Периодизация эпохи просвещения. Мировоззрения людей данного периода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 12:52, контрольная работа

Описание работы

Россия - самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире. И русский народ - самый аполитичный народ, никогда не умевший устраивать свою жизнь. С другой стороны Россия - самая государственная и бюрократическая страна в мире. Русский народ построил могущественное государство, величайшую империю. Личность в ней была придавлена огромными размерами государства, предъявлявшего непомерные требования к ней. Россия - самая безграничной свободы духа, самая небуржуазная страна в мире. И вместе с тем - страна жуткой покорности, лишенная сознания прав личности. Это - антибуржуазная страна. И одновременно страна купцов, чиновников, стяжателей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Периодизация эпохи просвещения. Мировоззрения людей данного периода………………………………………………………4
Глава 2. Основные характеристики эпохи, черты…………………..7
Глава 3. Серебряный и Золотой века русской культуры…………11
Глава 4. Основные представители данной эпохи………………….15
Заключение………………………………………………………………….20
Литератур……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

03.04.06 особенности российского просвещения 18-19 вв.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Периодизация эпохи  просвещения.  Мировоззрения людей  данного периода………………………………………………………4

Глава 2. Основные характеристики эпохи, черты…………………..7

Глава 3.  Серебряный и  Золотой века русской культуры…………11

Глава 4. Основные представители данной эпохи………………….15

Заключение………………………………………………………………….20

Литератур……………………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Россия - самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире. И русский народ - самый аполитичный народ, никогда не умевший устраивать свою жизнь. С другой стороны Россия - самая государственная и бюрократическая страна в мире. Русский народ построил могущественное государство, величайшую империю. Личность в ней была придавлена огромными размерами государства, предъявлявшего непомерные требования к ней. Россия - самая безграничной свободы духа, самая небуржуазная страна в мире. И вместе с тем - страна жуткой покорности, лишенная сознания прав личности. Это - антибуржуазная страна. И одновременно страна купцов, чиновников, стяжателей.

Как говорят: «Москвич держал на своем хребте Россию, русский европеец ее строил. Трудовой, творческий тип европейца вырастал все-таки на московском корне. Хотя ему и приходилось постоянно бороться с косностью и ленью москвичей, у него была с ним общность нравственного идеала, общая любовь к родной стране. Там, где "московский дух" полностью выветривался, европеец превращался в "перекати-поле", терял способность к созидательной работе».

В своей работе мы затронем такой спорный период в российской истории как период просвещения. Особенность его заключается в том, что он протекал в специфических политических и что особенно важно в мировоззренческих условиях. XVIII – XIX века – это период бурных изменений в истории России и эпоха просвещения не могла не отразить эти как политические так и социальные преобразования в стране.

Целью своей работы мы ставим на примере культурных изменений  рассмотреть те причины и предпосылки, которые зародились в эту эпоху  и вызвали в дальнейшем такие социальные потрясения в русской истории.

 

 

 

Глава 1. Периодизация эпохи просвещения. Мировоззрения людей данного периода

Хронологические рамки европейского просвещения определены столетием между Английской Буржуазной революцией (1689) и Великой Французской революцией (1789).

Культура Просвещения  не остаётся неизменной: меняются акценты, умонастроения, идеи. Обычно выделяют три этапа в развитии культуры Просвещения:

1. Просветительский классицизм. Он определял умонастроения до 30х гг. XVIII в.

2. Просветительский реализм.  Он характерен для развития  культуры вплоть до 80х гг. XVIII в.

3. Революционный классицизм, который охватывает 80е гг. XVIII в.  вплоть до Великой Французской  революции. 

Век просвещения же в России был подготовлен и начался с петровских реформ. Главное содержание петровских реформ составили секуляризация и европеизация русской культуры, что разрушило ее целостность и породило в ней сложные неоднозначные процессы. Петровские реформы расчленили некогда единую синкретичную «культуру – веру» на культуру и на веру, то есть на две культуры: культуру светскую и религиозную (духовную). При этом религиозная часть культуры уходила на периферию, а новообразовавшаяся светская культура укоренилась в центре. Реформы изменили основные установки в концепции мира русского человека. На место красоты была поставлена польза, приоритета слова – приоритет вещи, церковной книжности – светская книжность, плетению словес (литературный стиль) – деловое письмо. Петровские реформы принесли немыслимые для традиционной русской культуры явления: библиотеки, общедоступный театр, кунсткамеру, академии наук, парки, парковую скульптуру, дворцовую архитектуру.

