Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:52, курсовая работа
Следуя формально одной из главных заповедей революции. По принципу суверенитета народа, генерал фактически существенно снизил его значение и замедлил реализацию путем введения путанной и псевдодемократической системы организации государственных учреждений власти. Был отменен непопулярный и откровенно плутократический имущественный ценз для граждан и оставлен только возрастной — 21 год для мужчин. Однако механизм выборности был сильно осложнен многоступенчатой (всего три ступени) системой выборов на департаментском уровне.
I. Переворот Наполеона Бонапарта и оформление режима
Первой империи (1799—1804—1815 гг.)
II. Наполеоновская Конституция от 13 декабря 1799г.
III.Бонапартизм как авторитарный политический режим
IV. Особенности французского законодательства и правоведения
1. Карательные (уголовные) кодексы 1791 и 1810 гг.
а. Структура Кодекса.
2. Уголовно-процессуальный кодекс.
3. Гражданский кодекс французов 1804г. (Кодекс Наполеона)
а. Общая характеристика Кодекса.
V. Заключение
Карательные (уголовные) кодексы 1791 и 1810 гг.
Работа над первым Уголовным кодексом началась в 1789-м и закончилась его принятием в 1791г. Составление Кодекса сопровождалось обсуждением в собрании законодателей, где с докладом об основных принципах и положениях Кодекса выступил якобинец Лепелетье. Новшества эти были изложены в виде пяти пунктов стремя дополнениями. Не все из перечисленных докладчиком пунктов являлись новыми в деле уголовного законодательства и политики, но были и действительно новые. Таков пункт первый: каждый уголовный кодекс должен быть гуманным. Далее следовало наказание должно быть соразмерным с преступлением (п. 2); должно соблюдаться соответствие между природой преступления и природой наказания (п. З); необходимо проводить принцип равенства перед законом, который карает или покровительствует за каждое преступление должно быть установлено точное и определенное наказание (п. 5).
В дополнительных требованиях значилось
следующее: наказания должны быть длительными
(имелась в виду их действенность
в частности действенность
Наиболее общими чертами первого Кодекса стали законности, формального равенства перед законом, наказания тяжести преступления, а также общая нацеленность на точность и исправляющее воздействие наказания. Он в значительной своей части исходил из принципов и положений Декларации прав 1789г.: «закон вправе запрещать только поступки, для общества, все, что не запрещено законом, дозволено» (ст.5) «закон есть выражение общей воли. Он должен быть одинаков для всех и тогда, когда оказывает покровительство, и тогда, когда карает» (ст. б); «закон должен устанавливать только строго и очевидно необходимое наказание: никто не может быть наказан иначе как в силу закона, установленного и обнародованного до совершения преступления и законно примененного” (ст. 8).
Исходная позиция в выборе наказания формулировалась в докладе Лепелетье следующим образом: «Число наказаний ограничено, даже для самого изобретательного тирана. А вот оттенки преступлений столь же различны, как оттенки характера и физиономий. Поэтому при установлении наказания надо исходить из наиболее выраженных черт безнравственности или опасностей для социального порядка». Цель наказания — исправление (надежда раскаяние преступника и возрождение его к честной жизни).
В Кодексе отсутствует ряд норм о наказаниях старого режима — перечень так называемых воображаемых преступлений ересь, святотатство, магия — по той причине, что «во имя неба уже столько пролито крови». Имел место также отказ от уголовной защиты деятельности откупщиков, их деятельность отныне воспринималась как «позорный памятник угнетения и деспотизма». Деятельность откупщиков и вправду включала такие приемы, сами они получили прозвище «подвальных крыс». На их страже были тюрьмы и смертная казнь. Таким образом, нормы и статьи первого Соdе реnаl (букв. наказательный, карательный кодекс) многом соответствовали идеям и принципам Декларации прав 1879 г.
В 1795г. был разработан еще один карательный кодекс. Это о было отчасти потребностью внести коррективы в карательно-исправительную политику после якобинской диктатуры и связанного с ней террора. В ходе обсуждения кодекса развернулась полемика по вопросам сохранения суда присяжных и применения смертной казни. Кодекс получил довольно редкое и точное название— Кодекс (т. е. книга) законов о преступлениях и наказаниях.
Работа над следующим наказательно-исправительным кодексом началась в 1801г. и была закончена в 1804г. Руководитель комиссии Таржье оставил интересные комментарии к этому проекту, который состоял в тот момент из 1207 статей. Вот некоторые
его комментариев и обобщений:
1. Конечная цель закона
не в том, чтобы виновный
страдал, чтобы были
2. Гуманность страдает оттого, что наказание является необходимостью, она взывает во всяком случае к умеренности и мягкости.
