Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:16, реферат
Модель управления, зафиксированная Конституцией 1936 г., не меняла природу Советского государства и принципы его организации. Система управления обслуживала задачи управления страной в, преддверии неизбежной войны. Это вело к дальнейшей централизации управления, усиления административно-директивного способа решения возникавших проблем. Бурный рост количества наркоматов, главков, управлений, отделов призван был ускорить подготовку государства к войне, повысить боевые качества ее вооруженных сил. Политические репрессии и необоснованно частые смены командного состава отрицательно сказались на мобилизационном потенциале общества, дезориентировали управление армией, снижали ее боеспособность. В то же время крайняя централизация управления во всех сферах государственной, хозяйственной и общественной жизни страны была вызвана объективными условиями.
Вторжение фашистских войск и необходимость перестройки управления страной 3
Создание органов военного управления и их функции 12
Особенности методов управления страной в военное время Создание военных трибуналов 17
Заключение 20
30 мая 1942 г. при Ставке ВГК образован Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД), который работал совместно с руководителями подпольных советских, партийных, комсомольских органов на временно оккупированной территории. Управление массовым партизанским движением из единого Центра оказалось особенно эффективным при освобождении советской территории в 1943-1944 гг.
Изменено государственное управление тылом, которым стала вся огромная страна с ее сложным народнохозяйственным, социально-политическим и духовно-культурным комплексом, направление тылом подчинено задачам военной обороны, обрело Новое содержание, специфические средства и методы, отличавшиеся максимальной мобилизационностью, оперативностью в ипользовании ресурсов, выполнении решений ГКО и других чрезвычайных органов. Его основным девизом стало обеспечение единства тыла и фронта.
Органы
управления перестроили
Парадоксально, но факт — государственное управление и в экстремальной военной обстановке строилось, функционировало на основе планового принципа, приспособленного к военным задачам и условиям. Нападение фашистской Германии сорвало выполнение третьего пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР (1938-1942 гг.), рассчитанного на мирное строительство. Госплан СССР экстренно разработал военно-хозяйственный план на четвертый квартал 1941 г., утвержденный высшими государственными инстанциями. В последующие годы Госплан СССР разрабатывал квартальные и месячные планы с учетом быстро менявшихся задач и условий, адекватно которым перестраивались оперативно и органы государственного управления. Был разработан военно-хозяйственный план на 1942 г. по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана, Средней Азии.
Государственный народнохозяйственный план 1943 г. — года коренного перелома в ходе войны и восстановления годового планирования —- отразил и определил новые аспекты управления, органы которого стали выполнять новые функциональные задачи. Они приступили к плановой реализации программы восстановления хозяйства, нормальных условий жизни в освобожденных районах, организовывали всестороннюю помощь материальными, финансовыми ресурсами, продовольствием, кадрами специалистов советским людям, перенесшим ужасы вражеской оккупации, сохранившим веру в свою власть, армию, дождавшимся освобождения. В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» значительно расширен диапазон, увеличен объем этих новых управленческих функций.
Решение
текущих народнохозяйственных задач
военного времени дополнено
Государственный план на 1945 г. принимался, когда уже вся территория страны была освобождена. Он был ориентирован на завершение войны и послевоенное развитие. Свыше 50% расходов госбюджета планировалось на оборону и меньшая часть — на увеличение производства гражданской продукции. Учет в военное время послевоенной перспективы отразил веру советского народа и его управленческого корпуса в победу и свое будущее, которая сыграла роль фундаментального морально-патриотического фактора.
Эффективно проявила себя в годы войны наркоматская система — центральное звено государственного управления. Во-первых, по-новому проявилась предвоенная тенденция усиления роли отраслевых наркоматов, управлявших сложнейшим отраслевым комплексом хозяйства. Во-вторых, уточнены функции и распределение объектов управления наркоматов в соответствии с потребностями войны. В-третьих, увеличено количество наркоматов, управлявших работающими на нужды войны отраслями. Для обеспечения вооруженных сил новейшими видами военной техники в сентябре 1941 г. создан наркомат танковой промышленности, а в ноябре 1941 г. — наркомат минометного вооружения (на базе упраздненного наркомата общего машиностроения). В 1942 г. создан Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР, проводивший мобилизацию трудоспособного населения. При областных и краевых исполкомах созданы бюро по учету и распределению рабочей силы. Оформилась сложившаяся еще до войны система централизованного обеспечения промышленности кадрами во главе с Главным управлением государственными трудовыми резервами. В-четвертых, по Закону «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени» от 1 июля 1941 г. наркомы, директора предприятий, начальники строек получили очень широкие права в использовании материальных, денежных ресурсов, перераспределении капитальных вложений и др., т. е. появилась тенденция децентрализации отдельных звеньев Государственного управления.