Далее эпоху просвещения  продолжила Екатерина II. На её правление приходиться рассвет этого периода. Её правление называли ещё просвещённы абсолютизм. Она не только закрепляет все достижения Петра I, но и развивает их, особенно в культурном секторе. Все последующие цари занимались скорее просто логичным развитием идей просвещения которые заложили Пётр I и Екатерина II.

Если западноевропейское мировоззрение можно условно  охарактеризовать как рационально-сциентистское (строго научное), а восточное - как  иррациональное или мистическое, то Россия пыталась выработать органическое видение мира, синтезировать мистику и разум, эмоциональность и аналитичность. Это нашло свое отражение в концепции “всецелой идеи”, “целостного Духа”

Для российского мировоззрения  сам термин “всецелая идея” означает охват мира во всем его многообразии и неделимой полноте. Оно призвано мобилизовать все уровни человеческого сознания, синтезировать все методы освоения бытия. Западноевропейская культура пошла по пути “отвлеченных начал”. Она открывала новые механизмы познания, но абсолютизировала их и тем самым - дискредитировала. Начавшееся еще в эпоху Просвещения активное сотрудничество эмпиризма с рационализмом безусловно сыграло положительную роль в адекватном отношении к миру, но и этого оказалось мало.

Преодолевая жесткий  рационализм западной Европы, русские  мыслители акцентировали внимание на религиозности и эстетичности российского сознания. При этом, религиозное и эстетическое переживание понималось ими в качестве взаимосвязанного целого. Это единство имеет своим результатом то, что эстетическое созерцание наполняется трансцендентным содержанием (находящимся за пределами обыденного опыта), искусство претендует на познание Абсолюта, мистическое слияние человека с Богом.

Особенности мировоззрения  людей этой эпохи просвещения.

  1. Деизм, как учение свободомыслия открывало возможность выступать против религиозного фанатизма за свободу совести, за освобождение науки от церковной опеки. Постепенно христианская вера теряет свою силу, проявляет стремление освободить религию от церковного учения, вывести ее из естественного знания.
  2. Светскость – вытеснение религиозных начал из всех сфер культуры (светское зодчество впервые берет верх над церковным, храмовым).
  3. Апелляция просветителей к природе, следовательно, космополитизм. Выражался в осуждении национализма и убеждении в равных возможностях наций. НО отрицательным следствием было падение чувства патриотизма.
  4. Научность. Этому в немалой степени способствует расцвет математики и естественных наук. Наука окончательно вошла в жизнь человека на равных с философией и религией.
  5. Рационализм, тесно связан с научностью. Идеологи просвещения хотели провозгласить новое евангелие, евангелие разума, сводившиеся только к человеческому разуму, только с помощью разума можно было достигнуть истины о человеке и окружающем мире.
  6. Идея прогресса. Прогресс через разум – путь развития европейской цивилизации.
  7. Абсолютизация воспитания в формировании нового человека. Достаточно создать целесообразные условия воспитания для детей и в течение одного, двух поколений все несчастья общества будут искоренены (особая роль садов и парков).
  8. Публичность и театральность. Возник новый вид связей: искусство и общество – салоны, которые не только играли важную роль в жизни интеллектуальной элиты, но и становились местом диспутов по важным допросам государственности.

 

 

 

Глава 2. Основные характеристики эпохи, черты

Хотя реформы Петра I и открыли простор для развития образования, науки, просвещения, положение  этих институтов культуры было непрочно, их развитие уступало по темпам, по количеству европейской системе образования.

И не последнюю роль здесь играла политика правительства и монархии. Официально самодержавие поддерживало науку, образование. Неофициально - сдерживало их развитие. Так, Екатерина II писала Салтыкову: "Черни не должно давать образование, поскольку будет знать столько же, сколько Вы да я, то не станет нам повиноваться в такой мере, как повинуется теперь". Сдерживала развитие образования, просвещения и сословность культуры: одна система образования решала различные задачи для представителей различных сословий.

Сохранялось сильное влияние церкви и религии. Тем не менее, остановить процесс просвещения было невозможно.

Согласно переписи 1897 г., из 126 миллионов человек населения  России: педагогическим трудом занималось 170 тысяч, библиотечным делом - 1 тысяч, книжной торговлей - более 5 тысяч, художников и артистов было примерно 18 тысяч человек, учёных и литераторов - 3 тысяч, лиц духовного звания - 250 тысяч.