З. Разум законодателя использует плоды философии, но считается с фактами, окружающими его, изменить которые вне его власти.
4. Когда издаются законы для общества, то надо иметь в виду общество, каким оно является в действительности, а не каким может быть.
Весьма редкое и характерное толкование давал Таржье соотношению правовых обычаев и карательного законодательства для обществ с различным уровнем развития: «Народ, который еще молод, малочислен, близок к природе, у которого нравственный инстинкт сохранился во всей своей силе, а естественная магистратура старцев свято почитается, народ, у которого нравы просты, господствует общественное мнение, честь почитается большой наградой, а бесчестье невыносимым наказанием, — такой народ должен управляться принципами, а не указами, следовать скорее нравам, чем законам... Там мягкое наказание не представляет никакой опасности...»
Работа над Кодексом продолжалась в течение 10 лет. Он был утвержден без прений Госсоветом в январе 1810г. и введен в силу в 1811г. вместё с уголовно-процессуальным кодексом.
Структура Кодекса.
Кодекс состоял из четырех книг, включающих две части, одна которых излагала принципы различения деяний и лиц, подлежащих наказанию по закону, а вторая содержала нормы для оценки наказуемых законом деяний. Первую часть составляют краткие предварительные положения из первых двух книг (они напоминают общую часть современных кодексов). Третья и четвертая книги образуют так называемую особенную часть Кодекса. Дефиниция преступления очень проста — преступлениями являются деяния, которые запрещены законом (ст. 1).
Наиболее оригинальной структурной частью Кодекса следу считать способ различения всевозможных видов действий, подлежащих наказанию по закону. Самих преступных Действий существует несметное количество, однако законодатель и карательные учреждения имеют весьма немногочисленный арсенал видов наказания. Вид преступления (наказуемого деяния) определяется очень просто — в зависимости от меры наказания, предусмотренной законом. Всего насчитывается три вида наказаний: полицейское (штраф, непродолжительное тюремное заключение и др.), исправительное (если есть надежда, что наказание исправит преступника) и мучительные и позорящие наказания, когда преступник настолько закоренелый и опасный, что его необходимо наказывать самым суровым образом и надежно изолировать от общества.
В итоге получается следующая классификация: полицейскими наказаниями караются нарушения, исправительными — проступки, а мучительными и позорящими – преступления.
Полицейские наказания — это тюремное заключение от одного до пяти дней, денежный штраф, конфискация определенных предметов.
Исправительные наказания — тюремное заключение на срок (исправительный дом), временное лишение некоторых прав (попечительских, гражданских и семейных), штраф.
Мучительные и позорящие наказания включают в себя множество видов и подвидов. Сюда включались: 1. Смертная казнь; 2. Бессрочные каторжные работы; 3. депортация; 4. Каторжные работы на срок; 5. Смирительный дом (тюрьма строгого режима) иногда с клеймением и конфискацией имущества.
Только позорящие наказания включали в себя следующие 1. Выставление у позорного столба в ошейнике (до 1832г.); 2. Изгнание; 3. Гражданскую смерть (гражданскую деградацию) — лишение избирательных прав и запрещение занимать должности присяжного, эксперта, а также выступать свидетелем, быть опекуном, попечителем; лишение права носить оружие и служить войсках империи; снятие со всех публичных должностей.
Кодекс включает в себя ряд составов преступлений и наказаний, которые были упразднены в республиканский период. Восстановлена пожизненная каторга, смертная казнь с предварительным отсечением руки, депортация в колонии и гражданская смерть. Наряду с этими изменениями в Кодексе увеличилось число наказаний, карающихся смертной казнью, и число составов защиту частной собственности. Введен новый и подробный раздел государственных преступлениях, составы которых носят неопределенный характер (призывы в публичных речах ст. 102; посягательство на изменение формы правления — ст. 87).
Впоследствии наиболее существенным изменениям или полному упразднению подверглись составы, унаследованные от средневековых обычаев и традиций: отмена клеймения и отсечения руки отцеубийце (1832г.), гражданская смерть (1854г.). С 1885г. вводится условное освобождение, которое вначале применялось лишь по отношению к лицам, отбывшим половину положенного срока тюремного заключения, но не касалось лиц, осужденных к депортации, каторге, пожизненному заключению.
Французский Кодекс оказал заметное влияние на карательное законодательство многих стран мира — Испании, Бразилии, Швейцарии, Бельгии, отдельных германских государств.
