Первая волна порабощения Руси (1237–1238). Захват монголо-татарами северо-восточной Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 07:39, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы было рассмотреть причины и условия для формирования монголо-татарского Ига на территории Древней Руси, причины военных успехов монголо-татарского войска, влияние ИГА монголо-татар, на отставание России от остального мира и роль борьбы русского народа за освобождение.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1) 1.1 История образования государства у кочевников ………… .…….….4 1.2 Чингисхан ………………………………………………………………..4 1.3 Порабощение монголами Китая, Сибири, Средней Азии и Кавказа…….5 1.4 Битва на р. Калке (1223). Проявление политики раздробленности во время этой битвы. ……………………………………………………6 2. Первая волна порабощения Руси (1237–1238). Захват монголо-татарами северо-восточной Руси. ……………………………………………………. …. 7 3. Вторая волна порабощения Руси (1240). Захват центральных русских земель и Киева. ………………………………………………. ……. 9 4. Конец захватов и установление на Руси монголо-татарского ига. ……… 9 5. Борьба русского народа против поработителей. ………………………10 6.Культура Руси в XIII–XIV веках. ....................................................11 Заключение…………………………………………………………..…....18 Список использованной литературы ………………………………………....19

Файлы: 1 файл

история.docx

— 259.15 Кб (Скачать файл)

 

 

 

13

 Историческая победа на Куликовом  поле вызвала высокий подъем  народного самосознания, отразившийся во всех отраслях духовной культуры и прежде всего в литературе. В конце XIV в. создается целый цикл летописных повестей и «сказаний» о Куликовской битве, «Сказание о Мамаевом побоище» и патетическая художественная поэма «Задонщина», автор которой (Сосро-ний Рязанец) сознательно построил ее по схеме «Слова о полку Игореве», широко использовав его художественные образы и приемы.

В подъеме русской литературы и искусства, охватившем все русские земли, большое значение имело восстановление и расширение активных культурных связей с европейскими странами и странами Востока.

 Враждебность русской православной  церкви к католическому Западу  препятствовала активному восприятию достижений передовой культуры эпохи Возрождения, начавшейся в ряде западноевропейских стран. Для Руси того времени важное значение приобрели культурные связи с Болгарией и Сербией, оказавшие заметное влияние на русскую литературу и изобразительное искусство. Из южнославянской церковной «житийной» литературы русские книжники восприняли сложную литературно-стилистическую манеру письма, отличавшуюся витиеватой словесной вычурностью («плетение словес»), нарочитой торжественностью и риторичностью как средствами раскрытия возвышенного эмоционального состояния человека, постоянством приемов в характеристике положительных и отрицательных образов. Выдающимися мастерами этого стиля были Епифаний Премудрый автор известных «ЖИТИЙ» Сергия Радонежского и Стефана Пермского, и Пахомий Серб (Логофет).

Живопись своего наивысшего расцвета в конце XIV — первой половине XV в. достигла церковная живопись. В современной литературе русскую культуру этого времени иногда характеризуют как «русское Возрождение», имея в виду возрождение и дальнейшее развитие нарушенных монголо-татарским нашествием лучших традиций культуры древнерусской народности.

 Литературная активность и небывалое по темпам и результатам развития изобразительное искусство на Руси в конце XIV — начале XV в. происходили в условиях высокого патриотического подъема и всей духовной жизни народа после Куликовской битвы, в условиях формирования национального самосознания русского народа, собирания всех его сил в борьбе за государственное единство. В жестких рамках богословских канонов и традиций средневековой церковной живописи русские мастера смогли создать произведения большого общественного значения, отвечавшие политическим задачам Руси и духовным запросам людей того времени. В творчестве Феофана Грека и Андрея Рублева древнерусское изобразительное

искусство достигло своей вершины.

 

 

 

 

14

                                        

                                                

                        Спас из Звенигородского чина, рубеж XIV—XV веков  А.Рублёв

 

На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера национального подъёма 2-й половины XIV — начала XV веков. Творчество Андрея Рублева — высшая точка в развитии древнерусского искусства и одна из вершин мирового искусства. Рублев был непревзойденным мастером лаконичной и в то же время необыкновенно выразительной композиции, удивительного по мягкости и гармоничности живописного колорита. В отличие от экспрессивных, часто полных душевного драматизма образов Феофана Грека, Андрей Рублев стремился соединить в своих художественных образах глубоко индивидуальные черты характера с обобщенным идеалом нравственного совершенства, чистоты и просветленности, передать в иконописных образах тончайшие душевные переживания, добиваясь от каждого образа философского, полного гуманистического содержания обобщения и зрительной наглядности. Созданная Рублевым икона «Троица», наиболее полно раскрывающая его творческие принципы и живописные приемы, принадлежит к самым выдающимся произведениям мирового изобразительного искусства.[Любимов.Л, с 184]

 Особое место в истории  русского средневекового искусства  занимает живопись Новгорода и Пскова, отличавшаяся яркостью красок, динамичностью и выразительностью композиции, стремлением живописцев к созданию более реалистических иконописных образов, в которых легко просматривались черты современников (фрески Волотовской и Мелетовской церквей, икона «Молящиеся новгороды» и др.). В стремлении к реалистич-ности изображения, в известной свободе толкования и восприятия сюжетов церковной живописи отражались демократические черты культуры этих городов, находили отзвук распространенные среди горожан оппозицион-ные официальной церкви еретические движения .