Одна
из особенностей управления военного
периода заключалась и в том,
что его рабочий аппарат
Работники управления всю войну работали в ужесточенном режиме в связи с нехваткой кадров, без очередных и дополнительных отпусков, при обязательных сверхурочных работах от одного до трех часов в день с полуторной оплатой. Широко применялся в управленческих структурах, на производстве труд подростков, инвалидов войны, престарелых. Применительно к задачам и условиям войны перестроена работа правоохранительных органов. В системе юстиции по июльскому 1941 г. указу Президиума Верховного Совета СССР образованы военные трибуналы при армейских подразделениях, на речном, морском, железнодорожном транспорте. Они имели чрезвычайные полномочия, функционировали под управлением НКЮ СССР, под надзором коллегий Верховного Суда СССР и специальных прокуратур. Дела слушались в закрытом процессе, рассматривались в предельно короткие сроки, приговоры не подлежали кассационному обжалованию, исполнялись немедленно после вынесения. В местностях, объявленных на осадном положении, применялся без судебного разбирательства расстрел к «провокаторам, шпионам и прочим агентам врага». Деятельность Главного управления военной контрразведки (СМЕРШ) под руководством непосредственно наркома обороны сосредоточена на выявлении и обезвреживании вражеских агентов, их пособников в наступавшей армии, прифронтовой зоне, на освобождаемой территории.
Органы государственного управления прочно опирались на профсоюзные, комсомольские, кооперативные и другие массовые общественные организации, которым были присущи энтузиазм и самоотверженность, самостоятельность и творческая инициатива, значительно возросшие в годы войны на почве советского патриотизма и дружбы народов СССР.
Потеплело
отношение государственных
Органы
управления способствовали проявлению
тенденции децентрализации
В
деятельности Советов и их исполкомов
на первый план выходили вопросы, связанные
с организацией вооруженной защиты
Отечества. Мобилизация населения,
снабжение Красной армии
Деятельность союзных наркоматов как органов управления в связи с военным временем не сворачивалась, а, наоборот, приобретала новые грани. 1 июля 1941 г. СНК СССР принял постановление «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени». Руководители наркоматов, а также директора заводов, начальники строек получали широкие полномочия в пределах своей компетенции, что способствовало повышению эффективности управления и своевременному решению поставленных перед ними задач.
В июле того же года СНК принял постановление «О предоставлении Совнаркомам республик и край(обл) исполкомам права переводить рабочих и служащих на другую работу». Это решение давало права местным властям за отказ от перехода на другую работу подвергать виновных судебной ответственности как за самовольный уход с работы.
Нужды войны потребовали создания ряда новых союзных наркоматов. В первую очередь были образованы наркоматы по отраслям промышленности, производившим вооружение: с сентября 1941 г. по октябрь 1945 г. действовал Наркомат танковой промышленности СССР, возглавлявшийся В.А. Малышевым, а затем И.М. Зальцманом. С ноября 1941 г. по февраль 1946 г. работал Наркомат минометного вооружения СССР (нарком П.И. Паршин). Большая ответственность в годы войны легла на карательные органы страны. В июле 1941 г. был воссоздан единый НКВД, в апреле 1943 г. выделился самостоятельный Наркомат госбезопасности, а Главное управление военной контрразведки - знаменитый СМЕРШ - передано в состав Наркомата обороны, который возглавлял Сталин. При Совнаркоме СССР возник ряд главков, ведавших снабжением промышленности: Главснабнефть, Главснабуголь, Главснаблес и др. Создавались новые подразделения и в наркоматах. Эти изменения в системе управления не могли решить задач военного времени. Поэтому наряду с традиционными формами власти и управления с началом войны были созданы специальные чрезвычайные органы с особыми полномочиями. Чрезвычайными эти органы были потому, во-первых, что их создание не было предусмотрено Конституцией СССР; во-вторых, их полномочия были выше, чем у конституционных органов власти и управления. В первую очередь речь идет о Государственном Комитете Обороны (ГКО). Уже в первые дни войны стала видна недостаточность предпринятых для отражения агрессии мер. Очевидной становилась необходимость сосредоточения всей полноты власти в одних руках, где бы не было разделения на партийные, государственные и военные органы, где быстро и авторитетно решались бы любые вопросы управления. Таким органом и стал ГКО, созданный совместным решением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР 30 июня 1941 г. Первоначально в состав ГКО вошли 5 человек: Сталин (председатель). Молотов (заместитель председателя), Ворошилов, Маленков и Берия. Позднее в состав ГКО были введены Н.