Педагогические взгляды и опыт работы Кащенко с педагогически запущенными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 04:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В современных условиях обновления системы образования, в принятой в январе 2000 года национальной доктрине образования, где формируется государственная политика в области образования и воспитания XXI века, проблеме воспитания в целом отводится скромное место, а вопросам предупреждения педагогической запущенности учащихся современных общеобразовательных учреждений вообще не уделяется внимание.
Известно, что проблема трудновоспитуемости и педагогической запущенности ставилась на всем

Файлы: 1 файл

I Педагогические взгляды и опыт работы Кащенко с педагогически запущенными детьми.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

I Педагогические взгляды и опыт работы Кащенко с педагогически запущенными детьми

1.1 Проблемы педагогической  запущенности в истории российской  педагогики.

   Актуальность исследования. В современных условиях обновления системы образования, в принятой в январе 2000 года национальной доктрине образования, где формируется государственная политика в области образования и воспитания XXI века, проблеме воспитания в целом отводится скромное место, а вопросам предупреждения педагогической запущенности учащихся современных общеобразовательных учреждений вообще не уделяется внимание.

   Известно, что проблема трудновоспитуемости и педагогической запущенности ставилась на всем протяжении истории педагогики. В работах Н.К.Крупской, П.П.Блонского, Л.С.Выготского, В.П.Кащенко, Н.В.Мясищева, наряду с бытовавшими ранее понятиями «безнадзорность», «отклонения в поведении» впервые используются понятия «трудные дети», «трудновоспитуемость», «педагогическая запущенность»

   Проблема предупреждения трудновоспитуемости и педагогической запущенности нашла отражение в педагогическом наследии А.С.Макаренко, А.В Луначарского, С.Т.Шацкого, В.А.Сухомлинского. Ее решение основывается на реализации двух задач -формирования у личности принципов и норм нравственности, морали и устранения отрицательных свойств характера. Однако решение этих двух основных задач будет более эффективным, если проанализированы причины, порождающие проблемы в воспитании учащейся молодежи, выявлены приоритеты тех ценностей, которые должны воспитываться в раннем детстве. При этом, указанные приоритеты целесообразно использовать как основу всего воспитательного процесса с соответствующим комплексом эффективных мер, формирующих основы морали, нравственности, положительные свойства характера. На возможность возникновения начальных форм трудновоспитуемости и педагогической запущенности и необходимость своевременной профилактики указывали в своих исследованиях М.А.Алемаскин, Б.Н.Алмазов, А.С.Белкин, Э.Г.Костяшкин, А.И.Кочетов, И.А.Невский, В.А.Поварницына.

    Атмосфера современного школьного обучения складывается из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляющих новые, усложненные требования к психической конституции, интеллектуальным возможностям ребенка. Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и подростков, связанных с особенностями социальной ситуации их развития. 
   Само понятие «педагогически запущенные» в современной теории и практике часто употребляется как синоним понятию «трудные дети». Понятие педагогической запущенности характеризует историю воспитания ребенка, а трудный – говорит о результатах такого воспитания. Педагогически запущенный рано или поздно становится трудным. В Российской педагогической энциклопедии понятие «педагогическая запущенность» рассматривается как устойчивое отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками воспитания [4, 358]. Г. М. Коджаспирова в педагогическом словаре это понятие рассматривает как отклонение от нормы в поведении личности, обусловленное недостатками воспитания. Основными причинами этого явления являются отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена школы, преподавателей, отрицательное влияние улицы и безнадзорность [2, 243]. Р. В. Овчарова рассматривает понятие педагогической запущенности как состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я». Педагогическая запущенность – это состояние, противоположное развитости, образованности (обученности): отсутствие необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приемами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов [3, 198]. 
    Проанализировав данные подходы к определению педагогической запущенности, выделив общие черты, на которые указывают авторы, мы будем придерживаться следующего определения: педагогическая запущенность – это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами. Проблема педагогической запущенности − самая распространенная по количеству жалоб и запросов в школе. Она может фигурировать в различных формах, имея разные причины, следствия. 
   Первая форма – несформированность элементов и навыков учебной деятельности. Причина в индивидуальной особенности интеллектуального развития и как следствие − плохая успеваемость.  
   Вторая форма – несформированность мотивации учения, направленность на другие нешкольные (не соответствующие возрасту) виды деятельности. Причина в инфантильном воспитании, гиперопеке, неблагоприятных факторах, разрушившие положительную мотивацию (межличностные отношения, неадекватная оценка учебной деятельности). Следствием служит плохая успеваемость и поведение на фоне достаточного уровня познавательных возможностей.  
   Третья форма – неспособность произвольной регуляции внимания в учебной деятельности. Причиной могут быть особенности семейного воспитания (потворствующая либо доминирующая гиперпротекция), тот же тип воспитания в детском саду и начальной школе и как следствие − неорганизованность, невнимательность, зависимость, ведомость, нарушения общения, слабая успеваемость [1,].  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Практический опыт реализации  идей Кащенко по работе с  педагогически запущенными детьми

