Первая волна порабощения Руси (1237–1238). Захват монголо-татарами северо-восточной Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 07:39, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы было рассмотреть причины и условия для формирования монголо-татарского Ига на территории Древней Руси, причины военных успехов монголо-татарского войска, влияние ИГА монголо-татар, на отставание России от остального мира и роль борьбы русского народа за освобождение.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1) 1.1 История образования государства у кочевников ………… .…….….4 1.2 Чингисхан ………………………………………………………………..4 1.3 Порабощение монголами Китая, Сибири, Средней Азии и Кавказа…….5 1.4 Битва на р. Калке (1223). Проявление политики раздробленности во время этой битвы. ……………………………………………………6 2. Первая волна порабощения Руси (1237–1238). Захват монголо-татарами северо-восточной Руси. ……………………………………………………. …. 7 3. Вторая волна порабощения Руси (1240). Захват центральных русских земель и Киева. ………………………………………………. ……. 9 4. Конец захватов и установление на Руси монголо-татарского ига. ……… 9 5. Борьба русского народа против поработителей. ………………………10 6.Культура Руси в XIII–XIV веках. ....................................................11 Заключение…………………………………………………………..…....18 Список использованной литературы ………………………………………....19

Файлы: 1 файл

история.docx

— 259.15 Кб (Скачать файл)

Большая часть Руси была опустошена и обессилена Батыевым погромом. Но мужественное сопротивление, которое оказывали северо-восточные земли, привело к тому, что кочевники не смогли разгромить во время походов в 1237-1238гг. сильные и большие города Новгород, Псков, Смоленск. Эти города выступили против признания зависимости от монгольского хана. Попытку открытого выступления против сложившегося порядка предпринял великий Андрей Ярославович. Заключив союз с сильнейшим южнорусским князем Данило Романовичем Галицко-волынским. Однако, его политика, направленная на организацию сопротивления монголо-татарским завоевателям, не была поддержана значительной частью светских и церковных феодалов - многие князья (угличские, ярославские, ростовские) давно наладили отношения с монгольскими ханами, которые оставили их править. Феодалы предпочитали признать верховную власть ордынского хана и пожертвовать в пользу завоевателей часть феодальной ренты, собираемой с зависимого населения, чем рисковать лишиться своих княжений, которые могли при помощи монголо-татар перейти к более "дальновидным".

8

 

Такую же политику проводила православная церковь, после такой неудачной попытки выступить против завоевателей все князья Северо-восточной Руси признали верховную власть ордынского хана.

 

3. Вторая волна порабощения Руси (1240). Захват центральных        русских земель и Киева.

К началу марта отряды захватчиков вышли  на рубеж Средней Волги. Юрий Всеволодович, собиравший войска на реке Сить, оказался в непосредственной близости от этих отрядов. Неожиданное нападение монголо-татар предопределило исход этой битвы. Русские войска были разбиты, а великий князь был убит. В конце марта 1238 года "облава" захватчиков двинулась от Волги на юг, не дойдя до Новгорода ста километров. Военные действия они смогли возобновить лишь осенью. Тяжелый и кровопролитный поход против северо-восточных княжеств измотал монголо-татар. В течение 1239 года были разбиты многие города, в том числе Переславль и Чернигов. Зимой захватчики направились в Крым. Затем в 1240 году подошли к Киеву, но за отсутствием достаточного для осады количества войска штурм был отложен до осени. За это время не было предпринято никаких мер, для того, чтобы объединить силы князей для отражения нападения. 6 декабря 1240 года после 9-дневной осады Киев пал. После этого основные силы Батыя отправились к Владимиру-Волынскому. Укрепленные линии Киевской земли оказали серьезное сопротивление монголо-татарам. Городки-крепости были великолепно приспособлены для обороны. Владимир - Волынский был взят монголо-татарами после короткой осады. Страшному разгрому подвергались все города волынской земли. Весной 1247 года полчища монголо-татар перешли границу Руси и вторглись в Польшу, Чехию и Венгрию. Однако опасность новых вторжений не исчезла. Батый, вернувшись из неудачного похода на Запад, основал на рубежах русского государства" Золотую Орду".

