Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 04:38, курсовая работа
Актуальность исследования. В современных условиях обновления системы образования, в принятой в январе 2000 года национальной доктрине образования, где формируется государственная политика в области образования и воспитания XXI века, проблеме воспитания в целом отводится скромное место, а вопросам предупреждения педагогической запущенности учащихся современных общеобразовательных учреждений вообще не уделяется внимание.
Известно, что проблема трудновоспитуемости и педагогической запущенности ставилась на всем
I Педагогические взгляды и опыт работы Кащенко с педагогически запущенными детьми
1.1 Проблемы педагогической
запущенности в истории
Актуальность исследования. В современных
условиях обновления системы образования,
в принятой в январе 2000 года национальной
доктрине образования, где формируется
государственная политика в области образования
и воспитания XXI века, проблеме воспитания
в целом отводится скромное место, а вопросам
предупреждения педагогической запущенности
учащихся современных общеобразовательны
Известно, что проблема трудновоспитуемости и педагогической запущенности ставилась на всем протяжении истории педагогики. В работах Н.К.Крупской, П.П.Блонского, Л.С.Выготского, В.П.Кащенко, Н.В.Мясищева, наряду с бытовавшими ранее понятиями «безнадзорность», «отклонения в поведении» впервые используются понятия «трудные дети», «трудновоспитуемость», «педагогическая запущенность»
Проблема предупреждения трудновоспитуемости и педагогической запущенности нашла отражение в педагогическом наследии А.С.Макаренко, А.В Луначарского, С.Т.Шацкого, В.А.Сухомлинского. Ее решение основывается на реализации двух задач -формирования у личности принципов и норм нравственности, морали и устранения отрицательных свойств характера. Однако решение этих двух основных задач будет более эффективным, если проанализированы причины, порождающие проблемы в воспитании учащейся молодежи, выявлены приоритеты тех ценностей, которые должны воспитываться в раннем детстве. При этом, указанные приоритеты целесообразно использовать как основу всего воспитательного процесса с соответствующим комплексом эффективных мер, формирующих основы морали, нравственности, положительные свойства характера. На возможность возникновения начальных форм трудновоспитуемости и педагогической запущенности и необходимость своевременной профилактики указывали в своих исследованиях М.А.Алемаскин, Б.Н.Алмазов, А.С.Белкин, Э.Г.Костяшкин, А.И.Кочетов, И.А.Невский, В.А.Поварницына.
Атмосфера современного школьного обучения
складывается из совокупности умственных,
эмоциональных и физических нагрузок,
предъявляющих новые, усложненные требования
к психической конституции, интеллектуальным
возможностям ребенка. Педагогическая
запущенность является одной из самых
распространенных девиаций развития детей
и подростков, связанных с особенностями
социальной ситуации их развития.
Само понятие «педагогически запущенные»
в современной теории и практике часто
употребляется как синоним понятию «трудные
дети». Понятие педагогической запущенности
характеризует историю воспитания ребенка,
а трудный – говорит о результатах такого
воспитания. Педагогически запущенный
рано или поздно становится трудным. В
Российской педагогической энциклопедии
понятие «педагогическая запущенность»
рассматривается как устойчивое отклонение
от нормы в нравственном сознании и поведении
детей и подростков, обусловленные отрицательным
влиянием среды и ошибками воспитания
[4, 358]. Г. М. Коджаспирова в педагогическом
словаре это понятие рассматривает как
отклонение от нормы в поведении личности,
обусловленное недостатками воспитания.
Основными причинами этого явления являются
отсутствие правильного воспитания в
семье, частая смена школы, преподавателей,
отрицательное влияние улицы и безнадзорность
[2, 243]. Р. В. Овчарова рассматривает понятие
педагогической запущенности как состояние
личности ребенка, которое проявляется
в несформированности у него свойств субъекта
деятельности, общения, самосознания и
концентрированно выражается в нарушенном
образе «Я». Педагогическая запущенность
– это состояние, противоположное развитости,
образованности (обученности): отсутствие
необходимого запаса знаний, слабое владение
способами и приемами их приобретения
и неразвитость учебно-познавательных
мотивов [3, 198].
Проанализировав данные подходы
к определению педагогической запущенности,
выделив общие черты, на которые указывают
авторы, мы будем придерживаться следующего
определения: педагогическая запущенность
– это устойчивое отклонение от нормы
в поведении, нравственном сознании, учебной
деятельности, проявляющаяся в неразвитости,
необразованности и невоспитанности ребенка,
отставании его развития от собственных
возможностей, обусловленные отрицательным
влиянием среды и ошибками в воспитании,
частой сменой школ и преподавателей,
отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью.