  В отечественной психолого-педагогической науке немало имен, оказавшихся по тем или иным причинам забытыми или недостаточно признанными. К их числу относится и Всеволод Петрович Кащенко.  
Всеволод Петрович стоял у истоков современной коррекционной, или, как он ее называл, коррективной (лечебной) педагогики и заложил основы психолого-педагогической работы с исключительными, педагогически запущенными, трудновоспитуемыми детьми.  
В. П. Кащенко понимал, что причины детской исключительности могут быть разными, и отклонения в поведении вызываются врожденными или приобретенными факторами.  
   Однако главную роль Кащенко отводил социальным факторам.  
Он писал: Трудные дети, детская исключительность, умственная, психологическая, физическая недостаточность - такова плата за противоречия исторического прогресса, за несовершенства общественной организации, за дефекты в образовании и воспитании взрослых людей.  
Никогда еще эта проблема заботы об исключительном ребенке не стояла так остро и никогда не была осознана, как ныне.  
    Трудно поверить, что эти слова были сказаны почти 70 лет назад, - так современно они звучат.  
    Имя Всеволода Петровича Кащенко неизвестно целому поколению психологов и педагогов, его вклад в дело воспитания и обучения исключительных детей еще предстоит по достоинству оценить.   

  Труды В. П. Кащенко издавались до революции и в первое десятилетие советской власти, затем наступил период забвения, и книга Педагогическая коррекция, написанная в 30-е гг., увидела свет лишь в 1992 г. в издательстве Просвещение. Рукопись книги сохранила дочь В. П. Кащенко - Анна Всеволодовна Кащенко.  
   Справедливости ради следует сказать, что в 1936 г. в 32-м томе БСЭ была опубликована статья о В. П. Кащенко. Эта статья вызывает ряд серьезных возражений, так как в ней научные взгляды Кащенко и их приложение к реальной практике воспитания детей представлены в искаженном виде.  
Однако в целом выход статьи может быть расценен положительно, потому что, по сути дела, это означало признание его заслуг перед Отечеством.  
Однако в этом же томе БСЭ не нашлось места для брата Всеволода Петровича Петра Петровича Кащенко (1858-1920), известного русского психиатра, гениального организатора русской психиатрии и огромного масштаба врача-общественника (Ю. Каннабих).  
    Тем не менее со временем в историю науки и культуры возвращаются забытые имена: сегодня имя П. П. Кащенко известно не только узким специалистам-медикам, теперь настал черед Всеволода Петровича Кащенко.

   В. П. Кащенко родился 21 марта 1870 г. в городе Ейске на Кубани.  
Его отец Петр Федорович Кащенко был военным врачом.  
В 1875 г., когда отец умер, в семье осталось семеро детей, и мать Александра Павловна сделала все, чтобы дети получили образование.  
В 1891 г., окончив ставропольскую гимназию, В. П. Кащенко поступил на медицинский факультет Московского университета, окончить который ему не удалось.  
    В начале 90-х гг. Всеволод Петрович, как в. свое время его брат Петр Петрович (который оказал большое влияние на формирование его личности), примкнул к студенческому революционному движению.  
За участие в студенческих революционных кружках в 1894 г. он был исключен из университета и выслан из Москвы. Только в 1897 г. Кащенко сумел закончить университет в Киеве.  
    По окончании университета Всеволод Петрович выбрал деятельность земского врача.  
   Однако репутация политически неблагонадежного значительно осложняла его работу, и ему приходилось постоянно переезжать з губернии в губернию.  
В 1904 г. В. П. Кащенко по распоряжению царского министра внутренних дел Плеве был лишен права занимать должности на государственной службе.  
   В 1905 г. Всеволод Петрович участвовал в Московском вооруженном восстании; он был организатором и председателем Московского комитета помощи раненым революционерам.

