Первобытное общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:44, доклад

Описание работы

Человеческая история началась с появления на планете людей. По данным науки, это произошло в результате длительной эволюции. За несколько миллионов лет наши обезьяноподобные предки в борьбе за существование приобрели черты, отделившие их от животных и сделавшие людьми: абстрактное мышление и речь, способность к изготовлению орудий труда, устойчивые правила взаимопомощи в человеческом коллективе и т.д. Начальные этапы эпохи первобытного общества можно рассматривать как «предысторию», когда жившие на планете сообщества наших предков по многим признакам были больше похожи на животные стаи.

Файлы: 1 файл

Ист 2к.doc

— 147.80 Кб (Скачать файл)

Первобытное общество.

Человеческая история началась с появления на планете людей. По данным науки, это произошло в результате длительной эволюции. За несколько миллионов лет наши обезьяноподобные предки в борьбе за существование приобрели черты, отделившие их от животных и сделавшие людьми: абстрактное мышление и речь, способность к изготовлению орудий труда, устойчивые правила взаимопомощи в человеческом коллективе и т.д. Начальные этапы эпохи первобытного общества можно рассматривать как «предысторию», когда жившие на планете сообщества наших предков по многим признакам были больше похожи на животные стаи.

Далеко не все в современном мире признают эволюционное происхождение людей от общих с обезьянами предков. Однако за последние 150 лет учёные нашли и датировали несколько тысяч костных останков (костей, черепов, целых скелетов) разных существ, живших от 9 до 0,5 млн лет назад и по внешнему виду (осанка, размер и форма головы, кистей рук) занимающих промежуточное положение между современными обезьянами и людьми. Причём чем ближе к нашему времени датированы останки, тем больше в них человеческих черт.

Основные этапы антропогенеза (происхождения человека современного вида) разные учёные определяют примерно одинаково:

 

Виды предков людей

Время существования

Основное описание

Дриопитеки

с 40 млн л.н.

Древесные обезьяны

Австралопи-тековые виды

с 9-5 млн л.н.

Прямоходящие обезьяны, которых жизнь в открытой  саванне,  населённой  хищниками, заставляла планировать свое поведение, предвидеть развитие ситуации

Ногтю паЫИ5 (человек умелый)

с 2,5-2 млн л.н.

Первые люди, появившиеся в Африке, названные «человек умелый», так как в отличие от очень похожих на них австралопитеков изготовляли орудия

Архантропы

с 1,5 млн л.н.

Представлены разными  подвидами -  питекантропы, синантропы и другие; они овладели огнём, строили примитивные жилища и из Африки расселились по Европе и Азии

Палеоантропы (неандертальцы)

с 500 тыс. л.н.

Научились изготавливать разнообразные орудия, одежду, жилища. Широко расселились в Африке, Европе и Азии

Неоантропы (Ногтю $ар1еп$)

с 200-100 тыс. л.н.

Появившись в Африке, расселились по всей планете, вытеснив неандертальцев


 

Научные споры ведутся по вопросам о том, как именно происходил переход от одной стадии к другой, от одних видов к другим. Долгое время предками современных людей считались неандертальцы. Однако в 1996 г. немецкие учёные по костным останкам установили их генетический код и, сверив его с кодом современных людей, обнаружили так много отличий, что пришли к выводу - это не наши прямые предки, а особый подвид человеческого рода.

Не меньше научных дискуссий порождает изучение процесса, шедшего параллельно с антропогенезом, - социогенеза (происхождения общества). Коллективы австралопитеков (прямоходящих обезьян) были ещё обычными животными стадами, стаями, но прообразы будущих человеческих отношений существовали уже в них. Судя по материалам изучения современных обезьян, в каждой стае (около 10-15 особей) существовал вожак, жёнами которого являлись все взрослые самки, воспитывавшие детёнышей. Молодые самцы подчинялись вожаку, пока он был сильнее их. Сообща стая австралопитеков перемещалась по саванне, собирая плоды, нападая на мелких животных, отбиваясь от хищников, иногда используя для этого поднятые с земли камни и палки.

