Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 23:20, реферат
Сословный характер сельской общины, куда входило только крестьянское население, не давал возможности сельской интеллигенции, например, учителям, медицинским работникам, священнослужителям, если они не располагали достаточным имуществом для того, чтобы войти в съезд землевладельцев, участвовать в выборах. Поэтому несмотря на то, что земские учреждения были объявлены всесословными органами, реальное преобладание в земстве при такой системе выборов оставалось за дворянством.
Введение………………………………………………………………………..
Правовая и финансовая база деятельности пензенского земства………….
Экономические мероприятия Пензенского земства и кредитно-денежная политика………………………………………………………….………………
Культурно-просветительская деятельность Пензенского земства…………...
Земская медицина……………………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………
Реферат по истории
на тему:
«ПЕНЗЕНСКОЕ ЗЕМСТВО»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Правовая и финансовая база деятельности пензенского земства………….
Экономические мероприятия Пензенского
земства и кредитно-денежная политика…………………………………………………………
Культурно-просветительская деятельность Пензенского земства…………...
Земская медицина……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….
Введение
Пензенская губерния относилась к числу губерний России, где земские органы местного самоуправления возникли сразу после их учреждения. Введение их зависело от министра внутренних дел, который контролировал проведение в этих целях подготовительной работы. В 1865 году, через год после опубликования закона о земских учреждениях, земства были открыты после проведения в них выборов в 19 губерниях(в том числе Пензенской); в течение 1866 г. — в 9 губерниях; в 1867 г. - в 2 губерниях; в 1871 г. земства существовали в 33 губерниях, а с 1876 г. до 1917 г. - в России насчитывалось 34 земских губернии. Таким образом, в Пензенской губернии земские органы самоуправления функционировали на протяжении всего периода своей истории.
Полномочия земских учреждений в общем и целом касались только сельских местностей. В городах действовали иные органы самоуправления — городские думы. Пензенская губерния принадлежала к числу сельскохозяйственных губерний России. По переписи 1897 г на ее территории проживало около 1,5 млн. человек, из которых только 140 тыс. - в городе.
Правовой базой деятельности органов местного самоуправления в системе самодержавной России служило «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», подписанное Александром II 1 января 1864 года. По этому Положению земские органы должны были избираться. Однако стремясь к сохранению монархического строя, царское самодержавие не пошло на введение всеобщего избирательного права.
По Положению 1864 года все избиратели делились на три ветви:
Сословный характер сельской общины, куда входило только крестьянское население, не давал возможности сельской интеллигенции, например, учителям, медицинским работникам, священнослужителям, если они не располагали достаточным имуществом для того, чтобы войти в съезд землевладельцев, участвовать в выборах. Поэтому несмотря на то, что земские учреждения были объявлены всесословными органами, реальное преобладание в земстве при такой системе выборов оставалось за дворянством.
В Пензенской губернии, где абсолютное большинство населения составляли крестьяне, из 468 мест в уездных земских собраниях им принадлежало 163 места. В губернские гласные были избраны в основном дворяне. Так, на первом губернском собрании, открывшемся 10 марта 1865 года из 56 присутствующих было 48 дворян, 2 священника, 5 купцов и 1 крестьянин.
Таким образом, в земских учреждениях Пензенской губернии крестьянское население было представлено в меньшей степени, чем по другим губерниям. Этот показатель имел тенденцию к постоянству на всем протяжении существования Пензенского земства.
Многие из земских деятелей были в губернии действительно авторитетными руководителями, получившими заслуженную славу среди населения. Так, оценивая деятельность А.Н. Бекетова на посту председателя губернской земской управы спустя пятьдесят лет после открытия земских учреждений, газета «Пензенские губернские ведомости» писала: «Враг всякой партийности, всегда ровный и мягкий в обращении, А.Н. Бекетов почти не имел врагов, а как хороший знаток земского хозяйства во всех его отраслях, являлся идеалом земского деятеля». Также высоко была оценена деятельность в этой должности его последователей А.А. Атрыганьева и Л.Н. Кугушева. В отношении первого председателя губернского земского собрания было сказано: «Верноподданный слуга царя и отечества, просвещенный гуманист, с большим кругозором общественный деятель — он много внес светлого, живого, идейного в работу земских учреждений». Так же оценена деятельность следующего председателя губернского земского собрания Д.К. Гевлича, который «ни одного доклада, ни одного постановления не пропускал, предварительно не разобравшись в них во всех деталях». Несмотря на то, что это были представители дворянского сословия, работу земских учреждений они направляли в соответствии с интересами населения Пензенской губернии.