В целом за 120 лет грамотность  населения в возрасте старше 9 лет  увеличилась с 3,3-6,9% до 42,8%, то есть в 8,4 раза. В XIX веке в России среднегодовой темп роста грамотности составлял для сельского населения 1,8%, для всего населения 1,6%.

Развитие художественной культуры, литературы, искусства в XIX в. происходит в противоречивых формах. Художественная культура приобретает самостоятельность по отношению к религии, становится светской, мирской, но в то же время усиливается её связь с государством, зависимость от политики.

В этот период отчётливо  сформировались два направления: одно под девизом "искусство ради искусства", или, в более широком смысле, "культура ради культуры", другое направление подчёркивало зависимую, служебную роль культуры, искусства.

Представители первого  считали, что искусство - самодостаточное  явление, развивающееся независимо от других явлений по своим законам - красоты, долга, справедливости. Представители этого направления дистанцировались от политики, сосредоточив своё внимание на художественной форме вопреки социальному содержанию.

Нельзя однозначно оценивать  творчество представителей этого направления. Художественная форма играет важнейшую роль в искусстве, придаёт ему совершенство, законченность, отражает общесоциологическую тенденцию к самостоятельности социальных форм. Однако, нельзя забывать, что эта самостоятельность - относительна. В частности, культура находится в зависимости от характера политики, природы политического режима и т. д. В истории культуры России были мрачные страницы истории, когда усиливались государственный гнёт и политические репрессии, например, годы после поражения восстания декабристов, а также "мрачное семилетие" (1848-1855). В такие периоды направление "искусство для искусства" обладало определённой прогрессивностью, поскольку дистанцировалось от государственного гнёта, противостояло официозу в эстетике и культуре.

Но, в общем и целом, большинство деятелей культуры признавало её служебную функцию, её зависимость от общества. Это нашло выражение в их творчестве. Так, К. Ф. Рылеев заявлял: "Я не Поэт, а Гражданин". А. С. Пушкин сформулировал свою позицию более совершенно: "Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать". Н. А. Некрасов подчёркивал: "Поэтом можешь ты не быть, но Гражданином быть обязан". М. Е. Салтыков-Щедрин сформулировал свою позицию более однозначно: "Литература и пропаганда одно и то же", ставя свою лиру в прямую зависимость от служения обществу, народу.

Россия в XIX в. сделала поистине гигантский скачок в развитии культуры, внесла громадный вклад в мировую культуру. Такой взлет русской культуры был обусловлен рядом факторов. В первую очередь он был связан с процессом формирования русской нации в переломную эпоху перехода от феодализма к капитализму, с ростом национального самосознания и являлся его выражением. Огромное значение имел и тот факт, что подъем русской национальной культуры совпал с началом революционно-освободительного движения в России.

Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами. Мировой  революционный процесс и передовая  западноевропейская общественная мысль оказывали сильное влияние и на культуру России. Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России. Не следует забывать и влияния наследия Московской Руси на культуру XIX в.: усвоение старых традиций дало возможность прорасти новым росткам творчества в литературе, поэзии, живописи и других сферах культуры.

Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран  и народов, не теряя при этом своей самобытности и в свою очередь оказывая влияние на развитие иных культур. Наконец, важнейшим фактором, давшим сильный толчок развитию русской культуры, явилась «гроза двенадцатого года». Подъем патриотизма в связи с Отечественной войной 1812 г. способствовал не только росту национального самосознания и формированию декабризма, но и развитию русской национальной культуры. В. Белинский писал: «1812 год, потрясши всю Россию, возбудил народное сознание и народную гордость». Культурно-исторический процесс в России в XIX — начале XX в. имеет свои особенности. Заметно ускорение его темпов, обусловленное вышеотмеченными факторами. При этом, с одной стороны, происходила дифференциация (или специализация) различных сфер культурной деятельности (особенно в науке), а с другой — усложнение самого культурного процесса, т.е. большее «соприкосновение» и взаимовлияние различных областей культуры: философии и литературы, литературы, живописи и музыки и т.д. Необходимо отметить также усиление процессов диффузного взаимодействия между составляющими русской национальной культуры — официальной («высокой», профессиональной) культурой, опекаемой государством (церковь утрачивает духовную власть), и культурой народных масс («фольклорным» пластом). В недрах официально-государственной культуры заметна прослойка «элитарной» культуры, обслуживающей господствующий класс (аристократию и царский двор) и обладающей особой восприимчивостью к иноземным новшествам.

Информация о работе Периодизация эпохи просвещения. Мировоззрения людей данного периода