Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:52, курсовая работа
Следуя формально одной из главных заповедей революции. По принципу суверенитета народа, генерал фактически существенно снизил его значение и замедлил реализацию путем введения путанной и псевдодемократической системы организации государственных учреждений власти. Был отменен непопулярный и откровенно плутократический имущественный ценз для граждан и оставлен только возрастной — 21 год для мужчин. Однако механизм выборности был сильно осложнен многоступенчатой (всего три ступени) системой выборов на департаментском уровне.
I. Переворот Наполеона Бонапарта и оформление режима
Первой империи (1799—1804—1815 гг.)
II. Наполеоновская Конституция от 13 декабря 1799г.
III.Бонапартизм как авторитарный политический режим
IV. Особенности французского законодательства и правоведения
1. Карательные (уголовные) кодексы 1791 и 1810 гг.
а. Структура Кодекса.
2. Уголовно-процессуальный кодекс.
3. Гражданский кодекс французов 1804г. (Кодекс Наполеона)
а. Общая характеристика Кодекса.
V. Заключение
Переворот Наполеона Бонапарта и оформление режима Первой империи (1799—1804—1815 гг.)
Государственный переворот, совершенный 9 ноября (18 брюмера) VIII года республики при определяющем влиянии генерала Наполеона Бонапарта, произошел в обстановке широкого общественного недовольства коррупцией, разгулом спекуляции, в которые оказались вовлеченными члены правительства. Кризис создавал благоприятные условия для нового революционного взрыва‚ либо для реставрации монархии. Само правительство совершило ряд непопулярных и ошибочных акций. Оно довольно непоследовательно то обрушивало преследования на якобинцев, то выступало против дворян-эмигрантов и не присягнувших светскому режиму Католических священников. Оно же пыталось отменить высокие налоги на богатых, уравняв при этом банкиров со спекулянтами. В силу этих явных промахов и непоследовательностей недовольство режимом выросло и упрочилось в самых различных общественных кругах, и в особенности в среде крупной буржуазии, желавшей более всего устойчивого и твердого режима властвования.
Переворот был произведен
при содействии армии, которая затем
стала стержневым элементом всей
бюрократической и
Следуя формально одной
из главных заповедей революции.
По принципу суверенитета народа, генерал
фактически существенно снизил его
значение и замедлил реализацию путем
введения путанной и псевдодемократической
системы организации
Высшая правительственная власть формально вручалась трем консулам (учреждение, заимствованное из опыта республиканского Рима). Фактически власть концентрировалась в руках первого консула (т.е. Наполеона), который помимо обычно немалых полномочий по назначению и смещению высших бюрократических чинов мог еще назначать (и смещать) членов Государственного совета префектов в департаменты и коммуны, а также «в случае необходимости» наделялся чрезвычайными полномочиями. Следует отдать должное созидателям этой новой бюрократической иерархии не очень надеясь на добросовестность и безупречность администраторов, авторы Конституции (в первую очередь аббат Сиейес) предусмотрели право Государственного совета издавать распоряжения, относящиеся к деятельности публичной администрации: «разрешать затруднения, возникающие в административной деятельности”. Та было положено начало институту административной юстиции (суд для чиновников), когда судят правонарушителей — чиновников государства, держателей и носителей немалых властных полномочий.
Наполеоновская Конституция от 13 декабря 1799г.
Наполеоновская Конституция от 13 декабря 1799г. оказалась самой краткой из всех. В ней всего 95 статей по сравнению с 377 статьями и Декларацией прав и обязанностей термидорианской Конституции от 22 августа 1795г., 124 статьями якобинской Конституции 24 июля 1793г. и весьма объемной первой Конституцией от З сентября 1791г. с Декларацией прав и 230 статьями. Она была примерно на 1/8 меньше термидорианской по общему объему.
Согласно комментарию М. Прело, наполеоновские институты непрестанно подвергались изменениям, на практике применялись весьма ограниченно и никогда не носили реального характера. Созданные сознательно в большом количестве, они не были обременены делами, а требования, к ним предъявляемые, были и того меньше. Первоначально все учреждения государственной Власти создавались без всякого участия избирателей. Это была рыхлая и малоэффективная структура учреждений. По замечанию Тьера, в Трибунат вошли люди, любящие поговорить и склонные к шумливости, в законодательный корпус — утомленные жизнью и к тому же малоизвестные, а в Сенат — лица той же категории, только более высокого ранга. У всех участников этих учреждений наблюдалось, по словам Прело, какое-то ощущение ненужности выполняемой работы. Опираясь на армию, чиновничество и поддержку разбогатевших слоев общества, Бонапарт подготовил почву для еще большего упрочения своей личной власти. В 1802г. в результате еще одного плебисцита (референдума), проведенного под контролем полиции, он был объявлен пожизненным первым консулом, а не на 10 лет, как значилось в Конституции.
В 1804г. Сенатус-консультом (решением сената от 18 мая) первому консулу был присвоен титул императора Наполеона 1. С этого момента термин “республика”, который оставался в официальном употреблении (“управление республикой вверяется императору”), нес не больше смысла, чем в свое время в императорском Риме. 2 декабря Наполеон был увенчан короной императора.