 

4.Конец захватов  и установление на Руси монголо-татарского  ига.

Русские земли сохранили местное княжеское  правление. В 1243 году Батый "пожаловал и утвердил " великого князя Ярослава Всеволодовича, вслед за этим князем потянулись в Орду и другие князья - угличские, ростовские, ярославские.Этот акт был признанием политической зависимости от Золотой Орды. Установление даннической зависимости произошло позже.Сын Ярослава Константин поехал в Каракорум для подтверждения полномочий своего отца великим ханом, после его возвращения туда поехал сам Ярослав. Этот пример ханской санкции на расширение владений лояльного князя не был единственным. Причём расширение это могло происходить не только за счёт владений другого князя, но и за счёт территорий, не разорённых в ходе нашествия (во второй половине 50-х годов XIII века Александр Невский утвердил своё влияние в Новгороде, угрожая ему ордынским разорением).

9

1257 году  на русскую землю приехали  монгольские чиновники, чтобы  провести перепись и обложить население тяжелой данью, что означало окончательное установление ига.

 

5.Борьба русского народа против поработителей.

Русские города сопротивлялись проведению переписи, и только с  помощью силы монголам удалось осуществить  задуманное. Насилие и злоупотребление откупщиков ордынской дани вывали целую волну народных антитатарских восстаний. В 1262 году жители многих русских городов собрали вече и "выгнали из городов из Ростова, из Владимира, из Суздаля, из Ярославля ордынских ставленников "бесерменов". Многочисленные антитатарские выступления первых десятилетий после Батыева нашествия потерпели поражения. "Черным людям", поднимавшимся на борьбу с захватчиками, противостояли не только войска ордынских ханов, но и свои собственные феодалы. Но их усилия не пропали даром. Значение борьбы народных масс против ненавистного иноземного ига было исключительно велико. Именно благодаря этой борьбе Северо-восточная Русь обязана своим положением по отношению к другим завоеванным землям. В отличие от других стран, завоеванных кочевниками, Русь сохранила свой политический и общественный строй. На русской земле никогда не было монгольской администрации. Не "мудрая "политика князей, а борьба народных масс привела к тому, что под тягостным игом Русь сумела сохранить условия для своего самостоятельного развития.

[Каргилов В.В,c. 124]

Нашествие Батыя было первым, но далеко не последним вторжением монголо-татар  в пределы Руси. Русские княжества  еще не успели залечить раны, полученные от нашествия Батыя, как на них  обрушились новые походы кочевых завоевателей. При помощи таких походов ханы пытались укрепить свое государство на Руси. Подвергаемой все новым и новым нападениям стране было трудно собирать силы для решительного отпора завоевателям. Постоянные княжеские усобицы давали ханам золотой Орды поводы для вмешательства в русские дела, часто монгольские отряды приходили по прямому приглашению князей, которым использовали их в междоусобных войнах. В 1252 году в русские земли вторглось большое войско под предводительством хана Неврхля. Он разорил владимирские земли, Суздаль, Переславль. А с 1273 по 1279 гг. то есть в течение 20 лет постоянным нашествиям подверглись русские земли. За это время предпринималось 14 боевых походов на северо-восточную Русь, многие города были разорены по пять и более раз. Эти походы также нанесли огромный урон Древней Руси. Считают, что монголо-татарское иго было сброшено после того, как в 1380 году русское воинство наносит поражение Золотой Орде в лице хана Мамая. Золотую орду начинают раздирать центробежные силы, а в 1395 году Орда подвергается разгрому Тимуром - основателем могущественной, но недолговечной империи, центр которой находился в Средней Азии.                       

10

 

6. Культура Руси в XIII–XIV веках.

