П.А.Загорский и его вклад в развитие анатомии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 09:00, реферат

Описание работы

Цель данной работы Загорский Петр Андреевич и его вклад в развитие анатомии.
Задачи:
- рассмотреть биографию Загорского П. А.;
- изучить развитие анатомии в России в XIX – начале XX века;
- петербургская школа Загорского П. А. и ее значение для развития отечественной анатомии.

Файлы: 1 файл

Загорский (1).doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В первой половине XIX века хирургические вмешательства ограничивались наружными частями и конечностями человеческого тела. По аналогии с отделениями «для внутренних болезней» (терапевтическими отделениями) отделения в больницах, где помещались хирургические больные, назывались отделениями «для наружных болезней».

 Крупную роль в развитии  анатомии в России сыграл Петр Андреевич Загорский (1764—1846). В 1786 г. он окончил школу при Петербургском генеральном сухопутном госпитале, после чего в том же училище работал 'прозектором «а кафедре анатомии, физиологии и хирургии. Проведя после этого 6 лет на практической врачебной военной и гражданской службе, П. А. Загорский в 1797 г. вновь стал работать в Петербурге в качестве адъюнкт-профессора, а в 1799 г. при преобразовании госпитальных училищ в Медико-хирургическую академию и отделении при этом от кафедры анатомии и физиологии вновь созданной специальной кафедры хирургии в Медико-хирургической академии П. А. Загорский возглавил кафедру анатомии и физиологии и руководил ею до 1833 г.

Анатомию П. А. Загорский рассматривал как часть естествознания; ее он разрабатывал и преподавал применительно к хирургии, акушерству, судебной медицине. Он уделял много внимания педагогической работе. Им была составлена программа    курса анатомии, разработана методика преподавания, проводилось обучение студентов на трупе, составлен учебник    анатомии для студентов. П. А.  Загорский    в полном смысле слова явился основателем анатомической школы. Им были подготовлены помощники и ученики, впоследствии занявшие кафедры анатомии в Петербурге, Харькове и Казани, проводившие и развивавшие идеи учителя.

Объект данной работы Загорский Петр Андреевич.

Субъект – вклад в развитие анатомии.

Цель данной работы Загорский Петр Андреевич и его вклад в развитие анатомии.

Задачи:

- рассмотреть биографию Загорского  П. А.;

- изучить развитие анатомии в России в XIX – начале XX века;

- петербургская школа Загорского П. А.  и ее значение для развития отечественной анатомии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Краткая биография П.А. Загорского

Известный ученый, основатель первой русской школы анатомов, академик Петр Андреевич Загорский, создатель учения о связи формы органов с функцией, изложенного на основе естественнонаучного материализма. Исполнилось 220 лет со дня его рождения.

П. А. Загорский родился 9 августа 1764 г. в селе Понарницы Черновицкой губернии в семье священника. В 1785 г. окончил медико-хирургическое училище в Петербурге при сухопутном военном госпитале. В 1786 г. получил звание подлекаря и остался при военно-сухопутном госпитале, принимая участие при вскрытиях в прозекторских работах. С 1787 г. он работает прозектором анатомии при Петербургском медико-хирургическом училище, где собирает огромный материал, давший ему возможность впоследствии написать первый русский учебник по анатомии.

13 июля 1790 г. Медицинская коллегия  рассмотрела работу П. А. Загорского «De fora-mine ovali cordis in adults» и утвердила его в звании штаб-лекаря. В этом же году по состоянию здоровья он оставил должность прозектора и поступил на работу в качестве уездного врача в Шлиссельбурге, откуда в 1793 г. переведен полковым штаб-лекарем в Кирасирский полк.

Стремление к занятиям по анатомии было настолько велико, что, как только позволило состояние здоровья, ученый вновь вступил на анатомическое поприще и с 1797 г. стал адъюнктом анатомии в Московском медико-хирургическом училище. Но Москва не привлекала П. А. Загорского. В это время открылась вакансия адъюнкт-профессора в Петербургском медико-хирургическом училище, которая была предложена П. А. Загорскому профессором кафедры анатомии, физиологии и хирургии Н. К. Карпинским, и указом Медицинской коллегии он был переведен адъюнктом анатомии из Москвы в Петербург. С этого времени ученый беспрерывно занимался анатомией, не оставляя и лечебной работы оператора в Петербургском госпитале.

