П.А.Загорский и его вклад в развитие анатомии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 09:00, реферат

Описание работы

Цель данной работы Загорский Петр Андреевич и его вклад в развитие анатомии.
Задачи:
- рассмотреть биографию Загорского П. А.;
- изучить развитие анатомии в России в XIX – начале XX века;
- петербургская школа Загорского П. А. и ее значение для развития отечественной анатомии.

Файлы: 1 файл

Загорский (1).doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

 

2. Развитие анатомии в России в XIX – начале XX века

 

 

Как XVIII век, так и первая половина XIX века в развитии отечественной морфологии составили важный этап, когда в России создавались собственные национальные кадры исследователей и преподавателей анатомических дисциплин, утверждалась оптимальная и общепринятая терминология и т. д. Без этих необходимых предпосылок не могла развиться отечественная морфология с ее оригинальными школами и направлениями.

Период накопления фактических данных с помощью обычной препаровки в начале XIX века завершился. Велся поиск новых методов исследования структуры. Вместе с тем возникала необходимость в основательном вооружении врачей всем богатством анатомических знаний.

Дальнейший подъем русской национальной культуры в начале XIX века потребовал расширения сети высших учебных заведений. Открываются новые университеты: в Вильнюсе в 1803 г., Дерпте - 1802 г., Казани - 1804 г., Харькове- 1805 г., Петербурге - 1819 г. и Киеве - 1834 г. Открытие университетов было направлено на подготовку специалистов развивающейся отечественной промышленности и торговли, а также на изучение природных богатств страны. Медицинские факультеты открываемых университетов, обеспечивая страну медицинскими кадрами, выполняли огромной важности государственную задачу по укреплению здравоохранения, которое в условиях развивающегося капитализма приобретало все больший вес и значение в жизни страны.

В первой трети XIX века в России начали формироваться оригинальные анатомические школы, которые занимались разработкой основных направлений в развитии науки. В этот период очерчивается круг интересов общей биологии как науки о законах жизни и развития живых тел. Больших успехов достигла сравнительная анатомия. Утверждалась идея единства происхождения организмов.

Русские анатомы начала XIX века не ограничивались изучением только вопросов морфологии. Они, как правило, работали хирургами, хорошо знали клинику. Знание анатомии для них было огромным подспорьем в лечебной работе, особенно для врачей-хирургов. В русской медицине этот вопрос решался всегда, как необходимый принцип подготовки врача, а обучение в медицинских госпитальных школах не отделяло подготовку врачей от подготовки хирургов. Поэтому в России анатомическому обучению всегда уделялось большое внимание, а анатомия считалась фундаментом медицинской науки и практики. Еще Е. О. Мухин (1766 - 1850), первый учитель Н. И. Пирогова, писал: "Врач не может исполнять надлежащим образом должность свою, не зная анатомии. Она есть руль, направляющий действия его, так же истинное и прочное основание всей врачебной науки". Таких же взглядов придерживались и другие анатомы.

Особенно остро стал вопрос о месте анатомии в практической медицине после событий 1812 г. Наступившая война ("травматическая эпидемия") показала в исключительных по напряжению условиях, какое огромное значение имеют твердые и рациональные знания по анатомии для врачей. В донаркозную эру, когда операции совершались в считанные минуты, лишь твердая рука, направляемая волей и точными знаниями анатомии, могла совершить оперативное вмешательство в максимально короткие сроки с наибольшим эффектом. Решение задач дальнейшего развития анатомии как науки и предмета преподавания с учетом все возрастающего его значения для практической медицины составляет основное содержание истории анатомии в указанный период.

3. Петербургская школа Загорского  П. А.  и ее значение для развития  отечественной анатомии

 
П. А. Загорский (1764 - 1846)

В 1798 г. была создана Петербургская медико-хирургическая академия, ныне Военно-медицинская академия имени С . М. Кирова. В стенах Академии на рубеже XVIII и XIX веков развернул свою деятельность выдающийся русский анатом П. А. Загорский (1764 - 1846). За короткое время он создал первоклассную анатомическую кафедру, организовал учебный кабинет и музей. Воспитанник русских медицинских учебных заведений, П. А. Загорский творчески обобщил почти столетний опыт преподавания анатомии у нас в стране. Взгляды П. А. Загорского, как анатома, формировались под руководством М. М. Тереховского и Н. К. Карпинского - профессоров С.- Петербургского медико-хирургического училища. Начав преподавательскую деятельность, П. А. Загорский стал читать двухгодичный систематический курс по анатомии, в котором реализовал и прикладные аспекты и анатомо-физиологиче-скую направленность. Он ввел обязательные практические занятия на трупах.

В 1802 г. П. А. Загорский издал на русском языке первое отечественное руководство "Сокращенная анатомия" в двух томах, в котором в ясной и сжатой форме изложил основы анатомии и отчасти физиологии, установил русскую анатомическую терминологию взамен латинской. Это руководство выдержало пять изданий. Главную цель своей деятельности в Медико-хирургической академии П. А. Загорский видел в "побуждении воспитанников учреждения к самостоятельному исследованию и наблюдению". За 40 лет заведования кафедрой анатомии П. А. Загорский опубликовал более 120 работ [Тикотин М. А., 1950]. Многие работы он написал на русском языке, хотя научные труды в то время печатались на латинском языке и часто на французском. Первая работа П. А. Загорского об овальном отверстии в сердце взрослого человека была опубликована на латинском языке.