Уголовно-процессуальный кодекс.
Еще конституция 1791г. письменная конституция в истории нового времени — зафиксировала принцип выборности судей на основе имущественного и ввела суд присяжных. Либеральные правоведы рассматривали судей как составную часть аппарата правительственной власти, а присяжных как выразителей общественного мнения и настроений. Еще в период составления наказов депутатам Генеральных штатов в некоторых из них было записано, что судебные должности следует сделать платными и предоставлять бывшим адвокатам в результате конкурса, но сам суд должен производиться бесплатно. В наказе третьего сословия Парижского округа говорилось о необходимости введения «более мягкого и более гуманного уголовного кодекса, соразмеряющего наказание с правонарушениями сохраняющего смертную казнь лишь для самых тяжких преступлений». Говорилось также о необходимости разделения функций судей, устанавливающих факт преступления, и судей, применяющих закон. Обвиняемому должна предоставляться возможность выбрать себе защитника, а тем, кто не в состоянии обеспечить себе защитника, нужно назначать защитника бесплатно (Жорес Ж. Социалистическая история французской революции.1976. Т. 1).
Уголовно-процессуальный кодекс, принятый в 1808г., ввел так называемый смешанный процесс. В период расследования дела вплоть до судебного разбирательства сохранялось тайное и письменное делопроизводство. Следствие контролировалось особыми следственными судьями, полномочия которых включали выдачу приказа о явке обвиняемого к следователю, о его принудительном приводе или аресте. Следственный судья сам мог производить допрос обвиняемого, свидетелей, другие следственные действия.
На второй стадии процесса разбирательство в суде строилось в соответствии с принципами гласности, устности и состязательности. Обвинение в суде поддерживал не следственный судья, а прокурор. Кодекс не требовал единогласия присяжных при вынесении ими вердикта о виновности или невиновности. Перед вынесением вердикта судья обращался к присяжным с напутственной речью-резюме, в которой он формулировал те вопросы, на которые должны были дать ответ присяжные.
Множественность судебных инстанций и учреждений для жалования предстала при Наполеоне в следующем виде:
1. Единоличный мировой
судья (мелкие уголовные и
2. Трибунал первой инстанции (более значительные гражданские дела). Он же исполнял функции трибунала исправительной полиции по делам о проступках, или деликтах;
3. Апелляционный суд
— пересмотр решений
Серьезные преступления рассматривались с коллегией присяжных. По Кодексу 1808г. присяжные выбирались из граждан возрасте 30 лет, пользующихся политическими и гражданскими правами. Они могли избираться из определенных социальных групп, которые перечислены в Кодексе: членов избирательных коллегий; 300 крупнейших налогоплательщиков департамента; должностных лиц, назначенных самим императором; докторов и лицензиатов факультетов права, медицины, естественных наук, литературы; членов и корреспондентов академий и других научных обществ, признанных правительством; нотариусов; банкиров, менял, купцов и торговцев, имеющих патент одного из двух первых классов; государственных служащих, получающих оклад не менее 4000 франков... (ст. 382).
Никто не мог быть присяжным в том деле, в котором он участвовал в качестве должностного лица судебной полиции, свидетеля, эксперта или стороны (ст. 383). Список присяжных составлял префект; .
4. Кассационный суд (один на всю страну) занимался рассмотрением жалоб, указывающих на формальные упущения, нарушения закона, их неверное истолкование, имевшее место в апелляционном суде.
Гражданский кодекс французов 1804г.
(Кодекс Наполеона)
О гражданском кодексе заговорили еще при первых обсуждениях законодательной политики в Национальном собрании Франции 1789г. В резолюции от 6 августа 1790г. говорилось, например, «что гражданские законы должны быть объединены и реформированы законодателем, который должен составить общий свод простых, ясных и приноровленньгх к конституции законов». В Конституции 1791г. также шла речь о необходимости единого законодательства дело в том, что предреволюционная Франция представляла собой страну не одного, а нескольких разобщенных между собой народов — бретонцев, гасконцев, бургундов, лотарингов. Ее не объединяло, а, напротив, разобщало многое: виды собственности, налоги, порядок наследования; договорный характер отношений короля с присоединяемыми провинциями и церковью, феодальная собственность с ее множественностью лично-зависимых отношений, платежей и повинностей.
Без кодекса, говорил один из авторитетных участников кодификаторской работы Тронше, люди подчиняются только верховной власти, не будучи членами одного и того же государства. Кодификация сплачивает нацию-государство, поэтому заботы и попытки сплотить государство с ее помощью имели место еще в период правления Людовика ХI.