После организации в Петербурге Медико-хирургической академии в 1798 П. А. Загорский переходит туда в качестве адъюнкта кафедры анатомии, которой заведовал проф. Н. К. Карпинский, знавший и ценивший П. А. Загорского. Вскоре Н. К. Карпинский оставил кафедру и рекомендовал на должность профессора анатомии и физиологии своего адъюнкта П. А. Загорского, ставшего сначала экстраординарным, а в 1800 г. — ординарным профессором.

С первых лет пребывания в Медико-хирургической академии П. А. Загорский выделялся среди других профессоров принципиально новыми и твердыми педагогическими и научно-практическими установками. Его мысль работала в различных направлениях: усовершенствование науки, распространение в России передовых знаний. Еще ранее, работая адъюнктом Сухопутного медико-хирургического училища, он сознавал стоящую перед ним ответственную задачу подготовки высококвалифицированных военных врачей-хирургов. Он видел, какое большое значение в работе хирурга имеет знание анатомии, уделял особое внимание работе учащихся на трупе как основном источнике приобретения анатомических знаний. Читая в стенах академии курс анатомии и физиологии, П. А. Загорский первым ввел для студентов обязательные занятия на трупах.

Деятельность П. А. Загорского как талантливого педагога и ученого в полной мере развернулась лишь на кафедре анатомии в Медико-хирургической академии и продолжалась в течение 33 лет.

С особой тщательностью и любовью П. А. Загорский занимался созданием анатомического музея при академии. Он считал музей при кафедре анатомии важным учебно-вспомогательным учреждением, от правильной организации которого зависит более быстрое и углубленное знакомство учащихся с тем или иным разделом анатомии.

Большое внимание П. А. Загорским и его помощниками уделялось изготовлению искусственных анатомических препаратов из воска, что было продиктовано желанием избавиться от приобретения их за границей по баснословно дорогой цене и наладить производство восковых препаратов в России. П. А. Загорский увлекался изучением аномалий и собрал богатейшую коллекцию, послужившую ему материалом для многих исследований по тератологии. Со временем при музее накопилось столь значительное количество препаратов, что избыток их был передан в другие университеты и школы (Томск, Казань, Киев, Харьков).

Одной из главных причин, затруднявших развитие медицинского образования в России, было отсутствие учебников по медицине, в частности по анатомии человека. Переводные иностранные учебники были малодоступны учащимся, а принятый метод записей лекций в тетради часто приводил к грубым ошибкам. П. А. Загорский как педагог-новатор не мог мириться с подобным положением. Его стремление вывести на самостоятельный путь развития русскую медицину, в частности анатомию, освободить ее от иностранного влияния проявилось в желании создать собственными силами первое русское руководство по анатомии, не уступавшее тогдашним иностранным учебникам или даже превосходившее многие из них. В марте 1861 г. он представил на конференцию Медико-хирургической академии собственное оригинальное сочинение на русском языке «Сокращенная анатомия или руководство к познанию строения человеческого тела в пользу обучающихся врачебной науке», в декабре 1802 г. учебник был отпечатан в типографии Государственной медицинской коллегии в двух томах, составивших полный курс анатомии (950 страниц). Это одна из важнейших исторических заслуг П. А. Загорского. Книга скоро принесла автору всеобщую известность и сыграла весьма положительную роль в истории русского медицинского образования, в развитии анатомической науки и анатомической терминологии в России. Она имела огромный успех и, выдержав 5 изданий, долго служила единственным руководством во всех медицинских учебных заведениях того времени.

В 1807 г. П. А. Загорский был избран членом Российской академии наук, в 1809 г. утвержден академиком и доктором медицины и хирургии honoris causae.

Он состоял почетным членом многих медицинских обществ (Харьковского, Виленского и др.).

В числе других анатомических работ П. А. Загорского следует отметить работы о строении радужной оболочки, об узле ramus des-cendens nervi hypoglossi, артериальной системе, различных вариантах строения и уродствах.

П. А. Загорский считал, что изучение всех разделов анатомии должно иметь анатомо-топографическое направление, а преподавание должно проводиться по остеологии на сухих костях и препаратах, а по миологии и спланхнологии — на трупах. Эти оригинальные установки русского ученого в преподавании и изучении анатомии звучали с кафедры Медико-хирургической академии, когда в медицине большинства западноевропейских стран еще царило ошибочное представление о том, что для занятия хирургией не нужны знания по анатомии. Даже во времена Н. И. Пирогова немецкая практическая медицина была еще изолирована от главных реальных ее основ — анатомии и физиологии.