Как сторонник естественнонаучного материализма, горячим проповедником которого в России был А. Н. Радищев, П. А. Загорский указывал на единство и взаимосвязь душевных и телесных явлений. Именно на этой основе он изучал тератологию, создал собственную классификацию уродств, отметив влияние механических факторов на их происхождение. Разрешил ряд практических вопросов хирургии пороков развития, внес свой вклад в тератологию как науку.

В вопросах происхождения человека П. А. Загорский стоял на позициях, близких к взглядам Ламарка. Его интересовали признаки сходства в строении костей обезьяны и человека. Он стремился исследовать и изучить этапы преобразования форм, позволяющие проследить шаг за шагом постепенные изменения строения костей скелета в сходных организмах. Особенности строения человека по сравнению со строением животных он объяснял "прямым станом", т. е. связал их с принятием вертикального положения и хождения на нижних конечностях. П. А. Загорский пытался соединить строение тела человека с функцией той или иной его части, вплотную подошел к вопросу о том, что строение органа всегда коррелируется с его функциями. Его работы явились первой попыткой анатома-морфолога научно объяснить процессы преобразования форм, которые сопровождают историческое развитие организма. В 1809 г. П. А. Загорский был избран членом Академии наук.

Созданная им анатомическая школа явилась не только коллективом учеников, выросших до профессорских званий под единым руководством, но и коллективом, имеющим общие направляющие идеи. Важнейшими из них были идея развития как основа для понимания строение органов и идея функциональной обусловленности формы. Из школы П. А. Загорского вышли профессора И. В. Буяльский (Петербург), И. Д. Книгин и А. С. Венедиктов (Харьков), П. С. Карейша (Казань), П. А. Наранович (Петербург). Они разделяли единые теоретические научные взгляды своего учителя и широко распространяли его систему преподавания анатомии. Самым выдающимся учеником П. А. Загорского был И. В. Буяльский, прошедший путь от помощника прозектора до профессора.

В честь заслуг П. А. Загорского была учреждена премия его имени, присуждаемая за лучшие работы по анатомии раз в четыре года. Эта премия предназначалась для поощрения "анатомических занятий в России" и могла быть присуждена только русским подданным. Присуждала ее Конференция Петербургской медико-хирургической академии, хотя участвовать в конкурсе могли все желающие, представляя работы на русском или латинском языках.

 

 

Заключение

Важнейшим итогом в биологии XIX века, следует считать тот факт, что рядом со старой морфологией - анатомической, описательной - народилась морфология физиологическая, экспериментальная.

Материалы, относящиеся к развитию анатомии в этот период, характеризуют два крупнейших очага анатомической науки в России - Московский университет и Медико-хирургическую академию в Петербурге, созданную в 1798 г. Однако значение анатомии для прогресса смежных наук к середине XIX века в значительной степени снизилось. С помощью старых методик исследования стало все труднее открывать новые факты. Все резче проявлялась неудовлетворенность одним описанием фактов, строже становилась критика метафизической описательной анатомии, только регистрирующей и созерцающей детали формы и строения органов.

Вторая половина XIX века характеризовалась бурным развитием теоретической анатомии. На основе богатых сравнительно-анатомических и эмбриологических фактов, при наличии клеточной теории "стали возможными морфология и физиология в качестве истинных наук" (Ф. Энгельс). Передовые идеи оказали решающее влияние на развитие анатомической науки в нашей стране. В анатомических исследованиях русских ученых нашли отражение идеи целостности организма, единства его частей, связанных благодаря высокому развитию головного мозга в гармоническое целое, идея функциональной взаимозависимости формы и строения органов, требование естественноисторического подхода к изучению организма.

В начале XIX века сложилась русская анатомическая школа под руководством акад. П. А. Загорского. Ее идейный фундамент был заложен М. В. Ломоносовым и А. Н. Радищевым. На этом фундаменте строилось прочное здание русской анатомии, коллективными усилиями анатомов Петербурга, Москвы, Харькова, Казани, Дерпта. В традиции научной анатомии органически воплотились требования сознательного материализма, передовых теоретических устремлений и служения народу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Куприянов В.В., Татевосянец Г.О. Отечественная анатомия на этапах  истории – 2010 с.256;

2. Гаврилов Л.Ф., Татаринов В.Г. Анатомия – 2009г с.124

3. Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология: Учебник – 2008

4. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека – 2001

5. Тикотин М. А., Первая русская анатомическая школа. Тезисы докладов 5-го Всесоюзного съезда анатомов, гистологов и эмбриологов, Ленинград, 2005, стр.76.

6. Тикотин М. А., П. А. Загорский — основоположник первой русской анатомической школы., Вестник Академии медицинских наук СССР, 2003,

7.Хромов Б. М., Первый русский учебник по анатомии, Вестник хирургии им. Грекова, 2001, т.69, № 2, стр.41.

 

 

 


 



Информация о работе П.А.Загорский и его вклад в развитие анатомии