Лишь в результате антропогенеза эти отношения стали приобретать более «человеческий вид», а стая-стадо начала превращаться в общество. «Человек умелый», а за ним и архантропы научились делать то, что было недоступно никому из окружавших их животных: изготовлять орудия, использовать огонь, договариваться о совместной охоте. У них стали развиваться абстрактное мышление и речь - на смену простым сигналам (крикам, гримасам) пришли первые слова. Постепенно накапливался и повторялся от поколения к поколению полезный, но биологически не наследуемый опыт: форма и виды изготавливаемых каменных ножей и скребков, знания о том, какие породы дерева хороши для добывания огня, слова для обозначения вещей, действий, усложнившихся отношений внутри коллектива. Так зарождались такие специфические человеческие отношения, как культура. Увеличившийся размер головного мозга позволял неандертальцам изготавливать более сложные орудия (составные из камня и дерева). Они первыми стали хоронить умерших (на боку, посыпав красной краской). Это позволяет предположить зарождение у них религиозных представлений о душе. Ряд находок, например костяные орудия неандертальцев с повторяющимися насечками, свидетельствуют о зарождении начал искусства.

Человеческие отношения в полном объёме проявились на последней стадии антропогенеза, когда появился вид «Человек разумный». Его представители были объединены уже в полноценные человеческие сообщества - родовые общины, каждая из которых соответствовала следующим признакам:

  • объединение семей, происходящих от одного предка и не вступающих в браки друг с другом;
  • совместное владение территорией и ведение хозяйства (добывание и распределение продуктов);
  • управление общим собранием взрослых и родовыми старейшинами;
  • коллективная передача подрастающему поколению накопленного культурного опыта (знаний и представлений об устройстве мира и способах взаимодействия людей).

2. Этапы развития первобытного общества

В современной исторической науке используются разные периодизации первобытной истории. Раньше преобладала археологическая периодизация:

  • каменный век : палеолит (древний каменный век); мезолит (средний каменный век); неолит (новый каменный век);
  • энеолит
  • бронзовый век
  • железный век.

Сейчас чаще используется синтетическая периодизация первобытной истории, в её основу положено количество полезного продукта, которое в состоянии было произвести общество:

 

Стадия

Главная характеристика

0) стадия «Праобщина» (человеческое   стадо)   -2,5 млн л.н. - 500/45 тыс. л.н.

Предельно малое число добываемых полезных продуктов (минимальный необходимый продукт), высокая зависимость от случайных природных факторов (так же, как у животного стада), часто приводивших к гибели целых сообществ.

1)   стадия    «Раннепер-вобытная   община»   -

500/45 тыс. л.н. - 10 тыс. л.н.

Относительно достаточный объём получаемых полезных продуктов  (необходимый  продукт),  но сохранявшаяся сильная зависимость от смены природных факторов, которые могли привести к гибели или сокращению численности человеческих коллективов.

2)   стадия   «Позднепер-вобытная    община»    -10 тыс. л.н. для  самых развитых коллективов

Переход к земледелию и скотоводству (или высокая специализация охоты и собирательства) обеспечивал относительно стабильный объём получаемых полезных продуктов (не только необходимый, но и иногда - избыточный продукт), позволявший снизить зависимость от случайных природных факторов, делать регулярные запасы, что способствовало количественному росту коллективов.

3) стадия «Разложение первобытного     общества» - 6 тыс. л.н. для самых развитых коллективов

Относительно большой объём получаемых полезных продуктов, позволявших стабильно накапливать запасы (прибавочный продукт) и тратить их не только на поддержание жизнеспособности коллектива, но и на его постоянное развитие (увеличение численности и усложнение отношений).


 

