Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 04:38, курсовая работа
Актуальность исследования. В современных условиях обновления системы образования, в принятой в январе 2000 года национальной доктрине образования, где формируется государственная политика в области образования и воспитания XXI века, проблеме воспитания в целом отводится скромное место, а вопросам предупреждения педагогической запущенности учащихся современных общеобразовательных учреждений вообще не уделяется внимание.
Известно, что проблема трудновоспитуемости и педагогической запущенности ставилась на всем
Всеволод Петрович считал,
что прежде чем помогать ребенку, его надо
знать:
Мы должны знать ребенка
- знать больше и лучше, чем знаем устройства
машин, с которыми работаем, мы должны
знать методы, приемы его воспитания, как
мы знаем способы управления машиной.
Педагог, работающий с ребенком, а тем
более ненормальным ребенком, должен быть
профессионально грамотным.
И Всеволод Петрович поставил задачу подготовки
дефектологов-профессионалов.
Когда в 1920 г. был открыт Педагогический
институт детской дефективности, его ректором
был назначен В. П. Кащенко.
Он руководил им до 1924 г., то есть до того
момента, пока институт не был преобразован
в дефектологическое отделение педагогического
факультета Второго московского государственного
университета.
В дальнейшем это отделение было преобразовано
в дефектологический факультет МШИ им.
Ленина (сейчас МПГУ), на котором до 1931
г. Кащенко заведовал кафедрой лечебной
педагогики.
Термин лечебная педагогика вскоре надолго ушел из лексики
отечественных педагогов и психологов,
однако в последнее время исследователи
вновь к нему обращаются.
Под лечебной педагогикой понимается
система лечебно-педагогических мероприятий,
имеющих целью предупреждение, лечение
и коррекцию отклонений в развитии ребенка.
В первые годы советской власти
остро встала задача борьбы с детской
беспризорностью. В. П. Кащенко совместно
с деятелями народного образования - А.
И. Елизаровой (Ульяновой). Г. И. Россолимо,
А. С. Грибоедовым и др. - отдал много сил
делу подготовки съездов и конференций
по вопросам детской дефективности.
Значительным событием в этом отношении
явился Первый всероссийский съезд деятелей
по борьбе с детской дефективностью, беспризорностью
и преступностью, который проходил в Москве
в 1920 г.
Председателем организационного комитета
съезда был В. П. Кащенко. Через год в Москве
была проведена Всероссийская конференция
по борьбе с детской дефективностью.
Всеволод Петрович выступил с докладом,
в котором пытался сформулировать теоретические
основы специальной педагогики.
Исправление глубоких
недостатков характера ребенка... осуществимо
в первую очередь через воспитание. Сотрудничество
врача и педагога... - вот единственно возможный
путь борьбы с психопатическими и нервными
состояниями и заболеваниями в детском
возрасте.
Все время и силы Всеволод Петрович отдавал
главному делу своей жизни - воспитанию
и обучению исключительных детей.
Однако далеко не всегда встречал понимание
со стороны государства. В 1926 г. он был
освобожден от должности директора Медико-педагогической
станции.
А созданный им Музей исключительного
детства уничтожен. В Музее хранились
игрушки, рисунки, поделки из дерева, а
также коллекция портретов известных
отечественных и зарубежных исследователей
аномальных детей - все это уже никогда
не удастся восстановить.
Всеволоду Петровичу не отказало мужество,
и он продолжал работать.
В 1928 г. В. П. Кащенко вошел
в состав редколлегии журнала Вопросы дефектологии и оставался ее членом вплоть
до закрытия журнала в 1931 г. (с 1968 г. издается
журнал Дефектология).
С 1928 г. и до конца жизни В. П. Кащенко много
работал над проблемами логопедии, будучи
профессором-консультантом поликлиники
Комиссии содействия ученым при Совнаркоме
СССР и поликлиники Второго медицинского
института.
В 1938 г. Всеволоду Петровичу Кащенко была
присуждена ученая степень кандидата
педагогических наук без защиты диссертации.
В последние годы В. П. Кащенко много болел.
Он умер в Москве 30 ноября 1943 г., похоронен
на Новодевичьем кладбище.
В. П. Кащенко принадлежит
около 25 печатных работ в виде монографий
и статей в трудах различных съездов,
сборниках, посвященных общим проблемам
дефектологии, истории обучения и воспитания
дефективных детей.
Около 20 работ выполнено под руководством
В. П. Кащенко.
Научные достижения Всеволода Петровича
Кащенко обращены в будущее.
В вышедшей в наше время уже третьим изданием
книге <<Педагогическая коррекция>>
(а автор работал над ней в 30-е гг.) мы читаем:
Когда я пишу эти строки,
то вижу глаза не только сегодняшних читателей,
но и тех, кто раскроет мой труд завтра...
я не сомневаюсь, что вдумчивый читатель
и в будущем извлечет из написанного мною
поучительный смысл.
Создаются учебные
заведения и факультеты для подготовки
педагогов-специалистов, способных решать
проблему дефектологии, созываются специальные
съезды, открываются медико-педагогические
учреждения, проводится научно-просветительская
работа среди населения, издается соответствующая
литература. Во все это автор в меру своих
сил внес свою лепту и автор счастлив сознанием
того, что его вклад принес известную пользу,
что брошенные им семена дали всходы и
жизнь, всецело отданная высшим побуждениям,
прожита не напрасно.
Почему сегодня мы обращаемся к строчкам,
написанным более полувека назад? Ответ
прост: проблемы, затронутые Всеволодом
Петровичем Кащенко, волновали, волнуют
и будут волновать человечество всегда.
Главное, чем все эти годы был озабочен мой ум и чем болела душа, - это проблема ребенка.
Источники: 100 великих психологов. - М.: Вече,
2004 - 432 с.
Степанов С.С. - Психология в лицах. - М.:
Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 384 с.
Ярошевский М.Г. История психологии.-2-е
изд. перераб.-М.: Мысль, 1976.-463 с.
Информация о работе Педагогические взгляды и опыт работы Кащенко с педагогически запущенными детьми