Земские учреждения по «Положению» 1864 года не были включены в систему государственных органов. Гласные(депутаты) работали на общественных началах. Служащие земских исполнительных учреждений получали вознаграждение из земских средств. Доходы земств составлялись из уездных земских сборов с недвижимого имущества, целевых дотаций государства, частных пожертвований, прибыли от торгово-промышленной деятельности.
Земские собрания, избиравшиеся через каждые три года, созывались один раз в год для определения ведущих направлений хозяйственно-культурной деятельности в губерниях и уездах, рассмотрения и утверждения сметы, раскладки повинностей и других вопросов. Земские управы в своей деятельности руководствовались решениями, постановлениями и инструкциями земских собраний. Повседневную работу, связанную с управлением и развитием отраслей земского хозяйства, выполняли члены земских управ и наемные служащие-специалисты: медики, учителя, агрономы, ветеринары, статистики и другие.
Земства обязаны были выделять средства на содержание местной полиции, чиновничества, арестантских домов, следить за состоянием дорог, развивать страховое дело, обеспечивать медицинское обслуживание, агрономию, торговлю, заботиться о народном образовании и т.п.
Правовая и финансовая база деятельности пензенского земства
Положение 1864 г. определяло сферу деятельности земских учреждений. Она была ограничена выполнением земских повинностей и включала в себя заведование имуществами, капиталами, денежными сборами земства, попечение о развитии народного продовольствия, местной торговли и промышленности, народного образования и здравоохранения, заведование земскими благотворительными учреждениями, управление земским страхованием имущества.
Вся деятельность земства находилась под строгим контролем Министерства внутренних дел, Правительствующего Сената и губернаторов. Правительство ограничивало контакты между земствами разных губерний, запрещало проведение общеземских съездов. Однако земства, включая и Пензенское, на практике пытались выйти из жестко установленных правил, выдвигая свои ходатайства перед правительством по различным вопросам хозяйственной и культурной жизни. Положение 1894 года подчеркивало независимость и самостоятельность земских учреждений как негосударственных органов, ведающих исключительно местными делами, но и за центральным аппаратом и губернским правлением закреплялось право быть в курсе всех земских мероприятий и направлять деятельность земства.
Для проведения работы в рамках своих полномочий земские органы местного самоуправления должны были располагать соответствующей финансовой базой, основу которой составляли земские повинности.
В 1851 г. был принят «Устав о земских повинностях», который в отношении перечисления земских повинностей практически ничем не отличался от предыдущего положения 1805 года. В нем земские повинности были разделены на две группы — государственные и губернские. К числу государственных земских повинностей было отнесено содержание почтовых станций, постройка и содержание главных шоссейных дорог, магистральных линий, содержание земской полиции и воинская повинность. К числу губернских земских повинностей относились содержание так называемых губернских дорог второго и третьего разряда, квартирная повинность и некоторые другие незначительные расходы.
В целом попавшие в руки земского самоуправления средства были не очень велики, а земства хотели выйти за рамки исполнения только обязательных повинностей, стремились финансировать народное образование и медицину. Поэтому земствам было предоставлено право устанавливать дополнительные сборы, необходимые для удовлетворения обязательных для земств потребностей, а также сборы на местные потребности.
Дополнительные земские сборы стали основным источником пополнения земских средств. К предметам, облагаемым дополнительными сборами были отнесены земли, фабрики, заводы, торговые заведения, недвижимые имущества, а также свидетельства на право торговли. В 1866 г. были установлены предельные размеры обложения торгово-промышленных предприятий. Это основное мероприятие 60-х годов носило характер защиты буржуазии от растущих аппетитов местного самоуправления.
В Пензенской губернии дополнительный земский сбор в соответствии с правительственными распоряжениями налагался на земли и леса, недвижимые имущества, торговые документы и патенты. С одной десятины земли в зависимости от её доходности землевладельцы и крестьяне уплачивали земский сбор в размере от 4 до 21 коп. в год. Недвижимые имущества - дома, фабрики, заводы, торговые, промышленные заведения облагались налогом в размере 4,26% их стоимости или доходности. Патенты на винокурение и продажу винно-водочных изделий облагались в размере 25 процентов.
В целях пополнения местного бюджета Пензенское земство с первых лет своего существования предприняло шаги к преобразованию натуральных повинностей в денежные. Все повинности по Уставу 1851 г. делились на две категории: одни отправлялись посредством денежных сборов и по своему незначительному размеру не являлись обременительными для населения, другие, более многочисленные, отбывались натурой и во многих случаях были особенно тягостны для плательщиков.
