Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 23:20, реферат
Сословный характер сельской общины, куда входило только крестьянское население, не давал возможности сельской интеллигенции, например, учителям, медицинским работникам, священнослужителям, если они не располагали достаточным имуществом для того, чтобы войти в съезд землевладельцев, участвовать в выборах. Поэтому несмотря на то, что земские учреждения были объявлены всесословными органами, реальное преобладание в земстве при такой системе выборов оставалось за дворянством.
Введение………………………………………………………………………..
Правовая и финансовая база деятельности пензенского земства………….
Экономические мероприятия Пензенского земства и кредитно-денежная политика………………………………………………………….………………
Культурно-просветительская деятельность Пензенского земства…………...
Земская медицина……………………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………
Таким образом, экономические мероприятия Пензенского земства стали предметом его особой забот только в 90-е гг XIX века. Примерно до 1895 года в земствах на экономические мероприятия приходится только 1% их бюджета, к 1914 г. этот показатель составил более 8%. Появились новые формы экономической помощи населению: организация агрономической и ветеринарной службы, касс мелкого кредита, распространение улучшенных орудий обработки земли и т.д. Все эти вместе взятые экономические мероприятия земство выдвигало в число его приоритетных задач.
Культурно-просветительская деятельность Пензенского земства
Одним из важнейших направлений деятельности земских учреждений было развитие народного образования. В 1865 г., к началу деятельности пензенских земских учреждений, в губернии насчитывалось 218 начальных училищ(17 городских, 128 сельских, 9 женских, 64 обоего пола). Учащихся в них значилось 7128 человек, в т.ч. 588 девочек, что составляло 0,6% от населения губернии. При этом часть школ существовала только на бумаге, занятия проводились от случая к случаю. Учителями были священники, отставные чиновники, солдаты и т.п.
В1866 г. вопрос о народном образовании обсуждался на всех земских собраниях. Главной задачей было определенно первоначальное образование народа. С 1868 г. все народные училища стали находится в ведении губернской земской управы. С 1865 по 1870 гг. сельскими обществами и земскими учреждениями было открыто 49 народных школ, что вдвое превышало показатели первой половины 60-х годов. С 1870 по 1879 гг. земством было открыто уже 169 школ, в 1890 г их стало 333, в 1900 г.-352, 1910г-453, 1914г-559 школ. К середине 90-х годов земская школа стала в Пензенской губернии основным типом начальной школы, обучение в которой было бесплатным.
Развитие земской школы вело к постоянному росту числа учащихся всех начальных школ. Если в 1866 г. их было 7128 человек, в 1880 — 17359, в 1900 — 24336. В 1914 г. в начальных школах обучалось уже 85500 учащихся. Главный контингент учащихся низших школ составляли дети крестьян — 88,8%.
Одну из первостепенных задач в развитии народного образования земства видели в подготовке учителей. С 1 июля по 16 августа 1870 г. в г.Пензе были организованы первые педагогические курсы, на которые прибыли по пять учителей из Пензенского, Краснослободского, Нижнеломовского, Чембарского, Городищенского, Мокшанского и три учителя из Керенского уездов. Большинство уездных земских собраний отметило полезность курсов, и они были снова организованы в 1871 и 1873 годах, когда на них занималось соответственно 57 и 70 учителей. Вновь они были возобновлены в 1897 г. и проводились до 1915 г.
Большую роль в повышении профессиональной квалификации народных учителей играли учительские библиотеки, основанные по решению губернского земского собрания во всех уездных центрах.
До появления земств в Пензенской губернии не было учебных заведений по подготовке учителей. Первым специальным учебным заведением стала Пензенская учительская семинария, открытая 12 сентября 1874 г. За время своего существования семинария подготовила свыше 2 тысяч учителей для школ Пензенской, а также Самарской, Тамбовской и Воронежской губерний.
Несмотря на значительный прогресс в развитии народного образования, земские работники видели массу ещё нерешенных проблем: недостаток школ и учащих с основательной подготовкой, отсутствие в большинстве школ учительских библиотек, недостаток наглядных пособий, отставание Пензенской губернии по уровню грамотности населения от большинства губерний Европейской России. Среди этих проблем в частности выделялась задача введения всеобщего начального обучения. Данная программа стала осуществляться Пензенским земством с 1911 г. и была рассчитала на 10 лет. Ежегодно открывалось около 30 земских школ, в 1915-16 гг. открылись учительские семинарии в Саранске и Инсаре, учительский институт в Пензе.
Таким образом, за время своего существования Пензенское земство внесло значительный вклад в создание системы народного образования, в повышение грамотности и культуры населения Пензенской губернии.
Земская медицина
Итоги развития медицины в 1914 г. выражались в следующих показателях. В губернии насчитывалось 55 больниц, из них 30 городских, в том числе 12 больниц в г. Пензе. Емкость всех больниц составляла 1665 мест, из них в губернской больнице, где насчитывалось 12 отделений, 639 мест. Врачебная помощь в этом году была оказан 852 тыс. больных, в их числе 24 тыч. лечились стационарно. Число аптек в губернии выросло до 37. В них работали 145 служащих. В Пензенской губернии насчитывалось 110 врачей, 191 фельдшер, 66 акушеров, 43 зубных врача и дантиста. Эти цифры свидетельствую о том, что земская медицина состоялась. Лечебные учреждения были в состоянии оказать медицинскую помощь практически каждому жителю, обратившемуся за ней. Не будет преувеличением сказать, что развитие медицины в Пензенском крае составило целую эпоху. Именно здесь произошёл качественный скачок. И заслуги земства в этой сфере трудно переоценить.
Заключение
Таким образом, земские учреждения, несмотря на преобладание в них дворянского сословия, проводили свою работу в интересах всего населения. Они всё увереннее брали на себя ответственность и являлись инициаторами многих начинай в хозяйственно-культурной сфере. Постепенно свое влияние земства распространяли на все области экономического, социального и культурного развития губернии. В начале XX в. они по объему проводимой работы и её результативности фактически превратились в органы государственной власти, несмотря на ограничительное законодательство. Именно так их воспринимало население губернии. Результатом деятельности земства стали интенсификация сельскохозяйственного производства, введение агрономической и ветеринарной службы, создание земской медицины, появление системы народного образования. Эти новшества подняли развитие Пензенской губернии на качественно новый уровень.
Не имея властных полномочий, завися от государственных учреждений, земства сумели организовать достаточно эффективно свою деятельность. Этому успеху в Пензенской губернии способствовали поддержка населением многих важных начинаний земских органов и, что особенно важно, финансовая независимость земства.
Список использованной литературы