Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:33, курсовая работа
Первые зачатки педиатрических знаний относятся к глубокой древности. Древняя медицина мало интересовалась детьми. Детская жизнь в то время ценилась чрезвычайно дешево, а нередко в определенных социальных условиях при ограниченности продуктов питания лишние дети являлись даже обузой, и узаконенное детоубийство существовало как бытовое явление у многих древних, даже сравнительно более культурных народов на протяжении ряда веков (законы Ликурга в Спарте). Поэтому у врачей эпохи Гиппократа, Галена и их учеников встречаются только случайные отрывочные описания тех или иных детских заболеваний или краткие наставления относительно вскармливания. Так, например, Цельс (I век н. э.) указывает, что детей следует лечить иначе, нежели взрослых.
Введение………………………………………………………………………….2
Педиатрия в Древнем Египте………………………………………………........4
Зарождение медицинских знаний в Древнем Китае…………………………..6
Медицина в Древней Греции…………………………………………………….9
Медицина в Риме……………………………………………………………….13
Заключение…………………………………………………………………….18
Список использованной литературы……………………………….………..20
Содержание
Введение…………………………………………………………
Педиатрия в Древнем Египте……………………………………
Зарождение медицинских знаний в Древнем Китае…………………………..6
Медицина в Древней Греции…………………………………………………….9
Медицина в Риме……………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………….………..20
Введение
Дети – самое дорогое достояние каждого народа, каждой нации, государства, без них теряют смысл все ценности, созданные человеческим трудом, да, и сама жизнь становится бесцельной. В детях, каждый народ, видит свое будущее. История гибели государств связана, прежде всего, с пренебрежительным отношениям к детям. В тяжелые для государства периоды – первыми страдают дети и женщины. Выживают и сохраняются лишь те народы, которые оберегают в первую очередь – детей. Это мудрое государство, а его народ исключительно добрый, целеустремленный и великий, по-настоящему. Поэтому нет оправдания тому правительству, государству, которые приносят в жертву здоровье, жизнь и благосостояние детей, ради сиюминутных целей. Преодолеть болезнь, таящую смертельную опасность предотвратить ее. Наконец, просто унять боль. А болезнь искони связана со страданием, которое с неизбежностью вело к состраданию, а значит, и к милосердию. Лакмусовой бумажкой гуманизма было и остается отношение к детям. И не только потому, что дети - это всегда завтрашний день. Дети слабы и беспомощны, без взрослых они обречены. Особенно больные дети. Но педиатрия как наука, как раздел медицины зарождалась непросто, преодолевая сложные этические препоны, переступить через которые было дано лишь самым совестливым, а значит, самым мужественным людям.
Сейчас нам трудно представить себе, что почти у всех народов древности было узаконено детоубийство. Оно являлось этической нормой, поскольку в определенных социальных условиях дети являлись обузой семьи. В Индии и Китае было распространено подкидывание и убийство детей, а также принесение их в жертву - особенно девочек, незаконнорожденных, уродов, близнецов. Запад в этом вопросе шел, как говорится, ухо в ухо с Востоком. Казалось бы, древняя Греция - колыбель цивилизации, но и здесь отношение к детям было таким же, как в Индии и Китае. Платон оправдывал убийство слабых и хронически больных детей. Перикл разрешил продажу в рабство незаконнорожденных. А как же врачи древности? Уж они-то, поди, разглядели и поняли, что многие болезни взрослого формируются в детстве, и уже хотя бы поэтому ребенок нуждается в помощи медиков.
Первые зачатки педиатрических
знаний относятся к глубокой
древности. Древняя медицина
Педиатрия в Древнем Египте.
Педиатрия в Египте была одним из восьми основных разделов медицины.
Среди сохранившихся медицинских папирусов к педиатрии можно отнести Берлинский папирус № 3027, который немецкий египтолог А. Эрман назвал папирусом «Мать и дитя». Этот письменный документ, длиной более 2 метров, был создан примерно в XVI веке до н.э. Текст папируса занимает 9 колонок на лицевой и 6 — на оборотной стороне.
Большая часть текста — это заговоры против болезней, заклинания, обеспечивающие благоприятные роды, описания амулетов для того, чтобы у кормящей матери было достаточно молока.
Некоторые авторы избегают включать в свои описания документы магического содержания, но такая позиция не совсем верна. Чтобы воссоздать историю медицинских знаний, следует обращать внимание на все, что использовалось для облегчения страданий роженицы, для защиты ребенка, независимо от того, является ли такая практика рациональной или нет.