То есть эта проблема вызвана педагогическими
причинами и, следовательно, устраняется
при помощи коррекции педагогическими
средствами. Проблема педагогической
запущенности − самая распространенная
по количеству жалоб и запросов в школе.
Она может фигурировать в различных формах,
имея разные причины, следствия.
Первая форма – несформированность
элементов и навыков учебной деятельности.
Причина в индивидуальной особенности
интеллектуального развития и как следствие
− плохая успеваемость.
Вторая форма – несформированность
мотивации учения, направленность на другие
нешкольные (не соответствующие возрасту)
виды деятельности. Причина в инфантильном
воспитании, гиперопеке, неблагоприятных
факторах, разрушившие положительную
мотивацию (межличностные отношения, неадекватная
оценка учебной деятельности). Следствием
служит плохая успеваемость и поведение
на фоне достаточного уровня познавательных
возможностей.
Третья форма – неспособность
произвольной регуляции внимания в учебной
деятельности. Причиной могут быть особенности
семейного воспитания (потворствующая
либо доминирующая гиперпротекция), тот
же тип воспитания в детском саду и начальной
школе и как следствие − неорганизованность,
невнимательность, зависимость, ведомость,
нарушения общения, слабая успеваемость
[1,].
1.2 Практический опыт реализации
идей Кащенко по работе с
педагогически запущенными
В отечественной психолого-педагогической
науке немало имен, оказавшихся по тем
или иным причинам забытыми или недостаточно
признанными. К их числу относится и Всеволод Петрович
Кащенко.
Всеволод Петрович стоял у истоков современной
коррекционной, или, как он ее называл,
коррективной (лечебной) педагогики и
заложил основы психолого-педагогической
работы с исключительными, педагогически
запущенными, трудновоспитуемыми детьми.
В. П. Кащенко понимал, что причины детской
исключительности могут быть разными,
и отклонения в поведении вызываются врожденными
или приобретенными факторами.
Однако главную роль Кащенко отводил
социальным факторам.
Он писал: Трудные дети, детская
исключительность, умственная, психологическая,
физическая недостаточность - такова плата
за противоречия исторического прогресса,
за несовершенства общественной организации,
за дефекты в образовании и воспитании
взрослых людей.
Никогда еще эта проблема
заботы об исключительном ребенке не стояла
так остро и никогда не была осознана,
как ныне.
Трудно поверить, что эти слова
были сказаны почти 70 лет назад, - так современно
они звучат.
Имя Всеволода Петровича Кащенко
неизвестно целому поколению психологов
и педагогов, его вклад в дело воспитания
и обучения исключительных детей еще предстоит
по достоинству оценить.
Труды В. П. Кащенко издавались
до революции и в первое десятилетие советской
власти, затем наступил период забвения,
и книга Педагогическая коррекция, написанная в 30-е гг., увидела
свет лишь в 1992 г. в издательстве Просвещение. Рукопись книги сохранила дочь
В. П. Кащенко - Анна Всеволодовна Кащенко.
Справедливости ради следует сказать,
что в 1936 г. в 32-м томе БСЭ была опубликована
статья о В. П. Кащенко. Эта статья вызывает
ряд серьезных возражений, так как в ней
научные взгляды Кащенко и их приложение
к реальной практике воспитания детей
представлены в искаженном виде.
Однако в целом выход статьи может быть
расценен положительно, потому что, по
сути дела, это означало признание его
заслуг перед Отечеством.
Однако в этом же томе БСЭ не нашлось места
для брата Всеволода Петровича Петра Петровича
Кащенко (1858-1920), известного русского психиатра,
гениального организатора русской психиатрии
и огромного масштаба врача-общественника
(Ю. Каннабих).
Тем не менее со временем в историю
науки и культуры возвращаются забытые
имена: сегодня имя П. П. Кащенко известно
не только узким специалистам-медикам,
теперь настал черед Всеволода Петровича
Кащенко.
В. П. Кащенко родился
21 марта 1870 г. в городе Ейске на Кубани.
Его отец Петр Федорович Кащенко был военным
врачом.
В 1875 г., когда отец умер, в семье осталось
семеро детей, и мать Александра Павловна
сделала все, чтобы дети получили образование.
В 1891 г., окончив ставропольскую гимназию,
В. П. Кащенко поступил на медицинский
факультет Московского университета,
окончить который ему не удалось.
В начале 90-х гг. Всеволод Петрович,
как в. свое время его брат Петр Петрович
(который оказал большое влияние на формирование
его личности), примкнул к студенческому
революционному движению.
