Перестройка государственного аппарата в период ВОВ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:16, реферат

Описание работы

Модель управления, зафиксированная Конституцией 1936 г., не меняла природу Советского государства и принципы его организации. Система управления обслуживала задачи управления страной в, преддверии неизбежной войны. Это вело к дальнейшей централизации управления, усиления административно-директивного способа решения возникавших проблем. Бурный рост количества наркоматов, главков, управлений, отделов призван был ускорить подготовку государства к войне, повысить боевые качества ее вооруженных сил. Политические репрессии и необоснованно частые смены командного состава отрицательно сказались на мобилизационном потенциале общества, дезориентировали управление армией, снижали ее боеспособность. В то же время крайняя централизация управления во всех сферах государственной, хозяйственной и общественной жизни страны была вызвана объективными условиями.

Содержание работы

Вторжение фашистских войск и необходимость перестройки управления страной 3
Создание органов военного управления и их функции 12
Особенности методов управления страной в военное время Создание военных трибуналов 17
Заключение 20

Файлы: 1 файл

Referat.docx

— 120.79 Кб (Скачать файл)

2 ноября 1942 г. Президиум Верховного Совета СССР образовал Чрезвычайную государственную комиссию по установлению и расследованию злодеяний, совершенных немецко-фашистскими захватчиками, и определению нанесенного ими ущерба гражданам, колхозам, государственным учреждениям СССР. Аналогичные комиссии были созданы в республиках, краях, областях, городах. Деятельность этих комиссий помогла установить размеры материальных, художественных и исторических ценностей, уничтоженных или вывезенных фашистами за годы войны.

На  первом этапе войны в силу недостаточной  подготовленности страны к активной обороне огромные районы СССР оказались  оккупированными фашистскими войсками. К ноябрю 1942 г. была захвачена в общей сложности часть территории СССР, где проживали свыше 70 млн человек (то есть 42% населения страны). На этой территории производилось 34% валовой продукции всей советской промышленности. Несмотря на жесточайшие репрессии, фашистам не удалось полностью парализовать и ликвидировать советскую систему управления на захваченной территории. В зоне немецкой оккупации продолжали действовать или создавались вновь партийные и советские органы. Они опирались на подпольное движение и партизанские формирования. Партизанское движение зародилось вскоре после оккупации части советской территории. Однако широкий и организованный размах оно получило после того, как было организовано надлежащее управление партизанскими отрядами и формированиями. В мае 1942 г. ГКО принял постановление «О создании при Ставке ВГК Центрального штаба партизанского движения». Начальником Центрального штаба был назначен П.К. Пономаренко. В республиках, краях и областях были созданы соответствующие штабы, руководившие партизанским движением. При Военных советах фронтов также создавались партизанские штабы. 6 сентября 1942 г. ГКО назначил Маршала Советского Союза Ворошилова главнокомандующим партизанским движением. В тылу немецко-фашистских войск создавались партизанские края, зоны, где восстанавливались органы советской власти, колхозы, предприятия местной промышленности, медицинские, культурно-бытовые и другие учреждения. Естественно, что главной задачей всех органов власти в тылу врага оставалась борьба с оккупантами. И эта борьба давала ощутимые результаты. По подсчетам специалистов, партизаны вывели из строя свыше 1 млн человек живой силы противника, было уничтожено более 65 тыс. автомашин, свыше 4 тыс. танков, САУ, броневиков и бронепоездов, 1100 самолетов, пущено под откос более 20 тыс. эшелонов и т.д. На охрану тыла от партизан в течение войны было отвлечено до 100 дивизий противника. Не следует сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что партизанское движение крайне отрицательно сказывалось на моральном состоянии немецких солдат и офицеров, которые воевали в стране, где каждый гражданин мог оказаться партизаном. Это снижало боевой дух воинских частей вермахта, негативно отражалось на боеспособности немецкой армии. Создание чрезвычайных органов управления не снимало ответственности с традиционных звеньев руководства. От них требовались не только исполнительность, но и инициативность и полная отдача сил. Органы государственного управления, как и вся страна, работали в режиме чрезвычайного положения. 26 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», по которому руководители предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства могли оставлять рабочих и служащих на сверхурочные работы, отменять очередные и дополнительные отпуска и т.д. управления в годы войны проявилась и другая тенденция во взаимоотношениях центральных властей с республиками. В конце января - начале февраля 1944 г. состоялась сессия Верховного Совета СССР, которая приняла Закон «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании в связи с этим Народного комиссариата иностранных дел из общесоюзного в союзно-республиканский Народный комиссариат». Этот закон был продиктован стремлением советского руководства занять более выгодную позицию в послевоенном устройстве мира. Для этого необходимо было включить союзные республики в международную жизнь как субъекты международного права. Реально предоставленными возможностями воспользовались только Белоруссия и Украина, которые смогли вступить в международные отношения и позднее вместе с СССР участвовали в создании и работе Организации Объединенных Наций. Другие союзные республики, хотя и создали свои наркоматы иностранных дел, в международной жизни практически не участвовали, если не считать включения их представителей в общесоюзные международные делегации.

