Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:44, доклад
Человеческая история началась с появления на планете людей. По данным науки, это произошло в результате длительной эволюции. За несколько миллионов лет наши обезьяноподобные предки в борьбе за существование приобрели черты, отделившие их от животных и сделавшие людьми: абстрактное мышление и речь, способность к изготовлению орудий труда, устойчивые правила взаимопомощи в человеческом коллективе и т.д. Начальные этапы эпохи первобытного общества можно рассматривать как «предысторию», когда жившие на планете сообщества наших предков по многим признакам были больше похожи на животные стаи.
Для этих операций придумали слова, обозначающие числа 10, 100, 1000 и более. Для ведения записей создали пиктографию - рисунчатое письмо, способное передавать сообщения о начале войны, засухе и даже иногда о чувствах влюблённых. Люди постепенно стали замечать своё отличие от животных, отделять себя от природы. Тотемы-прародители понимались уже не как настоящие животные, а как мифические божества, во множестве населяющие мир. По отношению к человеческим занятиям их стали делить на добрых (духи солнца, дождя, плодородия земли) и злых (духи бури, наводнения, болезней). Даже в наскальных рисунках реалистичные изображения животных (интерес к которым упал) сменились условными обозначениями людей и их занятий (две-три черты, круг и т.п.).
В IV тысячелетии до н.э. племена, оказавшиеся в наиболее благоприятных условиях долин великих рек (Нил, Тигр и Евфрат), вступили в стадию разложения первобытного общества. Пашенное земледелие в сочетании с системой ирригации (осушения и орошения полей), тёплым климатом и развитым ремеслом стало давать регулярный прибавочный продукт (то, что оставалось и накапливалось после удовлетворения всех основных потребностей). Ведущие занятия (пахота, металлургическое и гончарное ремесло, торговля и война) были в основном мужскими, и мужчины стали главами в семьях и родах, а женщины заняли подчинённую роль. Все накапливаемые богатства оставались в частной собственности мужчин - глав семей, которые могли её продавать, наследовать. Некоторые из них быстро богатели и уже не раздаривали добро, как раньше, а давали в долг другим общинникам. Одни становились богатыми, другие бедными зависимыми работниками (отрабатывающими долг), а некоторые и вовсе рабами. Внутри посёлков родовые общины разделились на большие патриархальные семьи (объединения нескольких парных семей во главе со старшим мужчиной - патриархом!. Некоторые из них жили в больших домах, разделённых перегородками на семейные очаги. Родовые связи уже были менее значимы, чем жизнь по соседству с представителями других родов. Поэтому патриархальные семьи объединялись в первобытные соседские общины. Для защиты от соседей, стремившихся разграбить накопленное имущество общины, они создавали не только племена, но и союзы племён. Их вожди всё чаще не выбирались, а передавали свои должности от отца к сыну. Найденные археологами захоронения вождей сильно отличаются от могил простых общинников. Для них возводили большие каменные склепы (монументальная архитектура), в могилу клали множество золотых и серебряных украшений, оружие. Всё это свидетельствует о начавшемся социальном расслоении (знать, простые общинники, рабы). Иерархия в обществе отразилась и в иерархии духов и богов, к которым добавились боги войны.
Для управления и защиты большой территории союза племён вожди помимо племенного ополчения стали набирать постоянную дружину воинов (будущие чиновники и армия), случайные подарки общин вождю превращались в постоянную дань (налоги). Родовые обычаи сменились судебными решениями вождя, из которых рождались законы (право). Так возникали государства. Рисунчатое письмо было преобразовано в иероглифическую письменностъ, которая использовалась для нужд ведения хозяйства и записи решений вождя. Крупные посёлки, где жили вождь и знать, где сосредотачивались ремесло и торговля, стали центрами власти и хозяйственной жизни -городами. Так общины поднимались на новую ступень развития _ ступень цивилизации.
В одних местах этот процесс шёл быстрее, в других медленнее. Археологи фиксируют это по принятому в данной местности в данное время типу домов (на большую или малую семью), по различиям в погребениях (оформление знати), выделяя на разных территориях разные археологические культуры - группы относительно синхронных памятников (остатки поселений, погребений и т.д.) со сходным инвентарём (форма орудий, орнамент на посуде и т.д.). Племена, оставлявшие археологические культуры с явными признаками социального расслоения, зарождения государственности, начинали объединяться в народы-этносы. В науке так называют устойчивые общности людей, осознающих своё отличие от других, обозначающих его в самоназвании и, как правило, обладающих единством языка, социально-территориальной организации, материальной и духовной культуры. Формирование первых цивилизаций шло на фоне расселения народов и племён, военных конфликтов и культурных контактов между ними.