Нашествие кочевников сопровождались массовыми разрушениями русских городов, жители безжалостно уничтожались или уводились в плен. Это привело к заметному упадку русских городов - население уменьшалось, жизнь горожан становилась беднее, захирели многие ремесла. Монголо-татарское нашествие нанесло тяжелый удар основе городской культуре - ремесленному производству. Так как разрушения городов сопровождалось массовыми уводами ремесленников в Монголию и Золотую Орду. Вместе с ремесленным населением русского города утрачивали многовековой производственный опыт: мастера уносили с собой свои профессиональные секреты. Надолго исчезают сложные ремесла, их возрождение началось лишь спустя 15 лет. Навсегда исчезло древнее мастерство переодчатой эмальной черни, полихромной поливной строительной эмали. Беднее стал внешний вид русских городов. Качество строительства в последствии также сильно понизилось. Не менее тяжелый урон нанесли завоеватели и русской деревне, сельским монастырям Руси, где жило большинство населения страны. Крестьян грабили все: и ордынские чиновники, многочисленные ханские послы, и просто разбойничьи шайки. Страшным был ущерб, нанесенный монголо-татарами крестьянскому хозяйству. В войне погибали жилища и хозяйственные постройки. Рабочий скот захватывался и угонялся в Орду. Ордынские грабители часто выгребали из амбаров весь урожай. Русские крестьяне - пленные были важной статей "экспорта" из Золотой Орды на Восток. Разорение "глады" и "моры" постоянная угроза рабства - вот, что принесли завоеватели русской деревне. Ущерб, нанесенный народному хозяйству Руси монголо-татарским и завоевателями, не ограничивался опустошительными грабежами во время набегов. После установления ига огромные ценности уходили из страны в виде "ани" и "запросов". Постоянная утечка серебра и других металлов имела тяжелые последствия для хозяйства. Серебра не хватало для торговли, наблюдался даже "серебряный голод".

Монголо-татарские завоевания привело  к значительному ухудшению международного положения русских княжеств. Древние  торговые и культурные связи с соседними государствами были насильственно разорваны. Так, например литовские феодалы использовали ослабление Руси для грабительских набегов. Усилили наступление на Русские - земли и немецкие феодалы. Русью был утрачиваемый путь к Балтийскому морю, также были нарушены древние связи русских княжеств с Византии, пришла в упадок торговля. Нашествие нанесло сильный разрушительный удар культуре русских княжеств. В огне монголо-татарских нашествий погибли многочисленные памятники, иконописи и архитектуры.

 

 

11

Монголо-татарское нашествие и  установление тяжелого золотоордынского ига нанесли страшный удар по культуре Руси, задержав ее дальнейшее поступательное развитие и положив начало ее отставанию от развития культуры передовых западноевропейских стран.

Было уничтожено много материальных и духовных ценностей, среди которых могли быть памятники, близкие по своей художественной значимости «Слову о полку Игореве» и храму Покрова на Нерли.

Исчезли навсегда или были утрачены на столетия некоторые виды ремесла, ремесленных технологических приемов, уровень ремесленного и художественного мастерства резко снизился. На полстолетия прекратилось каменное строительство. Надолго прекратилось и замечательное искусство белокаменной резьбы. Прекращение каменного строительства приостановило развитие фресковой живописи. В связи с этим возросла роль станковой иконописи, но иконы конца XIII — начала XIV в. в своем большинстве отличались примитивностью рисунка, бедностью цветового решения. Тяжелый удар был нанесен основе развития духовной культуры — письменности. Во время нашествия и в последующих грабительских вторжениях монголо-татар погибло огромное количество книг.

 В первое столетие после  нашествия усилия русского народа  были направлены на восстановление разрушенного хозяйства и сохранение уцелевших от гибели культурных ценностей. Церковный собор во Владимире (1274 г.) выносит постановление о сборе уцелевших от гибели рукописных книг. Важную роль в сохранении культурного наследства сыграли Новгород, Псков и ряд западнорусских городов, не испытавших непосредственно татаро-монгольского погрома. В них сохранялись и продолжались традиции древнерусской письменности,   архитектуры   и живописи.

