Педиатрия в Древнем мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

Первые зачатки педиатрических знаний относятся к глубокой древности. Древняя медицина мало интересовалась детьми. Детская жизнь в то время ценилась чрезвычайно дешево, а нередко в определенных социальных условиях при ограниченности продуктов питания лишние дети являлись даже обузой, и узаконенное детоубийство существовало как бытовое явление у многих древних, даже сравнительно более культурных народов на протяжении ряда веков (законы Ликурга в Спарте). Поэтому у врачей эпохи Гиппократа, Галена и их учеников встречаются только случайные отрывочные описания тех или иных детских заболеваний или краткие наставления относительно вскармливания. Так, например, Цельс (I век н. э.) указывает, что детей следует лечить иначе, нежели взрослых.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2

Педиатрия в Древнем Египте………………………………………………........4
Зарождение медицинских знаний в Древнем Китае…………………………..6
Медицина в Древней Греции…………………………………………………….9
Медицина в Риме……………………………………………………………….13

Заключение…………………………………………………………………….18
Список использованной литературы……………………………….………..20

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 42.81 Кб (Скачать файл)

Методы лечения постоянно  обновлялись и уже не сводились  только к назначению лекарств. Геродик  из Селибрии во Фракии стал применять  ятролиптику, массажную терапию, определил  некоторые принципы диететики и, наконец, ввел в практику лечебную гимнастику. В IV в. до н. э. Диокл из Кариста решительно отстаивал идею зависимости состояния человека здоровья человека от гигиены тела, от диеты и — более того — от умения правильно чередовать работу и отдых. В III в. до н. э. в Александрии жил известный врач Герофил из Калхедона, посвятивший себя самым разным областям медицины и оставивший после себя трактаты «Об анатомии», «О глазах» и руководство для акушеров. Его современник Эрасистрат из Кеоса, вошедший в историю как придворный лекарь Селевка I, заложил основы теории кровообращения, исследовал систему кровеносных сосудов, обогатил знания древних медиков об анатомии сердца, ввел различение нервов, управляющих чувствами, и нервов, управляющих движениями (сухожилия).

Многое из того, что сказано  здесь о греческой медицине, может быть в полной мере отнесено и к медицине римской, ведь сами римляне долго пользовались средствами и рекомендациями народной медицины, лечились травами и другими знахарскими снадобьями, прибегали к помощи магии и т. д. С наукой же врачевания на ее тогдашнем уровне развития римлян познакомили греки, и именно они являлись в Римской империи представителями этой области знания.

Хотя с течением лет  в древней медицине усиливалась  специализация, об отдельных ее отраслях нам известно мало. Зачатками педиатрии  были советы и указания акушерам —  и это была единственная отрасль  медицины, находившаяся в руках женщин. Собственно врачи не имели доступа  к женщинам, поэтому те так часто  умирали, особенно во время родов. Мы помним рассказ Гая Юлия Гигина о  том, как молодая афинянка по имени  Агнодика начала изучать медицину у  Герофила в Александрии, но вынуждена  была при этом носить мужскую одежду. Хуже того, ей пришлось остричь себе волосы, что для греческой девушки  считалось символом бесчестья, так  как короткой стрижкой выделялись женщины, чье поведение греки рассматривали  как предосудительное и безнравственное. Когда Агнодика приобрела достаточные  познания и опыт в лекарском искусстве, она сама явилась лечить одну заболевшую женщину. Та, думая, что перед ней врач-мужчина, отказалась допустить его к себе, и только когда Агнодика, сняв с себя одежду, показала ей, кто она, больная позволила ей осмотреть себя и приступить к лечению. Вскоре больная поправилась, но тайна Агнодики стала известна другим врачам, и те подали на нее жалобу. Однако женщины города дружно атаковали судей, называя их врагами женщин, и тогда судьи уступили и даже вынесли специальное решение, позволявшее женщинам изучать медицину и заниматься врачеванием. Вместе с тем история античной медицины не сохранила больше ни одного имени женщины-врача. Искусство врачевания росло, применялись все новые методы лечения, но независимо от этого сохранялись и народная медицина, траволечение, знахарство и даже традиционная вера, будто вода некоторых священных источников обладает целительной силой. Вера эта могла основываться на каких-нибудь реальных фактах, но не на медицинском изучении целебных свойств воды. Особенно знаменит был источник в Патрах у святилища Деметры. Он был обнесен каменной оградой; со стороны храма к источнику вел каменистый спуск. Этот же священный источник был и местом для гаданий, связанных с различными заболеваниями.