За участие в студенческих революционных
кружках в 1894 г. он был исключен из университета
и выслан из Москвы. Только в 1897 г. Кащенко
сумел закончить университет в Киеве.
По окончании университета
Всеволод Петрович выбрал деятельность
земского врача.
Однако репутация политически
неблагонадежного значительно осложняла
его работу, и ему приходилось постоянно
переезжать з губернии в губернию.
В 1904 г. В. П. Кащенко по распоряжению царского
министра внутренних дел Плеве был лишен
права занимать должности на государственной
службе.
В 1905 г. Всеволод Петрович участвовал
в Московском вооруженном восстании; он
был организатором и председателем Московского
комитета помощи раненым революционерам.
После революции 1905 г.
В. П. Кащенко начал работу по созданию
специального медико-педагогического
учреждения для педагогически запущенных,
трудных детей.
В современной психолого-педагогической
науке трудными принято считать детей,
демонстрирующих явные отклонения в личностном
развитии.
Отнесение ребенка к данной категории
осуществляется, как правило, по внешним
проявлениям его индивидуально-психологических
особенностей, служащих препятствием
для нормального протекания учебно-воспитательного
процесса.
Такое понимание проблемы трудного
детства вполне согласуется с идеями,
развиваемыми Всеволодом Петровичем.
Он писал: ...эпитетом трудные
мы подчеркиваем характерную особенность
в их жизненных проявлениях (а также и
в педагогическом плане), связанную с устойчивыми
отклонениями от нормы тех или иных сторон
формирующейся личности, обусловленными
физическими или умственными недостатками,
дефектами и проявляющимися в осложненной
форме поведения.
По мнению В. П. Кащенко,
в появлении трудных детей виновато все
общество, а потому и ответственность
за них лежит на обществе в целом.
Воспитывает не учитель,
а все общество в целом, вся атмосфера
и вся обстановка нашей культуры и быта,
вся живая повседневность, в которой нет
мелочей.
Каждый наш поступок,
который видят или слышат дети, каждое
наше слово и даже более того - интонация,
с которой оно произносится, являются
капельками, падающими в тот лоток, который
мы называем жизнью ребенка, формированием
его личности.
Разработке вопросов воспитания
и обучения трудных детей способствовало
знакомство Всеволода Петровича Кащенко
с А. Н. Бернштейном, Г. И. Россоли, МО, А.
П. Нечаевым и А. Ф. Лазурским.
В 1906 г. В. П. Кащенко
посещал кружок детской психопатологии
и психологии при Московском педагогическом
собрании под руководством Александра
Николаевича Бернштейна (1870-1922).
Научный и практический интерес представляла
разработанная Бернштейном методика объективно-психологического
обследования душевнобольных.
Всеволод Петрович вошел в Московское
общество экспериментальной психологии
по рекомендации Г. И. Россолимо, в экспериментально-
Григорий Иванович Россолимо (1860-1928) - известный
невропатолог, много внимания уделял изучению
особенностей психических отклонений
у детей.
Широкую известность получили предложенные
Г. И. Россолимо в 1910 г. методы количественного
исследования психических процессов -
так называемые психологические профили.
В дальнейшем В. П. Кащенко, составляя
программу изучения личности ребенка,
включил в нее социальный профиль.
Задача социального профиля состоит
в учете социально-экономических и биологических
условий, которые создают, развивают,
даже, так сказать, культивируют детскую
исключительность... и одновременно указывают
на пути предупреждения и устранения дефектов
личности ребенка.
В дальнейшем в Петербурге В. П. Кащенко
встречался с А. П. Нечаевым (1870-1948) - психологом,
создателем первой в России лаборатории
экспериментальной педагогической психологии,
и А. Ф. Лазурским (1874-1917) - психологом, создателем
метода естественного эксперимента.
В 1908 г. Всеволод Петрович
предпринял поездку за границу с целью
изучения опыта воспитания аномальных
детей в Германии, Швейцарии, Италии, Бельгии.
И вот наконец в 1908 г. в Москве на Девичьем
поле (ул. Погодинская, 8; дом не сохранился;
сейчас на этом месте расположен Институт
коррекционной педагогики РАО) было открыто
учреждение для аномальных детей, которое
получило названиеШкола-санаторий для дефективных
детей доктора В. П. Кащенко.
Школа-санаторий была лечебно-воспитательным
учреждением. Она обслуживала детей малоуспевающих,
нервных, трудных в воспитательном отношении:
ленивых, возбудимых, вялых, истеричных.