Особенности методов  управления страной в военное  время Создание военных трибуналов

Были  определены следующие основы судебной системы: судебная система состоит  из судов СССР (Верховный суд, военные  трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта) и судов  союзных республик (верховные суды союзных республик, областные и  равные им суды, народные и равные им суды). Судьи народного суда стали  избираться на три года. Судьи остальных  судов по-прежнему избирались Советами на пять лет.

Система военных трибуналов, согласно Закону о судоустройстве, состояла из:

  • военных трибуналов армий, корпусов, иных воинских соединений и военизированных учреждений, рассматривавших дела только в качестве судов первой инстанции
  • военных трибуналов округов, фронтов и флотов, которые действовали как суды первой, кассационной и надзорной инстанции.. К компетенции военных трибуналов относились дела о воинских преступлениях, отнесенных законом к их ведению. С 1940 года военные трибуналы стали рассматривать все уголовные дела о преступлениях военнослужащих.

Линейные  суды железнодорожного и водного  транспорта рассматривали дела о  преступлениях, направленных на подрыв дисциплины на транспорте, и о других преступлениях, нарушающих нормальную работу транспорта. Постоянные судьи специальных судов СССР избирались Верховным Советом СССР сроком на пять лет.

Верховный суд СССР определялся как высший судебный орган страны и действовал в составе:

  1. Судебной коллегии по уголовным делам
  2. Судебной коллегии по гражданским делам
  3. Военной коллегии
  4. Железнодорожной коллегии
  5. Воднотранспортной коллегии.

Закон о судоустройстве 1938 года освободил  судебные органы от функций судебного  управления, передав их Наркомату  юстиции СССР, образованному в  июле 1936 года.

В 1933 году вместо Прокурора Верховного суда СССР была учреждена должность  Прокурора СССР. Положение о прокураторе  Союза ССР, утвержденное 17 декабря 1933 года, возложило на прокуратуру:

а) надзор за соответствием постановлений  и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик  и местных органов власти –  Конституции СССР, постановлениям и  распоряжениям правительства

б) наблюдение за правильным и единообразным  применением законов судебными  учреждениями.

С началом Великой Отечественной  войны организация и деятельность судебных органов была перестроена. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении» от 22 июня 1941 года установил, что в местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка  и государственной безопасности, должны передаваться на рассмотрение военных трибуналов. Военным трибуналам предоставлялось право рассматривать  дела через 24 часа после вручения обвиняемому  копии обвинительного заключения, без  участия народных заседателей и  адвоката. Приговоры приводились  в исполнение немедленно, кассационному  обжалованию не подлежали и могли  быть отменены или изменены лишь в  порядке надзора. Однако о каждом приговоре к высшей мере наказания (расстрелу) военный трибунал, вынесший его, был обязан немедленно сообщать по телеграфу председателю Военной  коллегии и Главному военному прокурору. В случае отсутствия в течении 72 часов ответа о приостановлении приговора он приводился в исполнение. В июле – сентябре 1941 года Президиум Верховного Совета СССР упростил эту процедуру и предоставил право командирам и комиссарам корпусов и дивизий в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий утверждать приговоры военных трибуналов «к высшей мере наказания, с немедленным приведением приговоров в исполнение». По Указу Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения» от 6 июля 1941 года лица, виновные в совершении этого преступления, подлежали суду военного трибунала. Президиум Верховного Совета СССР 26 декабря 1941 года отнес к подсудности военных трибуналов дела о самовольном уходе рабочих и служащих с предприятий военной промышленности. В связи с введением военного положения на транспорте дела обо всех преступлениях, совершенных на транспорте, стали также рассматриваться специальными военными трибуналами.