Начало таким культовым  очищениям в священных источниках положил, вероятно, обычай паломников, явившихся из далеких краев, омывать  свое тело от грязи и пыли, прежде чем войти в святилище. Со временем гигиеническая процедура стала  восприниматься как символический  обряд очищения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Медицина в Риме.

 

По словам Плиния Старшего, родоначальниками медицины в Риме, как и во всех странах античного мира, считали богов — Аполлона и Асклепия- Эскулапа. Однако люди в Италии лечили друг друга еще задолго до того, как там утвердился культ Эскулапа. Издавна существовали народная медицина, лечение травами, не говоря уже о магии, заговорах и т. п. Когда населению угрожала опасность эпидемии, люди прибегали к молитвам, жертвоприношениям и даже к устройству публичных зрелищ. Сохранилось предание, что, когда корабль подходил к Риму и проплывал мимо небольшого островка на Тибре, змея выскользнула и переплыла на остров. В этом увидели знак воли бога Асклепия и потому воздвигли там святилище, служившее одновременно и больницей, как греческие асклепионы. Культ Эскулапа и лечение больных при его храме вошли в обычай римлян на долгие века, несмотря на то, что в Вечном городе было много других врачей, практиковавших самые разные методы лечения. В середине I в. н. э. император Клавдий распорядился, чтобы больные и истощенные рабы, которых их хозяева, не желая тратиться на лечение, вывозили и оставляли на Эскулаповом острове, в том случае, если несчастным удастся выздороветь, навсегда получали свободу (Светоний. Божественный Клавдий, 25).

Плиний Старший, ссылаясь на римского анналиста II в. до н. э. Кассия Демину, сообщает, что первый врач, грек Архагат, прибыл в Рим из Пелопоннеса в 219 г. до н. э. Первоначально он принимал больных в маленьком, скромном помещении, но, очевидно, применявшийся им метод лечения оказался весьма эффективным и вскоре врач, известный главным образом как хирург, получил римское гражданство и большой дом, предназначенный для приема больных и выстроенный на государственный счет (Плиний Старший. Естественная история, XXIX, 12). Побуждаемые успехом их соотечественника, греческие врачи стали один за другим переселяться в Рим. Противники греческого влияния относились к этому массовому наплыву врачей из Эллады не слишком благосклонно: Катон Старший Цензор в своем сочинении «Наставления сыну» предостерегал его от общения с лекарями, явившимися в город, жителей которого они считают «варварами» и готовы уморить их своими лекарствами, да еще требуют за это денег и уважения, чтобы легче было им сеять в Риме опустошение (Там же, XXIX, 14).

Врачи эти были по преимуществу рабами, но вскоре нажили состояние  и, став вольноотпущенниками, приобрели  гораздо большую свободу действий. В знак признания их медицинской  деятельности Цезарь предоставил им даже права гражданства, если, конечно, они происходили из свободнорожденных семей у себя на родине. Врач-вольноотпущенник становился постоянным домашним лекарем своего патрона. Сами римляне отнюдь не спешили заняться врачебной практикой: вероятно, как это было и с актерским ремеслом, римским гражданам не подобало трудиться за плату. В правление Октавиана Августа широкое признание получил в Риме Антоний Муза, который вылечил принцепса от смертельной болезни, применяя иной, чем его предшественники, метод — холодные ванны и припарки. За это сенаторы на свои деньги поставили врачу памятник близ статуи Эскулапа (Светоний. Божественный Август, 59; 81). Август же не только возвел его в достоинство римского всадника, но и освободил в знак благодарности всех врачей от уплаты податей.