Нельзя также исключать
и то обстоятельство, что народным
целителям благодаря солидной практике
удавалось создать такое
В тексте Берлинского папируса приведены фразы, которые египетские матери использовали для успокоения плачущих детей. Видимо, это первые колыбельные песни. Если вдуматься, нашу современную песенку «Придет серенький волчок…» можно считать своеобразным заговором, о смысле и происхождении которого мы не задумываемся.
Очень важным считалось время произнесения заклинаний. Египтяне полагали, что наиболее надежную защиту ребенку бог Ра обеспечивал ранним утром, когда всходило Солнце. Не осталась без внимания и одежда целителя — это должна быть накидка из тонкого белого полотна, в руках обязательно должен быть жезл.
Для того чтобы удержать магическую силу на длительное время, делались специальные амулеты и талисманы. Некоторые амулеты могли представлять собой кусочек материи, над которым были произнесены или на котором были написаны заклинания. Иногда кусок материи завязывался узлами, которые играли важную роль в таких амулетах. Количество узлов было четыре или семь. В Туринском папирусе имеется такая фраза: «Если яд пройдет через эти семь узлов, которые бог Хорус возложил на тело больного, то я не позволю Солнцу утром появиться на небе».
О семи узлах упоминается и в заклинании папируса Эберса.
В качестве примера рекомендации по созданию амулета можно процитировать фразу из Берлинского папируса: «Я сделал для него защиту, состоящую из дурно пахнущих растений; чеснока, который вреден для тебя, злой дух; меда, который сладок для людей и противен для тебя, злой дух; хвоста рыбы и скелета окуня».
Небольшое количество рецептов, в которых имеются упоминания о их применимости для детей, приведено в папирусе Эберса.
Это, прежде всего, заключение о жизнеспособности новорожденного по его первому крику, рекомендации, касающиеся недержания мочи у детей и подготовки младенца к приему обычной пищи.
Зарождение медицинских знаний в Древнем Китае.
О возникновении медицины Древнего Китая в середине III тысячелетия до н.э. рассказывают легенды и летописи. Методы лечения, разработанные китайскими врачами, оказали влияние на медицину Японии и Кореи, Тибета и Индии. Учение о жизненных каналах и активных точках на поверхности тела человека является одной из основ рефлексотерапии — современного метода диагностики и лечения болезней. Искусство врачевания в Древнем Китае, как и в других странах, включало в себя знания о множестве лекарственных средств растительного и животного происхождения [3].
Одним из первых китайских лекарей, живших около пяти тысяч лет назад, считается мифический император Шэнь Нун, который использовал для лечения всевозможные травы. Согласно преданию, он составил описание около 70 ядов и противоядий, умер в возрасте 140 лет и стал после смерти божеством аптекарей. Его считают автором одного из древнейших в мире «Канона о корнях и травах», содержащего описание 365 лекарственных растений. Готовил лекарства из растений и обитатель лесов, бог долголетия Шоу-син, посылающий долгие годы жизни, не омраченной болезнями. Его достоянным спутником был олень, дарующий высокие чины и большое жалование. Для лечение болезней применяли также многочисленные вещества животного происхождения и минералы.
Как свидетельствуют древние литературные памятники, уже три тысячи лет назад в китайской медицине существовали четыре раздела — внутренние болезни, хирургия, диетика и ветеринария. В X в., гораздо раньше, чем в других странах Востока и Запада, китайские монахи-даосы, жившие отшельниками в горных пещерах, научились делать прививки против оспы. Источником прививочного материала были оспенные корочки, взятые из носа переболевшего человека. Для предупреждения болезни их вводили в ноздри на ватном тампоне. Значительно позже возник метод нанесения оспенного материала на царапину.
О появлении прививок против оспы рассказывает древняя легенда. Во времена династии Сун (в конце X в.) умерли от оспы все сыновья Ван-дана, первого министра императора. Когда он состарился, у него родился еще один сын, которого назвали Ван-су. Опасаясь, что и этот мальчик умрет от оспы, Ван-дан пригласил ко двору лучших врачей и объявил им, что когда у его сына появится оспа, они должны будут явиться к нему и вылечить ребенка общими усилиями. «Есть только один врач, способный победить оспу. — ответили врачи, — Это женщина-монахиня. Она живет в хижине на вершине горы. Окрестные жители приносят к ней больных оспой детей, и все они выздоравливают». Тотчас послали за монахиней. Увидев маленького Ван-су, она положила руку ему на голову и сказала: «Этому ребенку можно привить оспу: его воздух и кровь хорошие, а предки имели неоспоримые добродетели». Монахиня взяла сухие оспенные корочки, предварительно растертые в порошок, нанесла их на влажные ватные тампоны, обвязанные красной ниткой, и ввела их в нос ребенка таким образом, чтобы нитка висела снаружи. Это позволяло легко вынуть тампоны и не давать им уйти слишком далеко при вдыхании воздуха. Примерно через час тампоны были удалены.