В числе обязательных натуральных земских повинностей были установлены законом: подводная, дорожная, квартирная и арестантско-этапная повинности. Подводная повинности заключалась в поставке лошадей с проводниками для служебных потребностей гражданского и военного управления. Дорожная повинность подразумевала устройство и содержание в исправности мостов, труб, перевозов. Основных дорог было всего четыре: от Пензы через Чембар-в Тамбовскую губернию; от Пензы-в Саратовскую губернию; от Пензы через Саранск-в Нижегородскую губернию; от Пензы через Городище в Симбирскую губернию. Население губернии также обслуживало 327 мостов. На отбывание этой повинности в 1867 г. было направлено 334 тыс. рублей, так как земства при приёме дорог нашли их в совершенно запущенном состоянии.
На жителей губернии возлагалась также квартирная повинность, которая предусматривала предоставление квартир офицерам и солдатам при передвижении войск. Эта повинность обходилась в 40 тыс. рублей.
Арестанско-этапная повинность состояла в отводе помещений для ночлега проходящих арестантов, а также в сопровождении арестантов в случаях отсутствия при них военного караула. Пензенская губерния входило в число губерний России, через которые проходило этапирование для поселения в Сибири ссыльных.
Следовательно, введение дополнительного земского сбора и перевод натуральных повинностей в денежные служили постоянными источниками пополнения земского бюджета Пензенской губернии, размер которого из года в год увеличивался. Так, в 1865 г. он составлял 135,6 тыс. рублей, в 1890-490 тыч, в 1902 г.-531 тыс., в 1914 г.-1,4 млн. рублей, в 1916 г.-1,9 млн. рублей.
Таким образом, земские учреждения Пензенской губернии, как и России, на всем протяжении своего существования имели соответствующую нормативно-правовую и финансовую базу для осуществления своих функций и основных направлений деятельности. Правовая и финансовая база земских учреждений позволяла им проводить хозяйственную и культурно-просветительскую работу среди населения губернии в таких размерах, которые до учреждения земства были недостижимы для органов государственной власти.
Экономические мероприятия Пензенского земства и кредитно-денежная политика
Основное внимание в экономической политике земства уделялось сельскому хозяйству, учитывая абсолютное преобладание крестьян в социальной структуре населения Пензенской губернии. Именное сельское хозяйство было основным видом занятий населения в губернии. Однако общие расходы земства на экономические мероприятия были более чем скромны, выражаясь в конце XIX в. в цифре 8,4 тыс. рублей. По этому показателю Пензенская губерния занимала 25 место среди 33 земских губерний России.
Пензенское земство не относилось к числу пионеров в кредитном деле, оно шло по стопам других земств и было достаточно осторожно в своей финансовой политике. Например, решение о создании ссудосберегательных товариществ, принятое в 1871 году, губернская управа смогла реализовать только в 1873 году.
Заслуживает внимания деятельность земства по внедрению в крестьянское хозяйство новых, более производительных орудий труда, учитывая при этом скромные финансовые возможности. В 1901 году при губернской земной управе стал действовать сельскохозяйственный склад орудий и машин, продажа которых осуществлялась в основном в кредит. Деятельность склада была весьма успешной, в 1903 году его оборот почти утроился и составил свыше 65 тысяч рублей.
В целях расширения кредитно-финансовой политики губернское земство 14 декабря 1908 года приняло решение учредить губернскую кассу мелкого кредита, выделив на эти цели 60 тысяч рублей. Губернская касса мелкого кредита в течение непродолжительного времени своей деятельности стала тем органом, который объединял и координировал в губернии работу всех кредитных учреждений мелкого кредита. Тем более,что все уездные земства к 1913 году стали предоставлять крестьянам сельскохозяйственные кредиты. Такая кредитно-финансовая политика приводила к оживлению экономической жизни в деревне, формированию экономических связей между отдельными ранее замкнутыми регионами, развитию торговли. В частности, по решению земских учреждений с 1865 по 1911 гг. в губернии в дополнение к существующим 23 ярмаркам было открыто ещё 80 ярмарок и базаров. Роста их количества требовали не только происходящие изменения в сельском хозяйстве, но и развитие кустарных промыслов, о которых Пензенское земство также проявляло свою заботу. По сведениям земской управы в 1888 г. в губернии насчитывалось почти 11 тыс. кустарей, годовое производство которых оценивалось в 387 тыс. рублей.