Периодизация эпохи просвещения. Мировоззрения людей данного периода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 12:52, контрольная работа

Описание работы

Россия - самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире. И русский народ - самый аполитичный народ, никогда не умевший устраивать свою жизнь. С другой стороны Россия - самая государственная и бюрократическая страна в мире. Русский народ построил могущественное государство, величайшую империю. Личность в ней была придавлена огромными размерами государства, предъявлявшего непомерные требования к ней. Россия - самая безграничной свободы духа, самая небуржуазная страна в мире. И вместе с тем - страна жуткой покорности, лишенная сознания прав личности. Это - антибуржуазная страна. И одновременно страна купцов, чиновников, стяжателей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Периодизация эпохи просвещения. Мировоззрения людей данного периода………………………………………………………4
Глава 2. Основные характеристики эпохи, черты…………………..7
Глава 3. Серебряный и Золотой века русской культуры…………11
Глава 4. Основные представители данной эпохи………………….15
Заключение………………………………………………………………….20
Литератур……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

03.04.06 особенности российского просвещения 18-19 вв.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Н. Римский-Корсаков, выступавший  тогда основным хранителем творческих идей знаменитой «могучей кучки» (в  нее входили М. Балакирев, М. Мусоргский, П. Кюи, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков), создал полную лиризма оперу «Царская невеста». Новые черты русской музыки начала XX в. нашли наибольшее выражение в творчестве С. Рахманинова и А. Скрябина. В их творчестве отразилась идейная атмосфера предреволюционной эпохи, в их музыке находили выражение романтический пафос, зовущий к борьбе, стремление подняться над «обыденностью жизни».

К этому времени начинают приносить свои плоды те мероприятия, которые осуществлялись в XVIII веке в  области науки. Российская наука выходит на мировой уровень. В 1819-1821 гг. экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена (1778-1852) и М. П. Лазарева (1788-1851) открывает Антарктиду. Русские мореплаватели исследуют острова Тихого океана, Аляску, устье реки Амур. В 1823 г. профессор Казанского университета Н. И. Лобачевский (1792-1856) делает открытие неевклидовой геометрии. В. В. Петров демонстрирует вольтову дугу (1809 г.). В 1832 г. физик П. Л. Шиллинг (1786-1837) создаёт первую линию электромагнитного телеграфа. Б. С. Якоби (1801-1874) работает в области гальванотехники. П. П. Аносов (1799-1851) закладывает основы литья высококачественной стали. Крепостными мастерами Е. А. и М. Е. Черепановыми создаётся первая железная дорога на Урале. Среди историков выделяется творчество Н. М. Карамзина (1766-1826), С. М. Соловьева (1820-1879), Т. Н. Грановского (1813-1855).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Русская культура XVIII века развивалась в атмосфере нестабильности: это дворцовые перевороты, реформы и контрреформы, интриги, фаворитизм и т.д. Лишь с началом царствования Екатерины II наступил период консолидации сил просвещенного дворянства (правящая + духовная элита). Это особенно ярко отразилось в Русском Просвещении. В России получают распространение идеи Вальтера, Руссо, деизм, масонство, но Русское Просвещение отличалось от западноевропейского тем, что в основном среди русских просветителей (Дмитрий Фонвизин, Николай Новиков, Александр Радищев) не получили распространение материалистические и атеистические идеи. Гораздо больше их занимали вопросы нравственно-религиозные, социальные, эстетические: красота природы, правомерность элитарного положения дворянства, вопросы нравственного совершенствования человека, творческая деятельность. Вопросы социального равенства в несословной ценности человека и другие идеи просвещения вступали в России в неразрешимое противоречие с крепостнической системой, поэтому одновременно в русской культуре XVIII века сосуществовали две взаимоисключающие художественные системы: классицизм и сентиментализм (государство – личность, разум – чувство, общественная польза – частное право, национальная гордость – космополитизм), которые тем не менее обе пропагандировали просветительские идеалы.

Крестьянская война  под предводительством Пугачева положила конец официальному развитию либерализма и начало консервативно-охранительной политики, которая прежде всего началась в сфере культуры: с борьбы с инакомыслием (запрещены масонские организации, Радищев сначала приговорен к смертной казни, а потом сослан, Новиков за свои идеи заключен).

Таким образом наметившаяся цельность дворянской культуры к  концу XVIII века распалась на два крыла:  консервативно-хранительное и либеральное.

Литература

  1. Бахмин В. И., Бергер Я. М., Гениева Е. Ю., Дилигенский Г. Г., Шадриков В. Д.  Культурология. Учебник. – М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1999. – 352с.
  2. Вадим Руднев Словарь культуры XX века. – М.: Аграф, 1997 384с.
  3. Поликарпов В. С.  Лекции по культурологии. – М.: Гардарика, 1997. - 344с.
  4. Столяров Д. Ю., Кортунов В. В. Учебное пособие по культурологии.  -  М.: МОФ, 1997. – 415с.
  5. Хрестоматия по культурологии / под ред. Радугина А. А. – М.: Центр, 1998. - 592с.

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Периодизация эпохи просвещения. Мировоззрения людей данного периода