15

 

 

Архитектура

 В XIV — XV вв. продолжалось  развитие местных архитектурных  школ, среди которых все большее значение приобретает московская школа, опиравшаяся на традиции владимиро-суздальского зодчества. Каменное стро-ительство в Москве началось при Иване Калите, заложившем основу соборного ансамбля московского Кремля, строительство которого было завершено при Иване III и Василии III. При Дмитрии Донском в Москве воздвигается первый в Северо-Восточной Руси белокаменный Кремль. С постепенным утверждением за Москвой значения столицы формировавшегося единого Русского государства каменное строительство в ней приобретает национально-государственное значение. Идеологической основой развития московской архитектурной мысли являлась доктрина о Москве как новой столице «всея Руси», унаследовавшей политические заветы Киевской державы и Владимиро-Суздальского княжества времени их наивысшего расцвета и могущества. Московские зодчие производят реставрацию и обновление ряда уникальных памятников владимирского зодчества (соборы во Владимире, Переяславле-Залесском, Юрьеве-Польском и др.).

 Особенности в развитии местных архитектурных школ наиболее наглядно прослеживаются на примере архитектурного строительства в Новгороде в XIV — XV вв. Новые веяния в новгородской архитектуре наиболее ярко сказались в выстроенных в XIV в храмах Федора Стратилата «на Ручью» (1361 г.) и Спаса на Ильине (1374 г.). В отличие от суровых, тяжелых по форме, лишенных каких-либо украшений новгородских храмов XII — XIII вв., эти храмы были легкими по своему внешнему облику, нарядными и торжественными. Это явный результат влияния деревянного зодчества, для которого было характерным стремление к созданию светлых, радостных, «узорочных» сооружений. Но в отличие от московского зодчества, впитывавшего в себя опыт и традиции местных архитектурных школ с целью выработки общенационального архитектурного стиля, новго-родское зодчество в XV в. замкнулось в рамках  своих старых традиций, повторяя в новых сооружениях облик построек XIV и даже XII — XIII вв. Искусственной консервацией старых архитектурных форм и традиций новгородское боярство стремилось подкрепить сепаратистскую идею «исконней» независимости «Господина Великого Новгорода» и его культуры. Это вело к искусственной изоляции новгородской культуры от культуры других русских земель, к застою, а затем и к упадку культурной жизни Новгорода.

 Сложение в эпоху феодальной  раздробленности местных областных  культурных центров и школ создавало разносторонность и разнообразие русской культуры во всех ее областях. Вместе с тем по мере ликвидации политической самостоятельности удельных княжеств за Москвой утверждается не только значение государственно-политического, религиозного и этнического центра формировавшегося Русского государства и великорусской народности, но и значение общенационального культурного центра.

16

В Москве сосредоточиваются лучшие культурные силы страны, деятельность которых формировала самобытную культуру великорусской народности на основе соединения культурного наследия древнерусской народности с лучшими традициями местных культурных центров и достижений культуры других стран и народ

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

Заключение

Таким образом можно сделать  вывод, что ещё до появления монголо-татар в Древняя Русь была ослаблена внутренними раздорами и междоусобицами ,но несмотря на слабую власть у неё сохранялся высокий уровень развития ремёсел, культуры, и пр. Высокоразвитый Китай тоже подвергся разграблению , что говорит не только о недостатках и слабостях Древней Руси, но и общей неготовности развитого Азиатского мира к настолько многочисленным, высоко организованным войскам монголо-татар, которые захватив штурмовые орудия развитого Китая смогли безпрепядственно продвигаться на запад. Двухсотлетнее монголо-татарское Иго откинуло Древнюю Русь в развитии на столетия, как культурном, так и технологическом. Борьба русского народа, восстания хотя и подавляемые, во многом помогли зарождению дальнейших предпосылок для централизации и укрепления государства.

За время нашествий русские  войска хоть и были разбиты , но значительно ослабили противника, тем самым помешав проникновению его на запад, благодаря чему от феодального строя они постепенно стали переходить к капиталистическому, а восстановление связей Руси с государствами запада и юга положили начало её восстановлению.  

 Нашествие также оборвало прогрессивное явление, происходившее в до монгольской Руси, направляемые на ликвидацию феодальной раздробленности и объединению страны, одновременно усиливая княжеские усобицы.

Монголо-татарские  завоевания искусственно задерживали  распространение товарно-денежных отношений, "законсервировав" натуральное хозяйство, Русь, растерзанная завоевателями сохранила феодальное хозяйство.

 Завоевания привело к длительному упадку русского летописания, которое достигло своего рассвета к началу Батыева нашествия ,также упадку ремесел, полному исчезновению некоторых из них, общий упадок культуры. 

 

 

 

                             

 

 

 

 

 

 

18

                                         Список литературы

Каргилов В.В. " Монголо-татарское нашествие на Русь", Москва - 1966г.

Карамзин Н.М. " История государства  Российского", Москва 1991 г.

Кулепов Г.В. " Наше Отечество" Терра-1991г.

Любимов Л. "Искусство древней  Руси" Москва 1986г.

Калашиков И. "Жестокий век" Улан-Удэ 1983г.

Культурология Суперека С.В. 2007 год

                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19


Информация о работе Первая волна порабощения Руси (1237–1238). Захват монголо-татарами северо-восточной Руси