В ноябре 1941 года совместным приказом НКЮ  СССР и Прокурора СССР было установлено, что во всех случаях, когда постановлениями  Правительства СССР предусмотрена  ответственность за то или иное преступление «по законам военного времени», необходимо передавать дела об указанных преступлениях  на рассмотрение военных трибуналов с применением порядка рассмотрения дел, установленного «Положением о  военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий» от 22 июня 1941 года.

Возрастает  общее число военных трибуналов Красной армии и Военно-морского флота. Действовали трибуналы в  военных соединениях: отдельных  бригадах, дивизиях, корпусах, армиях, флотилиях, военно-морских базах  и гарнизонах. Это были суды первой инстанции. Высшим звеном были военный  трибуналы фронтов, флотов, округов, отдельных армий. Были созданы военные  трибуналы НКВД, которые боролись с уклонениями от трудовых мобилизаций, злостными нарушениями правил и  распоряжений МПВО, а также другими  преступлениями. Все военные трибуналы  Красной армии, ВМФ и НКВД замыкались на Военную коллегию Верховного суда СССР. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года в местностях, объявленных на военном  положении, линейные суды железных дорог  и водных бассейнов с первых же дней войны были реорганизованы в  транспортные военные трибуналы. В 1943 году в связи с введением военного положения на транспорте вся транспортная юстиция СССР была преобразована в военную, а в составе Верховного суда СССР дополнительно сформированы Военно-железнодорожная и Военно-транспортная коллегии, на которые стали замыкаться военные трибуналы железнодорожного, морского и речного транспорта. Систему военных трибуналов, осуществлявших правосудие в период Великой Отечественной войны, составляли:

  • военные трибуналы Красной армии и Военно-морского флота
  • военные трибуналы НКВД
  • военные трибуналы железнодорожного и водного транспорта
  • военные трибуналы, созданные на базе местных народных судов в силу чрезвычайной обстановки военного времени
  • военно-полевые суды, образованные при дивизиях действующих армий по Указу Президиума Верховного совета СССР « О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и для их пособников» от 19 апреля 1943 года.

Были  созданы военно-полевые суды, которые  действовали в составе председателя военного трибунала дивизии, начальника дивизионного отдела контрразведки  «СМЕРШ», заместителя командира  дивизии по политчасти и прокурора  дивизии. Все приговоры военно-полевых  судов утверждались командиром дивизии  и немедленно приводились в исполнение.

Вся система военных трибуналов по-прежнему возглавлялась Верховным судом  СССР. Военная коллегия Верховного суда СССР действовала в качестве:

а) суда первой инстанции по наиболее важным делам особой подсудности

б) кассационной инстанции для военных  трибуналов округов, флотов и отдельных  армий в местностях, не объявленных  на военном положении

в) надзорной инстанции по делам  всех военных трибуналов, кроме трибуналов железнодорожных и водных путей  сообщения, в отношении которых  аналогичные функции выполняли  Военно-железнодорожная и Военно-транспортная коллегии Верховного суда СССР.

Принцип выборности судей военных трибуналов в период войны не осуществлялся. Кадровые вопросы решались в административном порядке.

Заключение

Таким образом, модель управления, зафиксированная  Конституцией 1936 г., не меняла природу Советского государства и принципы его организации. Система управления обслуживала задачи управления страной в, преддверии неизбежной войны. Это вело к дальнейшей централизации управления, усиления административно-директивного способа решения возникавших проблем. Бурный рост количества наркоматов, главков, управлений, отделов призван был ускорить подготовку государства к войне, повысить боевые качества ее вооруженных сил. Политические репрессии и необоснованно частые смены командного состава отрицательно сказались на мобилизационном потенциале общества, дезориентировали управление армией, снижали ее боеспособность. В то же время крайняя централизация управления во всех сферах государственной, хозяйственной и общественной жизни страны была вызвана объективными условиями.

Источники

  1. Электронная библиотека правоведа Студилова [Электронный ресурс]: История. История советского государства и права. Сергей Кара-Мурза              ( Глава 7). Режим доступа: http://www.studylaw.narod.ru.
  2. Куликов В.И. История государственного управления России: Учебник./ В.И. Куликов - М.: Издательский центр « Академия», 2008.
  3. Архипова Т.Г. Государственный аппарат РСФСР в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. / Т.Г. Архипова - М.: МГИАИ, 2006.
  4. Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. 2-е изд., перераб и доп./ И.А. Исаев - М.: Юрист, 2006.

Информация о работе Перестройка государственного аппарата в период ВОВ