«Было так, — писал Н. И. Пирогов, — что анатомия и физиология сами по себе, а медицина — сама по себе. И сама хирургия не имела ничего общего с анатомией. Ни Руст, ни Грефе, ни Диффенбах не знали анатомии... Диффенбах просто игнорировал анатомию и подшучивал над положением разных артерий».

А. Загорский славился как великолепный лектор, лекции его посещались весьма усердно. Он горячо любил молодежь и стремился развить в своих учениках любовь и уважение к науке. Он часто приглашал их к себе в качестве прозекторских помощников, а затем смело рекомендовал на должность прозектора и адъюнкта. Благодаря такому внимательному отношению и большому педагогическому таланту П. А. Загорскому удалось воспитать замечательных прозекторов и профессоров, впоследствии занявших кафедры анатомии в университетах. Выдающимися прозекторами и адъюнктами, прошедшими школу А. П. Загорского, были И. В. Буяльский и П. А. Наранович. Оба были последовательными преемниками по кафедре анатомии в Медико-хирур гической академии по выходе П. А. Загорского в отставку (1883). Из двух адъюнктов и прозекторов школы П. А. Загорского следует отметить И. Д. Книгина, ставшего профессором кафедры анатомии Харьковского университета, П. С. Карейшу — профессора анатомии Казанского университета (погибшего в 1830 г. во время холерной эпидемии в Казани), адъюнктов профессоров Медико-хирургической академии Я- В. Петрова, Д. М. Велланского, А. И. Федоровского, прозектора академии М. К. Рожалина, военных лекарей В. П. Малахова, Л. Л. Рклицкого, Ф. М. Яворского и др.

П. А. Загорскому посчастливилось при жизни увидеть, что зерна, брошенные им на ниву научных исканий, дали богатые всходы. Сотни врачей, многие из которых занимали высокие должности, и ряд выдающихся профессоров академии и других университетов считали себя его учениками.

Полагая, что эксперимент и наблюдение являются основой познаний, П. А. Загорский и его ученики разрабатывали вопросы анатомии применительно к хирургии, акушерст-ву, судебной медицине. Так, И. В. Буяльский развил и углубил анатомо-топографическое направление П. А. Загорского в изучении человеческого организма, внес в медицину понятие о функциональной хирургии.

П. А. Загорский является автором более 100 научных работ по различным вопросам анатомии и медицины. Особенно много он трудился в области тератологии и превратил музей кафедры анатомии в научную лабораторию. Он занимался также сравнительной анатомией и физиологией, внес крупный вклад в создание русской анатомической терминологии, снабдил свое руководство по анатомии разделом «Показания употребительнейших слов», предложив заменить ряд латинских терминов русскими.

П.А.Загорский был «стихийным» материалистом. Он выступал против виталистического понятия «жизненная сила», а в отношении происхождения человека придерживался взглядов, близких к эволюционной теории, являясь последователем естественнонаучного материализма М. В. Ломоносова.

П.А.Загорский был крупным общественным деятелем. Он участвовал во многих конференциях, в работе различных комиссий, заседаний.

Нашествие Наполеона на Россию и Отечественная война 1812 г. заставили П.А.Загорского как патриота своей Родины поступить ординатором в госпиталь для лечения раненых. Он вел в эти годы большую научно-педагогическую и организационную работу, принимая непосредственное участие во «Всеобщем журнале врачебных наук», но большинство исследований печатал все же в изданиях Академии наук, действительным членом которой был избран в 1807 г.

П. А. Загорский почти 40 лет проработал в Петербургской академии наук в качестве ординарного академика по кафедре анатомии, физиологии и зоологии. В 1836 г. в связи с 50-летием врачебной, научной и общественной деятельности ученого было проведено его чествование, выбита специальная золотая медаль и учреждена премия его имени за лучшие работы по анатомии.

В последние годы жизни, несмотря на преклонный возраст, П. А. Загорский продолжал состоять хранителем анатомического музея Академии наук и был занят составлением анатомо-физиологиЧеского словаря. В звании заслуженного профессора академии он регулярно посещал^ее' заседания до самой смерти, последовавшей на 82-м году жизни 21 марта 1846 гг

П. А. Загорский оставил ученикам и последователям научное наследство, которое они в дальнейшем обогатили своими трудами. Советская медицинская наука гордится своим замечательным соотечественником, крупным ученым, истинным патриотом своей Родины Петром Андреевичем Загорским, воспитавшим не одно поколение русских врачей и создавшим первую русскую анатомическую школу, обогатившую отечественную науку.

Информация о работе П.А.Загорский и его вклад в развитие анатомии