К концу правления Наполеона возникло 12 министерств, причем большая их часть была связана с проведением фискальной, военной и карательной политики. Это правительство назначало префектов в департаменты и супрефектов и мэров в дистрикты и коммуны. Выборные местные советы (муниципальные, общинные, общесословные) имели лишь совещательные полномочия, их решения подлежали визированию администратора соответствующего уровня — чиновника из центра.
Так возникла и укоренялась высокоцентрализо
Наполеон включил в госаппарат и католическую церковь, позаботившись еще в 1801г. о подписании с папой римским особого соглашения, где было сказано, что католицизм является религией «подавляющего большинства французов». Государство взяло священников на свое содержание, а они присягали на верность первому консулу, а затем императору французов.
Армия была превращена из национальной в корпоративную (профессиональную и цезаристскую). С 1800г. введена система найма людей для службы в армии вместо богатых и знатных (уклонение от налога кровью). За счет новой наполеоновской аристократии обновлялся офицерский состав — создавались привилегированные подразделения гренадеров, драгунов и др. С 1800 по 1815г. на службу было призвано 3153 тыс., а погибло больше половины — около 1750 тыс. человек.
Бонапартизм как авторитарный политический режим
С именем Наполеона, а также его племянника Луи Наполеона, правившего Францией под именем Наполеона III, связано происхождение термина бонапартизм, употребляемого для обозначения режима личной власти, возникающего в обстановке существенного кризиса. С политико-организационной точки зрения бонапартизм есть режим личной власти в обществе с враждующими политическими группировками и классами, который опирается в своем утверждении на поддержку армии и личный авторитет правителя, претендующего на роль арбитра и посредника во взаимоотношениях между враждующими политическими силам (партиями, движениями).
В конституционном (общеустроительном)
плане режим бонапартизма характеризуется
свертыванием роли республиканских (представительных
и выборных) учреждений власти и
переходом к централизованному
Как режим целенаправленной властной и одновременно идеологической активности бонапартизм отличается повышенной демагогической активностью (популизмом) и прямыми обращениями за поддержкой к общественному мнению страны. Это обычно находило выражение в проведении плебисцитов (голосование по конкретным предложениям правителя). Термин имеет широкое хождение в политико-философской и публицистической литературе и тенденцию обрастать (вплоть до настоящего времени) самыми разнообразными и порой неожиданными истолкованиями. Наполеон и Лун Бонапарт были своеобразными республиканскими монархами французов. Однако уже феномен Бисмарка, “железного” канцлера прусского монарха и строителя германской империи, привнес в бонапартизм новые черты — черты жесткой исполнительной власти в условиях конституционной монархии, действующей при наличии известного партийного плюрализма. Многие новые элементы характеризуют бонапартизм в ХХ в., географические границы которого простираются далеко за пределы Европы и более всего ассоциируются с военными режимами во многих государствах Арабского Востока, Азии, Африки и Латинской Америки.
Первая империя просуществовала до 6 апреля 1814г. — до первого отречения Наполеона I от престола. Бурбоны снова заняли престол, но ненадолго. Людовик ХVIII (1814—1824 гг.) даровал Франции Учредительную (конституционную) хартию от 4 июня 1814г.
Особенности французского законодательства и правоведения
Каждое современное государство имеет свое собственное законодательное учреждение, которое готовит отдельные законы или кодексы (сборники, букв. — книги законов), действующие на его территории. Кодификация обычно заключается в упорядочении и объединении разрозненных законов местности или всей страны в виде отдельной книги. Так, уголовный кодекс представляет собой книгу законов о преступлениях и наказаниях. Гражданский кодекс состоит из законов о личных и имущественных правах семье и за ее пределами, связанных с обязательствами из договора или одностороннего волеизъявления либо в силу требований существующих законов о порядке разрешения лично-имущественных споров (например, при разделе наследства).
Бывает так, что внутри одного государства сосуществует несколько обособленных собраний законов и законодательных установлений (кодексов, статутов, ордонансов, сборников систематизированных норм по отдельным правовым институтам — устойчивым видам правового общения или норм обычного права). Например, в таком сложно устроенном государстве, каковым являются Соединенные Штаты Америки, помимо федеральных законов существуют законы штатов. В Англии наряду с законодательством Великой Британии действует местное законодательство Шотландии и Северной Ирландии. В старой Франции было огромное количество кутюмов (правовых обычаев), собранных примерно в 3 отдельных книг.
В течение долгого времени
В этот же исторический период французское правоведение испытывает сильное влияние теории естественного права, которая усилиями голландского философа права Гуго Гроцил (начало ХVII в.), публицистов периода английской революции и французских просветителей-энциклопедистов стала выводить, право из природы и из некоторых разумных начал. Она же стала проводить идею права как незыблемого и общего для всех времен и народов требования (права человека), она же ввела в понимание частного и публичного права понятие субъективных прав (немецкий философ права С. Пуфендорф, ХVII в.). Кроме того, она заставила признать, что право должно распространяться и на область взаимоотношений властвующих и подвластных, взаимоотношений между властными учреждениями и частными лицами. Однако лишь после американской и особенно после французской революции публичное право выросло в самостоятельную отрасль, дополняющую традиционное частное право и уточняющую содержание уголовного права, административного и конституционного права, и само оно продолжало все более дробиться под влиянием их усложнения и специализации.