А. Булганин, Н.А. Вознесенский, Л.М. Каганович и А. И. Микоян, а Ворошилов в ноябре 1944 г. был выведен из ГКО. Через наркоматы Государственный Комитет Обороны руководил работой государственных учреждений и ведомств, а через Ставку Верховного Главнокомандования осуществлял руководство вооруженной борьбой с захватчиками. Упразднен был ГКО Указом Президиума Верховного Совета СССР 4 сентября 1945 г. ГКО обладал неограниченными полномочиями. Его состав свидетельствовал, что Сталин собрал вокруг себя наиболее дееспособных и авторитетных, людей из высших партийных и государственных органов и наделил их легитимными властными полномочиями. Несмотря на малочисленность ГКО, условия военного времени не позволяли ему собираться регулярно и в полном составе. Решения принимались председателем или заместителем председателя по согласованию с другими членами ГКО. Постановления Государственного Комитета Обороны имели силу законов военного времени. Все организации — партийные, советские, хозяйственные, общественные — обязаны были неукоснительно выполнять любые постановления и распоряжения ГКО. Комитет обходился небольшим собственным аппаратом управления. Руководство он осуществлял через партийные и советские структуры власти. В республиках, краях и областях, а также в военных, промышленных наркоматах были учреждены должности уполномоченных ГКО, которые помогали организовывать и контролировали выполнение постановлений ГКО. В прифронтовых местностях решением ГКО создавались областные и городские комитеты обороны, которые объединяли партийную, советскую и военную власть в регионе. Их деятельность была подчинена интересам обороны. Они руководили созданием народного ополчения, строительством оборонительных сооружений, ремонтом боевой техники, вели общественно-воспитательную работу, налаживали мирную жизнь в освобожденных от оккупантов районах.
Государственный Комитет Обороны создавал вспомогательные органы для усиления контроля за отдельными отраслями промышленности оборонного комплекса. В июле 1942 г. на совместном заседании Политбюро и ГКО был образован Транспортный комитет. Его возглавил Сталин, а заместителем стал член Политбюро А.А. Андреев. Этот комитет стал единым органом управления всеми видами транспорта. Он мобилизовал ресурсы железнодорожников, водников, авиаторов страны, обеспечивал взаимодействие всех звеньев транспортной системы. В состав Транспортного комитета входили наркомы путей сообщения, морского и речного флота, представители Наркомата обороны. В декабре 1942 г. было создано Оперативное бюро ГКО в составе Молотова, Маленкова, Микояна и Берии. Этот орган наблюдал за работой промышленных и транспортных наркоматов, составлял месячные и квартальные планы производства важнейших отраслей промышленности, следил за своевременным снабжением их металлами, углем, нефтью, электроэнергией. Оперативное бюро взяло на себя и функции упраздненного Транспортного комитета.
Для
руководства военными действиями на
следующий день после начала Великой
Отечественной войны
В июне 1941 г. ЦК ВКП (б) и СНК СССР определили порядок вывоза и размещения людских контингентов и наиболее ценного имущества. В сентябре при Совете по эвакуации было создано Управление по эвакуации населения, аппарат которого в центре и на местах на 1 января 1942 г. насчитывал 2757 человек. Наряду с Советом по эвакуации в октябре — декабре 1941 г. действовал также Комитет по эвакуации под председательством А.И. Микояна. Комитет руководил эвакуацией оборудования, запасов сырья и продовольствия. Размещение эвакуированных предприятий и организаций проводилось совместно с органами власти и управления на местах. За июль - декабрь 1941 г. только из Ленинграда было эвакуировано 539 400 человек; из Украины, Белоруссии, России и других республик на восток за Урал перемещены 2 693 предприятия, из прифронтовых районов вывезено 2,4 млн голов крупного рогатого скота, более 5 млн голов коз и овец, 1 млн лошадей и свиней. Из Ленинграда было вывезено 3 700 вагонов оборудования и культурных ценностей. Организационно эвакуация проходила достаточно четко и по своему стратегическому значению приравнивалась выигрышу крупной битвы. Наряду с Советом и Комитетом по эвакуации 22 июня 1942 г. постановлением ГКО была создана Комиссия по эвакуации во главе с Н.М. Шверником. В ее состав вошли Микоян, Косыгин, М.З. Сабуров, Б.Н. Арутюнов и П.А. Ермолин. Комиссия действовала по осень 1942 г. За время работы комиссии под ее руководством было эвакуировано около 8 млн человек, более 150 крупных предприятий, значительные запасы продовольствия. В этом же ряду чрезвычайных органов управления следует отметить Комитет по продовольственному и вещевому снабжению. Комитет по разгрузке транспортных грузов и др.
Информация о работе Перестройка государственного аппарата в период ВОВ