Жизнь человека раннепервобытной общины ледниковой эпохи, современный горожанин оказался бы в весьма нелёгких условиях. Каждый день он проходил в поисках пищи несколько десятков километров в тяжёлой одежде из шкур (тканей нет) и только пешком (нет ни повозок, ни вьючных животных). Надо метко бросать копья, орудовать дубиной, рыхлить землю палкой-копалкой. Раны и ссадины, чтобы не загноились, нужно прижигать огнём (йода и таблеток нет). Мясо добытых животных или собранные растения можно поджарить на костре или испечь в золе, но нельзя сварить (нет огнеупорной посуды). Если повезло и удалось подбить птицу или выкопать съедобный корень, они принадлежат не только тебе - добычу надо разделить с сородичами. Отдыхая вечером у костра, можно расположиться только на шкуре или на плетённом из травы коврике (мебели нет). Болтая с сородичами, надо будет запомнить много слов для обозначения разных видов зверей, птиц, рыб, трав, деревьев, но придётся обходиться без таких неизвестных первобытным людям обобщающих понятий, как «животные», «растения», «Бог», «наука» и т.д. Все числа больше 10 обозначаются просто как «много». В одной общине нельзя убивать и есть лося, так как он, согласно мифам (священным сверхъестественным сказаниям), является тотемом (отцом-прародителем) рода. Зато людей, живущих за «большой рекой», можно и убивать, и даже есть (!), так как они из чужого рода «сыновей Оленя», на которого издревле охотятся «настоящие люди» -члены данной общины. Мужчины и женщины образуют любовные пары, только если они происходят из двух близких соседних родов, но, как правило, через 2-3 года расстаются и сходятся с новыми партнёрами. Детей после 3 лет воспитывает весь род, а в 12-13 лет они проходят обряд посвящения (инициации - испытаний болью, страхом, трудностями) и становятся взрослыми: постоянно ходят на охоту, рожают детей. После 30 лет большинство уже умирает или погибает, а в голодные годы стариков убивают.

Около 100 тыс. лет назад наши предки начали освоение всю планеты - из Африки расселившись по Европе, Азии, Австралии и Америке. Из грубого природного камня кремня они умели делать самые разные орудия, постоянно совершенствуя их. Люди научились сооружать первые дома (шатры из костей и шкур), шить одежду с помощью каменных игл и нитей из жил животных. Они поклонялись духам, жившим в каждом дереве, ручье, звере, и потому без нужды не убивали ничего живого. Они верили в магию (возможность влиять на сверхъестественные силы), но при этом их колдуны-шаманы умели лечить сломанные руки и ноги, накапливали и передавали необходимые сведения о полезных и вредных свойствах растений и животных, что послужило зародышем науки. Они придумали первые песни и танцы (имитирующие движения животных), стены пещер украсили первые рисунки, с невероятной точностью передающие движения животных, на которых они охотились. Так возникло искусство.

Когда 14-12 тыс. лет назад ледник отступил и вымерли служившие добычей крупные звери (мамонты, шерстистые носороги, бизоны, дикие лошади), чтобы охотиться на мелкую дичь, люди изобрели лук и стрелы (мезолит), приручили первое животное - собаку - помощника на охоте.

Около 10 тыс. лет назад (VIII тысячелетие до н.э.) в родовых общинах, живших в Западной Азии, начались изменения, названные учёными «неолитической революцией». Прежде всего, от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) они перешли к производящему хозяйству (земледелию и скотоводству). Долго охотясь на диких коз и баранов, люди всегда хотели иметь запас мяса на случай неудачной охоты. Сначала они стали забирать с собой детёнышей убитых животных, выращивать их и съедать, когда подрастут. Однако если охота была удачной, необходимости съедать выращенных коз и овец не было, и со временем они стали давать потомство в неволе. Так из охоты возникло скотоводство. Теперь нужно было строить загоны, выгонять скот на пастбища, отбирать лучших животных для продолжения рода. Взамен люди получили не только запас мяса и шкур, но и возможность питаться молоком, научились делать простоквашу, сметану, творог, сыр. Одновременно из собирательства родилось земледелие. Уже несколько тысяч лет люди собирали на склонах гор дикорастущую пшеницу, ячмень, чечевицу. Во время приготовления пищи (растирание зёрен между плоскими камнями) часть зёрен падала в землю и со временем прорастала. Это навело людей на мысль о том, что можно не искать растения, а выращивать. Пришлось научиться рыхлить землю, ухаживать за будущим урожаем, но теперь люди перестали зависеть от капризов природы. Отныне наличие еды в большей степени зависело от их труда и в меньшей степени от погоды, ведь люди уже не присваивали продукты, а производили их сами.