По истечении 7 дней у ребенка
начался жар, а затем проявились
признаки оспы, которая продолжалась
12 дней и закончилась полным выздоровлением.
Ван-дан обрадовался такому счастью
и хотел щедро наградить
Исторические параллели: В Европе прививки от оспы стали известны гораздо позже. Появление их связано с работами английского врача Э. Дженнера (1749-1823). Он разработал противооспенную вакцину и в 1796 г. впервые привил оспу восьмилетнему мальчику. Попытки заразить этого мальчика оспой сначала через полтора, потом — через пять месяцев после прививки не дали результатов. Прививка сделала мальчика невосприимчивым к заболеванию.
Медицина в Древней Греции.
Историю возникновения медицины у древних народов вкратце изложил уже в 1488 г. в своей «Речи о значении медицины» краковский доктор Урсын, стараясь при этом отделить истину от мифа. Изобретение врачебного искусства греки приписывали богам: Аполлону, Асклепию, Артемиде. Аполлон считался богом-покровителем многих искусств: по верованиям греков, он обладал и даром исцеления, и в некоторых его святилищах в Греции даже лечили больных – при помощи музыки. Зато имя Асклепий (у римлян – Эскулап) целиком было связано с медициной, ведь его считали сыном Аполлона. Более того, вся семья Асклепия помогла страждущим, облегчала их телесные муки: женой Асклепия была Эпионе – «болеутолительница», дочерями Гигиея – богиня здоровья и Панацея – «всецелительница». Сыновьями бога врачевания были Махаон и Подалирий – легендарные лекари в стране греков во время осады Трои; у Гомера они выступают прежде всего как хирурги, пользовавши раненых[1]. Сами древние авторы всегда отмечали, что Махаон и его брат Подалирий умели не только оказывать помощь раненым, останавливать кровь, делать перевязку, описания же их действий указывают на прекрасное знание анатомии, существовавшее у греков гомеровской эпохи, т.е. в те времена, когда не было еще никакой известной медицинской школы. Но и другие герои под Троей, не занимавшиеся лекарским ремеслом профессионально, умели, однако, применять нужные простые лекарства. И все же систематических знаний о человеке и его болезнях еще не было. Все врачебные меры применявшиеся лекарства были обязаны своим возникновениям случаю, вековой практике народной медицины. Лечение натуральными, дарованными самой природой средствами, издавна распространенное среди пастухов и земледельцев, положило начало искусству врачевания.
Расцвет врачебной деятельности жрецов в асклепионах пришелся на V в. до н.э. На рубеже V-VI вв. до н.э. получило известность святилище Асклепия на острове Кос, где сформировалась знаменитая медицинская школа, связанная и именем Гиппократа, «отцом медицины», работавшего не только на острове Кос, но и в Афинах, в Фессалии.
Врачи на острове Кос основывали свою деятельность на определенных этических принципах, известных и сегодня как «клятва Гиппократа».
Метод Гиппократа состоял главным образом в том, чтобы стремиться ставить диагноз и лечить больного исходя из совокупности всех условий его жизни и основываясь на продолжительном наблюдении за течением болезни. Знаменитый врач боролся со всевозможными предрассудками, касавшимися не только методов лечения, но и причин заболеваний. Греки часто приписывали возникновение того или иного недуга действию тайных сил. Так, припадки эпилепсии считались кознями злых демонов и т. п. Исследуя образ жизни больного, Гиппократ и врачи его школы придавали особое значение климатическим условиям его обитания, природной среде, от которой, по их мнению, во многом зависело состояние здоровья человека. Их взгляды на этот счет изложены в приписываемом Гиппократу трактате «О воздухе, водах и почвах». Также одним из первых Гиппократ положил начало клинической медицине: больные должны были лежать и принимать лекарства под постоянным наблюдением врача (Плиний Старший. Естественная история, XXIX, 4). Еще в трудах Гиппократа появляются более систематизированные сведения о детской патологии – «О прорезывании зубов», «О природе ребенка» содержатся некоторые сведения о формировании детского организма и о патологии у детей. Однако эти наблюдения проводились попутно, при изучении болезней взрослых, и большинство лечебных мероприятий переносилось на детей механически.