   После революции 1905 г. В. П. Кащенко начал работу по созданию специального медико-педагогического учреждения для педагогически запущенных, трудных детей.  
   В современной психолого-педагогической науке трудными принято считать детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии.  
Отнесение ребенка к данной категории осуществляется, как правило, по внешним проявлениям его индивидуально-психологических особенностей, служащих препятствием для нормального протекания учебно-воспитательного процесса.  
   Такое понимание проблемы трудного детства вполне согласуется с идеями, развиваемыми Всеволодом Петровичем.  
Он писал: ...эпитетом трудные мы подчеркиваем характерную особенность в их жизненных проявлениях (а также и в педагогическом плане), связанную с устойчивыми отклонениями от нормы тех или иных сторон формирующейся личности, обусловленными физическими или умственными недостатками, дефектами и проявляющимися в осложненной форме поведения.

   По мнению В. П. Кащенко, в появлении трудных детей виновато все общество, а потому и ответственность за них лежит на обществе в целом.  
Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей.  
   Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово и даже более того - интонация, с которой оно произносится, являются капельками, падающими в тот лоток, который мы называем жизнью ребенка, формированием его личности.  
    
   Разработке вопросов воспитания и обучения трудных детей способствовало знакомство Всеволода Петровича Кащенко с А. Н. Бернштейном, Г. И. Россоли, МО, А. П. Нечаевым и А. Ф. Лазурским.

    В 1906 г. В. П. Кащенко посещал кружок детской психопатологии и психологии при Московском педагогическом собрании под руководством Александра Николаевича Бернштейна (1870-1922).  
Научный и практический интерес представляла разработанная Бернштейном методика объективно-психологического обследования душевнобольных.  
Всеволод Петрович вошел в Московское общество экспериментальной психологии по рекомендации Г. И. Россолимо, в экспериментально-психологической лаборатории которого он занимался.  
Григорий Иванович Россолимо (1860-1928) - известный невропатолог, много внимания уделял изучению особенностей психических отклонений у детей.  
Широкую известность получили предложенные Г. И. Россолимо в 1910 г. методы количественного исследования психических процессов - так называемые психологические профили.  
   В дальнейшем В. П. Кащенко, составляя программу изучения личности ребенка, включил в нее социальный профиль.  
   Задача социального профиля состоит в учете социально-экономических и биологических условий, которые создают, развивают, даже, так сказать, культивируют детскую исключительность... и одновременно указывают на пути предупреждения и устранения дефектов личности ребенка.  
В дальнейшем в Петербурге В. П. Кащенко встречался с А. П. Нечаевым (1870-1948) - психологом, создателем первой в России лаборатории экспериментальной педагогической психологии, и А. Ф. Лазурским (1874-1917) - психологом, создателем метода естественного эксперимента.