Не принимались в школу идиоты,
глубоко отсталые, эпилептики. Приему
подлежали дети в возрасте от четырех
до шестнадцати лет. Одновременно учреждение
могло обслуживать двадцать два воспитанника,
которые делились на три семьи. Семья имела
воспитателя, жившего в одном дортуаре
с воспитанниками.
Каждая семья жила, питалась и играла
отдельно. Для учебных занятий воспитанники
в соответствии со своими индивидуальными
особенностями были разделены на более
мелкие подгруппы.
Цель учреждения - исправление недостатков
развития путем лечения, воспитания и
обучения и подготовка воспитанников
к самостоятельной жизни.
В школе-санатории особые требования
предъявлялись к педагогам, поведение
которых, по мнению Всеволода Петровича,
определяет психическое здоровье всего
коллектива.
Не менее важной считалась и работа с родителями
детей, так как опыт показал, что специальные
детские учреждения страдают от непонимания
родителями своих задач.
Обучение детей строилось на основе
пробуждения у них самостоятельности
и активности в ходе усвоения знаний. Основным
методом, обеспечивающим развитие способностей
и коррекцию личности, были занятия ручным
трудом.
Всеволод Петрович подчеркивал
необходимость начинать обучение с пробуждения
у учащихся интереса к результатам труда.
Первоначально результатами труда были
игрушки, затем предметы домашнего обихода.
Интерес пробуждался путем демонстрации
детям хорошо выполненной вещи и ее практического
на значения. За желанием иметь вещь следовало
стремление ее изготовить.
Интерес к учению поддерживался
благодаря максимальной конкретизации
учебного материала на основе использования
наглядных пособий, а также наличия тесной
связи между всеми предметами.
Всеволод Петрович не
ограничивал свою деятельность рамками
конкретного лечебно-педагогического
учреждения.
Он видел свою задачу в изменении отношения
общества в целом к детям с нарушениями
поведения.
В 1909 г. на 12-м Съезде естествоиспытателей
и врачей он выступил с докладом Об устройстве лечебно-педагогических
заведений для умственно отсталых и морально
отсталых детей.
По докладу была принята резолюция о необходимости
создания специальных учреждений для
ненормальных детей.
В. П. Кащенко принял
активное участие в работе 3-го Съезда
отечественных психиатров в 1910 г. и сделал
доклад К вопросу о воспитании
и обучении дефективных детей, в котором указал на социальную
значимость общественной заботы об аномальных
детях.
Она заключается в предупреждении преступности
и других антисоциальных явлений.
В докладе Всеволод Петрович критиковал
царское правительство за его равнодушие
к вопросам просвещения аномальных детей
и призывал начать общественное движение
за обучение и воспитание ненормальных
детей.
В дальнейшем в публичных выступлениях
Всеволод Петрович неоднократно ратовал
за необходимость обучения и воспитания
ненормальных детей. Об этом же он писал
в газетах Раннее утро, Русские ведомости.
В целях популяризации опыта работы школы-санатория
В. П. Кащенко выпускал труды своих сотрудников.
После Октябрьской революции
Всеволод Петрович продолжил работу
по воспитанию и обучению трудных детей,
прекрасно понимая актуальность поставленных
им задач и своевременность предлагаемых
мероприятий по их разрешению в новых
социально-политических условиях.
При этом В. П. Кащенко видел пределы своих
возможностей, границы педагогического
влияния.
Он писал, что лучший способ борьбы с исключительной
ситуацией - ее предупреждение, профилактика.
Совершенствование
общества, несомненно, способствует сокращению
численности исключительных детей. Но
проблема таких детей вряд ли будет снята
с повестки дня и в отдаленном будущем.
Однако это не мешало ему верить в успех
мероприятий, направленных на исправление
недостатков психического и физического
развития детей.
По собственной инициативе В. П. Кащенко
передал Наркомпросу школу-санаторий.
В 1918 г. на ее базе, был создан
Дом изучения ребенка, который в
дальнейшем преобразовался в Медико-педагогическую
клинику, а с 1923-1924 гг. - в Медико-педагогическую
опытную станцию, руководимую В.
П. Кащенко.
В то время это было единственное центральное
опытно-показательное учреждение в области
детской дефективности.
В дальнейшем на базе Медико-педагогической
станции были открыты научные центры дефектологии:
Экспериментальный дефектологический
институт, реорганизованный в 1934 г. в Научно-практический
институт специальных школ и детских домов,
в 1943 г. - в Научно-исследовательский институт
дефектологии АПН РСФСР (в 1966 г. АПН РСФСР
преобразовали в АПН СССР), а затем в 1992
г. - в Институт коррекционной педагогики
РАО.
Информация о работе Педагогические взгляды и опыт работы Кащенко с педагогически запущенными детьми