Помимо этого переворота, «неолитическая революция» сопровождалась и другими изменениями. Чтобы расчищать лес под поля, потребовались топоры, более прочно насаженные на ручку. Это привело к новой технике обработки камня - сверлению и шлифованию с помощью песка (это и дало название «неолит» - новый каменный век). Палки-копалки и ножи преобразовались в мотыги и серпы с каменными лезвиями. Люди освоили гончарство - научились получать и использовать новый материал -- обожжённую в костре глину (керамику), из которой делали горшки, миски, что позволило варить пищу. Также изобрели ткачество: из волокон растений и шерсти животных научились прясть нитки, ткать и шить тканую одежду, покрывала, мешки и т.п.

Новые технологии и материалы сделали жизнь людей более безопасной и благоустроенной. Меньше детей стало умирать в младенчестве, дольше стали жить взрослые. Родовые общины первых земледельцев-скотоводов выросли в численности в 100 раз (!). Их посёлки, найденные археологами (например, Чатал-Гююк в Малой Азии), напоминали города, резко выделявшиеся на фоне природных пейзажей. Целые лесные массивы выжигали ранние земледельцы, чтобы пепел деревьев стал удобрением для полей. Собранные первобытными скотоводами большие стада овец и коз превратили опушки с кустарниками в вытоптанные луга.

В У1-У тысячелетиях до н.э. из Западной Азии (а позднее и из других центров перехода к земледелию и скотоводству) люди стали расселяться в соседние регионы. Тесня охотников и собирателей, они знакомили их с новыми способами ведения хозяйства и совершенствовали его: приручили коров, вывели более продуктивные, чем в природе, сорта зерновых, культивировали овощи и плодовые деревья. Потомки ранних земледельцев-скотоводов в разных природных условиях стали образовывать разные хозяйственно-культурные типы: оседлые земледельцы-скотоводы (заменили мотыгу плугом, придумали оросительные каналы), пастухи-скотоводы (изобрели дисковое колесо), скотоводы-кочевники (изобрели колесницы, приручили лошадь).

Во время распространения по планете производящего хозяйства в наиболее развитых общинах Западной Азии научились использовать первый металл - медь. Расплавляя в печах медную руду. древние металлурги придавали расплавленному металлу нужную форму - ножа, топора, серпа. Медь была мягким металлом и не могла заменить камень, но опыт её обработки готовил переход человечества к бронзовому, а потом и к железному веку, который произошёл уже после окончания эпохи первобытного мира - в Ш-1 тысячелетиях до н.э.

2. От рода к государству

Там, где люди стали ранними земледельцами-скотоводами (или высокоспециализированными охотниками-собирателями), они перешли на стадию позднепервобытной общины. В постоянном посёлке общины жил теперь не один род, а два и больше связанных друг с другом родов. Несколько посёлков образовывали племя с избираемым вождём. Собственность на землю и труд на ней были ещё во многом коллективными: всей общиной расчищали поля под посевы, рыхлили землю, хранили урожай в общих ямах и т.д. Однако наиболее трудолюбивые и умелые общинники выращивали больше зерна, скота и при разделе получали больше продуктов. Теперь инвентарь, скот, доля урожая считались уже личной собственностью. Обычай требовал делиться с голодающими сородичами, но тот, кто брал без спроса с чужого огорода овощи или колосья, уже, как правило, наказывался за воровство. Мужчина и женщина из разных родов, образующие внутри общины любовную пару, всё чаще вместе рыхлили свой участок поля, ухаживали за скотом, строили собственную постоянную хижину (шалаш, обмазанный глиной каркас, полуземлянку, дом из глиняных кирпичей). Их союз становился прочным и превращался в настоящую семью. которая заботилась о своих детях, стремилась передать им накопленные умения и богатства. Однако старые обычаи всё делить поровну заставляли разбогатевших общинников устраивать для сородичей большие пиры и раздачи из своих запасов мяса, молока, лепёшек, полотнищ тканей. Тот, кто раздавал такие дары, укреплял авторитет в глазах сородичей, его называли «знатным» или «большим человеком», «имя, которого известно на все четыре стороны света». Излишки продуктов (мяса, зерна, тканей) стали постоянно обменивать между общинами (раньше это делали лишь время от времени). Начали зарождаться первые деньги - товары (раковины, скот, редкие камни), которыми исчисляли стоимость всех остальных товаров.

Информация о работе Первобытное общество