   В 1908 г. Всеволод Петрович предпринял поездку за границу с целью изучения опыта воспитания аномальных детей в Германии, Швейцарии, Италии, Бельгии.  
И вот наконец в 1908 г. в Москве на Девичьем поле (ул. Погодинская, 8; дом не сохранился; сейчас на этом месте расположен Институт коррекционной педагогики РАО) было открыто учреждение для аномальных детей, которое получило названиеШкола-санаторий для дефективных детей доктора В. П. Кащенко.  
Школа-санаторий была лечебно-воспитательным учреждением. Она обслуживала детей малоуспевающих, нервных, трудных в воспитательном отношении: ленивых, возбудимых, вялых, истеричных.  
   Не принимались в школу идиоты, глубоко отсталые, эпилептики. Приему подлежали дети в возрасте от четырех до шестнадцати лет. Одновременно учреждение могло обслуживать двадцать два воспитанника, которые делились на три семьи. Семья имела воспитателя, жившего в одном дортуаре с воспитанниками.  
   Каждая семья жила, питалась и играла отдельно. Для учебных занятий воспитанники в соответствии со своими индивидуальными особенностями были разделены на более мелкие подгруппы.  
Цель учреждения - исправление недостатков развития путем лечения, воспитания и обучения и подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.  
   В школе-санатории особые требования предъявлялись к педагогам, поведение которых, по мнению Всеволода Петровича, определяет психическое здоровье всего коллектива.  
Не менее важной считалась и работа с родителями детей, так как опыт показал, что специальные детские учреждения страдают от непонимания родителями своих задач.  
   Обучение детей строилось на основе пробуждения у них самостоятельности и активности в ходе усвоения знаний. Основным методом, обеспечивающим развитие способностей и коррекцию личности, были занятия ручным трудом.  
   Всеволод Петрович подчеркивал необходимость начинать обучение с пробуждения у учащихся интереса к результатам труда. Первоначально результатами труда были игрушки, затем предметы домашнего обихода.  
Интерес пробуждался путем демонстрации детям хорошо выполненной вещи и ее практического на значения. За желанием иметь вещь следовало стремление ее изготовить.  
   Интерес к учению поддерживался благодаря максимальной конкретизации учебного материала на основе использования наглядных пособий, а также наличия тесной связи между всеми предметами.

   Всеволод Петрович не ограничивал свою деятельность рамками конкретного лечебно-педагогического учреждения.  
Он видел свою задачу в изменении отношения общества в целом к детям с нарушениями поведения.  
В 1909 г. на 12-м Съезде естествоиспытателей и врачей он выступил с докладом Об устройстве лечебно-педагогических заведений для умственно отсталых и морально отсталых детей.  
По докладу была принята резолюция о необходимости создания специальных учреждений для ненормальных детей.

    В. П. Кащенко принял активное участие в работе 3-го Съезда отечественных психиатров в 1910 г. и сделал доклад К вопросу о воспитании и обучении дефективных детей, в котором указал на социальную значимость общественной заботы об аномальных детях.  
Она заключается в предупреждении преступности и других антисоциальных явлений.  
В докладе Всеволод Петрович критиковал царское правительство за его равнодушие к вопросам просвещения аномальных детей и призывал начать общественное движение за обучение и воспитание ненормальных детей.  
В дальнейшем в публичных выступлениях Всеволод Петрович неоднократно ратовал за необходимость обучения и воспитания ненормальных детей. Об этом же он писал в газетах Раннее утро, Русские ведомости.  
В целях популяризации опыта работы школы-санатория В. П. Кащенко выпускал труды своих сотрудников.

После Октябрьской революции  Всеволод Петрович продолжил работу по воспитанию и обучению трудных детей, прекрасно понимая актуальность поставленных им задач и своевременность предлагаемых мероприятий по их разрешению в новых социально-политических условиях.  
При этом В. П. Кащенко видел пределы своих возможностей, границы педагогического влияния.  
Он писал, что лучший способ борьбы с исключительной ситуацией - ее предупреждение, профилактика.  
Совершенствование общества, несомненно, способствует сокращению численности исключительных детей. Но проблема таких детей вряд ли будет снята с повестки дня и в отдаленном будущем.  
Однако это не мешало ему верить в успех мероприятий, направленных на исправление недостатков психического и физического развития детей.  
По собственной инициативе В. П. Кащенко передал Наркомпросу школу-санаторий.

В 1918 г. на ее базе, был создан Дом изучения ребенка, который в  дальнейшем преобразовался в Медико-педагогическую клинику, а с 1923-1924 гг. - в Медико-педагогическую опытную станцию, руководимую В. П. Кащенко.  
В то время это было единственное центральное опытно-показательное учреждение в области детской дефективности.  
В дальнейшем на базе Медико-педагогической станции были открыты научные центры дефектологии: Экспериментальный дефектологический институт, реорганизованный в 1934 г. в Научно-практический институт специальных школ и детских домов, в 1943 г. - в Научно-исследовательский институт дефектологии АПН РСФСР (в 1966 г. АПН РСФСР преобразовали в АПН СССР), а затем в 1992 г. - в Институт коррекционной педагогики РАО.

Информация о работе Педагогические взгляды и опыт работы Кащенко с педагогически запущенными детьми