
1) http://ru.wikipedia.org/wiki/
2) www.kultura-portal.ru
3) http://student.km.ru
4) http://www.odintsovo.info/
5) Пасхальное торжество и национальные традиции
Информация о работе Пасха в современном мире. История возникновения праздника