 Практика и теория врачевания развивались в Риме параллельно. В I в. н. э., в царствование Тиберия, Авл Корнелий Цельс, теоретик, сам не занимавшийся лечением больных, написал обширный энциклопедический труд, где много места посвятил медицине (именно эта часть его сочинения сохранилась до настоящего времени), приводя описания различных недугов и методов борьбы с ними.

Выясняется, то последующие  столетия принесли с собой открытие многих новых лекарств, но не новых  законов и принципов, касающихся профилактики болезней, особенно у  жителей городов. Уже Цельс дает горожанам советы, хорошо знакомые и нам: заботиться о правильном пищеварении, избегать резких изменений температуры, больше бывать на свежем воздухе, на солнце. Как пример для подражания он приводит жителей деревни, которые благодаря своим более здоровым условиям жизни меньше подвержены болезням, чем горожане. Одним из самых выдающихся врачей древности был упоминавшийся ранее Гален, впоследствии ставший Клавдием Галеном. Он был практиком и теоретиком медицины одновременно. Поначалу он работал в Пергаме, где был лекарем гладиаторов, а с 161 г. н. э. поселился в Риме, оставаясь придворным врачом при трех императорах династии Антонинов: он лечил Марка Аврелия, Луция Вера и Коммода.

Научные интересы Галена были весьма обширны: в своих медицинских трактатах, которых насчитывается более сотни, он касается анатомии и физиологии, гигиены и диететики, патологии и других областей медицины. Он-то и практиковал в широких масштабах препарирование обезьян, чтобы лучше познать строение человеческого тела.

Обычно врачи были в  то же время и аптекарями, так  как аптек, собственно, еще не было. По-прежнему было в ходу лечение травами, применялись различные мази, лекарства в форме пилюль. Поскольку врачи назначали также лечебные процедуры, необходимы были помощники, например массажисты — древние родоначальники будущих ассистентов, фельдшеров. Постепенно складывалась четкая специализация: были хирурги, окулисты, ларингологи, специалисты по внутренним болезням, по женским болезням и т. п. Кроме того, многие врачи были связаны с определенной сферой деятельности: спортивные врачи, лекари гладиаторов или пожарных, готовые оказать помощь при ранениях и травмах. Женщины не были отстранены от занятий медициной, но они были главным образом акушерками.

Немало усилий прилагали  античные медики в борьбе с малярией, эпилепсией, лишаями: здесь методы лечения  были самыми разнообразными. Специалистов же по детским болезням, педиатров, практически не было —дело ограничивалось советами акушерам и рекомендациями по уходу за младенцем. Так, мы помним, как решительно отстаивали греческие и римские врачи идею, что кормить ребенка грудью должна родная мать, искусственное же кормление считалось недопустимым. Вместе с тем врачам, как, например, Сорану, приходилось идти в этих вопросах на уступки, считаясь с широко распространившимся в зажиточных семьях обычаем передавать новорожденных в руки кормилицы. Достаточно вспомнить, однако, как непримиримо суров к женщинам, отказывающимся кормить грудью собственного ребенка, был философ Фаворин, о котором рассказывает Авл Геллий (Аттические ночи, XII, 1). Навестив одного из своих учеников и узнав, что у него родился сын, философ выразил надежду, что молодая мать сама будет вскармливать своего младенца. Когда же та не пожелала этого делать, Фаворин гневно обрушился на нее с упреками в том, что та больше заботится о своей красоте, чем о здоровье ребенка. Выдвигая многочисленные и отчасти уже упоминавшиеся нами прежде аргументы против передачи новорожденных кормилицам, философ ссылается и на тогдашние медицинские представления: организм, сформировавшийся в питательной среде материнского лона, должен и дальше поддерживать себя живительными соками, исходящими из той же среды в виде материнского молока.