 Со второй половины XIV в. в русских землях начался культурный подъем, опиравшийся на восстановление хозяйства и дальнейшее экономическое развитие страны, на первые успехи в освободительной борьбе и объединительном процессе. Общее направление и основное содержание развития культуры Руси в XIV — XV вв. определялось задачами объединительного процесса и освободительной борьбы, объединявшими усилия всех прогрессивных сил страны.

Летописание

 Среди жанров русской литературы  ведущую роль продолжало сохранять  летописание, находившееся в руках феодальных кругов. После временного упадка, вызванного нашествием, летописание возобновляется во всех крупнейших политических центрах Руси. В областном летописании находила отражение борьба между объединительными и сепаратистскими тенденциями. Тенденциозное освещение событий в других землях соединялось в нем с патриотической темой исторического единства Русской земли и ее борьбы за свою независимость, что подчеркивалось традицией начинать летописное повествование с «Повести временных лет».

 

12

 Со второй половины XIV в. наибольшее  значение приобретает московское  летописание, последовательно проводившее  идею общерусского единства, идею  исторической миссии Москвы в  государственно-политическом объединении Руси как наследницы Киева и Владимира. В составленных в 1392 и 1408 гг.в Москве летописных сводах, носивших уже общерусский характер, обосновывались непрерывность великого княжения московских князей и их исторические права на главенство в объединительном процессе. В середине XV в. в Москве был создан первый русский «Хронограф» — краткая всемирная история с включением в нее сведений из русской истории.

Устное творчество и литература

 Ведущей темой в устном  народном творчестве и литературе  стала тема борьбы с монголо-татарами, борьбы за государственно-политическое  единство страны. Одним из приемов разработки этой патриотической темы было обращение к героическому прошлому могучей Киевской державы. Древний цикл былин о киевских богатырях перерабатывается и дополняется новыми, в которых главными врагами Руси выступают уже не печенеги и половцы, а монголо-татары, ханы Золотой Орды. Особый цикл былин сложился в Новгороде, в которых прославлялись богатство и могущество «вольного» города, свободолюбие и мужество новгородцев в защите своего города, находила отражение напряженная классовая и внутриполитическая борьба (былины о Садко Сытиниче, о Василии Буслаеве и др.). В XIV — XV вв. складывается жанр народных поэтических и исторических песен, в которых воспевались героические подвиги русских людей в защите своей земли, их преданность отчизне, давалась народная оценка отдельным историческим событиям и лицам. Многие из этих песен в переработанном виде вошли в состав летописных текстов и литературных сборников, легли в основу оригинальных литературных произведений. Таковы историческая песня о Щелкане Дудентьевиче, повествовавшая о народном восстании в Твери в 1327 г., повесть о битве на Калке, поэтические повести о рязанской княгине Евпраксии, о девушках-полонянках, «Сказание о граде Китеже», эпические дружинные воинские повести о разорении Батыем Рязани, об обороне Владимира и Киева, о легендарных русских богатырях Евпатии Коловрате, Меркурии Смоленском и Сухмане. В традициях народных «плачей» было написано «Слово о погибели Русской земли», прославлявшее и величие Русской земли, и могущество ее князей накануне нашествия. В летописных повестях нашли отражение почти все наиболее памятные для народа эпизоды борьбы с монголо-татарами вXIV — XV вв. (борьба с Мамаем, взятие и сожжение Москвы Тохтамышем, приход на Русь Тимура, Едигея и др.). В жанре «житий» создаются повести о князьях, прославившихся в борьбе с захватчиками (о псковском князе Довмонте, о жизни и воинских подвигах Александра Невского, о гибели в Орде Михаила Ярославича и др.).

Информация о работе Первая волна порабощения Руси (1237–1238). Захват монголо-татарами северо-восточной Руси