Несомненно, в Риме было немало хороших, опытных, умелых врачей. Однако население часто относилось к  лекарскому сословию с недоверием, а то и с неприязнью. Это было связано и с тем, что врачи  применяли подчас новые, еще не известные  методы лечения, лекарства и процедуры, но могли быть и другие причины. Врачи  могли пользоваться многими смертоносными  средствами, ядами, что внушало подозрения простым гражданам. Наконец, раздражало римлян и то, что врачи имели  доступ к императорскому двору, где  их высоко ценили и где они порой  беспрепятственно вступали в сомнительные связи с женщинами из императорской семьи, давая тем самым пищу для сплетен и скандалов.

Деятельность малообразованных, несведущих в своей науке врачевателей, а то и откровенных шарлатанов подрывала авторитет и тех искусных, добросовестных врачей, которые руководствовались в своей работе этическими принципами школы Гиппократа. Вот почему в Римской империи врачи все чаще становились героями злых анекдотов, облегчающими людям путь на тот свет.

Судя по этим стихам, легко было бы составить себе негативное представление о римских врачах. Следует, однако, помнить, что среди них немало было и таких, кто действительно оказывал помощь больным. Были и такие, кто отнюдь не считал обогащение главной целью врача и не раз измерил шагами высокие лестницы многоэтажных доходных домов, спеша на помощь жившей там бедноте. Имен этих врачей не осталось в анналах истории. Но они жили и работали в Древнем Риме — двадцать веков назад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Педиатрия как самостоятельная  медицинская специальность возникла сравнительно недавно. Она является одной из самых младших медицинских  дисциплин, ведя свое начало с первой половины 19 века.

Несомненно, в формировании педиатрии внесли огромный вклад  знания из древности.  В сохранившихся  письменных источниках Древнего Египта, Индии, Китая, Вавилона есть указания по уходу, лечению и питанию детей. Известные врачи Древности –  Гиппократ, Соран Эфесский, Ибн-Сина и др. также, в своих работах, выделяли педиатрию из общей медицины. Наряду с болезнями взрослых Гиппократ занимался и педиатрией. Высказывания Гиппократа дают представление об уровне педиатрических знаний античного мира. Наряду с сохранившимися предрассудками и ненаучными пережитками они содержат ценные сведения. Гиппократ дал описание свинки. Особое внимание он уделял заболеваниям новорожденных и грудных детей. Педиатрические высказывания Гиппократа оказали большое влияние на последующие работы врачей древности (Сорана Эфес-ского, Орибазия), европейских врачей средневековья (салернской школы), представителей медицины народов Востока (Ар-Рази, Ибн-Сина и др.) и врачей эпохи Возрождения. Назовем также видного китайского ученого Чжан Чжун-цзина – в одной из книг своей многотомной энциклопедии он подробно описал детские болезни. В сочинениях арабских врачей имеются уже описания отдельных заболеваний, свойственных только детскому возрасту. Однако ни греческая, ни римская, ни арабская медицина, несмотря на достаточно высокий для своего времени уровень развития, не оставила систематизированного изложения сведений о ребенке, так как наблюдения над детьми проводились попутно, при изучении взрослого организма.

Лечение детских болезней издавна было тесно связано с  практикой родовспоможения, врачеванием  женских болезней и развитием  представлений о заразных болезнях. Об этом также свидетельствуют труды  врачей древнего мира и средневековья. Специальные сочинения о болезнях детей стали появляться в конце XV – в начале XVI в. [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима, 1988.
  2. Сорокина Т.С.  История медицины в двух томах. Том 1.
  3. Марчукова С.М. Медицина в зеркале истории.

 


Информация о работе Педиатрия в Древнем мире